Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1822

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если попытаться выделить отличительные черты банковской экспансии именно развивающихся стран по сравнению с кредит­ными институтами развитых государств, то становится заметным следующее. Банки развитых стран ориентированы на глобальную экспансию, в то время как банковский бизнес стран, относимых к формирующимся рынкам, на сегодняшний день расширяет свои позиции за счет проникновения в небольшие или сравнительно менее развитые страны Азии, Африки и Латинской Америки, пре­имущественно каждый в своем регионе.

Налицо изменение баланса сил в сфере мировых финансов и международных валютно-кредитных отношений, что в условиях справедливого мирового экономического порядка должно было бы привести к изменению условий представительства таких стран в МВФ и ВБ. Тем более, что в настоящее время все большая доля программ поддержки валютно-финансовых проблем стран мира осуществляется за счет привлечения ресурсов таких стран как Китай, Бразилия, Индия, Россия, Южная Корея и нефтедобываю­щих арабских государств.


Консолидация финансовых позиций БРИКС


С подъемом в экономических субъектах с формирующимися рынками, в частности в странах БРИКС, изменяется география ведущих центров мировой экономики. Сотрудничество между странами БРИКС содействует балансу и усовершенствованию мировой торговой системы, валютной системы и системы фор­мирования цен на товары массового потребления, а также оказы­вает глубокое влияние на глобальном уровне. Члены объедине­ния являются ключевой геополитической силой изменения миро­вой финансовой архитектуры, модернизации и справедливого перераспределения прав и обязанностей членов международного сообщества в сфере финансов.

Страны БРИКС рассматривают также возможность создания нового Банка развития в целях мобилизации ресурсов для проек­тов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах. Такой Банк дополнил бы уже прилагаемые усилия международных и региональных финан­совых институтов, нацеленные на глобальный рост и развитие. Четвертый саммит БРИКС (Индия 2012 г.) поручил министрам финансов изучить реализуемость и жизнеспособность подобной инициативы, создать совместную рабочую группу для ее даль­нейшей проработки, и представить нам доклад.

Главной отправной точкой их позиции является признание важности глобальной финансовой архитектуры для поддержания стабильности и целостности мировой валютно-финансовой систе­мы. Для реализации этой цели они добиваются формирования бо­лее репрезентативной международной финансовой системы, в ко­торой развивающиеся страны будут иметь больший голос и большую представленность, а также создания и совершенствова­ния справедливой системы международных валютно-кредитных отношений. Реформированная мировая валютно-финансовая си­стема, читают участники БРИКС, могла бы служить интересам всех стран и поддерживать развитие государств с формирующей­ся рыночной экономикой и развивающихся стран, поскольку эти экономики, добившиеся масштабного роста, вносят теперь значи­тельный вклад в глобальное восстановление21.


Страны БРИКС неоднократно указывали на различных между­народных форумах, что в результате относительно более быстро­го экономического роста ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на деятельность МВФ, определяемая величиной принадлежащих им квот и, соот­ветственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих государств в глобальной экономике22.

Пятерка не раз выражала обеспокоенность медленным ходом реформы системы квот и управления в МВФ, в осуществлении которой члены объединения видят неотложную необходимость. При этом, что очень важно, речь идет не только о величине квот, но и о комплексном пересмотре формулы расчета квот для более точного отражения экономического веса и усиления голоса и представленности стран с формирующейся рыночной экономи­кой и развивающихся стран и управлении ведущими мировыми финансовыми институтами в целом.

Дело в том, что МВФ организационно похож на паевой фонд, только мирового масштаба. Участие в управлении в нем зависит от квоты государства-члена. Последняя определяет максималь­ный размер его финансового обязательства перед МВФ и его чис­ло голосов, а также влияет на его доступ к финансированию от МВФ. Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР) – расчетной единице МВФ. (см. таблицу 1).


Таблица 1

Динамика изменений доли групп государств и отдельных стран в системе квот и голосов МВФ

(то и другое в % от общего числа)



2006 г.

2013 г.

2015 г.

квота

голосов

квота

голосов

квота

голосов

Группы стран

Передовые

экономики

61,6

60,6

60,5

57,9

57,7

55,2

в т.ч.







ЕС

32,9

32,5

31,9

30,9

30,2

29,4

ФР и РС

38,4

39,4

39,5

42,1

42,3

44,8

в т.ч.







БРИКС

10,0

10,2

11,1

11,6

14,2

14,1

Страны с низ­кими доходами

3,5

4,0

3,2

4,5

3,2

4,5

Африка

5,5

4,9

4,9

6,2

4,4

5,7

Азия

10,3

12,6

12,6

12,8

16,1

16,1

Бл. Восток

7,6

7,6

7,2

7,3

6,7

6,8

Зап. полуша­рие

7,5

7,7

7,7

8,2

7,9

8,4

Отдельные страны

США

17,380

17,023

17,670

17,398

16,727

16,470

Япония

6,228

6,108

6,556

6,225

6,461

6,135

Китай

2,980

2,928

3,996

3,806

6,390

6,068

Германия

6,086

5,968

6,110

5,803

5,583

5,305

Франция

5,024

4,929

4,505

4,286

4,225

4,022

Великобритания

5,024

4,929

4,505

4,286

4,225

4,022

Россия

2,782

2,734

2,494

2,386

2,705

2,585

Индия

1,945

1,916

2,442

2,337

2,749

2,627

Бразилия

1,420

1,783

1,402

2,315

1,714

2,217

ЮАР

0,874

0,867

0,784

0,770

0,640

0,634


Пояснения:

2006 – до первого раунда внеочередного увеличения квот КНР, Юж­ной Кореи, Мексики, Турции

2013 –фактическая величина на 3 февраля 2013

2015 – прогнозируемая величина по завершении 14-го раунда пере­смотра квот и выполнения условий реформы системы квотирования, го­лосовании и управления 2010 г.; без учета возможных дополнительных внеочередных изменений.


Источник: составлено автором на основе пересчета официальных данных МВФ


Квота определяет количество голосов, имеющихся у страны при принятии решений, однако их доли к итогу не равны (см. та­блицу 1), поскольку при определении конечного числа голосов учитывается еще ряд факторов. Такая непрямая система опреде­ления реальных пределов влияния на принятие решений, преду­смотрительно позаимствованная в 1940-е гг. у системы прези­дентских выборов в США, ведет к тому, что даже дополнитель­ные взносы в МВФ отдельных стран не ведут автоматически к тождественному усилению их позиций в управлении фондом. Ве­личина квот пересматривается раз в пять лет, и каждый раз во­круг этого вопроса разгораются жаркие дискуссии и ведется под­коверная борьба.

В декабре 2010 года Совет управляющих, высший орган, при­нимающий решения в МВФ, утвердил Пакет реформ квот и управления Фонда, завершил 14-й Общий пересмотр квот. По­сле утверждения пакета реформ государствами-членами (он включает поправку к Статьям соглашения, требующую принятия тремя пятыми государств-членов МВФ, обладающими 85 процен­тами общего числа голосов) и его реализации он приведет к 100-процентному увеличению совокупных квот и существенному перебалансированию долей квот для более точного отражения меняющихся относительных весов государств-членов МВФ в мировой экономике23.


Битва за голоса и квоты


С 3 марта 2011 г. вступил в силу пакет реформ, которые позво­лили укрепить представительство стран с динамично развиваю­щейся экономикой, многие из которых относятся к категории стран с формирующимся рынком, путем специальных увеличе­ний квот 54 государств-членов, и расширить право голоса и уча­стие стран с низкими доходами благодаря увеличению числа ба­зовых голосов почти в три раза. Квота России увеличилась с 2,49% до 2,71% и составила в абсолютном выражении 12903,7 СДР.

По словам министра финансов А. Силуанова, у стран БРИКС сформировалось общее мнение по вопросу пересмотра квот. Есть и другая позиция – это позиция европейских стран, которые про­тивятся сокращению своей квоты в пользу развивающихся стран. В этой связи министр заявил, что Россия, будет, в частности, стремиться к тому, чтобы уже на следующем саммите G20, в на­чале сентября 2013 года, было принято решение о новой схеме формирования квот и распределения голосов 188 стран мира — участниц Международного валютного фонда24.

Согласно решениям руководящих органов МВФ, к 2013 г. должна была быть выработана новая формула расчета квот, учи­тывающая растущее влияние развивающихся стран в мировой экономике. На ее основании в 2014 г. предполагается провести 15-й этап пересмотра квот. Помимо прочего, были зафиксирова­ны договоренности по сокращению числа исполнительных дирек­торов от развитых стран на две позиции, а также принципиальное согласие стран по сокращению общего размера новых соглаше­ний о заимствованиях пропорционально относительному увели­чению квот.


Методология и сама формула расчета квоты является одним из камней преткновения и противостояния между БРИКС и разви­тым странами в МВФ. Первым не нравится, что вторые, пользу­ясь нынешними доминирующими позициями в принятии реше­ний, продавливают более выгодную для них методологию, вне­дряя в формулу трудно измеряемые или субъективно определяе­мые переменные. Опубликованный 30 января 2013 г. пресс-релиз и Доклад рабочей группы о пересмотре формулы25 показывает, что это противостояние не только не уменьшилось, а, видимо, (если читать между строк дипломатического документа) только возросло.

С 2008 г. формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов – ВВП, (вес в общей формуле – 30% номинальный ВВП по тек. обменному курсу, 20% ВВП по паритету покупа­тельной способности, ППС), открытости экономики (30%), из­менчивость (вариативность) экономики (15%) и величины валют­ных резервов страны (5%). А.Г Силуанов открыто заявлял, что развитые страны «пытаются зацепиться за отдельные показатели, типа открытости, изменчивости, которые, на наш взгляд, в мень­шей степени отражают суть и значение тех или иных стран в об­щемировой конфигурации»26.

Страны БРИКС и ряд других стран давно высказывали свои принципиальные возражения по так называемой вариабельности, призывая этот показатель из формулы исключить, поскольку он не в состоянии реально отражать роль и вес той или иной страны в мировой экономике. Дискуссии ведутся также вокруг показате­ля открытости, который позволяет малым экономикам Европы получать значительный вес за счет больших объемов торговли, в том числе внутри ЕС, за счет наличия рядом крупных международных финансовых центров.

Опубликованные на начало 2013 г. документы МВФ относи­тельно применения в дальнейшем указанных переменных в основном сводятся к констатации наличия разных подходов к оценке полезности сохранения их роли в итоговой формуле. Не­смотря на принятые ранее решения, к началу 2013 г. новая фор­мула разработана не была. В своем докладе управляющим Испол­нительный совет МВФ отметил, что «достигнут значительный прогресс в определении ключевых элементов, которые могут по­служить основой окончательного соглашения о новой формуле для расчета квот». А главный вывод доклада свелся к тому, что «обсуждения, проведенные Исполнительным советом в рамках пересмотра, послужили важными составными элементами согла­шения о пересмотренной формуле для расчета квот, которая бу­дет точнее отражать относительное положение государств-членов в глобальной экономике. Результаты этого комплексного пере­смотра формулы расчета квот станут прочной основой для реше­ния Исполнительного совета о новой формуле расчета квот в ходе его работы над 15-м пересмотром с целью достижения консенсуса в отношении пакета реформ, который может полу­чить как можно более широкую поддержку»27.


Хотя европейский долговой кризис и позволил странам БРИКС требовать большего влияния в МВФ, в их руках пока со­средоточено только порядка 11% голосов в фонде. При этом доля США составляет 16,75%, что позволяет накладывать вето на лю­бые значимые решения, требующие 85% большинства, а Велико­британия и Франция пока что обладают большим количеством голосов, чем любая страна БРИКС. Другими словами, США вме­сте с ведущими западными государствами располагают возмож­ностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся стра­ны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.

Согласно совместно сформулированной позиции стран БРИКС, динамичный процесс реформ необходим для обеспече­ния легитимности и эффективности Фонда. На весенней сессии МВФ 2012 г. члены Фонда приняли решение увеличить его резер­вы примерно на 450 млрд долларов, после чего общие кредитные возможности фонда превысят 800 млрд долларов. Самые крупные дополнительные вложения заявили тогда три страны — Япония (60 млрд долл.), Германия (55 млрд) и Китай (43 млрд). Ин­дия, Россия, Бразилия и Южная Африка согласились предоста­вить по 10 млрд долларов каждая. Однако, процесс работы над пересмотром формулы перерасчета квот стран-участниц идет трудно.

Большинство представителей богатых стран, и, прежде всего США, делают все, чтобы минимизировать потери в своих позици­ях. Для них особенно важно не допустить практически значимого увеличения роли стран БРИКС в МВФ, в особенности в том, что касается реального управления деятельностью Фонда. Для этого они готовы идти на символические увеличения долей квот и прав голоса для беднейших и лишенных ресурсов развивающихся стран, с которыми можно будет договориться с помощью «при­вычных аргументов» накануне решающих голосований, а также настаивают на том, чтобы разовые пополнения фонда несораз­мерно учитывались в новой формуле расчета голосов и реального влияния в управлении МВФ28.

Предпринимаемые в настоящее время усилия по наращиванию кредитных ресурсов МВФ будут, по их мнению, успешными лишь при наличии уверенности в том, что все государства-члены Фонда действительно привержены добросовестному выполнению реформы 2010 года. Страны БРИКС работают с международным сообществом в интересах своевременной мобилизации достаточ­ных ресурсов для МВФ по мере продолжения перехода Фонда к более совершенному управлению и к укреплению легитимности. Особое направление совместных усилий БРИКС составляет так­же поддержка мер по защите голоса и представленности бедней­ших стран в МВФ.

БРИКС также не вполне удовлетворены существующей систе­мой надзора и хотели бы сделать ее более целостной и объектив­ной.