Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1832

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на важную роль, которую каждая из стран БРИКС играет в своем регионе, они понимают, что для собственного раз­вития им необходимо активнее включаться в жизнь международ­ного сообщества и развивать свои глобальные программы. Сей­час все они – не только важные торговые партнеры развитых стран, но и ключевые партнеры развивающихся стран в сфере развития.

Страны БРИКС активно развивают партнерство с Африкой. Условия оказания помощи развитию и результаты существенно отличаются от практики западной помощи. И это заставляет ЕС, в частности, задумываться об угрозе, которую БРИКС несет его си­стеме помощи. Западные страны предупреждают Африку, чтобы она не слишком доверяла «братской» риторике восходящих стран в сфере помощи.

Однако страны БРИКС, так же как и западные страны, несмот­ря на разность их подходов к оказанию помощи, все равно тем или иным способом увязывают проекты помощи со своими стра­тегическими интересами (например, Индия использует кредит­ные линии, чтобы содействовать своему экспорту и фокусируется на энергетическом секторе; даже ЮАР, которой принадлежат 50% инвестиций в экономики ДРК, Лесото, Малави, Свазиленда, сейчас разрабатывает новую программу помощи, которая, скорее всего, будет ориентирована на собственные цели)577.

На политику и ЕС, и БРИКС в Африке оказывают большое влияние позиции этих двух организаций по проблемам формиро­вания нового миропорядка, реформированию институтов гло­бального управления. Пока страны БРИКС не стремятся противо­поставлять себя сохраняющим доминирующие позиции в мире западным державам. Они скорее хотят установить более ре­зультативное и основанное на равенстве взаимодействие с ними. В то же время, страны Запада, сознавая неизбежность перемен в существующей международной валютно-финансовой системе и в архитектуре международных отношений, стремятся избежать недопустимого для себя ущерба и сохранить свое доминирова­ние.

Исследователь С. Кинга, проанализировав активность стран БРИК на Африканском континенте и сравнив их деятельность с европейскими инициативами, приходит к выводу о том, что пози­ции ЕС в Африке все равно еще очень сильны, и что ЕС следует опираться на свои ценности и конкурентные преимущества при развитии сотрудничества с Африкой.

Он считает, что ЕС должен продолжать оказывать давление на африканских лидеров с целью проведения демократических ре­форм, соблюдения прав человека, несмотря на то, что страны БРИКС этого не требуют от своих африканских партнеров. Одна­ко эти высокие требования должны применяться последователь­но, без двойных стандартов. Поддержка власти народа должна осуществляться не только в Египте, Тунисе, но и в таких странах, как Кения, Зимбабве, Кот-д'Ивуар578.

Также ЕС следует поощрять свои компании, работающие в Африке, соблюдать высокие стандарты корпоративной социаль­ной ответственности.


Еще одно направление деятельности ЕС – усиление сотрудни­чества между европейскими и африканскими фирмами и компа­ниями, а также образовательными и исследовательскими учре­ждениями и организациями гражданского общества.

В октябре 2011 г. Генеральный директорат по внешним связям Европейской Комиссии подготовил интересное исследование на тему: «Внешняя политика ЕС по отношению к БРИКС и другим восходящим державам: цели и стратегии»579. В нем отмечалось, что, хотя страны БРИКС не всегда действуют согласованно, тем не менее, их действия в рамках своего объединения и «большой двадцатки» заметно влияют на результаты международных пере­говоров и снижают способность ЕС защищать свои интересы. Ис­следование предлагает несколько путей дальнейшего развития стратегических партнерств с восходящими странами.

В исследовании отмечается, что в 2010–2011 гг., согласно дан­ным глобального опроса, проведенного компанией «PEW», пози­тивная оценка общего имиджа ЕС в мире, и в том числе в странах БРИКС, существенно снизилась, что стало неприятным открыти­ем для властей ЕС. Европейцы всегда полагали, что за пределами ЕС к ним относятся хорошо. Среди стран БРИКС (ЮАР не участ­вовала в опросе) лучше всего к ЕС относится Россия (64% опро­шенных относились к ЕС позитивно в 2011 г.), а хуже всего – Ин­дия (только 23%). В Китае одобряют ЕС 32%, а в Бразилии – 47% опрошенных580. Но во всех странах уровень одобрения ЕС сни­зился в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Данные опросов подтвер­ждаются и научными трудами. Основные причины ухудшения имиджа ЕС – это сельскохозяйственные субсидии, нетарифные барьеры и другие протекционистские меры, что укрепляет вос­приятие ЕС как неоколониальной силы. В то время как ЕС видит себя оплотом ценностей демократии, уважения прав человека, устойчивого развития, ведущие державы «глобального Юга» (Бразилия, Индия, ЮАР) подвергают сомнению этот образ. Не­европейские наблюдатели все чаще критикуют ЕС за устаревшие и снисходительные взгляды на Азию, Африку и рекомендуют срочно отказываться от них.

Каковы рамки соперничества и каково поле сотрудничества БРИКС и ЕС в Африке? Как Африка оценивает свое место в этом треугольнике и чего ждет?

Поле соперничества стран БРИКС и ЕС в Африке, прежде всего, лежит в экономической сфере, в борьбе за доступ к при­родным ресурсам, в притоке которых нуждается глобальная эко­номика. Африка – это также колоссальный рынок, где можно продавать свои товары и услуги и закупать необходимое (не толь­ко минеральное) сырье. Потенциал этого рынка очень велик, во многих странах Африки сейчас наблюдается быстрый экономиче­ский рост.

Поле сотрудничества их заключено, во-первых, в двусто­ронних отношениях каждой из стран БРИКС с ЕС и с афри­канскими странами, а во-вторых, возможно, рождается за счет си­нергии усилий БРИКС и ЕС по помощи Африке, развитию ее эко­номического и человеческого потенциала, более полного ее включения в глобальную политико-экономическую систему. Даже будучи соперниками во многом, эти страны невольно со­действуют цели развития континента.


Чего же Африка хочет от ЕС (от Запада в целом) и от БРИКС? Часто взаимоотношения внешних акторов с Африкой описывают­ся как «новая схватка за Африку», в первую очередь, за ее ресур­сы. Но в этом взгляде не учитывается то, чего хочет Африка581. Ей нужно сотрудничество с Западом и с БРИКС, но справедливое партнерство на равных условиях, отвечающее африканскому ви­дению своего развития. Для Африки партнерство с Европой — лишь одно из направлений, а другие – это необходимое сотрудни­чество со странами Азии, Латинской Америки. Для нового поко­ления африканцев развитие отношений с ЕС ли, со странами БРИКС ли – не самоцель, а то, что может содействовать преодо­лению экономической отсталости, бедности, упрочению глобаль­ных позиций Африки, что может помочь африканцам в усилении интеграционных процессов на континенте. Однако, хотя Африка имеет сегодня бо́льшие возможности геополитического маневри­рования, ей пока еще не хватает сил и умения использовать скла­дывающуюся в ее пользу ситуацию.

Европе же для того, чтобы побороть последствия кризиса, прочные, эффективные взаимоотношения со странами Африки и БРИКС становятся необходимыми.

В целом, ЕС отдает себе отчет в том, что в современном миро­вом порядке западные страны будут вынуждены отступать под натиском восходящих экономик. ЕС вынужден все больше вни­мания уделять позициям стран БРИКС, вести с ними продуктив­ный диалог по вопросам глобального управления и сотрудничать при обсуждении вопросов на многосторонних международных форумах.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что на данном этапе европейско-африканские отношения все еще выстраивают­ся по модели «донор-реципиент», и даже новшество последних лет – саммиты Африка – ЕС – лишь высветили множество разно­гласий между сторонами, что затрудняет налаживание реального и продуктивного диалога. Ключевыми для определения их отно­шений остаются вопросы помощи, но со все более активным про­никновением новых акторов и, в частности, стран БРИКС, в Аф­рику, африканцы получили более широкие возможности выбора. Значимость помощи снижается, а инвестиций, торговли, причем не в увязке с политическими требованиями, все больше возраста­ет в Африке. Африка, на которую с окончанием «холодной вой­ны», никто не возлагал особых стратегических ожиданий, теперь, похоже нужна всем без исключения значимым участникам меж­дународных отношений. У нее появился реальный долгожданный шанс включиться в мировую политико-экономическую систему на собственных условиях, а для других акторов – это повод заду­маться о собственных представлениях об Африке и поискать но­вые подходы к решению проблем развития партнерских отноше­ний с Африканским континентом.


2. Формирование образа БРИКС в странах субсахарской Африки (на примере Танзании)



Позитивный образ в массовом сознании граждан госу­дарств-контрагентов, несомненно, является важной предпосыл­кой успешного международного сотрудничества, в том числе в экономической, политической и культурной сферах. Каждая из стран БРИКС имеет свою, уникальную, историю взаимоотноше­ний со странами и народами Африки и, соответственно, специфи­ческий образ в сознании африканцев. В то же время, чем громче БРИКС будет заявлять о себе в Африке не просто как об общем обозначении пяти государств, а как о реальном международном объединении, осуществляющем под своей эгидой масштабные значимые проекты, тем быстрее там будет складываться и отчет­ливее проявляться самостоятельный образ собственно БРИКС. Тогда же в сознании африканцев сложится и цельный образ БРИКС; на данный же момент вопрос о том, как образ БРИКС бу­дет соотноситься с индивидуальными образами составляющих его стран остается совершенно открытым именно потому, что об­раз БРИКС еще только начинает формироваться. Не случайно лишь 27% наших респондентов (преимущественно люди образо­ванные и следящие за событиями в стране и мире) знают о суще­ствовании этого межгосударственного объединения.

Тем не менее, некоторые черты будущего образа БРИКС в Аф­рике уже можно попытаться разглядеть. В частности, в Танза­нии – стране, чья глубокая зависимость от связей с более разви­тыми государствами на всем протяжении периода национального суверенитета столь характерна для постколониальной Африки582. Вопреки провозглашенному первым президентом Танзании Дж. К. Ньерере курсу опоры на собственные силы (kujitegemea на суа­хили, self-reliance по-английски), вследствие как объективной недостаточности ресурсов, в частности, кадровых, так и совер­шенных при попытке построения «общинного социализма» – уджамаа – ошибок, именно получение все более масштабной внешней помощи стало действительной основой государственной стратегии развития страны583.

Если в период строительства уджамаа Танзания, не отказы­ваясь от помощи Запада, основную поддержку получала от социа­листических стран, включая СССР и КНР, то с началом либе­ральных реформ в Танзании и кризиса мирового социализма в се­редине 1980-х гг. страна оказалась в очевидной экономической зависимости от западных государств и контролируемых ими меж­дународных организаций-доноров, которых только на грани ты­сячелетий, как и повсеместно в Африке, начал теснить реформи­рующийся Китай584. Необходимо отметить, что наши полевые ма­териалы585 свидетельствуют о том, что, вопреки стремлению Запада представить свою действительно обширную и многосто­роннюю помощь как своего рода извинение за эксплуатацию Аф­рики, начиная с эпохи работорговли, она воспринимается многи­ми танзанийцами как проявление именно прежней «колониаль­ной логики» – стремления под видом оказания помощи завладеть природными богатствами их родины, т.к. страны Запада до сих пор ассоциируются в их сознании с колониализмом и неоколониа­лизмом586. Они убеждены в том, что изначально и по сей день, на всем протяжении многовековой истории взаимоотношений с Африкой Запад (причем весь, включая, в частности, США, а не только бывшие колониальные метрополии) неизменно смотрел на Черный континент лишь как на источник дешевого сырья и ры­нок сбыта своих товаров. При этом следует пояснить, что, выра­жая недоверие Западу и неверие в искренность и бескорыстность его помощи странам Африки, в том числе Танзании, подавляю­щее большинство наших респондентов не отрицает, а наоборот, призывает утверждать в своей стране характерные для Запада ценности гражданского общества. В том числе, в этом они видят залог ее развития, избавления от сдерживающих его проблем, та­ких как коррупция, и в конечном счете – обретения Танзанией подлинной независимости, той самой завещанной Дж. К. Ньерере опоры на собственные силы587.


Также пусть и не подавляющему большинству, но, безуслов­но, заметной части африканцев, включая танзанийцев, современ­ные процессы экономической, политической и, в особенности, культурной глобализации представляются не более чем продол­жением попыток Запада осуществлять эксплуатацию континента под новым идеологическим прикрытием588. То, что проведение социально-экономических реформ по западным образцам под ру­ководством западных же экспертов не привело к повышению жизненного уровня подавляющего большинства населения, но усилило расслоение в обществе и усугубило такие проблемы, как безработица, преступность и т.п., способствовало дальнейшему ухудшению отношения представителей многих слоев социума к западному миру и заимствуемым оттуда моделям развития589. Наши респонденты характеризовали страны и народы Запада как чрезмерно индивидуалистические, агрессивные, нацеленные на эксплуатацию более слабых и безжалостные к бедным государствам и людям. В другом нашем совместном исследовании, в ходе которого в 2011 г. опрашивались исключительно рядовые, в основном малообразованные танзанийцы – жители городских окраин и деревень, типичными чертами, которыми наделялись европейцы и американцы, являлись: агрессивность, нетолерантность, коварность в сочетании с трудолюбием и предприимчивостью590.

На сегодняшний день бюджет многих африканских стран в значительной степени формируется за счет прямой внешней по­мощи. Танзания в этом отношении не является исключением: за­метную часть ее годового бюджета составляют поступления от зарубежных, преимущественно западных, доноров591. В то же вре­мя ныне часть этих средств расходуется на реализацию крупней­ших инфраструктурных проектов, осуществляемых китайскими, бразильскими и южноафриканскими компаниями592.

В сложившейся к сегодняшнему дню ситуации, обрисованной выше, образование БРИКС воспринимается в Танзании как появ­ление шанса на разработку и реализацию альтернативной страте­гии кооперации с экономически более передовыми государства­ми во имя развития своей страны. Предполагается, что коопера­ция и координация действий в рамках БРИКС будут нарастать, и тогда объединенные возможности его членов превзойдут возмож­ности каждого из них в отдельности, а договариваться о сотруд­ничестве с одним партнером будет проще, чем с пятью. Как под­черкнул наш респондент, известный в Танзании экономист, в та­кой момент ключевым вопросом для стран Африки становится способность использовать эти возможности, иначе из нового партнерства они извлекут для себя не больше выгоды, чем из свя­зей с традиционными, западными, контрагентами. Другие собе­седники также отмечали, что усиление позиций БРИКС не явится благом для их страны автоматически; более того, усиление таких его членов, как Китай и Южная Африка вызывает опасение у некоторых из них, однако, по их мнению, задачей и правительства, и граждан является использование открываемых БРИКС перспектив во благо Танзании.