Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1756

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В международной науке существуют два основных подхода к отношениям между ЕС и странами субсахарской Африки.

Первый – официально выдвигаемый ЕС либеральный подход, согласно которому сотрудничество со странами Африки является взаимовыгодным, основанным на взаимозависимости. При таком сотрудничестве отсутствуют отношения эксплуатации, а развитие Африки зависит от полноты ее интеграции в мировую экономику, чему может способствовать ЕС. Как отмечалось в Стратегии ЕС для Африки 2005 г., принятой с целью содействия достижению африканскими странами устойчивого развития и Целей развития тысячелетия к 2015 г., ЕС будет способствовать укреплению мира и благополучия африканских народов, поощряя развитие эконо­мической интеграции и политического сотрудничества на конти­ненте и во взаимоотношениях с европейскими странами559.

Второй подход – противоположный, основанный на положе­ниях теории зависимости (dependency theory), особенно активно разрабатывавшейся в 70-е – начале 80-х гг. XX века. В рамках этого подхода отношения ЕС – Африка – это типичные отноше­ния «центр – периферия», сложившиеся в результате колониализ­ма, и ни о каком равенстве сторон в этом тандеме говорить не приходится, так как европейские державы имели огромные стартовые преимущества и продолжают их сохранять. Эта теория утверждает, что реальные препятствия для африканского авто­номного развития всегда были не внутренними, а внешними. Они были созданы Европой при распространении международного капитализма. Но эта теория была подвергнута решительной кри­тике560.

Развитие сотрудничества ЕС (в период с 1957 по 1993 гг.– ЕЭС) и Африки (в ряде договоров – не только страны Африки, но и страны Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ)) преодолело несколько этапов и регулировалось рядом многосто­ронних и двусторонних соглашений.

Римский договор (1957 г.) впервые формально закрепил прин­ципы и структуру отношений между ЕЭС и колониальными тер­риториями.

В 1963 г. последовало подписание Яундского соглашения (I), которое в основном было направлено на защиту французских ин­тересов в Африке. Это соглашение действовало до 1969 г., когда было заключено Яундское соглашение-II, в свою очередь, про­длившееся до 1974 г.

В 1973 г. к ЕЭС присоединилась Великобритания, поэтому на­зрела необходимость заключения нового договора с Африкой, включавшего ряд бывших британских колоний. Некоторые афри­канские государства тогда присоединились к группе стран АКТ (African, Caribbean and Pacific, ACP), и в 1975 г. между ЕЭС и странами АКТ была подписана Ломейская конвенция-I, в которой участвовало 46 стран.

В 1979 г. была подписана Ломейская конвенция-II, в которой участвовало уже 58 стран, были введены системы стабилизации цен на горнодобывающую продукцию (Stabilization Scheme for Mineral Products, SYSMIN) и на экспортные сырьевые товары. (System for the Stabilization of Export Earnings, STABEX).


В 1984 г. ее сменила третья Ломейская конвенция, уже вклю­чавшая 65 стран, и сместившая основной акцент с поощрения ин­дустриального развития на реализацию программ продоволь­ственного самообеспечения.

С 1989 по 1999 действовала новая, четвертая Ломейская кон­венция, уже с 68 странами АКТ, которая привнесла понятие обу­словленности помощи (aid conditionality): помощь оказывалась при соблюдении ряда условий: прав человека, демократии, надле­жащего управления, укрепления позиций женщин, защиты окру­жающей среды, децентрализованного сотрудничества, диверси­фикации экономик стран АКТ, поощрения частного сектора и на­ращивания регионального сотрудничества.

В 1995 г. было заключено дополнительное соглашение к чет­вертой Ломейской конвенции (Ломе IV-дубль), с 70 странами АКТ561. Соблюдение прав человека и следование законам стали обязательными условиями предоставления помощи, при наруше­нии этих требований помощь прекращалась. С момента заключе­ния этого соглашения стали внедряться понятия устойчивого раз­вития, необходимости интеграции развивающихся стран в миро­вую экономику и борьбы с бедностью. Долгое время Ломейские конвенции рассматривались как инновационная модель междуна­родного сотрудничества, которая обладала рядом уникальных от­личительных черт (например, принцип равного партнерства, сов­местного администрирования и др.)562.

Ломейские конвенции истекли 29 февраля 2000 г.563, им на смену пришло Соглашение Котону, нацеленное на оказание стра­нам Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейна содействия в развитии путем предоставления беспошлинного доступа прак­тически всех товаров из этих стран на рынки стран Европейского Союза, а также оказание финансовой и технической помощи.

Соглашение Котону предусматривает поэтапный процесс перехода к новому торговому режиму между ЕС и странами АКТ, который не будет более базироваться на односторонних префе­ренциях, а будет постепенно формировать систему, основанную на принципах взаимности. Частью этого должны были стать региональные соглашения об экономическом партнерстве с се­мью региональными группами АКТ, из которых пять – в субса­харской Африке. Их начали обсуждать в 2002 г., вступить в силу они должны были в начале 2008 г., однако к настоящему моменту существует только несколько временных соглашений.

В целом, эти соглашения об экономическом партнерстве были нацелены на то, чтобы отменить односторонние торговые префе­ренции странам АКТ, обеспечивавшие им облегченный доступ на рынок ЕС согласно предыдущим Ломейским конвенциям. Это де­лалось под предлогом того, что преференции противоречат пра­вилам международной торговли, определенным ВТО564. Эти со­глашения упростят проникновение европейских компаний на рынки африканских стран.

Большинство стран Африки в декабре 2007 г. отвергли согла­шение об экономическом партнерстве с ЕС. Об этом, в частности, заявлял бывший президент Сенегала Абдулай Вад, который при­нимал участие в проходившем в столице Португалии саммите ЕС-АС (Африканский Союз). По словам сенегальского лидера: «Мы больше не обсуждаем договоры об экономическом партнер­стве, мы отклонили их. Мы собираемся встретиться, чтобы обсу­дить, чем мы можем эти договоры заменить»565. Проблема перего­воров АС с ЕС относительно соглашений об экономическом партнерстве состоит в том, что Евросоюз предлагает перейти к свободной торговле. Очевидно, что при разном уровне экономики такие торговые отношения будут чрезвычайно невыгодны Афри­ке.


Европейцы жестко настаивали на подписании новых соглаше­ний до этого срока, но к тому времени на это пошла лишь несколько африканских государств (среди них Коморские остро­ва, Мадагаскар, Маврикий, Сейшельские острова, Замбия и Зим­бабве, которые заключили временные промежуточные соглаше­ния). Такие страны, как Сенегал, ЮАР, Намибия, Нигерия, эконо­мика которых, по африканским меркам, считается довольно раз­витой, наотрез отказывались от соглашения, обвиняя ЕС в стрем­лении расколоть АС путем сепаратных сделок.

14 мая 2012 года вступило в силу подписанное в 2009 г. вре­менное соглашение об экономическом партнерстве (EPA) между Европейским союзом (ЕС) и четырьмя странами Восточной и Южной Африки: Маврикием, Мадагаскаром, Сейшельскими островами и Зимбабве566. Оно было ратифицировано Европарла­ментом в январе 2013 г567.

Данное соглашение предусматривает свободный от квот и по­шлины доступ на рынки ЕС для товаров из этих стран, а они, в свою очередь, будут постепенно в течение 15 лет открывать свои рынки для европейского экспорта, за исключением некоторых продуктов. Кроме того, соглашение включает положения, касаю­щиеся сотрудничества в области развития, рыболовства, урегули­рования споров и др.

Переговоры по всеобъемлющему соглашению об экономиче­ском партнерстве возобновились в начале 2008 года со всеми странами Восточной и Южной Африки.

Ведутся переговоры с Джибути, Эритреей, Эфиопией, Сомали и Суданом568. К 2013 г. процесс коснулся также Лесото, Кении, Ботсваны, Ганы, Уганды, Танзании569. Были заключены времен­ные соглашения ЕС с САДК и Восточно-африканским сообще­ством.

Кроме того, в Африке ЕС сотрудничает с Западноафри­канским экономическим и валютным союзом, Сообществом раз­вития стран Южной Африки, Экономическим сообществом госу­дарств Западной Африки, Восточноафриканским сообществом. Созданы совместные структуры взаимодействия ЕС и афри­канских стран, такие, как совместная парламентская ассамблея АКТ – ЕС, саммиты ЕС – Африка.

Первый саммит «ЕС-Африка» состоялся в 2000 году в Каире. Второй саммит состоялся в декабре 2007 г. На нем было принято решение о том, что саммит ЕС-Африка будет проводиться раз в три года поочередно в Европе и в Африке570. На саммите был принят документ «Стратегическое партнерство Африки – ЕС: аф­рикано-европейская совместная стратегия», а также реализующая эту стратегию «Программа действий». Лидеры 80 европейских и африканских стран определили четыре приоритетные области действий в целях установления двустороннего стратегического партнерства: поддержание мира и безопасности, эффективное управление государством и соблюдение прав человека, торговля и региональная интеграция, важнейшие проекты развития. Обе стороны взяли на себя обязательства форсировать строительство сети инфраструктуры в Африке, осуществлять «торговую инте­грацию» и содействовать торговому обороту Юг-Юг и Юг-Север.


Согласно принятой «Программе действий», ЕС и Африка с це­лью укрепления диалога и сотрудничества намерены в первую очередь крепить партнерство в реализации «Целей развития ты­сячелетия» в энергетике, науке, по проблемам миграции и изме­нения климата.

Несмотря на то, что между лидерами Африки и Евросоюза по ряду вопросов было достигнуто единство мнений, разногласия по проблемам прав человека, демократии и торговли по-прежнему сохраняются. В ходе форума в ответ на критику со стороны евро­пейцев ситуации в сфере прав человека в Зимбабве, лидеры афри­канских государств обвинили их в непонимании действительного положения вещей и в оказании давления на страны африканского континента в ходе торговых переговоров.

Третий саммит Африка – ЕС состоялся 29–30 ноября 2010 в г. Триполи (Ливия). Он выработал декларацию саммита и второй план действий на 2011–2013 гг.

«Некорректно» прозвучало выступление хозяина саммита, М. Каддафи, который в своей речи на церемонии открытия отме­тил, что итоги реализации лиссабонской программы 2007 г. «неу­довлетворительны», все соглашения «остались на бумаге». В этой связи ливийский лидер подчеркнул, что у Африки есть альтерна­тива сотрудничеству с Европой, намекая, очевидно, на все более расширяющиеся экономические отношения государств Африки с Китаем, Индией и Латинской Америкой571.

В целом, политика Европейского Союза в отношении развиваю­щихся стран характеризовалась в последние годы значительны­ми изменениями, основными из которых являются:

1) пересмотр практики оказания помощи, с акцентом на усиле­ние координации и эффективности реализации программ помо­щи. С этой целью в январе 2001 г. был создан Центр сотрудниче­ства по оказанию европейской помощи (англ. Europe Aid Co-operation Office), который занимается координацией всех про­грамм внешней помощи и содействия Евросоюза;

2) переориентация программ помощи ЕС – теперь основное внимание в них уделяется политическому диалогу, управлению и стабильному развитию;

3) адаптация политики развития Евросоюза в соответствии с правилами ВТО;

4) новая стратегия открытия рынка для самых бедных стран: с 2001 г. Европейская комиссия предложила 48 беднейшим стра­нам беспошлинный ввоз их товаров (за исключением бананов, са­хара и риса, на ввоз которых существовали ограничения) на евро­пейский рынок к 2005 году в рамках инициативы под названием «Всё, кроме оружия» (англ. «Everything But Arms»).


Итак, ЕС стремится сохранить свои позиции как ведущего тор­гового партнера и основного донора Африканского континен­та. Этим определяются позиции европейских стран по отноше­нию к экспансии стран БРИКС в Африке, которые, вместе с тем, не являются идентичными.

Например, Великобритания ревниво относится к экономиче­ским успехам Китая и других восходящих держав на континенте. Д. Кэмерон активно демонстрирует стремление к развитию тор­говли между Великобританией и Африкой и расширению межаф­риканской торговли, рассматривая ее как инструмент решения проблем развития Африканского континента.


В настоящее время роль Великобритании как одного из основ­ных торговых партнеров стран Африки снижается. По данным 2007 г., она занимала пятое место в списке стран – главных торго­вых партнеров Африки572, а в 2009 г. – уже восьмое место573.

В своей речи, произнесенной в Лагосе в 2011 г., Дэвид Кэме­рон критиковал китайский «авторитарный капитализм» и выра­зил надежду, что Африка, в конце концов, изберет для себя путь либеральной демократии574. В английских журналах и газетах по­являются критические статьи о деятельности и перспективах БРИКС, например, под такими названиями: «Не рассчитывайте на “закат” Запада» (Индепендент), «Страны БРИКС нас не спа­сут» (Гардиан), «Панические шаги сорвут оздоровление экономи­ки стран БРИКС» (Файнэншл Таймс).

Показательно, что своеобразный ответ на размышления Кэме­рона дал бывший президент Нигерии О. Обасанджо. В марте 2012 г. он выступил с речью, основной смысл которой заключал­ся в том, что Великобритания упускает большие возможности со­трудничества с Африкой, потому что уделяет больше внимания другим рынкам, таким, как Китай и Индия, а между тем эти две державы, входящие в БРИКС, активно наращивают свои усилия на африканском направлении и опережают Великобританию. Обасанджо призвал Великобританию больше внимания уделить Африке575.

Что касается Франции, то французский политический класс считает, что БРИКС – это порождение китайской гегемонии, он вредит управляемости глобальными процессами, но вести диалог необходимо. Поскольку политика Франции должна быть гибкой, Доминик Муази, специальный советник Французского института международных отношений, отмечал в своей статье: «Европа на­ходится на пике кризиса идентичности и бьется за спасение евро. Сейчас она более склонна защищаться от мира, чем воздейство­вать на него. Еще большая нестабильность в мире создается в ре­зультате столкновения двух крупных тенденций. Тогда как запад­ный мир вошел в затянувшуюся фазу «частичного заката», разви­вающийся мир не готов и не горит желанием играть роль стаби­лизатора международной обстановки, которая по праву отходит к нему, принимая во внимание его экономические успехи»576.

Страны БРИКС приобретают все большее влияние на процесс принятия решений на глобальном уровне, добиваясь увеличения веса развивающихся стран. Вместе с тем, они хотят избежать пол­ного разрыва с развитыми странами. С одной стороны, страны БРИКС хотят более эффективно вписаться в архитектуру миропо­рядка, определенного Западом и базирующегося на таких струк­турах, как ООН, МВФ, с другой стороны, они стремятся созда­вать и собственные новые площадки принятия решений (саммиты БРИКС, ИБСА, BASIC).

За прошедшие десять лет каждая из стран БРИКС стала играть более активную международную роль как в «своем» регионе, так и за его пределами. Страны БРИКС стремятся поддерживать региональную безопасность и бороться с экономическими вызо­вами, работая в рамках региональных организаций и порой коор­динируя усилия с крупными международными игроками. Они вы­ступают за реформу международных финансовых институтов.