ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 347

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

4 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии

экономические. До настоящего времени казалось, что в международном 
сообществе наконец-то работают общие ценности. Однако во всех регио-
нах мира, и прежде всего в Азии, ситуация меняется, а сложившийся ми-
ропорядок начинает рушиться.

Китай как основной фактор перемен

Если в Европе нет государства-гегемона, которое бы определяло ситуа-
цию во всем регионе, то в Азии таким государством может стать Китай. 
КНР уже ведет себя так, будто понимает, что они с США распредели-
ли роли следующим образом: «США  — это существующий гегемон, 
а Китай — потенциальный». 

С точки зрения наступательного реализма нарастание напряженности 

между США и Китаем можно назвать системным. Вашингтон опасается, 
что возвышение потенциального гегемона может стать угрозой существу-
ющему миропорядку, а значит, у него есть предпосылки для нанесения 
удара по такому государству

 2

. КНР убежден, что именно в этом состоит 

политика США, и строит свою как ответ на действия Вашингтона.

Угроза — это и возможности, и намерения. Китай, как и другие го-

сударства, вместе с  развитием экономики занимается наращиванием 
военной мощи. Со второй половины 80-х экономика росла высокими 
темпами, а вместе с ней стремительно увеличивался военный потенциал 
страны. Более того, обладая огромной территорией, КНР модернизиро-
вал свою чрезвычайно многочисленную армию, сумев быстро сформиро-
вать такую военную силу, которая не может не пугать США. Можно даже 
говорить о том, что у Китая появляются возможности бросить вызов су-
ществующему мировому порядку. 

С другой стороны, намерения КНР остаются не совсем ясными. 

Действительно ли Китай собирается использовать свою военную мощь, 
чтобы изменить мировой порядок? Пока Соединенные Штаты не пове-
рят в то, что у Китая нет таких планов, их опасения не рассеются — и на-
пряженность между двумя странами будет только нарастать. 

Тревога по поводу намерений КНР увеличивается и из-за высказыва-

ний Пекина о том, что «международное сообщество под предводитель-
ством США погрязло в противостоянии и неравенстве»

3

. Звучат и более 

решительные фразы — так, в своей речи на военном параде 3 сентября 
2015 года председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «необходимо вы-
строить новый тип международных отношений на основе взаимовыгод-
ного сотрудничества»

4

По всей видимости, в Китае утвердилось мнение, что характер совре-

менных международных отношений не соответствует ни духу сотрудни-
чества, ни духу взаимной выгоды. И китайский лидер ясно дал понять, 
что стремится изменить несправедливый с точки зрения КНР мировой 


background image

Бондзи Охара | 5

порядок. С другой стороны, он же говорит о том, что «все страны долж-
ны вместе поддерживать международный порядок и  систему, предна-
чертанную целями и принципами Устава ООН», и о том, что Китай не 
намерен создавать блок, противостоящий международному сообществу. 

Вероятно, речь идет об изменении правил в рамках уже сложившего-

ся порядка. Можно сказать, что вызов, с которым предстоит столкнуться 
миру, состоит в изменении типа отношений между великими держава-
ми, то есть в данном случае КНР и США. Этот новый тип отношений 
подразумевает, что Китай свободно преследует свои интересы, а США 
не используют военную силу в отношении него. В то же время это может 
означать, что вопросы международного порядка будут решаться двумя 
великими державами закулисно. В таком случае целью и самого сентябрь-
ского военного парада в Пекине, и речи Си Цзиньпина было придать ле-
гитимность своим действиям и показать мощь КНР китайскому народу. 

Китай считает сложившийся мировой порядок несправедливым, по-

скольку понимает, что при существующих правилах страна не может 
достичь желаемого экономического развития. Кроме этого, у КНР есть 
комплекс жертвы: несмотря на то что Китай вышел из Второй мировой 
войны победителем, он, ослабленный, позволил западным странам самим 
решать, как будет устроен мир. 

Речь Си Цзиньпина на военном параде в  сентябре 2015 года была 

не первым выступлением, в котором прозвучали слова о необходимо-
сти выстраивания нового типа международных отношений. В июне 
2015 года министр иностранных дел Ван И в своей речи на обществен-
ном форуме заявил, что КНР будет стараться создать новый тип меж-
дународных отношений, основанный на взаимовыгодном сотрудниче-
стве 

5

. Идея несправедливости международного сообщества, а именно 

международного порядка и правил в отношении самой КНР, не нова. 
Но только теперь Пекин начал говорить о  построении нового типа 
международных отношений. Значит ли это, что Китай почувствовал 
уверенность в своих силах?  

Жесткая позиция Китая

В описаниях международного положения в  АТР все чаще звучат слова 
о  китайско-американском противостоянии: США, стоящие во главе 
существующего мирового порядка, пытаются сдерживать КНР и пред- 
отвратить ее попытки его изменить, в том числе посредством военной 
силы. Однако «противостояние» подразумевает противоборство двух 
равных соперников, но в действительности Китай не обладает такими же 
возможностями, как США.

И все же вызовы, которые бросает Китай международному порядку 

в последние годы, становятся все более смелыми. Такие действия Пекина, 


background image

6 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии

как строительство искусственных островов в  Южно-Китайском море 
и планы размещения там военных баз, повышают напряженность в от-
ношениях с США и порождают настороженность со стороны Японии 
и некоторых других стран региона. 

В результате США были вынуждены значительно 

усилить свое военное давление. Ранним утром 27 октя-
бря 2015 года американский эсминец DDG-82 Lassen, 
оснащенный системой Aegis, прошел на расстоянии 
12 морских миль от рифа Суби, искусственно создан-
ного острова архипелага Спартли, — для демонстра-
ции работы принципа «свободной навигации». 

В этот же день, выступая в комитете сената США 

по делам вооруженных сил, министр обороны Эштон 

Картер дал понять, что утвердил схему патрулирования региона кораб- 
лями ВМС США. Действительно, 30  января 2016 года американский 
эсминец DDG-54 Curtis Wilbur, также оснащенный системой Aegis, про-
шел на расстоянии 12 морских миль от Тритона, одного из Парасельских 
островов. Это была вторая операция в рамках «свободной навигации». 

На такое давление со стороны США Китай реагирует ужесто-

чением своей позиции. Заместитель начальника штаба Народно-
освободительной армии Китая (НОАК) Ван Цзяочэн заявил, что Пекин 
примет «все необходимые меры для защиты государственного сувере-
нитета и интересов в своей акватории»

6

. Подобное заявление высоко-

поставленного военного представителя КНР означает, что в китайском 
руководстве в полной мере осознают кризисный характер ситуации.

Анализ оснащенности и  дееспособности НОАК показывает, что 

Китай не обладает достаточными силами для победы в открытой войне 
с США. И все равно КНР не идет на компромисс с Вашингтоном — при-
чины этого стоит искать внутри страны. 

В Китае завершился период высоких темпов роста экономики, и те-

перь руководству КНР необходимо обеспечить стабильное развитие. 
На сессии Всекитайского собрания народных представителей в  марте 
2016 года принят «13-й пятилетний план», в котором поставлена цель 
обеспечить темпы роста экономики более чем на 6,5% до 2020 года

 7

. По 

сравнению с темпами роста, наблюдавшимися раньше, это значительная 
корректировка в меньшую сторону. На пресс-конференции после завер-
шения собрания премьер-министр Ли Кэцян отметил, что взят курс на 
проведение системных реформ, которые позволят осуществить плавный 
переход на стабильный рост. 

Это означает, что замедлится и рост китайской экономики. Причем 

произойдет это на том этапе, когда народ еще не стал жить благополучно. 
Если реформы провалятся и не удастся встать на рельсы стабильного ро-
ста, то, возможно, китайская экономика потерпит крах. 

Военную стратегию Китая можно назвать 

оборонительной, но  многим она не кажется 

таковой, особенно в свете вызовов, которые 

КНР бросает международному порядку.


background image

Бондзи Охара | 7

Уже сейчас внутри страны начинает нарастать недовольство матери-

альным неравенством. Кроме того, любые реформы переживаются бо-
лезненно. Особенно ощутимы они будут для представителей властных 
структур, которые на данный момент являются в Китае основными выго-
доприобретателями. До того как ситуация в уже нестабильном обществе 
станет опасной, руководству Китая необходимо создать имидж страны, 
которая «и далее будет продолжать развиваться». 

Для дальнейшего экономического роста, равно как и для успешного 

проведения реформ, Китаю необходимо продвижение на зарубежные 
рынки — чтобы сбывать произведенный в стране товар. Именно поэто-
му КНР пытается сделать международный порядок выгодным для своей 
внешнеэкономической деятельности. 

Китай верит, что США обязательно будут препятствовать развитию 

страны, и  поэтому ставит перед собой цель не допустить применение 
Вашингтоном военной силы или суметь нейтрализовать ее в случае от-
крытого конфликта. Таким образом, военную стратегию КНР можно 
назвать оборонительной. Однако многим странам она совсем не кажется 
таковой, особенно в свете вызовов, которые КНР бросает международ-
ному порядку. 

Реакция США

Основой американской политики обеспечения безопасности является 
возможность развертывания военных сил США в  любой точке мира. 
Поэтому и принцип «свободной навигации» является для них жизнен-
но важным. 

США осознают, что опасность для международного сообщества, 

сформированного под предводительством Вашингтона, исходит и снару-
жи, и изнутри. В «Национальной военной стратегии США 2015 года» 
отмечается, что ИГИЛ

 

*, действуя за пределами международного сооб-

щества, а также такие государства, как Россия, Иран, КНДР и КНР, под-
рывая безопасность соседних стран, пытаются изменить существенные 
аспекты международного порядка 

8

Китай в этом перечне стоит на последнем месте: дело в том, что, во-пер-

вых, ранее США выступали в поддержку развития Китая, а во-вторых, 
в начале упомянутой стратегии выражается надежда на то, что Пекин ста-
нет «ответственным игроком» в сфере обеспечения безопасности.

Понимание роли Китая меняется, и  прежде всего у  Министерства 

обороны США. Не будем забывать и о уже упоминавшихся сомнениях 
в намерениях Китая, наращивающего свою мощь. Кроме того, в самой 

* Запрещенная в России организация.


background image

8 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии

Америке увеличивается разрыв между президентом Бараком Обамой, 
который не приветствует использование силы, и Минобороны, предпо-
читающим активную демонстрацию военной мощи страны для поддер-
жания мирового порядка и значимости США 

9

. Все эти аспекты влияют 

на то, как Вашингтон реагирует на действия Китая. 

Министерство обороны США помнит о  кризисном характере по-

литики Китая, который, несмотря на то что его военные возможности 
уступают американским, делает ставку на стратегию A2AD (Аnti-access/
area denial) — в том числе создает опорные пункты в Южно-Китайском 
море и  претендует на значительную часть его акватории. Кроме того, 
КНР ведет себя как более слабый соперник в условиях асимметричной 
войны: санкционирует кибератаки на сайты американских корпора-
ций, совершенствует возможности противодействия РЛС и выведения 
из строя спутников. В результате уровень озабоченности США только 
повышается. 

Все это не может не влиять на ситуацию в Восточной Азии в целом: 

структура обеспечения безопасности в  регионе обусловлена америка-
но-китайским противостоянием, связанным с отсутствием доверия меж-
ду двумя странами. 

Роль России в структуре 

безопасности региона

С началом конфликта на Украине России стало трудно проводить внеш-
неполитический курс, нацеленный на то, чтобы занять место третьего 
глобального игрока — наравне с США и Китаем: Москва уже не может, 
как раньше, опираться на экономическое сотрудничество с европейски-
ми странами. Однако создается впечатление, что она начала новую игру 
в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

Китай, который заявил о  своем желании построить «международ-

ные отношения нового типа», видит себя одной из двух держав, опре-
деляющих международный порядок. Однако, двигаясь в этом направле-
нии, КНР не сможет игнорировать фактор России. Еще до событий на 
Украине Китай, понимая, что он отстает от США в военном отношении, 
стремился наладить сотрудничество с Москвой в этой сфере — с целью 
сдерживания Вашингтона. Пекин считает, что, заключив союз с Россией 
на Дальнем Востоке, КНР сможет противостоять США. 

Однако если Россия начнет собственную игру в  Азиатско-

Тихоокеанском регионе, это может привести к результатам, отличным от 
замыслов и целей Китая. США и так уже воспринимают Россию очень 
серьезно, и Москва, активно действующая в АТР, безусловно, привлечет 
внимание Вашингтона. Если США и Россия начнут влиять на ситуацию