Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1775

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2008 г. в состав миротворческой миссии ООН в Судане (UNMIS) входили два индийских батальона и вертолетная эскад­рилья, которые вместе с индийскими полицейскими и военными наблюдателями составляли почти треть от примерно 10-тысячно­го контингента ООН в этой стране. В начале 2006 г. миссию воз­главил генерал-лейтенант Джасбир Сингх Лиддер, служивший ранее в качестве руководителя штаба миротворческой миссии ООН в Мозамбике. Усилия миротворцев в этой стране, в которых важную роль сыграли именно индийские военные, заслужили одобрение ООН и Совета Безопасности. Д.С.Лиддер назвал каче­ства, позволяющие индийским миротворцам в Африке успешно выполнять свои задачи. «Большая часть наших солдат, – отмечал он, – воспитаны в условиях, аналогичных африканским. Индия традиционно имеет тесные связи с Африкой. Индийские солдаты имеют опыт участия в конфликтах низкой интенсивности и це­нятся за профессионализм и гуманный подход»294.

На сегодняшний день в составе 12 тыс. полицейских ООН 9% женщин. Самое большое количество женщин-полицейских в состав миротворческих сил ООН направили 10 стран; в их числе – две страны-члена БРИКС – Индия и ЮАР. Под флагом ООН в Либерии, в частности, служат три индийских полицейских отря­да, состоящие исключительно из женщин295. Первоначально груп­па женщин-полицейских насчитывала 134 человека, которые в феврале 2008 г. были заменены новым соединением в количестве 103 полицейских, вновь состоящим из женщин. Задачей женщин-полицейских является патрулирование улиц, быстрое реагирова­ние на возникновение беспорядков, а также защита сотрудников и собственности миротворческой миссии. Одним из последствий 14-летней гражданской войны в Либерии стал высокий уровень насилия в стране. В этой связи советник миссии ООН по гендер­ным вопросам Джоанна Фостер высоко оценила роль женского полицейского подразделения из Индии. Само его присутствие, полагает она, помогает местным женщинам смелее заявлять в по­лицию о случаях преступлений, что может способствовать сни­жению уровня насилия в Либерии296.

В последние годы миротворчество становится все более важ­ным компонентом бразильской внешней политики. Бразилия ак­тивно участвует в миротворческих операциях и предоставляет во­енный персонал для миссий в Африке, что отчасти обусловлено ее заинтересованностью в получении места постоянного члена в Совете Безопасности ООН. Как пишет Моника Херц из Католи­ческого университета Рио-де-Жанейро, «бразильская элита счита­ет миротворчество частью цены, которую нужно платить за то, чтобы быть в числе стран, которые устанавливают правила игры»297. С 1948 г. Бразилия участвовала более чем в 30 операци­ях по поддержанию мира, где в общей сложности были заняты более 17 тыс. человек. Бразильцы входили в состав Миссии на­блюдателей ООН в Конго, Анголе, Мозамбике, Либерии, Уганде, Судане, были задействованы в операциях в Анголе, Мозамбике.


На июнь 2010 г. Бразилия направила для участия в миротвор­ческих операциях ООН персонал в количестве 2.254 человека, в том числе, 12 полицейских, 47 военных и 2.195 солдат. При этом бразильские миротворцы принимали участие в деятельности 5 миротворческих миссий в Африке: в Западной Сахаре, в ЦАР и ЧАД, в Либерии, в Судане, в операции ООН в Республике Кот-д’Ивуар298. По состоянию на июнь 2011 г. в миротворческих операциях ООН в мире участвовали 2239 бразильских военных экспертов и полицейских, из них 2185 – на Гаити, 51 – в других семи миссиях ООН, в том числе, в Западной Сахаре (MINURSO), в Либерии (UNMIL), в Кот-д’Ивуаре (UNOCI).

Россия никогда не принимала участия в операциях по прину­ждению к миру, но не отказывается от участия в операциях по поддержанию мира. Дело в том, что эти операции кардинально отличаются по своим параметрам: в первом случае миротворцы вводятся в зону конфликта вопреки желанию враждующих сто­рон и заставляют участников конфликта прекратить вооруженные столкновения. Во втором случае они вводятся в эту зону по просьбе конфликтующих сторон и с их согласия. Если одна из сторон возражает против присутствия «голубых касок», операция не проводится. Участвуя в ОПМ, Россия во всех случаях действо­вала с согласия обеих конфликтующих сторон и по решению СБ ООН.

Россия содействует миротворчеству, предоставляя военных наблюдателей и полицейский персонал для континентов ОПМ. Уже в 1991 г. российские наблюдатели были направлены в Запад­ную Сахару, в 1992 г. – в Мозамбик, в 1994 г. – в Руанду, в 1995 г. – в Анголу.

23 июня 1995 г. был издан Федеральный закон 393-Ф3 «О по­рядке предоставления Российской Федерацией военного и гра­жданского персонала для участия в деятельности по поддержа­нию или восстановлению международного мира и безопасности», ставший правовым основанием участия российского персонала в миротворческих операциях ООН299.

Правительство РФ не раз оказывало помощь жертвам афри­канских конфликтов. Так, в декабре 2009 г. им было принято ре­шение об оказании срочной гуманитарной медицинской помощи на сумму 1 млн долл. США населению Сомали по линии МЧС России в связи с критической ситуацией, сложившейся в стране в сфере здравоохранения в результате многолетнего вооруженного конфликта300.

В декабре 2011 г. сообщалось, что Министерство обороны РФ планирует сформировать несколько полевых госпиталей на базе медицинских отрядов особого назначения для участия в миро­творческих миссиях ООН. При этом один такой отряд готовится к отправке для выполнения миссии ООН в Африке301.

Российские представители задействованы практически во всех миротворческих операциях ООН на континенте. Они принимали активное участие в урегулировании ангольского конфликта, дей­ствуя в рамках как Совета Безопасности ООН, так и «тройки» на­блюдателей (Россия, США, Португалия) за осуществлением дого­воренностей. Помимо наблюдателей, в Анголе находились рос­сийские военнослужащие: 158 человек принимали участие в про­цессах урегулирования; в Анголу были также направлены 7 со­трудников гражданского полицейского персонала. В 1996 г. рос­сийские миротворцы были направлены в Сьерра-Леоне. В разгар гражданской войны в стране был развернут наиболее крупный российский контингент численностью 122 человека. По контрак­там с Секретариатом ООН для перевозки персонала миссии рабо­тали четыре транспортных вертолета с российскими экипажами в составе 47 человек.


В 1999 г. Россия приняла участие в Миссии ООН в ДРК; российские миротворцы вошли в состав многонацио­нальных миротворческих сил ООН в Либерии. В 2000 г. Россия направила своих военных наблюдателей в состав Миссии ООН в Эфиопии и Эритрее. По контракту с ООН в зоне конфликта рабо­тал вертолетный отряд авиакомпании «Тюменьавиатранс». 25 российских военных наблюдателей были направлены в Западную Сахару; 4 военных наблюдателя вошли в состав созданной в 2004 г. миссии ООН в Кот-д’Ивуаре. РФ приняла участие в операции ООН в Бурунди, санкционированной СБ ООН в 2004 г., где ее представили 8 военных наблюдателей.

В декабре 2005 г. Совет Федерации по предложению прези­дента РФ принял решение направить российское воинское подразделение в состав миротворческой Миссии ООН в Судане, учрежденной СБ ООН в соответствии с резолюцией № 1590 от 24 марта 2005 г. В конце 2005 г. в составе миссии уже несли службу 10 российских военных наблюдателей и 14 офицеров гра­жданской полиции. На основании Указа Президента РФ от 7 февраля 2006 г., начиная с 24.04.2006 г., в Судан была направлена передовая группу Министерства обороны РФ для подготовки развертывания российской авиагруппы в составе миссии ООН в Судане. Затем в Судан были направлены 4 транспортно-боевых вертолёта с воинскими формированиями, штатным вооружением, боеприпасами, военной техникой для выполнения вертолётной поддержки сил быстрого реагирования, проведения медико-эвакуационных мероприятий, ведения воздушных наблюдений, поисково-спасательных операций, доставки имущества и персонала ООН. В 2006 г. в составе Миссии ООН в Судане находились 34 российских офицера (военные наблюдатели и офицеры гражданской полиции), в составе авиагруппы – 133 военных302. На 2011 г. в составе миссии ООН в Судане действовали 142 российских военнослужащих с 8 транспортно-боевыми вертолетами Ми-8МТВ и 21 единицей автомобильной и специальной техники; при этом предполагалось перевести авиагруппу в учрежденную в июле 2011 г. Миссию ООН в Южном Судане 303.

В 2008 г. Россия и ЕС подписали соглашение об участии рос­сийского контингента в миротворческой операции ЕС в Респуб­лике Чад и Центрально-Африканской Республике. Подписи под документом поставили представитель России при ЕС В.Чижов и представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. В.Чижов отметил в этой связи, что Россия впервые будет взаимодействовать по военной линии с Евросоюзом. В состав контингента вошли 200 военнослужащих, четыре транспортных вертолета МИ-8МТ со штатным вооружением, боеприпасами, во­енной техникой304.

На 2011 г. российские военные наблюдатели и сотрудники по­лиции работали в миротворческих операциях ООН в ДР Конго (31 человек), Западной Сахаре (17 человек), Либерии (15 человек), Кот-д’Ивуаре (12 человек)305.

Российских полицейских и военных миротворцев выгодно от­личает языковая подготовка, профессионализм. «Я видел наших миротворцев в деле и в Западной Сахаре, и на юге Судана,– ска­зал специальный представитель президента России по Судану Михаил Маргелов. – Могу сказать, что это высокопрофессиональ­ные специалисты, которые хорошо справляются с решением своих задач»306. Блестящую характеристику со стороны ООН получили, в частности, российские миротворцы в Сьерра-Леоне, где основу миротворческого контингента составила авиационная группировка. Учитывая успешный ход миротворческой операции, ООН выступила с предложением создать аналогичную группировку для проведения операции в Демократической Республике Конго307. Высокую оценку российским миротворцам в Африке дал 22 апреля 2011 г. Генеральный секретарь ООН Пан Гимун, заявивший, что Россия играет особую роль в решении острых мировых конфликтов308.


Активизация миротворческих усилий ЮАР началась при пра­вительстве Т.Мбеки. В 2006 г. была озвучена программа «Виде­ние южноафриканской армии», в которой была предпринята по­пытка превратить южноафриканских военных в профессиональ­ную, эффективную, хорошо оснащенную и обученную силу, способную быстро развернуться в нужном месте309. В 2009 г. ми­нистр обороны и ветеран Л.Сисулу назвал в числе проблем, стоя­щих перед ЮАР в этой сфере, с одной стороны, растущую роль страны в миротворчестве, а с другой, слабость военной инфра­структуры, отток квалифицированных кадров310. В 2010 г. сооб­щалось, что на брифинге на военной базе члены южноафри­канского парламентского комитета услышали, что более полови­ны южноафриканских солдат инфицированы; многие солдаты и обслуживающий персонал слишком стары для активной деятель­ности; оборудование устарело, военное обучение поставлено пло­хо, в частности, резервисты не проходили обучение с 1996 г. и т.д.311

Тем не менее, с 2000 г. Южная Африка – главный из афри­канских стран вкладчик в миротворческие миссии ООН и АС: ее войска были направлены в несколько конфликтных зон, включая ДРК, Бурунди, Судан (Дарфур). В миротворческих миссиях ООН и АС участвовали свыще 1000 южноафриканских солдат.

Новое явление в военных операциях стран БРИКС – участие с 2009 г. в антипиратских рейдах в Аденском заливе. Впервые в ис­тории Китая в 2009 г. 13 кораблей ВМС Народно-освободитель­ной армии Китая (НОАК) различных классов в составе пяти тактических групп начали патрулирование побережья Сомали и отразили за год 16 попыток захвата пиратами 23 судов312. Вопросы размещения китайских кораблей координируются с западными и африканскими партнерами. Сам Китай подчеркивает готовность взять на себя в ХХI веке «новую историческую миссию» борьбы с пиратством, ставшим бедствием для кораблей в водах Индийского океана и Аденского залива. Ху Цзиньтао призвал НОАК выполнить эту миссию, что отвечает интересу китайских военных к расширению «небоевой» деятельности, к «военным операциям, иным, чем война», таким, в частности, как борьба с пиратством, ответы на гуманитарные кризисы и катастрофы, как в Китае, так и за рубежом.

Индия, имеющая интересы в Индийском океане, также не остается безучастной к деятельности пиратов. Индийские мор­ские суда регулярно посещают регион и участвуют в антипират­ских рейдах в Аденском заливе313.

Участие в борьбе с пиратами принимает и Россия. РФ входит в контактную группу по борьбе с пиратством и направляет свои ко­рабли для патрулирования в Красном море, Аденском заливе.

Проблеме миротворческих операций страны БРИКС уделяют растущее внимание. В июне 2007 г. НОАК организовала первое совещание по вопросам миротворчества с целью обсуждения направлений деятельности, улучшения организации, обучения и ротации китайских участников миротворческих операций. На со­вещании присутствовали представители Министерства иностран­ных дел, Министерства финансов, Министерства общественной безопасности.


В 2008 г. в Китае был открыт учебный центр подготовки гра­жданских полицейских для участия в миротворческих операциях; в 2009 г. – новый учебный центр для оказания помощи в коорди­нации миротворческой деятельности ООН. В марте 2010 г. в Пе­кине состоялось открытие совместной китайско-африканской ис­следовательской программы и конференции по миру и развитию в Африке, организованной МИДом КНР и Китайской Академией общественных наук. Исследовательская программа была начата в рамках Форума китайско-африканского сотрудничества ФОКАК (FOCAC) – 2009314. В январе 2011 г. в Пекине был официально за­регистрирован в качестве общественной организации Китайский фонд мира и развития (CFPD). Миссия фонда – «поддерживать обмены и сотрудничество между китайскими и иностранными негосударственными организациями, организовывать международные благотворительные акции и способствовать миру, развитию и всеобщему процветанию»315.

Индия также принимает активное участие в усилиях ООН по укреплению институциональных основ международного миро­творчества. В стране проводятся международные семинары по теории и практике миротворчества, в нескольких из них приняли участие представители африканских государств316. В Дели дей­ствует Центр ООН по миротворчеству. В 2005 г. обучение в Цен­тре прошли 160 иностранных офицеров; правительство Индии финансировало обучение представителей ряда развивающихся стран. Индийцы обучают военному делу африканцев в целом ряде стран континента, включая Ботсвану, Замбию Лесото, Сей­шельские острова317.

Бразилия открыла в 2005 г. близ Рио-де-Жанейро Центр по подготовке миротворцев. С тех пор в Центре прошли обучение более 15 тыс. военнослужащих, из них 2300 находятся на дей­ствительной военной службе. Все они являются добровольцами, успешно прошедшими сложную программу обучения318.

В настоящее время подготовка российских военных наблюда­телей ООН осуществляется в Военном учебно-научном центре сухопутных войск «Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации» (г. Наро-Фоминск, Московская область). На базе 56-го инженерно-саперного полка 2-й армии Центрально­го военного округа предусмотрено формирование отдельной инженерно-саперной роты численностью 121 военнослужащий319. В последнее время возрастает роль гражданских компонентов операций, в том числе полицейских миротворцев, чья задача – не только предотвратить возобновление боевых действий, но и со­здать условия для мирной жизни, обеспечить законность и право­порядок, соблюдение прав человека. С мая 2000 г. на базе Все­российского Института повышения квалификации (ВИПК) МВД России действует Центр подготовки миротворцев ООН в подмо­сковном Домодедово, осуществляющий обучение групп кандида­тов в миротворческие миссии (ежеквартально – 50–60 человек)320. Центр получил признание ООН и был удостоен в 2008 г. международного сертификата321.