ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1829
Скачиваний: 4
В международной науке существуют два основных подхода к отношениям между ЕС и странами субсахарской Африки.
Первый – официально выдвигаемый ЕС либеральный подход, согласно которому сотрудничество со странами Африки является взаимовыгодным, основанным на взаимозависимости. При таком сотрудничестве отсутствуют отношения эксплуатации, а развитие Африки зависит от полноты ее интеграции в мировую экономику, чему может способствовать ЕС. Как отмечалось в Стратегии ЕС для Африки 2005 г., принятой с целью содействия достижению африканскими странами устойчивого развития и Целей развития тысячелетия к 2015 г., ЕС будет способствовать укреплению мира и благополучия африканских народов, поощряя развитие экономической интеграции и политического сотрудничества на континенте и во взаимоотношениях с европейскими странами559.
Второй подход – противоположный, основанный на положениях теории зависимости (dependency theory), особенно активно разрабатывавшейся в 70-е – начале 80-х гг. XX века. В рамках этого подхода отношения ЕС – Африка – это типичные отношения «центр – периферия», сложившиеся в результате колониализма, и ни о каком равенстве сторон в этом тандеме говорить не приходится, так как европейские державы имели огромные стартовые преимущества и продолжают их сохранять. Эта теория утверждает, что реальные препятствия для африканского автономного развития всегда были не внутренними, а внешними. Они были созданы Европой при распространении международного капитализма. Но эта теория была подвергнута решительной критике560.
Развитие сотрудничества ЕС (в период с 1957 по 1993 гг.– ЕЭС) и Африки (в ряде договоров – не только страны Африки, но и страны Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ)) преодолело несколько этапов и регулировалось рядом многосторонних и двусторонних соглашений.
Римский договор (1957 г.) впервые формально закрепил принципы и структуру отношений между ЕЭС и колониальными территориями.
В 1963 г. последовало подписание Яундского соглашения (I), которое в основном было направлено на защиту французских интересов в Африке. Это соглашение действовало до 1969 г., когда было заключено Яундское соглашение-II, в свою очередь, продлившееся до 1974 г.
В 1973 г. к ЕЭС присоединилась Великобритания, поэтому назрела необходимость заключения нового договора с Африкой, включавшего ряд бывших британских колоний. Некоторые африканские государства тогда присоединились к группе стран АКТ (African, Caribbean and Pacific, ACP), и в 1975 г. между ЕЭС и странами АКТ была подписана Ломейская конвенция-I, в которой участвовало 46 стран.
В 1979 г. была подписана Ломейская конвенция-II, в которой участвовало уже 58 стран, были введены системы стабилизации цен на горнодобывающую продукцию (Stabilization Scheme for Mineral Products, SYSMIN) и на экспортные сырьевые товары. (System for the Stabilization of Export Earnings, STABEX).
В 1984 г. ее сменила третья Ломейская конвенция, уже включавшая 65 стран, и сместившая основной акцент с поощрения индустриального развития на реализацию программ продовольственного самообеспечения.
С 1989 по 1999 действовала новая, четвертая Ломейская конвенция, уже с 68 странами АКТ, которая привнесла понятие обусловленности помощи (aid conditionality): помощь оказывалась при соблюдении ряда условий: прав человека, демократии, надлежащего управления, укрепления позиций женщин, защиты окружающей среды, децентрализованного сотрудничества, диверсификации экономик стран АКТ, поощрения частного сектора и наращивания регионального сотрудничества.
В 1995 г. было заключено дополнительное соглашение к четвертой Ломейской конвенции (Ломе IV-дубль), с 70 странами АКТ561. Соблюдение прав человека и следование законам стали обязательными условиями предоставления помощи, при нарушении этих требований помощь прекращалась. С момента заключения этого соглашения стали внедряться понятия устойчивого развития, необходимости интеграции развивающихся стран в мировую экономику и борьбы с бедностью. Долгое время Ломейские конвенции рассматривались как инновационная модель международного сотрудничества, которая обладала рядом уникальных отличительных черт (например, принцип равного партнерства, совместного администрирования и др.)562.
Ломейские конвенции истекли 29 февраля 2000 г.563, им на смену пришло Соглашение Котону, нацеленное на оказание странам Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейна содействия в развитии путем предоставления беспошлинного доступа практически всех товаров из этих стран на рынки стран Европейского Союза, а также оказание финансовой и технической помощи.
Соглашение Котону предусматривает поэтапный процесс перехода к новому торговому режиму между ЕС и странами АКТ, который не будет более базироваться на односторонних преференциях, а будет постепенно формировать систему, основанную на принципах взаимности. Частью этого должны были стать региональные соглашения об экономическом партнерстве с семью региональными группами АКТ, из которых пять – в субсахарской Африке. Их начали обсуждать в 2002 г., вступить в силу они должны были в начале 2008 г., однако к настоящему моменту существует только несколько временных соглашений.
В целом, эти соглашения об экономическом партнерстве были нацелены на то, чтобы отменить односторонние торговые преференции странам АКТ, обеспечивавшие им облегченный доступ на рынок ЕС согласно предыдущим Ломейским конвенциям. Это делалось под предлогом того, что преференции противоречат правилам международной торговли, определенным ВТО564. Эти соглашения упростят проникновение европейских компаний на рынки африканских стран.
Большинство стран Африки в декабре 2007 г. отвергли соглашение об экономическом партнерстве с ЕС. Об этом, в частности, заявлял бывший президент Сенегала Абдулай Вад, который принимал участие в проходившем в столице Португалии саммите ЕС-АС (Африканский Союз). По словам сенегальского лидера: «Мы больше не обсуждаем договоры об экономическом партнерстве, мы отклонили их. Мы собираемся встретиться, чтобы обсудить, чем мы можем эти договоры заменить»565. Проблема переговоров АС с ЕС относительно соглашений об экономическом партнерстве состоит в том, что Евросоюз предлагает перейти к свободной торговле. Очевидно, что при разном уровне экономики такие торговые отношения будут чрезвычайно невыгодны Африке.
Европейцы жестко настаивали на подписании новых соглашений до этого срока, но к тому времени на это пошла лишь несколько африканских государств (среди них Коморские острова, Мадагаскар, Маврикий, Сейшельские острова, Замбия и Зимбабве, которые заключили временные промежуточные соглашения). Такие страны, как Сенегал, ЮАР, Намибия, Нигерия, экономика которых, по африканским меркам, считается довольно развитой, наотрез отказывались от соглашения, обвиняя ЕС в стремлении расколоть АС путем сепаратных сделок.
14 мая 2012 года вступило в силу подписанное в 2009 г. временное соглашение об экономическом партнерстве (EPA) между Европейским союзом (ЕС) и четырьмя странами Восточной и Южной Африки: Маврикием, Мадагаскаром, Сейшельскими островами и Зимбабве566. Оно было ратифицировано Европарламентом в январе 2013 г567.
Данное соглашение предусматривает свободный от квот и пошлины доступ на рынки ЕС для товаров из этих стран, а они, в свою очередь, будут постепенно в течение 15 лет открывать свои рынки для европейского экспорта, за исключением некоторых продуктов. Кроме того, соглашение включает положения, касающиеся сотрудничества в области развития, рыболовства, урегулирования споров и др.
Переговоры по всеобъемлющему соглашению об экономическом партнерстве возобновились в начале 2008 года со всеми странами Восточной и Южной Африки.
Ведутся переговоры с Джибути, Эритреей, Эфиопией, Сомали и Суданом568. К 2013 г. процесс коснулся также Лесото, Кении, Ботсваны, Ганы, Уганды, Танзании569. Были заключены временные соглашения ЕС с САДК и Восточно-африканским сообществом.
Кроме того, в Африке ЕС сотрудничает с Западноафриканским экономическим и валютным союзом, Сообществом развития стран Южной Африки, Экономическим сообществом государств Западной Африки, Восточноафриканским сообществом. Созданы совместные структуры взаимодействия ЕС и африканских стран, такие, как совместная парламентская ассамблея АКТ – ЕС, саммиты ЕС – Африка.
Первый саммит «ЕС-Африка» состоялся в 2000 году в Каире. Второй саммит состоялся в декабре 2007 г. На нем было принято решение о том, что саммит ЕС-Африка будет проводиться раз в три года поочередно в Европе и в Африке570. На саммите был принят документ «Стратегическое партнерство Африки – ЕС: африкано-европейская совместная стратегия», а также реализующая эту стратегию «Программа действий». Лидеры 80 европейских и африканских стран определили четыре приоритетные области действий в целях установления двустороннего стратегического партнерства: поддержание мира и безопасности, эффективное управление государством и соблюдение прав человека, торговля и региональная интеграция, важнейшие проекты развития. Обе стороны взяли на себя обязательства форсировать строительство сети инфраструктуры в Африке, осуществлять «торговую интеграцию» и содействовать торговому обороту Юг-Юг и Юг-Север.
Согласно принятой «Программе действий», ЕС и Африка с целью укрепления диалога и сотрудничества намерены в первую очередь крепить партнерство в реализации «Целей развития тысячелетия» в энергетике, науке, по проблемам миграции и изменения климата.
Несмотря на то, что между лидерами Африки и Евросоюза по ряду вопросов было достигнуто единство мнений, разногласия по проблемам прав человека, демократии и торговли по-прежнему сохраняются. В ходе форума в ответ на критику со стороны европейцев ситуации в сфере прав человека в Зимбабве, лидеры африканских государств обвинили их в непонимании действительного положения вещей и в оказании давления на страны африканского континента в ходе торговых переговоров.
Третий саммит Африка – ЕС состоялся 29–30 ноября 2010 в г. Триполи (Ливия). Он выработал декларацию саммита и второй план действий на 2011–2013 гг.
«Некорректно» прозвучало выступление хозяина саммита, М. Каддафи, который в своей речи на церемонии открытия отметил, что итоги реализации лиссабонской программы 2007 г. «неудовлетворительны», все соглашения «остались на бумаге». В этой связи ливийский лидер подчеркнул, что у Африки есть альтернатива сотрудничеству с Европой, намекая, очевидно, на все более расширяющиеся экономические отношения государств Африки с Китаем, Индией и Латинской Америкой571.
В целом, политика Европейского Союза в отношении развивающихся стран характеризовалась в последние годы значительными изменениями, основными из которых являются:
1) пересмотр практики оказания помощи, с акцентом на усиление координации и эффективности реализации программ помощи. С этой целью в январе 2001 г. был создан Центр сотрудничества по оказанию европейской помощи (англ. Europe Aid Co-operation Office), который занимается координацией всех программ внешней помощи и содействия Евросоюза;
2) переориентация программ помощи ЕС – теперь основное внимание в них уделяется политическому диалогу, управлению и стабильному развитию;
3) адаптация политики развития Евросоюза в соответствии с правилами ВТО;
4) новая стратегия открытия рынка для самых бедных стран: с 2001 г. Европейская комиссия предложила 48 беднейшим странам беспошлинный ввоз их товаров (за исключением бананов, сахара и риса, на ввоз которых существовали ограничения) на европейский рынок к 2005 году в рамках инициативы под названием «Всё, кроме оружия» (англ. «Everything But Arms»).
Итак, ЕС стремится сохранить свои позиции как ведущего торгового партнера и основного донора Африканского континента. Этим определяются позиции европейских стран по отношению к экспансии стран БРИКС в Африке, которые, вместе с тем, не являются идентичными.
Например, Великобритания ревниво относится к экономическим успехам Китая и других восходящих держав на континенте. Д. Кэмерон активно демонстрирует стремление к развитию торговли между Великобританией и Африкой и расширению межафриканской торговли, рассматривая ее как инструмент решения проблем развития Африканского континента.
В настоящее время роль Великобритании как одного из основных торговых партнеров стран Африки снижается. По данным 2007 г., она занимала пятое место в списке стран – главных торговых партнеров Африки572, а в 2009 г. – уже восьмое место573.
В своей речи, произнесенной в Лагосе в 2011 г., Дэвид Кэмерон критиковал китайский «авторитарный капитализм» и выразил надежду, что Африка, в конце концов, изберет для себя путь либеральной демократии574. В английских журналах и газетах появляются критические статьи о деятельности и перспективах БРИКС, например, под такими названиями: «Не рассчитывайте на “закат” Запада» (Индепендент), «Страны БРИКС нас не спасут» (Гардиан), «Панические шаги сорвут оздоровление экономики стран БРИКС» (Файнэншл Таймс).
Показательно, что своеобразный ответ на размышления Кэмерона дал бывший президент Нигерии О. Обасанджо. В марте 2012 г. он выступил с речью, основной смысл которой заключался в том, что Великобритания упускает большие возможности сотрудничества с Африкой, потому что уделяет больше внимания другим рынкам, таким, как Китай и Индия, а между тем эти две державы, входящие в БРИКС, активно наращивают свои усилия на африканском направлении и опережают Великобританию. Обасанджо призвал Великобританию больше внимания уделить Африке575.
Что касается Франции, то французский политический класс считает, что БРИКС – это порождение китайской гегемонии, он вредит управляемости глобальными процессами, но вести диалог необходимо. Поскольку политика Франции должна быть гибкой, Доминик Муази, специальный советник Французского института международных отношений, отмечал в своей статье: «Европа находится на пике кризиса идентичности и бьется за спасение евро. Сейчас она более склонна защищаться от мира, чем воздействовать на него. Еще большая нестабильность в мире создается в результате столкновения двух крупных тенденций. Тогда как западный мир вошел в затянувшуюся фазу «частичного заката», развивающийся мир не готов и не горит желанием играть роль стабилизатора международной обстановки, которая по праву отходит к нему, принимая во внимание его экономические успехи»576.
Страны БРИКС приобретают все большее влияние на процесс принятия решений на глобальном уровне, добиваясь увеличения веса развивающихся стран. Вместе с тем, они хотят избежать полного разрыва с развитыми странами. С одной стороны, страны БРИКС хотят более эффективно вписаться в архитектуру миропорядка, определенного Западом и базирующегося на таких структурах, как ООН, МВФ, с другой стороны, они стремятся создавать и собственные новые площадки принятия решений (саммиты БРИКС, ИБСА, BASIC).
За прошедшие десять лет каждая из стран БРИКС стала играть более активную международную роль как в «своем» регионе, так и за его пределами. Страны БРИКС стремятся поддерживать региональную безопасность и бороться с экономическими вызовами, работая в рамках региональных организаций и порой координируя усилия с крупными международными игроками. Они выступают за реформу международных финансовых институтов.