Файл: Резник Н.И. (ред.) - Методика и организация деятельности командиров воинских частей, войсковых психологов по изучению психологических особенностей пополнения - 2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1816

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, это объясняет, почему встречающиеся отклонения в поведении и деятельности у обычного человека носят незначительный характер и не накладывают отпечаток на личность в целом, в то время как у лиц с нервно-психической неустойчивостью эти отклонения не только сильно выражены, но и носят устойчивый характер, существенно сказываясь на различных сторонах проявлений личности.

Во-вторых, такой подход к пониманию НПН предопределяет в работе с военнослужащими с признаками НПН не только комплекс воспитательных и психотерапевтических, но и организационных мероприятий.

Решение этих задач возможно при тесном сотрудничестве командиров, их заместителей по воспитательной работе, психологов и медицинских работников. Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости должна предусматривать плановые мероприятия в период прибытия пополнения в часть.

С прибытием пополнения в часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением. Определяется порядок работы и форма документа, который готовится командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе на имя психолога о военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому обследованию. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество военнослужащего, а также сведения о наличии у него признаков нервно-психической неустойчивости.


Изучение документов.

В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психоневрологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая общественная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициативность, излишняя принципиальность, театральность, манерность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения. При наличии 3-5 признаков – военнослужащий заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.



Наблюдение за поведением военнослужащих.

Наблюдение должно быть направлено на выявление лиц склонных к замкнутости, уединению, стеснительности, нерешительности, робости, плаксивости. Или наоборот, военнослужащих конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок дня, развязанных в поведении. Заслуживает внимание информация о лицах с недостатками артикуляции (косноязычие, шепелявость), плохо знающих русский язык, с мышечными подергиваниями, дрожанием конечностей, неловкостью, угловатостью движений, постоянно опаздывающих. При наличии даже одного из перечисленных признаков, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части. При эпизодическом проявлении того или иного признака, военнослужащий требует особого внимания при дальнейшем изучении.

К наблюдению можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ними соответствующий инструктаж, с целью получения конкретных сведений об особенностях поведения «представителей» пополнения.

Собрав и проанализировав всю имеющуюся информацию, можно переходить к заключительному этапу изучения пополнения - индивидуальному собеседованию.


Проведение индивидуальных собеседований.

В процессе беседы уточняются имеющиеся сведения, оцениваются те стороны личности, которые невозможно было оценить с помощью наблюдения или документов, имеющихся на военнослужащего. Особое внимание обращается на лиц, у которых на этапе изучения документов выявлены 1-2 косвенных признака НПН, а так же с эпизодическими проявлениями НПН в поведении.

При построении плана беседы необходимо предусмотреть такие темы обсуждения как: условия воспитания и развития; отношение к алкоголю, наркотикам; состояние здоровья; отношение к окружающим и лицам противоположного пола и др.

Признаками НПН и условиями, способствующими ее развитию, следует считать: воспитание в неполной, неблагополучной семье (плохие взаимоотношения родителей; наличие у них судимости, психических заболеваний; чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание; злоупотребление алкоголем членами семьи; побеги из дома), ранний алкогольный опыт военнослужащего, случаи употребления наркосодержащих препаратов, приводы в милицию, многочисленные конфликты в школе, семье; наличие нервно-психических заболеваний; ранний сексуальный опыт, беспорядочные половые связи.

По результатам проведенной работы командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании. Психолог проводит анкетирование прибывшего пополнения с помощью анкеты «Прогноз-2 – 02» (см. Приложение 5). Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с помощью личностного опросника «Адаптивность-02» (МЛО-АМ) или «НПН-А»-02 (см. Приложение 6), а также других психологических методик. Конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности психолога.



Итогом изучения прибывшего пополнения должно стать определение военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью:

с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости. Данная группа нуждается в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе;

с умеренно выраженными признаками нервно-психической неустойчивости, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).





























П Р И Л О Ж Е Н И Я
























Приложение № 1


Требования нормативных документов,

определяющих права и обязанности должностных лиц

по изучению индивидуально-психологических

особенностей военнослужащих.


Устав внутренней службы ВООРУЖЕННЫХ Сил

Российской Федерации

(утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г.):


ст. 81. Командир (начальник) обязан:

- всесторонне изучать личный состав путем личного общения с ним, знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, повседневно заниматься их воспитанием;

ст. 98. Заместитель командира полка (корабля 1ранга) по воспитательной работе обязан:

- изучать настроения, общественное мнение и психологические качества военнослужащих, составлять общую морально-психологическую характеристику личного состава полка (корабля 1 ранга);

- организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего.

ст. 112. Начальник медицинской службы полка обязан:

- вести постоянное медицинское наблюдение за лицами с хроническими заболеваниями, рекомендации по укреплению их здоровья сообщать командирам подразделений и контролировать их выполнение;

- выявлять совместно с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе, военным психологом полка военнослужащих с отклонениями в физическом и психическом развитии, склонных к алкоголизму, токсикомании и употреблению наркотиков, принимать меры по их лечению.

ст. 139. Командир роты обязан:

- знать воинское звание, фамилию, национальность, срок службы, занимаемую должность и специальность, семейное положение, деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего роты, постоянно проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию;

- осуществлять отбор кандидатов для приема на военную службу, а также для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования.



ст. 143. Заместитель командира роты по воспитательной работе обязан:

- планировать и проводить воспитательную работу с личным составом подразделения с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего;


- знать каждого военнослужащего роты, их индивидуальные особенности, деловые и морально-психологические качества, проводить с ними индивидуальную работу; принимать меры по сплочению воинского коллектива.

ст. 147. Командир взвода обязан:

- знать фамилию, имя отчество, год рождения, национальность, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки каждого военнослужащего, их деловые и морально-психологические качества; постоянно проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию, вести именной список личного состава взвода.


Приказ Министра обороны Российской Федерации № 50 от 26 января 2000 г.

«Об утверждении руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации»


п.2. Руководство определяет организацию и порядок проведения в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, организациях военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации… мероприятий по профессиональному психологическому отбору с гражданами, не являющимися военнослужащими, и военнослужащими, а также научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение этих мероприятий и подготовку необходимых кадров.

п.3. Мероприятия по ППО проводятся штатными и нештатными подразделениями профотбора и специалистами по профессиональному психологическому отбору.

Нештатные подразделения группы профотбора создаются:

в соединениях и воинских частях, начиная с отдельного батальона, ему равных и выше, в которых штатами не предусмотрены подразделения профотбора, но имеются должности психолога.

п.8. ППО проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Глава IV. Организация и порядок проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору в войсках (силах).

п.39. Мероприятия по ППО в войсках (силах) организуют командиры соединений и воинских частей в соответствии с настоящим Руководством, указаниями Генерального штаба, главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны, штабов объединений и соединений, проводятся в соединениях и воинских частях, в том числе учебных, штатными и нештатными подразделениями профотбора.

п.41. …Нештатные подразделения (группы) профотбора соединений и воинских частей создаются ежегодными приказами соответствующих командиров и начальников в составе: заместителя командира по воспитательной работе (начальник группы), психолога, офицеров органов воспитательной работы, отделения организационно-мобилизационного и комплектования (строевого отделения и кадров), медицинской службы, а также технических работников из числа сержантов, старшин, солдат и матросов. В приказе устанавливаются распределение обязанностей между личным составом подразделения, сроки и порядок его работы.


Нештатные подразделения профотбора проводят мероприятия по профессиональному психологическому отбору в соответствии с методическими указаниями Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.


Приказ Министра обороны Российской Федерации № 440 от 25 сентября 1998 г. «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»


п.1 абзац 2 считать работу по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих важной составляющей в деле укрепления воинской дисциплины и правопорядка, предупреждения преступлений, происшествий, гибели и травматизма в войсках (силах), фактором повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

абзац 5 установить наряду с командирами (начальниками) всех степеней персональную ответственность должностных лиц за сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих…

абзац 6 организовать действенную систему раннего и активного выявления военнослужащих с признаками психических заболеваний, расстройств личности, алкогольного и наркотического опьянения, а также суицидальными намерениями.


Приказ Министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г.

«Об органах воспитательной работы в Вооруженных Силах

Российской Федерации»


Приложение № 2 «Основные обязанности должностных лиц органов воспитательной работы воинской части»:

2. Психолог воинской части в мирное и военное время отвечает за организацию и состояние психологической работы в воинской части, психологическое состояние личного состава, действенность работы по поддержанию психологической устойчивости и сохранения психологического здоровья военнослужащих. Он подчиняется заместителю командира воинской части по воспитательной работе, а по специальным вопросам – психологу соединения. Он руководит работой пункта психологической помощи и реабилитации воинской части, а по специальным вопросам психологами батальонов (им равных)*.

Психолог воинской части обязан:

знать психологические качества каждого офицера и прапорщика (мичмана) воинской части, всех военнослужащих отдельных подразделений воинской части, а также военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;

организовывать и проводить социально-психологическое изучение и психологическое обследование военнослужащих воинской части;

организовывать и проводить психологическую работу при выполнении боевых (учебно-боевых) задач, выполнении задач боевой подготовки, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней (дежурной и вахтенной) служб, повседневной деятельности воинской части;

изучать социально-психологические процессы в воинской части и подразделениях, осуществлять прогноз их развития, вырабатывать предложения и принимать участие в формировании здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;

организовывать в воинской части работу по оказанию квалифицированной психологической помощи военнослужащим и их психологической реабилитации;

составлять и регулярно уточнять совместно с офицером по социальной работе и профилактике правонарушений воинской части социально-психологическую характеристику воинской части;

организовывать и проводить мероприятия профессионального психологического отбора, участвовать в расстановке военнослужащих по подразделениям и воинским специальностям;

проводить мероприятия по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы, осуществлять их психологическое сопровождение;

выявлять совместно с медицинской службой воинской части военнослужащих с отклонениями в психическом развитии, осуществлять динамическое наблюдение за военнослужащими с признаками нервно-психической неустойчивости, организовывать оказание им квалифицированной психологической помощи;

проводить мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на военнослужащих и вырабатывать предложения командирам по повышению их психологической устойчивости;

систематически анализировать психологическую обстановку в воинских коллективах, осуществлять прогнозирование и учет психогенных потерь, осуществлять мероприятия по их профилактике (снижению);

проводить мероприятия по профилактике суицидальных явлений, выявлению лиц, склонных к суицидальным поступкам;

организовывать совместно с медицинской службой воинской части проведение мероприятий по сохранению психического здоровья личного состава, организовывать эвакуацию военнослужащих, получивших психическую травму;

осуществлять обучение офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) формам и методам психологической работы с подчиненными;

осуществлять методическое обеспечение занятий боевой (специальной) подготовки в целях формирования у военнослужащих психологической устойчивости;

организовывать психологическую работу с личным составом подразделений и отдельными военнослужащими, выполняющими задачи самостоятельно вне пунктов постоянной дислокации, а также выполняющими задачи с оружием;

соблюдать этические нормы профессиональной деятельности войскового (флотского) психолога;

развивать материально-техническую базу психологической работы;

докладывать о психологическом состоянии военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала воинской части, проведенных мероприятиях психологической работы заместителю командира воинской части по воспитательной работе, а по специальным вопросам информировать психолога дивизии.