ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 360
Скачиваний: 2
Бондзи Охара | 9
в регионе, опираясь на свой военный потенциал, это сильно осложнит
реализацию китайской стратегии: Пекин, который стремится увели-
чить свое влияние в АТР, уже не сможет вести игру с позиции силы.
Китай знает, что есть вероятность неблагоприятного развития подоб-
ной ситуации: так уже происходит — правда, не Восточной Азии, а на
Ближнем Востоке. В начале 2016 года Саудовская Аравия разорвала ди-
пломатические отношения с Ираном
. Это означает, что война здесь
становится все более реальной. В случае эскалации конфликта между
Саудовской Аравией и Ираном на сторону первой встанет ее союзник
США, а на стороне второго, вместе с дружественной Тегерану Сирией,
окажется Россия. Если на Ближнем Востоке реализуется военный сце-
нарий с вовлечением США и России, Китай не примет в нем участия
и потеряет влияние в этом регионе.
Дело в том, что у Китая пока нет военных сил, которые можно бы-
ло бы противопоставить США и России на Ближнем Востоке. В случае
столкновения двух стран китайский проект «Один пояс, один путь»
окажется под угрозой, могут рухнуть надежды на экономическое раз-
витие страны. Именно поэтому председатель Си Цзиньпин, который
было отложил официальный визит на Ближний Восток в декабре, по-
сле разрыва дипломатических отношений между Саудовской Аравией
и Ираном сразу же отправил в эти страны специального посланника,
а затем прилетел лично, пообещав значительную экономическую под-
держку. Таким образом, китайский лидер пытается сохранить свое вли-
яние за счет экономической силы
США, в свою очередь, предприняли шаги к пересмотру союзнических
отношений с Саудовской Аравией в сторону их укрепления. Нарастание
военной напряженности в регионе приведет к усилению влияния России
и США, что, соответственно, снизит роль КНР.
КНДР как дестабилизирующий
фактор
КНДР — источник постоянно нарастающей военной напряженно-
сти в Северо-Восточной Азии. Япония очень настороженно относится
к Пхеньяну, чьи действия подрывают безопасность соседних стран.
Однако провокации КНДР не вписаны в парадигму американо-китай-
ского противостояния. Дело в том, что у Пхеньяна нет достаточной по-
литической, экономической или военной мощи для того, чтобы бросить
вызов международному порядку. Сегодня КНДР, как и Китаю в 1950–
60-е годы, остается только удел слабых — сосредоточить ресурсы на соз-
дании ядерного оружия.
10 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии
Пхеньян не покушается на сложившийся миропорядок еще и потому,
что, в отличие от Пекина, не заинтересован в изменениях — он не видит
в них выгоды для себя. Похоже, основная цель Северной Кореи — сохра-
нить власть семьи Ким, которая пытается поддерживать почти тотали-
тарную систему на одних угрозах ударов по США.
Еще одна цель КНДР — не допустить объединения полуострова под
началом Республики Корея, которую поддерживают США. До сих пор за
Пхеньяном стоял Китай, что позволяло противостоять США и Южной
Корее, однако новый лидер КНДР позволяет себе провокации даже в от-
ношении Пекина. Он не доверяет не только США, но и Китаю.
Сеул начал было укреплять отношения с Пекином, но после очеред-
ных провокаций Пхеньяна вновь переориентировался на сотрудниче-
ство с Вашингтоном в сфере обеспечения безопасности. США также на-
ращивают свое военное присутствие на Корейском полуострове
. Таким
образом, попытка Китая привлечь Южную Корею с помощью экономи-
ческих рычагов провалилась.
Провокаций со стороны КНДР становится все больше, и они чреваты
агрессивными шагами. Китай, который продолжает «терять лицо», вы-
ступил совместно с международным сообществом, одобрив в СБ ООН
принятие экономических санкций в отношении КНДР.
Однако Япония и США осудили Китай за недостаточную жесткость.
По их мнению, именно неоднозначность позиции Пекина является при-
чиной недостаточной эффективности экономических санкций против
Пхеньяна. Они выразили надежду, что «КНР будет оказывать всесторон-
нее содействие в реализации жесткой позиции»
. Китай соблюдал санк-
ции против КНДР, но, исходя из собственных интересов, одновременно
поддерживал Северную Корею — чтобы та продолжала выполнять роль
буфера между КНР и США. Теперь Пекину придется значительно скор-
ректировать свою политику.
Если возвышение Китая — фактор, способный изменить мировой по-
рядок и перераспределить сферы влияния, то роль КНДР можно назвать
дестабилизирующей. От нее зависит в первую очередь ситуация с без-
опасностью в Северо-Восточной Азии и эволюция отношений между
Японией, США, Китаем и Южной Кореей.
Неопределенная позиция Южной Кореи
Отношение Республики Корея к США носит весьма сложный характер.
С одной стороны, для Сеула, который фактически находится в состоянии
войны с КНДР, поддержка Вашингтона в сфере обеспечения безопасно-
сти является жизненно необходимой. С другой стороны, в Республике
Корея сильны и антиамериканские настроения.
Бондзи Охара | 11
Южная Корея также стремится поддерживать дружественные отно-
шения с Китаем. Находясь в непростых экономических условиях, Сеул
всегда получал от него преференции. Президент Республики Корея Пак
Кын Хе была приглашена на военный парад, состоявшийся в Пекине
3 сентября 2015 года, как единственный представитель Запада
14
. Тем не
менее Корея была вынуждена изменить свою позицию, и причиной стали
провокационные действия КНДР. Республика Корея вновь усилила со-
трудничество с США в сфере обеспечения безопасности и, несмотря на
недовольство Китая, обсуждает вопрос размещения на своей территории
американского противоракетного комплекса THAAD
США, в свою очередь, требуют, чтобы Сеул наладил отношения
с Японией. Вашингтон понимает, что ему уже сложно поддерживать
мировой порядок в одиночку, тем более когда его влияние снижается.
Поэтому США ставят на увеличение сотрудничества с союзниками.
Иными словами, Америка стремится сохранить свое влияние в Северо-
Восточной Азии путем укрепления военно-политических связей между
своими двумя союзниками — Японией и Южной Кореей.
Корея сделала свой выбор: чтобы защитить себя, она пошла на укре-
пление дружественных отношений с США и их союзниками, даже не-
смотря на угрозу ухудшения добрососедских связей с Китаем. В этом
смысле разработка ядерного оружия КНДР существенно повлияла на
внешнюю политику Сеула. Южная Корея начала налаживать отношения
с Японией, и это изменение ее внешнеполитического курса положило
начало тройственному японо-американо-корейскому сотрудничеству по
обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Неспособность Японии обеспечить
свою оборону самостоятельно
Несмотря на то что у Японии есть большой военный потенциал, ее кон-
ституция и законодательство в области обеспечения безопасности огра-
ничивают подобную деятельность. Судя по всему, это одна из причин
того, что соседние страны по-разному представляют себе не только воз-
можности Японии, но также ее роль и значение в АТР.
Вероятно, и сами японцы не в полной мере осознают, на что спо-
собна их страна. Когда, как уже говорилось выше, изменилась воен-
но-политическая обстановка в регионе, Япония приняла новые законы,
касающиеся обеспечения мира и безопасности. Однако условия, огра-
ничивающие применение права на оборону, скорректированы не были.
Использование Японией вооруженных сил и по сей день сопряжено со
многими сложностями.
12 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии
Тем не менее с увеличением настороженности по отношению к Китаю
была принята резолюция с новым толкованием конституции и новые за-
коны в сфере безопасности. КНР, которая чувствует давление со стороны
США, опасается, что Токио вместе с Вашингтоном могут предпринять
против нее военные действия в Южно-Китайском мо-
ре. Китай беспокоится, что ему, возможно, придется
сдерживать Японию в этом регионе.
Это не значит, конечно, что КНР отказалась от сво-
их планов помешать эффективному контролю Японии
над островами Сэнкаку в Восточно-Китайском мо-
ре. Несмотря на то что Китай со второй половины
2014 года говорит о необходимости формирования
«дружественных японо-китайских отношений», под-
готовка к установлению китайского контроля над спорными островами
продолжается.
На Всенародном рабочем собрании, которое проводило Государственное
океанологическое управление КНР в январе 2014 года в Пекине, было
принято решение о строительстве 20 новых патрульных катеров для бере-
говой охраны. Тогда китайские СМИ сообщали о том, что была поставлена
цель увеличить к 2015 году количество патрульных катеров водоизмеще-
нием в 1000 тонн в два раза — до 50 кораблей. При этом указывалось, что
к 2020 году береговая охрана КНР будет самой мощной в мире
В мае 2015 года на вооружение поступил военный корабль, оснащен-
ный пушкой калибра 76 мм. Одновременно стало известно о проведении
испытаний патрульного корабля CCG 2901 с водоизмещением свыше
10 000 тонн
. Размеры корабля увеличены, как говорится в докумен-
тах, исходя из задачи уничтожения противника при непосредственном
столкновении.
В январе 2016 года были спущены на воду четыре новых патруль-
ных корабля водоизмещением 5000 тонн, два из которых отправлены
в Южно-Китайское море. Закончилось строительство трех фрегатов для
морского флота КНР, поступивших в береговую охрану в качестве па-
трульных, — они уже были замечены в окрестностях островов Сэнкаку.
На этих кораблях CCG 31239, предположительно, были установлены
четыре комплекса сдвоенных пушек калибра 37 мм. Кроме того, Китай
ведет строительство двух эсминцев
.
В случае если настороженность Китая по отношению к Японии воз-
растет, Пекин с помощью своих военно-морских сил может использо-
вать «серые зоны», чтобы сдерживать Токио. Япония, в свою очередь,
не стремится к столкновению с КНР и, соответственно, будет избегать
эскалации конфликта, но если сил японской береговой охраны окажется
недостаточно, не исключено, что будут задействованы военно-морские
силы самообороны.
Существование в мире, где
укрепится идея «применения силы
для изменения ситуации», станет
тяжелым испытанием для Японии.
Бондзи Охара | 13
Реагирование с использованием морских сил самообороны — это су-
губо японское понятие. Выдвижение японских кораблей Китай может
расценить как применение военной силы, что приведет к переходу кон-
фликта в открытую фазу. Токио необходимо налаживать альтернативные
каналы двустороннего диалога для обозначения своих намерений.
В то же время Япония не приемлет китайскую концепцию примене-
ния силы для изменения ситуации. В международном сообществе, где не
существует мировой полиции, нет другого способа ответить на попытки
изменить сложившийся порядок военным путем — только ответное при-
менение силы стороной, поддерживающей этот порядок.
Существование в мире, где укрепится идея «применения силы для
изменения ситуации», станет тяжелым испытанием для Японии. Токио
должен научиться демонстрировать свои намерения и, используя свою
военную силу, обеспечивать соблюдение правила «не применять насиль-
ственные действия» в рамках международного сообщества.
Япония должна, обозначая свое военное присутствие, выражать не-
согласие с попытками бросить вызов международному порядку и вместе
с тем прилагать дипломатические усилия по недопущению открытого
столкновения.
Основы обеспечения
безопасности в регионе
Даже если всем странам Северо-Восточной Азии удастся договориться
о правовых и политических основах обеспечения безопасности, вряд ли
эта структура будет эффективна, поскольку не будет подкреплена взаим-
ным доверием США и КНР. К тому же для принятия конкретных мер
понадобится заручиться согласием всех стран региона, что может ока-
заться совсем непростой или даже невыполнимой задачей.
Китай и КНДР открыто заявляют, что готовы на переговоры только
с участием США. С тех пор как Япония или Корея утратили свой статус
партнеров в переговорном процессе, позиции заинтересованных стран
уже не могут считаться равными. Да и маловероятно, что КНДР, которая
считает Японию и Южную Корею недостойными диалога, будет активно
стремиться к достижению консенсуса.
С точки зрения Японии и США, основные факторы нестабильности
в регионе — бросающий вызов мировому порядку Китай и КНДР, кото-
рая продолжает действовать нерационально и агрессивно. Китай, в свою
очередь, считает существующий порядок несправедливым и пытается
изменить сами правила игра. С точки зрения Пекина, дестабилизирует
ситуацию в регионе Вашингтон, когда не признает за Китаем право на
изменение мирового порядка и пытается ему помешать.