ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 362
Скачиваний: 2
v
Об авторе
Бондзи Охара
— научный сотрудник и руководитель проектов
Токийского фонда (Япония).
1
Краткое содержание
Нерешенные проблемы спорных территорий, наращивание военного
потенциала, отсутствие взаимопонимания в оценке основных событий,
происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и возможность появ-
ления нового гегемона дестабилизируют обстановку в Северо-Восточной
Азии и требуют построения новой системы безопасности.
Факторы, влияющие на систему безопасности
в Северо-Восточной Азии
• Основной фактор, формирующий сегодняшнюю повестку в регио-
не, — рост напряженности в отношениях США и Китая и кризис до-
верия между этими двумя странами. Для дальнейшего экономического
роста и успешного проведения необходимых реформ Китай должен
продвигаться на зарубежные рынки, и поэтому он пытается изменить
сложившиеся международные правила и порядки в выгодную для себя
сторону. Китай уверен, что США обязательно будут препятствовать
его развитию, и ставит перед собой задачу не допустить применение
Вашингтоном военной силы или суметь нейтрализовать ее в случае
открытого конфликта. США, в свою очередь, опасаются, что возвы-
шение потенциального гегемона и, соответственно, наращивание им
военной мощи могут стать угрозой существующему миропорядку.
• В противостояние втянуты все значимые игроки региона. Китай, по-
нимая, что уступает в военном отношении Соединенным Штатам, пы-
тается найти себе союзников. В этой роли могла бы выступить Россия,
однако если Москва начнет собственную игру в регионе, это, вполне
вероятно, помешает реализации планов Пекина, как уже происходит
на Ближнем Востоке.
• Япония отреагировала на изменение военно-политической ситуации
в регионе принятием новых законов об обеспечении мира и безопас-
ности. Это обеспокоило Китай, который опасается объединения уси-
лий Токио и Вашингтона в Южно-Китайском море. Если насторожен-
2 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии
ность Китая по отношению к Японии возрастет, Пекин может начать
действовать в так называемых серых зонах, что приведет к эскалации
конфликта. Чтобы избежать этого, необходимо налаживать альтер-
нативные каналы двустороннего диалога. Кроме того, Токио должен
научиться обозначать свое военное присутствие, выражая несогласие
с попытками бросить вызов международному порядку, и вместе с тем
предпринимать дипломатические усилия по недопущению открытого
столкновения.
• Еще один дестабилизирующий фактор в Азиатско-Тихоокеанском
регионе — ситуация вокруг КНДР. Несмотря на то что у Пхеньяна
нет амбиций стать супердержавой, его действия напрямую влияют на
безопасность в регионе и взаимоотношения входящих в него стран.
Прежде всего, продвижение Пхеньяна в разработке ядерного оружия
воздействует на внешнюю политику Южной Кореи: когда ситуация
обострилась, Сеулу пришлось пойти на укрепление дружественных
связей с США и их союзниками, несмотря на угрозу ухудшения доб-
рососедских отношений с Китаем. Южная Корея также начала нала-
живать отношения с Японией, что положило начало тройственному
японо-американо-корейскому сотрудничеству по обеспечению без-
опасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Основы обеспечения безопасности в регионе
• На данный момент расстановка сил в Северо-Восточной Азии вы-
глядит следующим образом: с одной стороны США и их союзники
Япония и Корея, с другой — Китай вместе с Россией. Построить эф-
фективную структуру обеспечения безопасности в такой ситуации не-
возможно: слишком сильно взаимное недоверие Китая и США.
• Ситуация может переломиться, если в регионе появится третий
игрок, обладающий влиянием в международном сообществе. Если би-
полярная структура распадется и страны региона смогут отойти от па-
радигмы американо-китайского противостояния, появится шанс пре-
одолеть взаимное недоверие и выработать общее понимание мирового
порядка.
3
Изменение условий обеспечения
безопасности в Северо-Восточной Азии
Правительство Японии осознает, что ситуация в сфере безопасности
«становится все более напряженной в связи с актуализацией и обостре-
нием различных проблем и дестабилизирующих факторов. Даже после
окончания холодной войны у границ Японии продолжают тлеть межго-
сударственные конфликты. При этом в сфере обеспечения безопасности
не наблюдается каких-либо значительных изменений, подобных тем, что
происходят в Европе. На обстановку в регионе до сих пор влияют такие
непрозрачные и неопределенные факторы, как проблемы спорных тер-
риторий и отсутствие консолидации. Кроме того, все больше событий
попадают в так называемую серую зону, то есть не могут быть однозначно
охарактеризованы как мирные или угрожающие территориальному един-
ству, суверенитету или морским экономическим интересам. Все отчетли-
вее просматриваются тенденции к модернизации и укреплению военного
потенциала, а также активизация деятельности вооруженных сил в окру-
жающих Японию странах. Таким образом, проблемы и дестабилизиру-
ющие факторы, влияющие на безопасность в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, приобретают все большую остроту»
В регионе появляется абсолютно новый феномен. Именно поэто-
му ситуация в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском реги-
оне (АТР) сегодня не похожа на ту, в которой оказалась после холод-
ной войны Европа. Отличие трансформации безопасности в Азии от
европейской заключается в возможности возникновения в регионе
государства-гегемона.
После окончания Второй мировой войны великие державы — капи-
талистические США и провозгласивший своей целью построение ком-
мунизма СССР — возглавили соответственно западный и восточный
лагерь. Эти блоки соревновались и экономически, и политически, проти-
вопоставляя демократию и авторитаризм.
Когда закончилась холодная война, единственная оставшаяся великая
держава, США, стала формировать мировое сообщество, продвигая в ка-
честве основных ценностей капитализм и демократию. СССР развалил-
ся, появилась новая демократическая страна Россия, которая развивала
сотрудничество с западными странами по всем направлениям, включая