Файл: Скородумов А.И. (ред.) - Учебник сержанта мотострелковых войск - 2003.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 25915
Скачиваний: 1774
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
3. ОСНОВЫ ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
4. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
5. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЕРЖАНТОВ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6. РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТАВНОГО ПОРЯДКА
ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА К НЕСЕНИЮ СЛУЖБЫ В ГАРНИЗОННОМ И СУТОЧНОМ НАРЯДАХ
1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ОТДЕЛЕНИЕ НА МАРШЕ И В ПОХОДНОМ ОХРАНЕНИИ
РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ НА МЕСТЕ И В СТОРОЖЕВОМ ОХРАНЕНИИ
3. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ ОТДЕЛЕНИЕМ
ОТДЕЛЕНИЕ В РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ЗАСАДЕ
ОСНОВЫ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ВООРУЖЕНИЯ БМП (БТР)
ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ВООРУЖЕНИЯ БОЕВЫХ МАШИН
СТРЕЛЬБА ПО ПОЯВЛЯЮЩИМСЯ (НЕПОДВИЖНЫМ) И ДВИЖУЩИМСЯ ЦЕЛЯМ
ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛЬБЫ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧЕТУ ПОПРАВОК НА РАЗЛИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ
ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДКЕ ЦЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ИХ ПОРАЖЕНИЯ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЮ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРЕЛЬБЕ
УЧЕБНЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПРИБОРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ
ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ
ВОЖДЕНИЕ НА ПОДЪЕМАХ, СПУСКАХ И КОСОГОРАХ
ВОЖДЕНИЕ ПО ОГРАНИЧЕННЫМ ПРОХОДАМ
ПОГРУЗКА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ
6. РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯДЕРНОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХИМИЧЕСКОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО
ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО
ВООРУЖЕНИЕ И СРЕДСТВА РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ПРИБОРЫ И КОМПЛЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ
ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИРОВОК ПО РХБ ЗАЩИТЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ПОЗИЦИИ ОТДЕЛЕНИЯ
ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, СРЕДСТВА ВЗРЫВАНИЯ И ЗАРЯДЫ
СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ И РАЗМИНИРОВАНИЯ
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РАДИОСВЯЗИ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-159М
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ НА СРЕДСТВАХ СВЯЗИ
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-168-0,1У
АППАРАТУРА ВНУТРЕННЕЙ СВЯЗИ И КОММУТАЦИИ Р-174
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-173М
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-163-50У
РАДИОСТАНЦИЯ Р-123М И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ
РАДИОСТАНЦИЯ Р-158 И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ
УСТРАНЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПО СВЯЗИ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТИВНАЯ РАБОТА
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ (ТЕМАМ) ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ
МЕДИЦИНСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
НАЛОЖЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПОВЯЗОК И ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
СПОСОБЫ ВРЕМЕННОЙ ОСТАНОВКИ НАРУЖНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ И ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВОЗАМЕЩАЮЩИХ РАСТВОРОВ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ, ЗАКРЫТЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК И ВЫВИХАХ
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЯДЕРНЫМ, ХИМИЧЕСКИМ И БИОЛОГИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ, ОТМОРОЖЕНИЯХ, ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, УТОПЛЕНИИ И ОТРАВЛЕНИЯХ
ИЗВЛЕЧЕНИЕ РАНЕННЫХ ИЗ БОЕВЫХ МАШИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ПО СОДЕРЖАНИЮ МАШИНЫ В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
ВВОД БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ПОДГОТОВКА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ХРАНЕНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ПРОИСШЕСТВИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ (БОЕВОМ ПРИМЕНЕНИИ) БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ОСНОВЫ РЕМОНТА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПАРКАХ И АНГАРАХ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ ТЕЛ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВО ВРЕМЯ БОЯ
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВОГО ЗАНЯТИЯ
ПОРЯДОК РАБОТЫ (АЛГОРИТМ) КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ
Подготовка данных для движения по азимутам проводится по карте и включает изучение местности и выбор маршрута движения, выбор ориентиров на участках маршрута, измерение расстояний до них, определение магнитных азимутов между выбранными ориентирами, составление и оформление схемы (таблицы) движения. Выбранные ориентиры на карте обводят кружками и соединяют прямыми линиями.
Определение магнитных азимутов производится, как правило, с помощью транспортира. Для этого поступают так, как показано на рис.78:
соединяют ориентиры (первый и второй) прямой линией и продолжают ее до пересечения с одной из вертикальных линий километровой сетки; на рисунке направление сарай - яма пересекло линию километровой сетки, обозначенную числом 61, а направление сарай - мост пересекло линию километровой сетки, обозначенную числом 60;
прикладывают транспортир к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы его центр на линейке совместился с точкой пересечения направления между ориентирами с вертикальной линией километровой сетки, а крайние деления шкалы транспортира (0 и 180°) совместились с направлением этой линии;
по ходу часовой стрелки от северного направления вертикальной линии до пересечения с направлением на предмет отсчитывают по шкале транспортира искомый угол (на рис. 78, б он равен 65°). Этот угол называется дирекционным углом. Если измеренный угол будет больше 180°, то в этом случае транспортир поворачивают полуокружностью влево и, произведя отсчет по ходу часовой стрелки, прибавляют к полученному отсчету 180°. На рис. 78, а измеренный угол между предметами сарай - мост будет равен 275° (950+1800=2750).
Р а - дирекционный угол направления на мост равен 275°; б - дирекционный угол направления на яму равен 65° |
В полученное значение угла вводят поправку направления с обратным знаком, которая берется из чертежа, помещенного на карте, и слагается из магнитного склонения и сближения меридианов (рис. 79), и получают значение магнитного азимута. На рис. 78, б измеренный угол сарай - яма равен 65°, поправка направления равна +8° (6°+2°=У), магнитный азимут равен 57° (650-80=570).
Если движение будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах переводится в пары шагов. Для этого расстояние между ориентирами в метрах делится на длину своей пары шагов. Например, при длине пары шагов 1,5 м расстояние между первым и вторым ориентирами будет равно 633 (950:1,5 = 633) парам шагов. Полученные по карте данные для движения по азимутам оформляются в виде схемы маршрута, вариант которой показан на рис. 80. Иногда вместо схемы составляется таблица, которая применительно к нашему примеру будет иметь следующее содержание (табл. 21).
Таблица 21
Данные для движения по азимутам
Участки пути |
Магнитный азимут (АМ), градусы |
Расстояние |
Расстояние, пара шагов |
Северная окраина Никитское - брод |
34 |
950 |
633 |
Брод - пересечение просеки с лесной дорогой |
12 |
900 |
600 |
Пересечение просеки с лесной дорогой -отдельно лежащий камень |
333 |
1250 |
833 |
Отдельно лежащий камень - мост |
47 |
1400 |
933 |
Рис. 79. Склонение магнитной стрелки, сближение меридианов и поправка направления |
В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например направление наступления, подготовка данных для движения упрощается и сводится к определению азимута одного направления, по которому ведется наступление. Чаще всего это будет делаться не по карте, а непосредственно на местности; азимут направления наступления в этом случае в этом случае объявляется устно, схема (таблица) движения не составляется.
Движение по азимутам осуществляется как в пешем порядке, так и на машинах. Порядок движения по азимуту в пешем порядке рассмотрим на примере показанном на рис. 80.
В начальной точке маршрута (ориентир первый - Никитское) на компасе устанавливают азимут направления от Никитское на брод (ориентир второй), т.е. 34°. Сориентировав компас, визируют через прорезь и мушку вперед от себя и замечают на местности какой-нибудь удаленный предмет, находящийся строго в этом направлении. Это будет промежуточный или вспомогательный ориентир, который в дальнейшем используется для выдерживания направления. В направлении этого ориентира начинают движение, ведя при этом счет парам шагов. В нашем примере на первом участке пути промежуточным (вспомогательным) ориентиром выбран отдельный куст.
Дойдя до него, снова определяют по компасу направление движения на ориентир второй по тому же азимуту 34°, что и на исходной точке.
Р |
На этом направлении замечают следующий промежуточный ориентир (например, скопление камней) и продолжают движение на него и т. д., пока не будет пройдено заданное расстояние (633 пары шагов) от ориентира первого (Никитское) до ориентира второго (брод). У ориентира второго указатель мушки устанавливают на новый отсчет, равный магнитному азимуту на ориентир третий, направление от брода до пересечения просеки с дорогой, т. е. на 12°, и затем повторяют те же действия, что и при движении к ориентиру второму. Таким образом, движение по азимутам совершается последовательным переходом от одного ориентира к другому с использованием в пути промежуточных ориентиров. Если направление движения совпадает с прямолинейным местным предметом (линия связи, просека, берег канала, канава и т. п.), движение совершается вдоль него и остается лишь вести счет парам шагов. Движение по азимутам на машинах. В качестве ориентиров по маршруту движения надо выбирать такие местные предметы, которые хорошо будут заметны непосредственно из машин: высоты, отдельные рощи, населенные пункты, а также развилки, пересечения и резкие повороты дорог, мосты, переезды через железные дороги и т. п. |
Ориентиры целесообразно назначать на удалении 15 - 20 мин движения (10 - 15 км). Данные для движения оформляются на схеме, которая по сравнению со схемой для движения в пешем порядке отличается более увеличенными размерами, расстояния между ориентирами подписываются не в шагах, а в километрах. Кроме того, на схеме маршрута целесообразно более подробно показать характер и конфигурацию дорог, примыкающих к маршруту, характерные ориентиры вдоль маршрута и в стороне от него и другие подробности местности, которые могут облегчить ориентирование в пути, не снижая скорости движения.
На исходном пункте маршрута записывают показания спидометра, устанавливают на компасе азимут движения, намечают в направлении движения вспомогательный ориентир и начинают движение. В пути правильность движения сверяется по изображенным на схеме ориентирам, расположенным в стороне от маршрута движения, а также по промежуточным ориентирам. При подъезде к повороту необходимо несколько замедлить скорость движения, опознать ориентир, у которого намечен поворот маршрута, и, если место и направление поворота не вызывают сомнения, сделать поворот и продолжать движение, не останавливая машины. При выезде на новый участок маршрута проверить азимут направления движения по компасу. При этом необходимо учитывать, что при работе в машине показания компаса под влиянием магнитного поля машины могут быть ошибочными, причем ошибки возможны в пределах 10 - 15°. Поэтому в случае необходимости уточнить азимут направления дальнейшего движения надо выйти из машины и отойти от нее на 30 - 40 м.
Обход препятствий. В боевой обстановке на маршруте движения нередко могут встретиться не только естественные, но и искусственные препятствия (минные поля, завалы в лесу и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Обход препятствий совершается так: на противоположной стороне препятствия точно по направлению движения замечают какой-нибудь местный предмет и глазомерно определяют расстояние; подсчитывают расстояние, пройденное до точки остановки перед препятствием, а затем, обойдя препятствие, выходят к замеченному предмету на противоположной стороне препятствия; встав у этого предмета, прибавляют к расстоянию, пройденному до точки остановки, измеренную ширину препятствий и, определив по компасу направление дальнейшего пути, продолжают движение.
Ориентирование на местности по карте. При работе с картой на местности, прежде всего карту надо ориентировать, т. е. держать ее так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена на север. При таком положении карты все направления на окружающие местные предметы совпадут с этими же направлениями на карте, а взаимное расположение местных предметов на местности и их условных знаков на карте будет сходным.
Карту можно ориентировать одним из следующих способов: по линиям местности, по направлениям на местные предметы и по компасу.
Определение на карте места своего нахождения. Это место можно определить одним из следующих способов: по ближайшим местным предметам, промером расстояния и обратной засечкой.
Для определения своего места по ближайшим местным предметам надо ориентировать карту и опознать на ней и на местности один-два предмета. Затем глазомерно определить свое место относительно этих предметов на местности.
Определение места своего нахождения промером расстояния применяется обычно при движении по дороге или вдоль какого-либо другого местного предмета, имеющего линейное начертание на местности и обозначенного на карте. Начав движение от опознанного на местности и на карте местного предмета, ведут измерение пройденного пути (по спидометру, шагами, по времени движения и т. п.). Место своего нахождения всегда можно определить, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное от исходной точки по направлению движения.
Обратной засечкой свое место легко определить по местным предметам, расположенным в стороне от дороги или другого линейного ориентира, вдоль которого осуществляется движение. Для этого надо ориентировать карту и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир. Приложив на карте линейку к изображению этого ориентира и не нарушая ориентировки карты, визируют на предмет по линейке, поворачивая ее около условного знака ориентира. Когда ориентир окажется на линии визирования, а край линейки коснется его условного знака, прочерчивают линию от ориентира на себя. Место пересечения этой линии с дорогой и будет местом, где мы находимся.
Нанесение на карту местных предметов осуществляется в такой последовательности: определяют на карте точку своего стояния; прикладывают к точке стояния линейку и, не сбивая ориентировки карты, поворачивают линейку около точки стояния, визируя через нее на предмет, видимый на местности, и прочерчивают вдоль края линейки направление; на прочерченном направлении откладывают от точки стояния измеренное расстояние в масштабе карты; полученная точка укажет положение предмета на карте.
Ориентирование по карте в движении. До начала движения надо по карте хорошо изучить выбранный или указанный маршрут, определить и запомнить общее направление движения относительно сторон горизонта, расположения своих войск и войск противника. Затем выбрать и отметить на карте ориентиры по маршруту. В качестве таких ориентиров могут быть населенные пункты, перекрестки основных дорог, отдельные рощи, характерные высоты и другие местные предметы. После этого измерить и записать на карте расстояние между ними, определить общую протяженность маршрута и время, необходимое для движения. Двигаясь от одного ориентира к другому, надо сличать карту с местностью и определять на ней место своего нахождения, используя для этого показания спидометра. Особенно тщательно надо проверять правильность движения при выезде из населенных пунктов, на перекрестках и развилках дорог. Въезжая в лес или на местность, бедную ориентирами, необходимо заметить время по часам, а затем, учитывая скорость движения, проверять по карте свое местоположение по ориентирам, определяя пройденное до них расстояние по времени движения.
При подготовке к движению ночью ориентиры по маршруту движения выбираются на более близких один от другого расстояниях. В качестве ориентиров надо выбирать такие местные предметы, которые легко могут быть опознаны в темноте. Движение ночью вне дорог совершается, как правило, по азимутам.
При движении в горном районе надо учитывать естественные особенности горной местности, которые иногда могут нанести гораздо больший урон, чем противник. Поэтому при планировании маршрута передвижения следует изучить во всех подробностях и всеми доступными способами рельеф окружающей местности и предусмотреть либо обход опасных участков, либо принятие защитных мер от снежных лавин, селевых потоков, обвалов скал и льда, в том числе и вызываемых искусственно.
Для обеспечения надежного ориентирования и выдерживания маршрута движения в любых условиях местности и видимости широко применяются специальные приборы. Наибольшее распространение получил простой и надежный прибор - гирополукомпас. Преимущество гирополукомпаса состоит в том, что его ось ни при каких условиях не отклоняется от заданного направления. При прямолинейном движении машины отсчет на шкале прибора остается неизменным. Изменение отсчета дает сигнал об отклонении от заданного направления. Для восстановления нужного направления надо развернуть машину так, чтобы индекс показал прежний (начальный) отсчет.
При подготовке к движению на машине с гирополукомпасом, необходимо на карте провести прямую линию, соединяющую исходный и конечный пункты движения, и определить ее азимут. На исходной точке с помощью компаса определяется направление, соответствующее этому азимуту, и намечается на местности самый удаленный ориентир, расположенный по направлению линии заданного движения. Затем включается гирополукомпас, машина становится так, чтобы она была направлена точно в сторону намеченного ориентира. В этом положении замечается на шкале прибора отсчет, фиксирующий положение оси гироскопа. Во время движения нужно следить за постоянством отсчета, и заданное направление будет выдерживаться.
Широкие возможности для ориентирования на местности представляют портативные (размером приблизительно 5х15х3 см и весом 250 - 300 гр.) спутниковые навигационные приемники, работающие по сигналам космических радионавигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и ОР8 (США).
Приемники позволяют автоматически определять координаты местоположения, производить непрерывное счисление пройденного пути, определять среднюю скорость и направление движения и др. Получаемые результаты выводятся на табло приемника в виде цифровых данных или в виде светящейся точки (символа), перемещающегося по намеченному маршруту на фоне карты местности.
Для обеспечения устойчивой работы спутникового навигационного приемника нужно соблюдать следующие основные правила: