ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 362

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

v

Об авторе

Бондзи Охара 

— научный сотрудник и руководитель проектов 

Токийского фонда (Япония).


background image

background image

1

Краткое содержание 

Нерешенные проблемы спорных территорий, наращивание военного 
потенциала, отсутствие взаимопонимания в оценке основных событий, 
происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и возможность появ-
ления нового гегемона дестабилизируют обстановку в Северо-Восточной 
Азии и требуют построения новой системы безопасности.

Факторы, влияющие на систему безопасности 
в Северо-Восточной Азии 

•  Основной фактор, формирующий сегодняшнюю повестку в  регио-

не, — рост напряженности в отношениях США и Китая и кризис до-
верия между этими двумя странами. Для дальнейшего экономического 
роста и успешного проведения необходимых реформ Китай должен 
продвигаться на зарубежные рынки, и поэтому он пытается изменить 
сложившиеся международные правила и порядки в выгодную для себя 
сторону. Китай уверен, что США обязательно будут препятствовать 
его развитию, и ставит перед собой задачу не допустить применение 
Вашингтоном военной силы или суметь нейтрализовать ее в  случае 
открытого конфликта. США, в свою очередь, опасаются, что возвы-
шение потенциального гегемона и, соответственно, наращивание им 
военной мощи могут стать угрозой существующему миропорядку.

•  В противостояние втянуты все значимые игроки региона. Китай, по-

нимая, что уступает в военном отношении Соединенным Штатам, пы-
тается найти себе союзников. В этой роли могла бы выступить Россия, 
однако если Москва начнет собственную игру в регионе, это, вполне 
вероятно, помешает реализации планов Пекина, как уже происходит 
на Ближнем Востоке.

•  Япония отреагировала на изменение военно-политической ситуации 

в регионе принятием новых законов об обеспечении мира и безопас-
ности. Это обеспокоило Китай, который опасается объединения уси-
лий Токио и Вашингтона в Южно-Китайском море. Если насторожен-


background image

2 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии

ность Китая по отношению к Японии возрастет, Пекин может начать 
действовать в так называемых серых зонах, что приведет к эскалации 
конфликта. Чтобы избежать этого, необходимо налаживать альтер-
нативные каналы двустороннего диалога. Кроме того, Токио должен 
научиться обозначать свое военное присутствие, выражая несогласие 
с попытками бросить вызов международному порядку, и вместе с тем 
предпринимать дипломатические усилия по недопущению открытого 
столкновения.

•  Еще один дестабилизирующий фактор в  Азиатско-Тихоокеанском 

регионе — ситуация вокруг КНДР. Несмотря на то что у Пхеньяна 
нет амбиций стать супердержавой, его действия напрямую влияют на 
безопасность в регионе и взаимоотношения входящих в него стран. 
Прежде всего, продвижение Пхеньяна в разработке ядерного оружия 
воздействует на внешнюю политику Южной Кореи: когда ситуация 
обострилась, Сеулу пришлось пойти на укрепление дружественных 
связей с США и их союзниками, несмотря на угрозу ухудшения доб- 
рососедских отношений с Китаем. Южная Корея также начала нала-
живать отношения с  Японией, что положило начало тройственному 
японо-американо-корейскому сотрудничеству по обеспечению без- 
опасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Основы обеспечения безопасности в регионе

•  На данный момент расстановка сил в  Северо-Восточной Азии вы-

глядит следующим образом: с  одной стороны США и  их союзники 
Япония и Корея, с другой — Китай вместе с Россией. Построить эф-
фективную структуру обеспечения безопасности в такой ситуации не-
возможно: слишком сильно взаимное недоверие Китая и США. 

•  Ситуация может переломиться, если в  регионе появится третий 

игрок, обладающий влиянием в международном сообществе. Если би-
полярная структура распадется и страны региона смогут отойти от па-
радигмы американо-китайского противостояния, появится шанс пре- 
одолеть взаимное недоверие и выработать общее понимание мирового 
порядка. 


background image

3

Изменение условий обеспечения 

безопасности в Северо-Восточной Азии

Правительство Японии осознает, что ситуация в  сфере безопасности 
«становится все более напряженной в связи с актуализацией и обостре-
нием различных проблем и дестабилизирующих факторов. Даже после 
окончания холодной войны у границ Японии продолжают тлеть межго-
сударственные конфликты. При этом в сфере обеспечения безопасности 
не наблюдается каких-либо значительных изменений, подобных тем, что 
происходят в Европе. На обстановку в регионе до сих пор влияют такие 
непрозрачные и неопределенные факторы, как проблемы спорных тер-
риторий и отсутствие консолидации. Кроме того, все больше событий 
попадают в так называемую серую зону, то есть не могут быть однозначно 
охарактеризованы как мирные или угрожающие территориальному един-
ству, суверенитету или морским экономическим интересам. Все отчетли-
вее просматриваются тенденции к модернизации и укреплению военного 
потенциала, а также активизация деятельности вооруженных сил в окру-
жающих Японию странах. Таким образом, проблемы и дестабилизиру-
ющие факторы, влияющие на безопасность в  Азиатско-Тихоокеанском 
регионе, приобретают все большую остроту»

1

.

В регионе появляется абсолютно новый феномен. Именно поэто-

му ситуация в  сфере безопасности в  Азиатско-Тихоокеанском реги-
оне (АТР) сегодня не похожа на ту, в  которой оказалась после холод-
ной войны Европа. Отличие трансформации безопасности в  Азии от 
европейской заключается в  возможности возникновения в  регионе 
государства-гегемона.

После окончания Второй мировой войны великие державы — капи-

талистические США и провозгласивший своей целью построение ком-
мунизма СССР  — возглавили соответственно западный и  восточный 
лагерь. Эти блоки соревновались и экономически, и политически, проти-
вопоставляя демократию и авторитаризм. 

Когда закончилась холодная война, единственная оставшаяся великая 

держава, США, стала формировать мировое сообщество, продвигая в ка-
честве основных ценностей капитализм и демократию. СССР развалил-
ся, появилась новая демократическая страна Россия, которая развивала 
сотрудничество с западными странами по всем направлениям, включая