Файл: Скородумов А.И. (ред.) - Учебник сержанта мотострелковых войск - 2003.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 25411
Скачиваний: 1761
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
3. ОСНОВЫ ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
4. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
5. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЕРЖАНТОВ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6. РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТАВНОГО ПОРЯДКА
ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОТА СЕРЖАНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА К НЕСЕНИЮ СЛУЖБЫ В ГАРНИЗОННОМ И СУТОЧНОМ НАРЯДАХ
1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ОТДЕЛЕНИЕ НА МАРШЕ И В ПОХОДНОМ ОХРАНЕНИИ
РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ НА МЕСТЕ И В СТОРОЖЕВОМ ОХРАНЕНИИ
3. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ ОТДЕЛЕНИЕМ
ОТДЕЛЕНИЕ В РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ЗАСАДЕ
ОСНОВЫ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ВООРУЖЕНИЯ БМП (БТР)
ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И ВООРУЖЕНИЯ БОЕВЫХ МАШИН
СТРЕЛЬБА ПО ПОЯВЛЯЮЩИМСЯ (НЕПОДВИЖНЫМ) И ДВИЖУЩИМСЯ ЦЕЛЯМ
ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛЬБЫ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧЕТУ ПОПРАВОК НА РАЗЛИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ
ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДКЕ ЦЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ИХ ПОРАЖЕНИЯ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЮ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРЕЛЬБЕ
УЧЕБНЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПРИБОРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ
ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ
ВОЖДЕНИЕ НА ПОДЪЕМАХ, СПУСКАХ И КОСОГОРАХ
ВОЖДЕНИЕ ПО ОГРАНИЧЕННЫМ ПРОХОДАМ
ПОГРУЗКА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ
6. РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯДЕРНОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХИМИЧЕСКОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ ОРУЖИИ, ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕГО
ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО
ВООРУЖЕНИЕ И СРЕДСТВА РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ПРИБОРЫ И КОМПЛЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ
ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИРОВОК ПО РХБ ЗАЩИТЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ПОЗИЦИИ ОТДЕЛЕНИЯ
ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, СРЕДСТВА ВЗРЫВАНИЯ И ЗАРЯДЫ
СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ И РАЗМИНИРОВАНИЯ
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РАДИОСВЯЗИ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-159М
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ НА СРЕДСТВАХ СВЯЗИ
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-168-0,1У
АППАРАТУРА ВНУТРЕННЕЙ СВЯЗИ И КОММУТАЦИИ Р-174
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-173М
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-163-50У
РАДИОСТАНЦИЯ Р-123М И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ
РАДИОСТАНЦИЯ Р-158 И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ
УСТРАНЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПО СВЯЗИ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТИВНАЯ РАБОТА
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ (ТЕМАМ) ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ
МЕДИЦИНСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ И БОЛЬНЫМ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
НАЛОЖЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПОВЯЗОК И ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
СПОСОБЫ ВРЕМЕННОЙ ОСТАНОВКИ НАРУЖНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ И ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВОЗАМЕЩАЮЩИХ РАСТВОРОВ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ, ЗАКРЫТЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК И ВЫВИХАХ
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЯДЕРНЫМ, ХИМИЧЕСКИМ И БИОЛОГИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ, ОТМОРОЖЕНИЯХ, ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, УТОПЛЕНИИ И ОТРАВЛЕНИЯХ
ИЗВЛЕЧЕНИЕ РАНЕННЫХ ИЗ БОЕВЫХ МАШИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ПО СОДЕРЖАНИЮ МАШИНЫ В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
ВВОД БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ПОДГОТОВКА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ХРАНЕНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ПРОИСШЕСТВИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ (БОЕВОМ ПРИМЕНЕНИИ) БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ОСНОВЫ РЕМОНТА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПАРКАХ И АНГАРАХ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ ТЕЛ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВО ВРЕМЯ БОЯ
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВОГО ЗАНЯТИЯ
ПОРЯДОК РАБОТЫ (АЛГОРИТМ) КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ
Запрещается изымать документы, удостоверяющие личность, личные номера, личные вещи и другие предметы, которые могут помочь установить личность погибшего военнослужащего.
Документы, удостоверяющие личность и личный номер военнослужащего, после проверки остаются на теле погибшего. Другие документы, личные вещи и их опись (первый экземпляр) запечатываются в конверт и под роспись передаются сопровождающему. Сопровождающий немедленно вкладывает конверт с документами, личными вещами и их описью, в карман транспортировочного мешка. Карман транспортировочного мешка пломбируется. Номер на конверте должен соответствовать номеру на транспортировочном мешке. У сопровождающего остается акт на собственные вещи погибшего (умершего) (первый экземпляр), находящиеся в кармане транспортировочного мешка.
Первый экземпляр акта на собственные вещи сопровождающий передает родственникам погибшего военнослужащего. Мародерство (ограбление тел погибших и умерших) в том числе и в отношении погибших и умерших военнослужащих противника, гражданских лиц и других жертв войны (вооруженного конфликта) является преступлением и влечет уголовную ответственность.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ
Военнопленными являются лица, в том числе раненые и больные, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам противника, ополчению, добровольческим отрядам, движениям сопротивления, захваченные, сдавшиеся в плен добровольно или оказавшиеся в плену по иной причине.
Военнопленные находятся во власти государства, а не отдельных лиц или военных формирований, взявших их в плен. Плен является не наказанием, а временным ограничением возможности участвовать в боевых действиях.
Военнопленные находятся под защитой Женевских конвенций, гарантирующих им гуманное обращение. При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести. При любых условиях в отношении военнопленных запрещается применение дискриминации по любым критериям (расы, цвета кожи, религии или вероисповедания, пола, происхождения, имущественного положения, политических убеждений и др.). Запрещается посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность (убийства, увечия, жестокое обращение, пытки и истязания), взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, осуждение и применение наказания без вступившего в силу судебного решения. Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались до захвата в плен и подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах государства, держащего их в плену.
Раненым и больным из числа военнопленных должна оказываться своевременная медицинская помощь. К офицерам и приравненным к ним военнопленным следует относиться с уважением, полагающимся их званию и возрасту.
Статус военнопленного и право на соответствующее обращение вступают в силу с момента взятия в плен.
В ходе боя военнопленные немедленно, с соблюдением мер по обеспечению их безопасности выводятся из района боевых действий и сопровождаются назначенными приказом командира воинской части военнослужащими в сборный пункт военнопленных, организуемый за боевыми порядками соединения.
Все вещи (кроме оружия и боеприпасов) и предметы личного пользования, знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия, средства индивидуальной защиты, денежные суммы и предметы, имеющие объективную и субъективную ценность, у военнопленных не изымаются. Исключение составляют случаи, когда изымание вышеназванных предметов и вещей продиктовано необходимостью обеспечения безопасности. В этих случаях изымание производится только по распоряжению старшего начальника, отвечающего за содержание военнопленных, с обязательным составлением акта и выдачей военнопленному подробной расписки с разборчивым указанием должности, воинского звания, фамилии, имени и отчества лица выдавшего эту расписку. Все указанные вещи, а также денежные суммы должны быть возвращены военнопленным по окончании их плена в том виде, в котором они были изъяты.
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ
И
ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО
ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Подготовка тактико-строевых занятий. Тактико-строевые занятия занимают важнейшую роль в тактической выучке отделения и требуют от его командира больших теоретических знаний, высокого методического мастерства и особой ответственности за подготовку занятий.
В ходе боевой учебы выработана следующая последовательность подготовки занятий: личная подготовка командира отделения, уяснение исходных данных; рекогносцировка и разработка плана проведения занятия; подготовка личного состава отделения, материальной части и учебной материально-технической базы.
Подготовка командира отделения к проведению занятия осуществляется на показных и инструкторско-методических занятиях, инструктажах, но основным методом остается самостоятельная подготовка.
Готовясь к занятию, сержант под руководством командира взвода уясняет изложенные в расписании занятий роты исходные данные: тему и учебные вопросы, отрабатываемые нормативы и время, а также расход моторесурсов и имитационных средств. Затем он изучает соответствующие разделы и статьи Боевого устава Сухопутных войск (взвод, отделение, танк), положения Методики тактической подготовки мотострелкового отделения и взвода, Сборника нормативов по боевой подготовке.
Уясняя содержание того или иного учебного вопроса, командир отделения уточняет, какие приемы и способы действий будут отрабатываться на занятии и в какой последовательности.
Отделение в обороне
На тактико-строевых занятиях по теме «Отделение в обороне» обычно отрабатываются следующие приемы и способы действий: занятие и оборудование позиции; приемы защиты БМП (БТР) от удара высокоточного оружия противника; устройство заграждений; действия отделения при нанесении противником ядерного удара и во время огневой подготовки; отражение атаки пехоты и танков противника; смена позиции и др.
Тактико-строевые занятия по отработке таких учебных вопросов, как занятие указанной позиции, действия отделения при применении противником ядерного оружия и с началом огневой подготовки, отражение атаки противника, командиру отделения целесообразно проводить в такой последовательности.
Занятие указанной позиции. Объявив учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, которыми могут быть; выбор огневых позиций (мест для стрельбы), занятие позиции отделения, командир отделения кратко напоминает солдатам, каким требованиям должны отвечать огневая позиция или место для стрельбы. Затем он указывает направление наступления противника и участок местности (примерный рубеж), где должны находиться огневые позиции БМП, пулемета, гранатомета, места для стрельбы из автоматов, и приказывает занять позицию. Например: «Наступление противника ожидается в направлении курган, выс. «Плоская». Отделению поставлена задача оборонять позицию сухое дерево, камень. Огневые позиции и места для стрельбы выбрать самостоятельно. Отделение, в направлении кургана – К БОЮ».
После выбора и занятия солдатами позиций командир отделения проверяет, как они укрыты от огня противника и замаскированы от его наблюдения, обеспечивают ли наблюдение за противником и ведение прицельного огня по нему на различных дальностях.
Оценив выбор огневых позиции (мест для стрельбы) каждым солдатом, командир отделения выстраивает отделение и показывает, какая позиция выбрана наиболее удачно. Для убедительности приказывает поочередно занять ее и изготовиться для стрельбы, указывает на недостатки выбранных позиций и приказывает выбрать огневые позиции на новом рубеже. Так повторив несколько раз и убедившись, что солдаты твердо усвоили требования к позициям и научились быстро и правильно выбирать их, командир отделения выводит отделение в исходное положение и приступает к отработке второго элемента.
Для отработки второго элемента - занятия позиции отделением командир отделения ставит задачу примерно следующего содержания. «Ориентиры: первый - отдельное дерево, второй - два пня, третий (основной) - роща «Березовая».
Огневые средства противника обнаружены: ориентир первый, влево 20 - пулемет; ориентир третий, ближе 200 - БТР в окопе.
Отделение обороняет позицию яма, кусты с задачей не допустить прорыва танков и пехоты противника в направлении ор. 3, Дачное. Полоса огня: справа – яма, ор. 1, слева - кусты, ор. 2. Дополнительный сектор обстрела – кусты, сарай.
Справа обороняется 1 мсо, слева – 3 мсо. Огневые позиции занять: БМП - в отдельных кустах, секторы обстрела: основной–перекресток дорог, сарай, дополнительный – сарай, ор. 2; рядовому Дроздову (пулеметчику) – у камня, секторы обстрела: основной – кусты, ор. 2, дополнительный – ор. 2, группа деревьев; рядовому Ахметову (гранатометчику) – у дороги, секторы обстрела: основной–ор. 1, кусты, дополнительный– ор. 2, группа деревьев; рядовым Дукову, Иванову, Попову (автоматчикам) (указывает на местности для каждого места для стрельбы и секторы стрельбы)».
После этого командир отделения приступает к практической отработке действий личного состава по занятию позиции отделением. Он учит личный состав скрытному выдвижению и занятию своей позиции в зависимости от огня противника и рельефа местности различными способами (перебежками по одному, по два, всем отделением или переползаннем), подавая для этого команды, например' «Отделение, на сухое дерево, на рубеж яма, кусты, перебежкой (ползком), справа (справа и слева) по одному – вперед»; постоянному наблюдению за противником, выбору места для передышки после передвижения на 20–40 шагов и немедленной изготовке для ведения огня в установленном секторе. 3 ходе выдвижения и занятия позиции мотострелками БМП поддерживает их огнем с места. С занятием позиции мотострелками БМП, применяясь к местности, быстро занимает свою огневую позицию. Отработка этого элемента первоначально может осуществляться с выдвижением личного состава для занятия позиции на расстояние 100–150 м. Убедившись в правильном понимании обучаемыми порядка действий при занятии позиций, командир отделения может осуществлять скрытное выдвижение отделения на расстояние 300– 400 м. Причем вначале (с учетом местности) оно может производиться перебежкой всего отделения, затем по одному (по два) и заканчиваться переползанием.
В целях более интенсивной отработки действий при занятии позиции занятия тренировка проводится и при движении в обратном направлении. Для этого командир отделения создает новую тактическую обстановку и доводит ее до подчиненных.
Добившись четких и правильных действий от обучаемых, командир отделения проводит разбор и приступает к отработке второго вопроса.
Действия при применении противником ядерного оружия и с началом огневой подготовки. Отработку этого вопроса целесообразно проводить на участке местности, оборудованном в инженерном отношении, имеющем траншеи, окопы, щели, блиндажи (убежища), по следующим элементам: действия личного состава при нанесении противником ядерного удара; действия личного состава с началом огневой подготовки.
Для обучения действиям по первому элементу командир отделения доводит до личного состава сигнал оповещения, разъясняет и, если нужно, показывает порядок их действий по ним. Затем он дает команду на занятие позиции, назначает наблюдателя и дежурное огневое средство. После того как личный состав отделения займет свои места и изготовится к бою, командир отделения подает сигнал оповещения о химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, по которому личный состав быстро надевает противогазы и другие средства защиты. Командир отделения, проверив правильность надевания средств защиты и убедившись в правильности действий по сигналу оповещения, приступает к обучению личного состава действиям по вспышке ядерного взрыва. Для этого он подает голосом сигнал «Атом» и имитирует взрыв шашкой черного дыма. При этом он тренирует личный состав, находящийся в БМП (БТР), закрывать люки, бойницы, жалюзи, а находящийся на позиции – быстро занять имеющиеся поблизости укрытия или лечь на дно окопа (траншеи). После прохождения ударной волны обучаемые изготавливаются для отражения атаки противника. Первоначально отработка элемента производится в замедленном темпе и основное внимание обращается на правильность надевания средств защиты и занятия укрытия. В последующей тренировке командир отделения, требуя ускорения действий, добивается четкого и слаженного выполнения каждым солдатом соответствующего норматива по защите от оружия массового поражения противника.
Для отработки второго элемента командир отделения разъясняет порядок действий личного состава отделения с началом огневой подготовки противника, назначает наблюдателя и ставит ему задачу. Затем имитирует подрывом взрыв-пакета артиллерийский налет противника и подает команду «Отделение – в укрытие». Наблюдая за действиями обучаемых, он учит наблюдателя оставаться на позиции и наблюдать за действиями противника, а остальной личный состав – укрываться в перекрытой щели, блиндаже (убежище) или в БМП в готовности быстро занять свои места на позиции. Как только солдаты укроются в перекрытой щели, блиндаже (убежище), командир отделения вызывает имитацию (показ) целей и приказывает наблюдателю установленным сигналом вызвать личный состав из укрытия, например: «Отделение–к бою». По сигналу наблюдателя солдаты выбегают из перекрытой щели, блиндажа (убежища) и занимают свои места для отражения атаки противника. В ходе последующей тренировки обязанности наблюдателя выполняют другие солдаты.