Файл: Резник Н.И. (ред.) - Методика и организация деятельности командиров воинских частей, войсковых психологов по изучению психологических особенностей пополнения - 2007.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1784
Скачиваний: 43
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Деятельность командира воинской части.
2.2 Деятельность заместителя командира воинской части по воспитательной работе
3.1. Деятельность командира роты по изучению пополнения
3.2 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению пополнения
Во-первых, это объясняет, почему встречающиеся отклонения в поведении и деятельности у обычного человека носят незначительный характер и не накладывают отпечаток на личность в целом, в то время как у лиц с нервно-психической неустойчивостью эти отклонения не только сильно выражены, но и носят устойчивый характер, существенно сказываясь на различных сторонах проявлений личности.
Во-вторых, такой подход к пониманию НПН предопределяет в работе с военнослужащими с признаками НПН не только комплекс воспитательных и психотерапевтических, но и организационных мероприятий.
Решение этих задач возможно при тесном сотрудничестве командиров, их заместителей по воспитательной работе, психологов и медицинских работников. Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости должна предусматривать плановые мероприятия в период прибытия пополнения в часть.
С прибытием пополнения в часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением. Определяется порядок работы и форма документа, который готовится командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе на имя психолога о военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому обследованию. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество военнослужащего, а также сведения о наличии у него признаков нервно-психической неустойчивости.
Изучение документов.
В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психоневрологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая общественная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициативность, излишняя принципиальность, театральность, манерность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.
При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения. При наличии 3-5 признаков – военнослужащий заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.
Наблюдение за поведением военнослужащих.
Наблюдение должно быть направлено на выявление лиц склонных к замкнутости, уединению, стеснительности, нерешительности, робости, плаксивости. Или наоборот, военнослужащих конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок дня, развязанных в поведении. Заслуживает внимание информация о лицах с недостатками артикуляции (косноязычие, шепелявость), плохо знающих русский язык, с мышечными подергиваниями, дрожанием конечностей, неловкостью, угловатостью движений, постоянно опаздывающих. При наличии даже одного из перечисленных признаков, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части. При эпизодическом проявлении того или иного признака, военнослужащий требует особого внимания при дальнейшем изучении.
К наблюдению можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ними соответствующий инструктаж, с целью получения конкретных сведений об особенностях поведения «представителей» пополнения.
Собрав и проанализировав всю имеющуюся информацию, можно переходить к заключительному этапу изучения пополнения - индивидуальному собеседованию.
Проведение индивидуальных собеседований.
В процессе беседы уточняются имеющиеся сведения, оцениваются те стороны личности, которые невозможно было оценить с помощью наблюдения или документов, имеющихся на военнослужащего. Особое внимание обращается на лиц, у которых на этапе изучения документов выявлены 1-2 косвенных признака НПН, а так же с эпизодическими проявлениями НПН в поведении.
При построении плана беседы необходимо предусмотреть такие темы обсуждения как: условия воспитания и развития; отношение к алкоголю, наркотикам; состояние здоровья; отношение к окружающим и лицам противоположного пола и др.
Признаками НПН и условиями, способствующими ее развитию, следует считать: воспитание в неполной, неблагополучной семье (плохие взаимоотношения родителей; наличие у них судимости, психических заболеваний; чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание; злоупотребление алкоголем членами семьи; побеги из дома), ранний алкогольный опыт военнослужащего, случаи употребления наркосодержащих препаратов, приводы в милицию, многочисленные конфликты в школе, семье; наличие нервно-психических заболеваний; ранний сексуальный опыт, беспорядочные половые связи.
По результатам проведенной работы командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании. Психолог проводит анкетирование прибывшего пополнения с помощью анкеты «Прогноз-2 – 02» (см. Приложение 5). Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с помощью личностного опросника «Адаптивность-02» (МЛО-АМ) или «НПН-А»-02 (см. Приложение 6), а также других психологических методик. Конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности психолога.
Итогом изучения прибывшего пополнения должно стать определение военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью:
с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости. Данная группа нуждается в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе;
с умеренно выраженными признаками нервно-психической неустойчивости, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение № 1
Требования нормативных документов,
определяющих права и обязанности должностных лиц
по изучению индивидуально-психологических
особенностей военнослужащих.
Устав внутренней службы ВООРУЖЕННЫХ Сил
Российской Федерации
(утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г.):
ст. 81. Командир (начальник) обязан:
- всесторонне изучать личный состав путем личного общения с ним, знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, повседневно заниматься их воспитанием;
ст. 98. Заместитель командира полка (корабля 1ранга) по воспитательной работе обязан:
- изучать настроения, общественное мнение и психологические качества военнослужащих, составлять общую морально-психологическую характеристику личного состава полка (корабля 1 ранга);
- организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего.
ст. 112. Начальник медицинской службы полка обязан:
- вести постоянное медицинское наблюдение за лицами с хроническими заболеваниями, рекомендации по укреплению их здоровья сообщать командирам подразделений и контролировать их выполнение;
- выявлять совместно с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе, военным психологом полка военнослужащих с отклонениями в физическом и психическом развитии, склонных к алкоголизму, токсикомании и употреблению наркотиков, принимать меры по их лечению.
ст. 139. Командир роты обязан:
- знать воинское звание, фамилию, национальность, срок службы, занимаемую должность и специальность, семейное положение, деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего роты, постоянно проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию;
- осуществлять отбор кандидатов для приема на военную службу, а также для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования.
ст. 143. Заместитель командира роты по воспитательной работе обязан:
- планировать и проводить воспитательную работу с личным составом подразделения с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего;
- знать каждого военнослужащего роты, их индивидуальные особенности, деловые и морально-психологические качества, проводить с ними индивидуальную работу; принимать меры по сплочению воинского коллектива.
ст. 147. Командир взвода обязан:
- знать фамилию, имя отчество, год рождения, национальность, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки каждого военнослужащего, их деловые и морально-психологические качества; постоянно проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию, вести именной список личного состава взвода.
Приказ Министра обороны Российской Федерации № 50 от 26 января 2000 г.
«Об утверждении руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации»
п.2. Руководство определяет организацию и порядок проведения в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, организациях военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации… мероприятий по профессиональному психологическому отбору с гражданами, не являющимися военнослужащими, и военнослужащими, а также научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение этих мероприятий и подготовку необходимых кадров.
п.3. Мероприятия по ППО проводятся штатными и нештатными подразделениями профотбора и специалистами по профессиональному психологическому отбору.
Нештатные подразделения группы профотбора создаются:
в соединениях и воинских частях, начиная с отдельного батальона, ему равных и выше, в которых штатами не предусмотрены подразделения профотбора, но имеются должности психолога.
п.8. ППО проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.
Глава IV. Организация и порядок проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору в войсках (силах).
п.39. Мероприятия по ППО в войсках (силах) организуют командиры соединений и воинских частей в соответствии с настоящим Руководством, указаниями Генерального штаба, главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны, штабов объединений и соединений, проводятся в соединениях и воинских частях, в том числе учебных, штатными и нештатными подразделениями профотбора.
п.41. …Нештатные подразделения (группы) профотбора соединений и воинских частей создаются ежегодными приказами соответствующих командиров и начальников в составе: заместителя командира по воспитательной работе (начальник группы), психолога, офицеров органов воспитательной работы, отделения организационно-мобилизационного и комплектования (строевого отделения и кадров), медицинской службы, а также технических работников из числа сержантов, старшин, солдат и матросов. В приказе устанавливаются распределение обязанностей между личным составом подразделения, сроки и порядок его работы.
Нештатные подразделения профотбора проводят мероприятия по профессиональному психологическому отбору в соответствии с методическими указаниями Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказ Министра обороны Российской Федерации № 440 от 25 сентября 1998 г. «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»
п.1 абзац 2 считать работу по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих важной составляющей в деле укрепления воинской дисциплины и правопорядка, предупреждения преступлений, происшествий, гибели и травматизма в войсках (силах), фактором повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.
абзац 5 установить наряду с командирами (начальниками) всех степеней персональную ответственность должностных лиц за сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих…
абзац 6 организовать действенную систему раннего и активного выявления военнослужащих с признаками психических заболеваний, расстройств личности, алкогольного и наркотического опьянения, а также суицидальными намерениями.
Приказ Министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г.
«Об органах воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации»
Приложение № 2 «Основные обязанности должностных лиц органов воспитательной работы воинской части»:
2. Психолог воинской части в мирное и военное время отвечает за организацию и состояние психологической работы в воинской части, психологическое состояние личного состава, действенность работы по поддержанию психологической устойчивости и сохранения психологического здоровья военнослужащих. Он подчиняется заместителю командира воинской части по воспитательной работе, а по специальным вопросам – психологу соединения. Он руководит работой пункта психологической помощи и реабилитации воинской части, а по специальным вопросам психологами батальонов (им равных)*. |
Психолог воинской части обязан: знать психологические качества каждого офицера и прапорщика (мичмана) воинской части, всех военнослужащих отдельных подразделений воинской части, а также военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания; организовывать и проводить социально-психологическое изучение и психологическое обследование военнослужащих воинской части; |
организовывать и проводить психологическую работу при выполнении боевых (учебно-боевых) задач, выполнении задач боевой подготовки, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней (дежурной и вахтенной) служб, повседневной деятельности воинской части; изучать социально-психологические процессы в воинской части и подразделениях, осуществлять прогноз их развития, вырабатывать предложения и принимать участие в формировании здорового морально-психологического климата в воинских коллективах; организовывать в воинской части работу по оказанию квалифицированной психологической помощи военнослужащим и их психологической реабилитации; составлять и регулярно уточнять совместно с офицером по социальной работе и профилактике правонарушений воинской части социально-психологическую характеристику воинской части; организовывать и проводить мероприятия профессионального психологического отбора, участвовать в расстановке военнослужащих по подразделениям и воинским специальностям; проводить мероприятия по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы, осуществлять их психологическое сопровождение; |
выявлять совместно с медицинской службой воинской части военнослужащих с отклонениями в психическом развитии, осуществлять динамическое наблюдение за военнослужащими с признаками нервно-психической неустойчивости, организовывать оказание им квалифицированной психологической помощи; проводить мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на военнослужащих и вырабатывать предложения командирам по повышению их психологической устойчивости; систематически анализировать психологическую обстановку в воинских коллективах, осуществлять прогнозирование и учет психогенных потерь, осуществлять мероприятия по их профилактике (снижению); |
проводить мероприятия по профилактике суицидальных явлений, выявлению лиц, склонных к суицидальным поступкам; |
организовывать совместно с медицинской службой воинской части проведение мероприятий по сохранению психического здоровья личного состава, организовывать эвакуацию военнослужащих, получивших психическую травму; |
осуществлять обучение офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) формам и методам психологической работы с подчиненными; осуществлять методическое обеспечение занятий боевой (специальной) подготовки в целях формирования у военнослужащих психологической устойчивости; |
организовывать психологическую работу с личным составом подразделений и отдельными военнослужащими, выполняющими задачи самостоятельно вне пунктов постоянной дислокации, а также выполняющими задачи с оружием; |
соблюдать этические нормы профессиональной деятельности войскового (флотского) психолога; |
развивать материально-техническую базу психологической работы; |
докладывать о психологическом состоянии военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала воинской части, проведенных мероприятиях психологической работы заместителю командира воинской части по воспитательной работе, а по специальным вопросам информировать психолога дивизии. |