ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1822
Скачиваний: 4
Если попытаться выделить отличительные черты банковской экспансии именно развивающихся стран по сравнению с кредитными институтами развитых государств, то становится заметным следующее. Банки развитых стран ориентированы на глобальную экспансию, в то время как банковский бизнес стран, относимых к формирующимся рынкам, на сегодняшний день расширяет свои позиции за счет проникновения в небольшие или сравнительно менее развитые страны Азии, Африки и Латинской Америки, преимущественно каждый в своем регионе.
Налицо изменение баланса сил в сфере мировых финансов и международных валютно-кредитных отношений, что в условиях справедливого мирового экономического порядка должно было бы привести к изменению условий представительства таких стран в МВФ и ВБ. Тем более, что в настоящее время все большая доля программ поддержки валютно-финансовых проблем стран мира осуществляется за счет привлечения ресурсов таких стран как Китай, Бразилия, Индия, Россия, Южная Корея и нефтедобывающих арабских государств.
Консолидация финансовых позиций БРИКС
С подъемом в экономических субъектах с формирующимися рынками, в частности в странах БРИКС, изменяется география ведущих центров мировой экономики. Сотрудничество между странами БРИКС содействует балансу и усовершенствованию мировой торговой системы, валютной системы и системы формирования цен на товары массового потребления, а также оказывает глубокое влияние на глобальном уровне. Члены объединения являются ключевой геополитической силой изменения мировой финансовой архитектуры, модернизации и справедливого перераспределения прав и обязанностей членов международного сообщества в сфере финансов.
Страны БРИКС рассматривают также возможность создания нового Банка развития в целях мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах. Такой Банк дополнил бы уже прилагаемые усилия международных и региональных финансовых институтов, нацеленные на глобальный рост и развитие. Четвертый саммит БРИКС (Индия 2012 г.) поручил министрам финансов изучить реализуемость и жизнеспособность подобной инициативы, создать совместную рабочую группу для ее дальнейшей проработки, и представить нам доклад.
Главной отправной точкой их позиции является признание важности глобальной финансовой архитектуры для поддержания стабильности и целостности мировой валютно-финансовой системы. Для реализации этой цели они добиваются формирования более репрезентативной международной финансовой системы, в которой развивающиеся страны будут иметь больший голос и большую представленность, а также создания и совершенствования справедливой системы международных валютно-кредитных отношений. Реформированная мировая валютно-финансовая система, читают участники БРИКС, могла бы служить интересам всех стран и поддерживать развитие государств с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран, поскольку эти экономики, добившиеся масштабного роста, вносят теперь значительный вклад в глобальное восстановление21.
Страны БРИКС неоднократно указывали на различных международных форумах, что в результате относительно более быстрого экономического роста ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на деятельность МВФ, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих государств в глобальной экономике22.
Пятерка не раз выражала обеспокоенность медленным ходом реформы системы квот и управления в МВФ, в осуществлении которой члены объединения видят неотложную необходимость. При этом, что очень важно, речь идет не только о величине квот, но и о комплексном пересмотре формулы расчета квот для более точного отражения экономического веса и усиления голоса и представленности стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран и управлении ведущими мировыми финансовыми институтами в целом.
Дело в том, что МВФ организационно похож на паевой фонд, только мирового масштаба. Участие в управлении в нем зависит от квоты государства-члена. Последняя определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ и его число голосов, а также влияет на его доступ к финансированию от МВФ. Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР) – расчетной единице МВФ. (см. таблицу 1).
Таблица 1
Динамика изменений доли групп государств и отдельных стран в системе квот и голосов МВФ
(то и другое в % от общего числа)
|
2006 г. |
2013 г. |
2015 г. |
|||
квота |
голосов |
квота |
голосов |
квота |
голосов |
|
Группы стран |
||||||
Передовые экономики |
61,6 |
60,6 |
60,5 |
57,9 |
57,7 |
55,2 |
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
ЕС |
32,9 |
32,5 |
31,9 |
30,9 |
30,2 |
29,4 |
ФР и РС |
38,4 |
39,4 |
39,5 |
42,1 |
42,3 |
44,8 |
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
БРИКС |
10,0 |
10,2 |
11,1 |
11,6 |
14,2 |
14,1 |
Страны с низкими доходами |
3,5 |
4,0 |
3,2 |
4,5 |
3,2 |
4,5 |
Африка |
5,5 |
4,9 |
4,9 |
6,2 |
4,4 |
5,7 |
Азия |
10,3 |
12,6 |
12,6 |
12,8 |
16,1 |
16,1 |
Бл. Восток |
7,6 |
7,6 |
7,2 |
7,3 |
6,7 |
6,8 |
Зап. полушарие |
7,5 |
7,7 |
7,7 |
8,2 |
7,9 |
8,4 |
Отдельные страны |
||||||
США |
17,380 |
17,023 |
17,670 |
17,398 |
16,727 |
16,470 |
Япония |
6,228 |
6,108 |
6,556 |
6,225 |
6,461 |
6,135 |
Китай |
2,980 |
2,928 |
3,996 |
3,806 |
6,390 |
6,068 |
Германия |
6,086 |
5,968 |
6,110 |
5,803 |
5,583 |
5,305 |
Франция |
5,024 |
4,929 |
4,505 |
4,286 |
4,225 |
4,022 |
Великобритания |
5,024 |
4,929 |
4,505 |
4,286 |
4,225 |
4,022 |
Россия |
2,782 |
2,734 |
2,494 |
2,386 |
2,705 |
2,585 |
Индия |
1,945 |
1,916 |
2,442 |
2,337 |
2,749 |
2,627 |
Бразилия |
1,420 |
1,783 |
1,402 |
2,315 |
1,714 |
2,217 |
ЮАР |
0,874 |
0,867 |
0,784 |
0,770 |
0,640 |
0,634 |
Пояснения:
2006 – до первого раунда внеочередного увеличения квот КНР, Южной Кореи, Мексики, Турции
2013 –фактическая величина на 3 февраля 2013
2015 – прогнозируемая величина по завершении 14-го раунда пересмотра квот и выполнения условий реформы системы квотирования, голосовании и управления 2010 г.; без учета возможных дополнительных внеочередных изменений.
Источник: составлено автором на основе пересчета официальных данных МВФ
Квота определяет количество голосов, имеющихся у страны при принятии решений, однако их доли к итогу не равны (см. таблицу 1), поскольку при определении конечного числа голосов учитывается еще ряд факторов. Такая непрямая система определения реальных пределов влияния на принятие решений, предусмотрительно позаимствованная в 1940-е гг. у системы президентских выборов в США, ведет к тому, что даже дополнительные взносы в МВФ отдельных стран не ведут автоматически к тождественному усилению их позиций в управлении фондом. Величина квот пересматривается раз в пять лет, и каждый раз вокруг этого вопроса разгораются жаркие дискуссии и ведется подковерная борьба.
В декабре 2010 года Совет управляющих, высший орган, принимающий решения в МВФ, утвердил Пакет реформ квот и управления Фонда, завершил 14-й Общий пересмотр квот. После утверждения пакета реформ государствами-членами (он включает поправку к Статьям соглашения, требующую принятия тремя пятыми государств-членов МВФ, обладающими 85 процентами общего числа голосов) и его реализации он приведет к 100-процентному увеличению совокупных квот и существенному перебалансированию долей квот для более точного отражения меняющихся относительных весов государств-членов МВФ в мировой экономике23.
Битва за голоса и квоты
С 3 марта 2011 г. вступил в силу пакет реформ, которые позволили укрепить представительство стран с динамично развивающейся экономикой, многие из которых относятся к категории стран с формирующимся рынком, путем специальных увеличений квот 54 государств-членов, и расширить право голоса и участие стран с низкими доходами благодаря увеличению числа базовых голосов почти в три раза. Квота России увеличилась с 2,49% до 2,71% и составила в абсолютном выражении 12903,7 СДР.
По словам министра финансов А. Силуанова, у стран БРИКС сформировалось общее мнение по вопросу пересмотра квот. Есть и другая позиция – это позиция европейских стран, которые противятся сокращению своей квоты в пользу развивающихся стран. В этой связи министр заявил, что Россия, будет, в частности, стремиться к тому, чтобы уже на следующем саммите G20, в начале сентября 2013 года, было принято решение о новой схеме формирования квот и распределения голосов 188 стран мира — участниц Международного валютного фонда24.
Согласно решениям руководящих органов МВФ, к 2013 г. должна была быть выработана новая формула расчета квот, учитывающая растущее влияние развивающихся стран в мировой экономике. На ее основании в 2014 г. предполагается провести 15-й этап пересмотра квот. Помимо прочего, были зафиксированы договоренности по сокращению числа исполнительных директоров от развитых стран на две позиции, а также принципиальное согласие стран по сокращению общего размера новых соглашений о заимствованиях пропорционально относительному увеличению квот.
Методология и сама формула расчета квоты является одним из камней преткновения и противостояния между БРИКС и развитым странами в МВФ. Первым не нравится, что вторые, пользуясь нынешними доминирующими позициями в принятии решений, продавливают более выгодную для них методологию, внедряя в формулу трудно измеряемые или субъективно определяемые переменные. Опубликованный 30 января 2013 г. пресс-релиз и Доклад рабочей группы о пересмотре формулы25 показывает, что это противостояние не только не уменьшилось, а, видимо, (если читать между строк дипломатического документа) только возросло.
С 2008 г. формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов – ВВП, (вес в общей формуле – 30% номинальный ВВП по тек. обменному курсу, 20% ВВП по паритету покупательной способности, ППС), открытости экономики (30%), изменчивость (вариативность) экономики (15%) и величины валютных резервов страны (5%). А.Г Силуанов открыто заявлял, что развитые страны «пытаются зацепиться за отдельные показатели, типа открытости, изменчивости, которые, на наш взгляд, в меньшей степени отражают суть и значение тех или иных стран в общемировой конфигурации»26.
Страны БРИКС и ряд других стран давно высказывали свои принципиальные возражения по так называемой вариабельности, призывая этот показатель из формулы исключить, поскольку он не в состоянии реально отражать роль и вес той или иной страны в мировой экономике. Дискуссии ведутся также вокруг показателя открытости, который позволяет малым экономикам Европы получать значительный вес за счет больших объемов торговли, в том числе внутри ЕС, за счет наличия рядом крупных международных финансовых центров.
Опубликованные на начало 2013 г. документы МВФ относительно применения в дальнейшем указанных переменных в основном сводятся к констатации наличия разных подходов к оценке полезности сохранения их роли в итоговой формуле. Несмотря на принятые ранее решения, к началу 2013 г. новая формула разработана не была. В своем докладе управляющим Исполнительный совет МВФ отметил, что «достигнут значительный прогресс в определении ключевых элементов, которые могут послужить основой окончательного соглашения о новой формуле для расчета квот». А главный вывод доклада свелся к тому, что «обсуждения, проведенные Исполнительным советом в рамках пересмотра, послужили важными составными элементами соглашения о пересмотренной формуле для расчета квот, которая будет точнее отражать относительное положение государств-членов в глобальной экономике. Результаты этого комплексного пересмотра формулы расчета квот станут прочной основой для решения Исполнительного совета о новой формуле расчета квот в ходе его работы над 15-м пересмотром с целью достижения консенсуса в отношении пакета реформ, который может получить как можно более широкую поддержку»27.
Хотя европейский долговой кризис и позволил странам БРИКС требовать большего влияния в МВФ, в их руках пока сосредоточено только порядка 11% голосов в фонде. При этом доля США составляет 16,75%, что позволяет накладывать вето на любые значимые решения, требующие 85% большинства, а Великобритания и Франция пока что обладают большим количеством голосов, чем любая страна БРИКС. Другими словами, США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.
Согласно совместно сформулированной позиции стран БРИКС, динамичный процесс реформ необходим для обеспечения легитимности и эффективности Фонда. На весенней сессии МВФ 2012 г. члены Фонда приняли решение увеличить его резервы примерно на 450 млрд долларов, после чего общие кредитные возможности фонда превысят 800 млрд долларов. Самые крупные дополнительные вложения заявили тогда три страны — Япония (60 млрд долл.), Германия (55 млрд) и Китай (43 млрд). Индия, Россия, Бразилия и Южная Африка согласились предоставить по 10 млрд долларов каждая. Однако, процесс работы над пересмотром формулы перерасчета квот стран-участниц идет трудно.
Большинство представителей богатых стран, и, прежде всего США, делают все, чтобы минимизировать потери в своих позициях. Для них особенно важно не допустить практически значимого увеличения роли стран БРИКС в МВФ, в особенности в том, что касается реального управления деятельностью Фонда. Для этого они готовы идти на символические увеличения долей квот и прав голоса для беднейших и лишенных ресурсов развивающихся стран, с которыми можно будет договориться с помощью «привычных аргументов» накануне решающих голосований, а также настаивают на том, чтобы разовые пополнения фонда несоразмерно учитывались в новой формуле расчета голосов и реального влияния в управлении МВФ28.
Предпринимаемые в настоящее время усилия по наращиванию кредитных ресурсов МВФ будут, по их мнению, успешными лишь при наличии уверенности в том, что все государства-члены Фонда действительно привержены добросовестному выполнению реформы 2010 года. Страны БРИКС работают с международным сообществом в интересах своевременной мобилизации достаточных ресурсов для МВФ по мере продолжения перехода Фонда к более совершенному управлению и к укреплению легитимности. Особое направление совместных усилий БРИКС составляет также поддержка мер по защите голоса и представленности беднейших стран в МВФ.
БРИКС также не вполне удовлетворены существующей системой надзора и хотели бы сделать ее более целостной и объективной.