ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1832
Скачиваний: 4
Несмотря на важную роль, которую каждая из стран БРИКС играет в своем регионе, они понимают, что для собственного развития им необходимо активнее включаться в жизнь международного сообщества и развивать свои глобальные программы. Сейчас все они – не только важные торговые партнеры развитых стран, но и ключевые партнеры развивающихся стран в сфере развития.
Страны БРИКС активно развивают партнерство с Африкой. Условия оказания помощи развитию и результаты существенно отличаются от практики западной помощи. И это заставляет ЕС, в частности, задумываться об угрозе, которую БРИКС несет его системе помощи. Западные страны предупреждают Африку, чтобы она не слишком доверяла «братской» риторике восходящих стран в сфере помощи.
Однако страны БРИКС, так же как и западные страны, несмотря на разность их подходов к оказанию помощи, все равно тем или иным способом увязывают проекты помощи со своими стратегическими интересами (например, Индия использует кредитные линии, чтобы содействовать своему экспорту и фокусируется на энергетическом секторе; даже ЮАР, которой принадлежат 50% инвестиций в экономики ДРК, Лесото, Малави, Свазиленда, сейчас разрабатывает новую программу помощи, которая, скорее всего, будет ориентирована на собственные цели)577.
На политику и ЕС, и БРИКС в Африке оказывают большое влияние позиции этих двух организаций по проблемам формирования нового миропорядка, реформированию институтов глобального управления. Пока страны БРИКС не стремятся противопоставлять себя сохраняющим доминирующие позиции в мире западным державам. Они скорее хотят установить более результативное и основанное на равенстве взаимодействие с ними. В то же время, страны Запада, сознавая неизбежность перемен в существующей международной валютно-финансовой системе и в архитектуре международных отношений, стремятся избежать недопустимого для себя ущерба и сохранить свое доминирование.
Исследователь С. Кинга, проанализировав активность стран БРИК на Африканском континенте и сравнив их деятельность с европейскими инициативами, приходит к выводу о том, что позиции ЕС в Африке все равно еще очень сильны, и что ЕС следует опираться на свои ценности и конкурентные преимущества при развитии сотрудничества с Африкой.
Он считает, что ЕС должен продолжать оказывать давление на африканских лидеров с целью проведения демократических реформ, соблюдения прав человека, несмотря на то, что страны БРИКС этого не требуют от своих африканских партнеров. Однако эти высокие требования должны применяться последовательно, без двойных стандартов. Поддержка власти народа должна осуществляться не только в Египте, Тунисе, но и в таких странах, как Кения, Зимбабве, Кот-д'Ивуар578.
Также ЕС следует поощрять свои компании, работающие в Африке, соблюдать высокие стандарты корпоративной социальной ответственности.
Еще одно направление деятельности ЕС – усиление сотрудничества между европейскими и африканскими фирмами и компаниями, а также образовательными и исследовательскими учреждениями и организациями гражданского общества.
В октябре 2011 г. Генеральный директорат по внешним связям Европейской Комиссии подготовил интересное исследование на тему: «Внешняя политика ЕС по отношению к БРИКС и другим восходящим державам: цели и стратегии»579. В нем отмечалось, что, хотя страны БРИКС не всегда действуют согласованно, тем не менее, их действия в рамках своего объединения и «большой двадцатки» заметно влияют на результаты международных переговоров и снижают способность ЕС защищать свои интересы. Исследование предлагает несколько путей дальнейшего развития стратегических партнерств с восходящими странами.
В исследовании отмечается, что в 2010–2011 гг., согласно данным глобального опроса, проведенного компанией «PEW», позитивная оценка общего имиджа ЕС в мире, и в том числе в странах БРИКС, существенно снизилась, что стало неприятным открытием для властей ЕС. Европейцы всегда полагали, что за пределами ЕС к ним относятся хорошо. Среди стран БРИКС (ЮАР не участвовала в опросе) лучше всего к ЕС относится Россия (64% опрошенных относились к ЕС позитивно в 2011 г.), а хуже всего – Индия (только 23%). В Китае одобряют ЕС 32%, а в Бразилии – 47% опрошенных580. Но во всех странах уровень одобрения ЕС снизился в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Данные опросов подтверждаются и научными трудами. Основные причины ухудшения имиджа ЕС – это сельскохозяйственные субсидии, нетарифные барьеры и другие протекционистские меры, что укрепляет восприятие ЕС как неоколониальной силы. В то время как ЕС видит себя оплотом ценностей демократии, уважения прав человека, устойчивого развития, ведущие державы «глобального Юга» (Бразилия, Индия, ЮАР) подвергают сомнению этот образ. Неевропейские наблюдатели все чаще критикуют ЕС за устаревшие и снисходительные взгляды на Азию, Африку и рекомендуют срочно отказываться от них.
Каковы рамки соперничества и каково поле сотрудничества БРИКС и ЕС в Африке? Как Африка оценивает свое место в этом треугольнике и чего ждет?
Поле соперничества стран БРИКС и ЕС в Африке, прежде всего, лежит в экономической сфере, в борьбе за доступ к природным ресурсам, в притоке которых нуждается глобальная экономика. Африка – это также колоссальный рынок, где можно продавать свои товары и услуги и закупать необходимое (не только минеральное) сырье. Потенциал этого рынка очень велик, во многих странах Африки сейчас наблюдается быстрый экономический рост.
Поле сотрудничества их заключено, во-первых, в двусторонних отношениях каждой из стран БРИКС с ЕС и с африканскими странами, а во-вторых, возможно, рождается за счет синергии усилий БРИКС и ЕС по помощи Африке, развитию ее экономического и человеческого потенциала, более полного ее включения в глобальную политико-экономическую систему. Даже будучи соперниками во многом, эти страны невольно содействуют цели развития континента.
Чего же Африка хочет от ЕС (от Запада в целом) и от БРИКС? Часто взаимоотношения внешних акторов с Африкой описываются как «новая схватка за Африку», в первую очередь, за ее ресурсы. Но в этом взгляде не учитывается то, чего хочет Африка581. Ей нужно сотрудничество с Западом и с БРИКС, но справедливое партнерство на равных условиях, отвечающее африканскому видению своего развития. Для Африки партнерство с Европой — лишь одно из направлений, а другие – это необходимое сотрудничество со странами Азии, Латинской Америки. Для нового поколения африканцев развитие отношений с ЕС ли, со странами БРИКС ли – не самоцель, а то, что может содействовать преодолению экономической отсталости, бедности, упрочению глобальных позиций Африки, что может помочь африканцам в усилении интеграционных процессов на континенте. Однако, хотя Африка имеет сегодня бо́льшие возможности геополитического маневрирования, ей пока еще не хватает сил и умения использовать складывающуюся в ее пользу ситуацию.
Европе же для того, чтобы побороть последствия кризиса, прочные, эффективные взаимоотношения со странами Африки и БРИКС становятся необходимыми.
В целом, ЕС отдает себе отчет в том, что в современном мировом порядке западные страны будут вынуждены отступать под натиском восходящих экономик. ЕС вынужден все больше внимания уделять позициям стран БРИКС, вести с ними продуктивный диалог по вопросам глобального управления и сотрудничать при обсуждении вопросов на многосторонних международных форумах.
В качестве заключения хотелось бы отметить, что на данном этапе европейско-африканские отношения все еще выстраиваются по модели «донор-реципиент», и даже новшество последних лет – саммиты Африка – ЕС – лишь высветили множество разногласий между сторонами, что затрудняет налаживание реального и продуктивного диалога. Ключевыми для определения их отношений остаются вопросы помощи, но со все более активным проникновением новых акторов и, в частности, стран БРИКС, в Африку, африканцы получили более широкие возможности выбора. Значимость помощи снижается, а инвестиций, торговли, причем не в увязке с политическими требованиями, все больше возрастает в Африке. Африка, на которую с окончанием «холодной войны», никто не возлагал особых стратегических ожиданий, теперь, похоже нужна всем без исключения значимым участникам международных отношений. У нее появился реальный долгожданный шанс включиться в мировую политико-экономическую систему на собственных условиях, а для других акторов – это повод задуматься о собственных представлениях об Африке и поискать новые подходы к решению проблем развития партнерских отношений с Африканским континентом.
2. Формирование образа БРИКС в странах субсахарской Африки (на примере Танзании)
Позитивный образ в массовом сознании граждан государств-контрагентов, несомненно, является важной предпосылкой успешного международного сотрудничества, в том числе в экономической, политической и культурной сферах. Каждая из стран БРИКС имеет свою, уникальную, историю взаимоотношений со странами и народами Африки и, соответственно, специфический образ в сознании африканцев. В то же время, чем громче БРИКС будет заявлять о себе в Африке не просто как об общем обозначении пяти государств, а как о реальном международном объединении, осуществляющем под своей эгидой масштабные значимые проекты, тем быстрее там будет складываться и отчетливее проявляться самостоятельный образ собственно БРИКС. Тогда же в сознании африканцев сложится и цельный образ БРИКС; на данный же момент вопрос о том, как образ БРИКС будет соотноситься с индивидуальными образами составляющих его стран остается совершенно открытым именно потому, что образ БРИКС еще только начинает формироваться. Не случайно лишь 27% наших респондентов (преимущественно люди образованные и следящие за событиями в стране и мире) знают о существовании этого межгосударственного объединения.
Тем не менее, некоторые черты будущего образа БРИКС в Африке уже можно попытаться разглядеть. В частности, в Танзании – стране, чья глубокая зависимость от связей с более развитыми государствами на всем протяжении периода национального суверенитета столь характерна для постколониальной Африки582. Вопреки провозглашенному первым президентом Танзании Дж. К. Ньерере курсу опоры на собственные силы (kujitegemea на суахили, self-reliance по-английски), вследствие как объективной недостаточности ресурсов, в частности, кадровых, так и совершенных при попытке построения «общинного социализма» – уджамаа – ошибок, именно получение все более масштабной внешней помощи стало действительной основой государственной стратегии развития страны583.
Если в период строительства уджамаа Танзания, не отказываясь от помощи Запада, основную поддержку получала от социалистических стран, включая СССР и КНР, то с началом либеральных реформ в Танзании и кризиса мирового социализма в середине 1980-х гг. страна оказалась в очевидной экономической зависимости от западных государств и контролируемых ими международных организаций-доноров, которых только на грани тысячелетий, как и повсеместно в Африке, начал теснить реформирующийся Китай584. Необходимо отметить, что наши полевые материалы585 свидетельствуют о том, что, вопреки стремлению Запада представить свою действительно обширную и многостороннюю помощь как своего рода извинение за эксплуатацию Африки, начиная с эпохи работорговли, она воспринимается многими танзанийцами как проявление именно прежней «колониальной логики» – стремления под видом оказания помощи завладеть природными богатствами их родины, т.к. страны Запада до сих пор ассоциируются в их сознании с колониализмом и неоколониализмом586. Они убеждены в том, что изначально и по сей день, на всем протяжении многовековой истории взаимоотношений с Африкой Запад (причем весь, включая, в частности, США, а не только бывшие колониальные метрополии) неизменно смотрел на Черный континент лишь как на источник дешевого сырья и рынок сбыта своих товаров. При этом следует пояснить, что, выражая недоверие Западу и неверие в искренность и бескорыстность его помощи странам Африки, в том числе Танзании, подавляющее большинство наших респондентов не отрицает, а наоборот, призывает утверждать в своей стране характерные для Запада ценности гражданского общества. В том числе, в этом они видят залог ее развития, избавления от сдерживающих его проблем, таких как коррупция, и в конечном счете – обретения Танзанией подлинной независимости, той самой завещанной Дж. К. Ньерере опоры на собственные силы587.
Также пусть и не подавляющему большинству, но, безусловно, заметной части африканцев, включая танзанийцев, современные процессы экономической, политической и, в особенности, культурной глобализации представляются не более чем продолжением попыток Запада осуществлять эксплуатацию континента под новым идеологическим прикрытием588. То, что проведение социально-экономических реформ по западным образцам под руководством западных же экспертов не привело к повышению жизненного уровня подавляющего большинства населения, но усилило расслоение в обществе и усугубило такие проблемы, как безработица, преступность и т.п., способствовало дальнейшему ухудшению отношения представителей многих слоев социума к западному миру и заимствуемым оттуда моделям развития589. Наши респонденты характеризовали страны и народы Запада как чрезмерно индивидуалистические, агрессивные, нацеленные на эксплуатацию более слабых и безжалостные к бедным государствам и людям. В другом нашем совместном исследовании, в ходе которого в 2011 г. опрашивались исключительно рядовые, в основном малообразованные танзанийцы – жители городских окраин и деревень, типичными чертами, которыми наделялись европейцы и американцы, являлись: агрессивность, нетолерантность, коварность в сочетании с трудолюбием и предприимчивостью590.
На сегодняшний день бюджет многих африканских стран в значительной степени формируется за счет прямой внешней помощи. Танзания в этом отношении не является исключением: заметную часть ее годового бюджета составляют поступления от зарубежных, преимущественно западных, доноров591. В то же время ныне часть этих средств расходуется на реализацию крупнейших инфраструктурных проектов, осуществляемых китайскими, бразильскими и южноафриканскими компаниями592.
В сложившейся к сегодняшнему дню ситуации, обрисованной выше, образование БРИКС воспринимается в Танзании как появление шанса на разработку и реализацию альтернативной стратегии кооперации с экономически более передовыми государствами во имя развития своей страны. Предполагается, что кооперация и координация действий в рамках БРИКС будут нарастать, и тогда объединенные возможности его членов превзойдут возможности каждого из них в отдельности, а договариваться о сотрудничестве с одним партнером будет проще, чем с пятью. Как подчеркнул наш респондент, известный в Танзании экономист, в такой момент ключевым вопросом для стран Африки становится способность использовать эти возможности, иначе из нового партнерства они извлекут для себя не больше выгоды, чем из связей с традиционными, западными, контрагентами. Другие собеседники также отмечали, что усиление позиций БРИКС не явится благом для их страны автоматически; более того, усиление таких его членов, как Китай и Южная Африка вызывает опасение у некоторых из них, однако, по их мнению, задачей и правительства, и граждан является использование открываемых БРИКС перспектив во благо Танзании.