ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 364
Скачиваний: 2
4 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии
экономические. До настоящего времени казалось, что в международном
сообществе наконец-то работают общие ценности. Однако во всех регио-
нах мира, и прежде всего в Азии, ситуация меняется, а сложившийся ми-
ропорядок начинает рушиться.
Китай как основной фактор перемен
Если в Европе нет государства-гегемона, которое бы определяло ситуа-
цию во всем регионе, то в Азии таким государством может стать Китай.
КНР уже ведет себя так, будто понимает, что они с США распредели-
ли роли следующим образом: «США — это существующий гегемон,
а Китай — потенциальный».
С точки зрения наступательного реализма нарастание напряженности
между США и Китаем можно назвать системным. Вашингтон опасается,
что возвышение потенциального гегемона может стать угрозой существу-
ющему миропорядку, а значит, у него есть предпосылки для нанесения
удара по такому государству
. КНР убежден, что именно в этом состоит
политика США, и строит свою как ответ на действия Вашингтона.
Угроза — это и возможности, и намерения. Китай, как и другие го-
сударства, вместе с развитием экономики занимается наращиванием
военной мощи. Со второй половины 80-х экономика росла высокими
темпами, а вместе с ней стремительно увеличивался военный потенциал
страны. Более того, обладая огромной территорией, КНР модернизиро-
вал свою чрезвычайно многочисленную армию, сумев быстро сформиро-
вать такую военную силу, которая не может не пугать США. Можно даже
говорить о том, что у Китая появляются возможности бросить вызов су-
ществующему мировому порядку.
С другой стороны, намерения КНР остаются не совсем ясными.
Действительно ли Китай собирается использовать свою военную мощь,
чтобы изменить мировой порядок? Пока Соединенные Штаты не пове-
рят в то, что у Китая нет таких планов, их опасения не рассеются — и на-
пряженность между двумя странами будет только нарастать.
Тревога по поводу намерений КНР увеличивается и из-за высказыва-
ний Пекина о том, что «международное сообщество под предводитель-
ством США погрязло в противостоянии и неравенстве»
. Звучат и более
решительные фразы — так, в своей речи на военном параде 3 сентября
2015 года председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «необходимо вы-
строить новый тип международных отношений на основе взаимовыгод-
ного сотрудничества»
По всей видимости, в Китае утвердилось мнение, что характер совре-
менных международных отношений не соответствует ни духу сотрудни-
чества, ни духу взаимной выгоды. И китайский лидер ясно дал понять,
что стремится изменить несправедливый с точки зрения КНР мировой
Бондзи Охара | 5
порядок. С другой стороны, он же говорит о том, что «все страны долж-
ны вместе поддерживать международный порядок и систему, предна-
чертанную целями и принципами Устава ООН», и о том, что Китай не
намерен создавать блок, противостоящий международному сообществу.
Вероятно, речь идет об изменении правил в рамках уже сложившего-
ся порядка. Можно сказать, что вызов, с которым предстоит столкнуться
миру, состоит в изменении типа отношений между великими держава-
ми, то есть в данном случае КНР и США. Этот новый тип отношений
подразумевает, что Китай свободно преследует свои интересы, а США
не используют военную силу в отношении него. В то же время это может
означать, что вопросы международного порядка будут решаться двумя
великими державами закулисно. В таком случае целью и самого сентябрь-
ского военного парада в Пекине, и речи Си Цзиньпина было придать ле-
гитимность своим действиям и показать мощь КНР китайскому народу.
Китай считает сложившийся мировой порядок несправедливым, по-
скольку понимает, что при существующих правилах страна не может
достичь желаемого экономического развития. Кроме этого, у КНР есть
комплекс жертвы: несмотря на то что Китай вышел из Второй мировой
войны победителем, он, ослабленный, позволил западным странам самим
решать, как будет устроен мир.
Речь Си Цзиньпина на военном параде в сентябре 2015 года была
не первым выступлением, в котором прозвучали слова о необходимо-
сти выстраивания нового типа международных отношений. В июне
2015 года министр иностранных дел Ван И в своей речи на обществен-
ном форуме заявил, что КНР будет стараться создать новый тип меж-
дународных отношений, основанный на взаимовыгодном сотрудниче-
стве
. Идея несправедливости международного сообщества, а именно
международного порядка и правил в отношении самой КНР, не нова.
Но только теперь Пекин начал говорить о построении нового типа
международных отношений. Значит ли это, что Китай почувствовал
уверенность в своих силах?
Жесткая позиция Китая
В описаниях международного положения в АТР все чаще звучат слова
о китайско-американском противостоянии: США, стоящие во главе
существующего мирового порядка, пытаются сдерживать КНР и пред-
отвратить ее попытки его изменить, в том числе посредством военной
силы. Однако «противостояние» подразумевает противоборство двух
равных соперников, но в действительности Китай не обладает такими же
возможностями, как США.
И все же вызовы, которые бросает Китай международному порядку
в последние годы, становятся все более смелыми. Такие действия Пекина,
6 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии
как строительство искусственных островов в Южно-Китайском море
и планы размещения там военных баз, повышают напряженность в от-
ношениях с США и порождают настороженность со стороны Японии
и некоторых других стран региона.
В результате США были вынуждены значительно
усилить свое военное давление. Ранним утром 27 октя-
бря 2015 года американский эсминец DDG-82 Lassen,
оснащенный системой Aegis, прошел на расстоянии
12 морских миль от рифа Суби, искусственно создан-
ного острова архипелага Спартли, — для демонстра-
ции работы принципа «свободной навигации».
В этот же день, выступая в комитете сената США
по делам вооруженных сил, министр обороны Эштон
Картер дал понять, что утвердил схему патрулирования региона кораб-
лями ВМС США. Действительно, 30 января 2016 года американский
эсминец DDG-54 Curtis Wilbur, также оснащенный системой Aegis, про-
шел на расстоянии 12 морских миль от Тритона, одного из Парасельских
островов. Это была вторая операция в рамках «свободной навигации».
На такое давление со стороны США Китай реагирует ужесто-
чением своей позиции. Заместитель начальника штаба Народно-
освободительной армии Китая (НОАК) Ван Цзяочэн заявил, что Пекин
примет «все необходимые меры для защиты государственного сувере-
нитета и интересов в своей акватории»
. Подобное заявление высоко-
поставленного военного представителя КНР означает, что в китайском
руководстве в полной мере осознают кризисный характер ситуации.
Анализ оснащенности и дееспособности НОАК показывает, что
Китай не обладает достаточными силами для победы в открытой войне
с США. И все равно КНР не идет на компромисс с Вашингтоном — при-
чины этого стоит искать внутри страны.
В Китае завершился период высоких темпов роста экономики, и те-
перь руководству КНР необходимо обеспечить стабильное развитие.
На сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте
2016 года принят «13-й пятилетний план», в котором поставлена цель
обеспечить темпы роста экономики более чем на 6,5% до 2020 года
. По
сравнению с темпами роста, наблюдавшимися раньше, это значительная
корректировка в меньшую сторону. На пресс-конференции после завер-
шения собрания премьер-министр Ли Кэцян отметил, что взят курс на
проведение системных реформ, которые позволят осуществить плавный
переход на стабильный рост.
Это означает, что замедлится и рост китайской экономики. Причем
произойдет это на том этапе, когда народ еще не стал жить благополучно.
Если реформы провалятся и не удастся встать на рельсы стабильного ро-
ста, то, возможно, китайская экономика потерпит крах.
Военную стратегию Китая можно назвать
оборонительной, но многим она не кажется
таковой, особенно в свете вызовов, которые
КНР бросает международному порядку.
Бондзи Охара | 7
Уже сейчас внутри страны начинает нарастать недовольство матери-
альным неравенством. Кроме того, любые реформы переживаются бо-
лезненно. Особенно ощутимы они будут для представителей властных
структур, которые на данный момент являются в Китае основными выго-
доприобретателями. До того как ситуация в уже нестабильном обществе
станет опасной, руководству Китая необходимо создать имидж страны,
которая «и далее будет продолжать развиваться».
Для дальнейшего экономического роста, равно как и для успешного
проведения реформ, Китаю необходимо продвижение на зарубежные
рынки — чтобы сбывать произведенный в стране товар. Именно поэто-
му КНР пытается сделать международный порядок выгодным для своей
внешнеэкономической деятельности.
Китай верит, что США обязательно будут препятствовать развитию
страны, и поэтому ставит перед собой цель не допустить применение
Вашингтоном военной силы или суметь нейтрализовать ее в случае от-
крытого конфликта. Таким образом, военную стратегию КНР можно
назвать оборонительной. Однако многим странам она совсем не кажется
таковой, особенно в свете вызовов, которые КНР бросает международ-
ному порядку.
Реакция США
Основой американской политики обеспечения безопасности является
возможность развертывания военных сил США в любой точке мира.
Поэтому и принцип «свободной навигации» является для них жизнен-
но важным.
США осознают, что опасность для международного сообщества,
сформированного под предводительством Вашингтона, исходит и снару-
жи, и изнутри. В «Национальной военной стратегии США 2015 года»
отмечается, что ИГИЛ
*, действуя за пределами международного сооб-
щества, а также такие государства, как Россия, Иран, КНДР и КНР, под-
рывая безопасность соседних стран, пытаются изменить существенные
аспекты международного порядка
Китай в этом перечне стоит на последнем месте: дело в том, что, во-пер-
вых, ранее США выступали в поддержку развития Китая, а во-вторых,
в начале упомянутой стратегии выражается надежда на то, что Пекин ста-
нет «ответственным игроком» в сфере обеспечения безопасности.
Понимание роли Китая меняется, и прежде всего у Министерства
обороны США. Не будем забывать и о уже упоминавшихся сомнениях
в намерениях Китая, наращивающего свою мощь. Кроме того, в самой
* Запрещенная в России организация.
8 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии
Америке увеличивается разрыв между президентом Бараком Обамой,
который не приветствует использование силы, и Минобороны, предпо-
читающим активную демонстрацию военной мощи страны для поддер-
жания мирового порядка и значимости США
. Все эти аспекты влияют
на то, как Вашингтон реагирует на действия Китая.
Министерство обороны США помнит о кризисном характере по-
литики Китая, который, несмотря на то что его военные возможности
уступают американским, делает ставку на стратегию A2AD (Аnti-access/
area denial) — в том числе создает опорные пункты в Южно-Китайском
море и претендует на значительную часть его акватории. Кроме того,
КНР ведет себя как более слабый соперник в условиях асимметричной
войны: санкционирует кибератаки на сайты американских корпора-
ций, совершенствует возможности противодействия РЛС и выведения
из строя спутников. В результате уровень озабоченности США только
повышается.
Все это не может не влиять на ситуацию в Восточной Азии в целом:
структура обеспечения безопасности в регионе обусловлена америка-
но-китайским противостоянием, связанным с отсутствием доверия меж-
ду двумя странами.
Роль России в структуре
безопасности региона
С началом конфликта на Украине России стало трудно проводить внеш-
неполитический курс, нацеленный на то, чтобы занять место третьего
глобального игрока — наравне с США и Китаем: Москва уже не может,
как раньше, опираться на экономическое сотрудничество с европейски-
ми странами. Однако создается впечатление, что она начала новую игру
в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Китай, который заявил о своем желании построить «международ-
ные отношения нового типа», видит себя одной из двух держав, опре-
деляющих международный порядок. Однако, двигаясь в этом направле-
нии, КНР не сможет игнорировать фактор России. Еще до событий на
Украине Китай, понимая, что он отстает от США в военном отношении,
стремился наладить сотрудничество с Москвой в этой сфере — с целью
сдерживания Вашингтона. Пекин считает, что, заключив союз с Россией
на Дальнем Востоке, КНР сможет противостоять США.
Однако если Россия начнет собственную игру в Азиатско-
Тихоокеанском регионе, это может привести к результатам, отличным от
замыслов и целей Китая. США и так уже воспринимают Россию очень
серьезно, и Москва, активно действующая в АТР, безусловно, привлечет
внимание Вашингтона. Если США и Россия начнут влиять на ситуацию