ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1817
Скачиваний: 4
Несомненно, что в Танзании из всех государств БРИКС проникновение Китая наиболее глубоко, ощущается практически во всех сферах экономики и общественной жизни, и о его активности танзанийцам известно лучше всего. Гораздо хуже осведомлены они о действиях в Танзании Южной Африки и Бразилии, еще меньший процент опрошенных смог сообщить что-то о программах и проектах, реализуемых в их стране Индией (несмотря на существование в ней экономически весьма активной индийской диаспоры), и уж совсем мало собеседников упоминало Россию. И это притом, что в действительности ЮАР, Бразилия и Индия в лице государственных и частных компаний различного рода уже внедрились в танзанийскую экономику и продолжают увеличивать свою роль в ней.
Некоторые респонденты справедливо обращали внимание на то, что на данный момент сплоченность членов БРИКС невелика, и делать выводы о перспективах в Танзании БРИКС именно как целого, как международной организации преждевременно. Тем не менее, страны БРИКС привлекают к себе внимание танзанийских политиков, журналистов, ученых, гражданских активистов как потенциально наилучший партнер в решении задачи развития страны. Так считает 65% опрошенных нами образованных танзанийцев (тогда как остальные 35% предпочли бы и дальше в большей мере полагаться на сотрудничество с Западом). Оценка африканцами, в том числе танзанийцами, того или иного государства-контрагента решающим образом зависит от того, насколько его действия на континенте представляются им по-настоящему взаимовыгодным сотрудничеством, а насколько – стремлением к извлечению под его видом исключительно выгоды для себя. Обычно респонденты выражают эту мысль через утверждение, что важнейший фактор для определения их отношения к той или иной стране – то, какими условиями она обставляет свою помощь Танзании. Поэтому многие из них основывают свое мнение о предпочтительности тесных связей с БРИКС на убежденности в том, что все члены БРИКС разделяют «мягкий» – не эксплуататорский – подход к Африке, в основе которого – не только преследование собственных интересов, но и искреннее желание помочь народам континента. Разумеется, все понимают, что «новые игроки» также желают иметь доступ к его природным богатствам, получать геополитические преимущества и т.д., однако, в частности, политики в своих интервью нам отмечают, что, в противоположность государствам Запада, страны БРИКС не обуславливают свою помощь Танзании таким множеством условий, подрывающих ее реальную независимость. Поэтому государства БРИКС часто видятся танзанийцам на самом деле готовыми способствовать развитию других стран и сочувствующими бедным.
Рядовые граждане ценят обилие и дешевизну, в сравнении с западными, товаров, поступающих из стран БРИКС, особенно из Китая (тогда как образованные респонденты обращают внимание на дешевизну по сравнению с западными китайских технологий). Вопрос же качества товаров для простых людей менее важен, и их запросы в этом отношении не особенно высоки. Но, как показало наше исследование 2011 г. взглядов простых, далеких от политики танзанийцев, треть из них предпочитает Китай другим донорам, в том числе потому, что также полагает, что он в меньшей степени, чем страны Запада обуславливает свою помощь невыгодными Танзании и ее жителям требованиями593.
Еще один фактор, определяющий предпочтение большинством участников опроса БРИКС Западу, является их вера в то, что незападные страны исповедуют «культурно-релятивистский подход к развитию». Иначе говоря, многие наши собеседники убеждены, что незападные партнеры не станут заставлять Танзанию слепо и бездумно внедрять определенные – их собственные – экономические и социальные модели, как то делают представители западного мира, не испытывающие сомнений в универсальной применимости и абсолютной ценности экономических и политических первооснов своей цивилизации. Страны БРИКС же, как доказавшие собственными примерами возможность основывать социально-экономический прогресс на незападных принципах, по их мнению, и в Танзании будут исходить из идеи своеобразия каждой страны, т.е. предлагать проекты развития, учитывающие ее специфику, а потому потенциально наиболее эффективные и могущие инкорпорировать действительно ценные элементы устройства западного гражданского общества.
В последнее время все больше внимания БРИКС уделяют танзанийские СМИ. Например, пресса и телевидение подробно освещали IV саммит БРИКС (28–29 марта 2012 г., Нью-Дели) и, в частности, состоявшееся в его рамках обсуждение вопроса о создании Банка БРИКС – первого единого института этого объединения, к тому же призванного финансировать проекты, направленные на развитие стран третьего мира. Показательно, что в отчетах о саммите, появившихся в танзанийских СМИ (но, как обычно, следовавших зарубежным источникам информации; в данном случае – Агентству Франс-пресс), БРИКС характеризовался как «ключевой незападный альянс, стремящийся к расширению своего влияния»594. 30 марта 2012 г. тот же текст Агентства Франс-пресс был зачитан и по танзанийскому частному Радио фри Эфрика, при этом в комментарии местного обозревателя были особо отмечены направленность инициативы глав государств БРИКС на помощь развивающимся странам и открывающаяся в связи с ней перед последними перспектива получения помощи на «мягких», т.е. не на грабительских и ограничивающих национальный суверенитет, условиях. Опрос, проводившийся нами вскоре после саммита, показал, что большинство собеседников (75%) больше доверяли бы Банку БРИКС, чем Всемирному банку. Остальные 25% респондентов или предпочли бы прозападный Всемирный банк, или заявили, что не увидели бы разницы между двумя банками, поскольку, по словам одного из них, «все, кто приходит в Африку, и в том числе БРИКС, надевают на себя овечьи шкуры, но на самом деле являются волками».
Таким образом, местные СМИ способствуют позитивному восприятию БРИКС обращающимися к ним танзанийцами, а большинство наших респондентов ожидает от создания БРИКС дальнейшего укрепления подлинно взаимовыгодных связей их страны с составившими это объединение государствами на фоне нарастающей активности почти каждого из них в отдельности (прежде всего Китая). Более того, очевидно, что страны БРИКС не просто утверждаются в Африке, и в том числе в Танзании, но своим усиливающимся присутствием на континенте начинают влиять на формат отношений африканских стран с государствами Запада и контролируемыми ими международными организациями. Поэтому некоторые собеседники даже высказывали мысль о том, что утверждение БРИКС не просто заставит западные державы воспринять новый альянс как серьезного соперника в борьбе за влияние в третьем мире – нежелание стран БРИКС координировать свои действия в Танзании с западными донорами уже вызывает опасения последних595. Респонденты выражали надежду на то, что усиление БРИКС заставит Запад пересмотреть свой подход к развивающимся странам и перейти от завуалированной эксплуатации к настоящему сотрудничеству с ними.
В то же время примечательно, что некоторые высокообразованные и находящиеся в курсе дела респонденты (экономисты, политологи, журналисты и т.п.) из числа отдающих приоритет БРИКС перед Западом, тем не менее, подчеркивают, что Танзания не должна рвать связи с традиционными, в основном европейскими и американскими, донорами. То есть речь, по их мнению, не следует вести о необходимости вытеснения Запада из их страны и замены его БРИКС. Оптимальным вариантом им видится дополнение старых игроков новыми при большей опоре на последних. Напрашивается, на наш взгляд, вполне уместная аналогия с ситуацией времен холодной войны, когда, по признанию многих африканцев, их странам было выгодно маневрировать между двумя блоками в поисках помощи596. Другой вопрос, что в прежние времена речь шла о блоках, прежде всего, политических, а теперь – преимущественно экономических.
У этих же респондентов разделяемый многими, в том числе ими, энтузиазм по поводу перспектив сотрудничества Танзании с Китаем все же сочетается с определенными опасениями. Китай представляется им страной, реализующей на их родине много полезных проектов, поставляющей много нужных и доступных товаров, но все же чрезмерно сосредоточенной на собственных интересах, на извлечении выгод для Китая в ущерб идее бескорыстной помощи народам Африки. Отметим, что такое отношение к Китаю и его африканской политике высокообразованные и информированные респонденты высказывали и ранее, в частности, в ходе исследования, проводившегося одним из авторов данной главы во второй половине 2000-х гг., причем не только в Танзании, но и в других странах континента, например, в Нигерии и Бенине597. Часть респондентов обращает внимание и на то, что торговая экспансия Китая препятствует развитию национальной экономики, т.к. Танзания заваливается дешевыми товарами, которые она могла бы производить сама. Неоднозначно воспринимается и интенсивное формирование китайской диаспоры. Но все же и эти люди не приравнивают Китай к странам Запада, веря, что, в отличие от европейцев и американцев, думающих только о своей выгоде, китайцы действительно хотят не только богатеть за счет Африки, но и видеть, как благодаря их помощи государства континента устойчиво развиваются (и превращаются в надежный и еще более емкий рынок сбыта китайских товаров). Задачу же своего государства в этой ситуации они видят в проведении политики, направленной на обеспечение взаимовыгодности сотрудничества, на использование положения, при котором, по их убеждению, Китаю выгодно способствовать развитию Африки, в том числе Танзании. Любопытно, что и в сознании простых танзанийцев, опрашивавшихся нами в 2011 г., образ китайцев оказался, хоть и более положительным, но все же отчасти схожим с образом представителей Запада: они также видятся людьми агрессивными, пусть и трудолюбивыми, предприимчивыми598.
Итак, специально проведенные в 2012 г. опрос и анализ СМИ, а также привлечение результатов целого ряда наших предыдущих исследований и научной литературы, отражающей результаты работы коллег, позволяют утверждать, что в основе находящегося в процессе формирования образа БРИКС в Танзании лежит представление о нем как естественном противовесе Западу, опора на который при одновременном маневрировании между двумя внешними силами может быть полезна для страны с точки зрения перспектив ее экономического и общественно-политического развития. Именно в незападности БРИКС заключаются его привлекательность и потенциальная ценность для значительной части танзанийцев, и именно незападность связывает в их сознании членов БРИКС друг с другом на сегодняшний день, поскольку БРИКС как реальное международное объединение еще только складывается и проявить себя в Танзании в этом качестве пока не успел: проекты от имени БРИКС до сих пор не осуществлялись и даже координация собственных проектов отдельными его членами не проводится. От того, в какой мере члены БРИКС будут действовать совместно, как организация, и зависит, сложится ли в будущем в Танзании и других странах цельный образ БРИКС как коллективного не-Запада или же он останется фрагментированным на существенно различающиеся между собой образы отдельных входящих в него государств.
* Напомним, что целевой показатель ООН по ОПР установлен в размере 0,7% от ВНД развитых стран. На сегодняшний день лишь пять стран-доноров достигли или превысили этот уровень: Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Швеция.
1 http://news.kremlin.ru/transcripts/17759
2 Shim David. Les pays BRICS et l’Afrique. Электронный ресурс: Rs.scribd.com/les pays BRICS et l’Afrique.
3 Chems E.C. Les BRICS et la construction d’un nouvean monde – http://fr.ossin.org/analyses-et-inter-ventions/BRICS-construc-tion-nouvean-monde.
4 Авдокушин Е.Ф., Жариков М.В. Страны «БРИКС» в современной мировой экономике. М., 2013. С. 29.
5 Там же. С. 168.
6 Границы этого термина сегодня несколько размыты. Часть ученых ставит под сомнение отнесение Китая, Турции, Мексики и некоторых других государств к категории «развивающиеся страны», как это делают сторонники традиционных подходов, включая большинство ведущих международных организаций. Признавая важность с методологической точки зрения вопросов классификации государств мира по уровню социально-экономического развития, авторы не могли в рамках ограниченного объема данной статьи подробно остановиться на них. Взгляды авторов по данному вопросу изложены в монографии Абрамовой И.О., Фитуни Л.Л. и Сапунцова А.Л. «Возникающие» и «несостоявшиеся» государства в мировой экономике и политике». М. 2007.
7 UNCTAD. Handbook of Statistics 2011. N.Y. and Geneva, 2011. Р. 11-16.
8 Мировая экономика: прогноз до 2020 г. М., 2009. С. 107.
9 Ponce S. The Long Term Growth Prospects of the World Economy: Horizon 2050. Paris:CEP// Working Paper N 16. 2006. P. 64-65.
10 Мировая экономика: прогноз до 2020 г. С. 64-65.
11 Рассчитано нами по World Development Indicators. The World Bank. Wash., 2011.
12 Всемирный доклад по мониторингу Образования для всех (ОДВ) за 2008 г. ЮНЕСКО. Париж, 2008. С. 59.
13 Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2008. Первичная медико-санитарная помощь. ВОЗ. Женева, 2008. С. 8.
14 www.ilo.org/public/info/publ/get10.pdf
15 ?????????????????????????????????????????
16 Human Development Report 2009. U.N. 2009. P. 6.
17 http://stats.oecd.org/wbos/Index.aspx?DataSetCode=DIOC_OCCUPATI ON_DET
18 Global Economic Prospects. Economic Implications of Remittances and Migration. The World Bank. Wash., 2006, P. 78.
19 Фитуни Л.Л. Дифференциация развивающихся стран и новая архитектура мировой экономики (вопросы теории). Статья первая // Азия и Африка сегодня. 2012. № 10. С. 9-18. О содержании и интерпретации термина «развивающиеся страны».
20 World Economic Forum. The Financial Development Report. 2012. Geneva. 2012. P. 47.
21 Делийская декларация (принята по итогам IV саммита БРИКС) // http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBsamBric/1DB82FF3745BA8FE442579D5004778E6
22 Смыслов Д. В. Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и решения. Финансы и управление // Деньги и кредит. М., 2012, № 2. С. 33.
23 http://www.rbc.ru/fnews.open/20121013155737.shtml
24 http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?pg4=5&id4=17517
25 Report of the Executive Board to the Board of Governors on the Outcome of the Quota Formula Review. IMF. Wash., 30 January, 2013.
26 http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?pg4=5&id4=17517
27 Исполнительный совет МВФ докладывает о пересмотре формулы для расчета квот. Пресс-релиз МВФ. № 13/30 от 30 января 2013 г.
28 http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2013/013013.pdf
29 Абрамова И.О Переход к новой экономической модели мира и страны Африки// Проблемы современной экономики. 2012. № 2. С. 105.
30 Абрамова И.О. Развивающиеся страны в мировой экономике XXI века: формирование новой архитектуры международных экономических отношений// Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 72; http://rts.micex.ru/a802
31 http://www.fm.co.za/business/money/2013/01/31/brics-exchange-alliance
32 http://data.worldbank.org/topic/financial-sector (на 27.01.2013)
33 http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/so/2013/NEW012313A.htm
34 http://economicresearch.bnpparibas.com/Views/AllConjoncture.aspx? Lang=en-US
35 http://www.welt.de/finanzen/article112728632/Die-Welt-steht-vor-dem-naechsten-Waehrungskrieg.html
36 Die Zukunft Europas // Die Welt. 13.Januar. 2013.
37 Master Agreement on Extending Credit Facility in Local Currencies” – http://www.bricsindia.in
38 Фитуни Л.Л., Абрамова И.О., Закономерности формирования и смены моделей мирового экономического развития// Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 7. С. 3-15.
39 O’Neil Jim. The Growth Map. N.Y. 2011. P. 3.
40 State Afrique. 23.11.2012 – www.stateafrique.com/96171/mondialisation-que-construise-les-brics.
41 Ibid.
42 O’Neil Jim. Op. cit. P. 4-5.
43 Ibidem.
44 Ibidem.
45 IMF/ April 2013. World Economic Outlook.
46 www.latribune.fz/actualites/economie/international/20130411
47 Goldman Sachs: Global Economic Paper N 99. GS Global economic Website.
48 BRICS Business Magazine. Premier issue. 2012.P.23.
49 Degan Axelle. Les pays émergeants: de nouveaux acteurs. Paris. 2011. P. 107.
50 Degan A. Op.cit. P. 107-108.
51 Degan A. Op.cit. P. 132.
52 IMF. World Economic Outlook. 2013. P.155.
53 The Mckinsey Quaterly of June 2010 – www.emer-gingmarkets-outlook/com
54 The Boston Consulting Group (BCG). Op.cit.P.6.
55 Там же. Op.cit.P.1.
56 Ibid.
57 The Mckinsey Quaterly of June 2010. What’s driving African Growth.
58 UNCTAD. World Investment Report 2010, 2011.
59 The Mckinsey Quaterly of June 2010 – www.emergingmarkets-outlook/com/?/tag=leg