ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 360

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Бондзи Охара | 9

в регионе, опираясь на свой военный потенциал, это сильно осложнит 
реализацию китайской стратегии: Пекин, который стремится увели-
чить свое влияние в  АТР, уже не сможет вести игру с  позиции силы. 
Китай знает, что есть вероятность неблагоприятного развития подоб-
ной ситуации: так уже происходит — правда, не Восточной Азии, а на 
Ближнем Востоке. В начале 2016 года Саудовская Аравия разорвала ди-
пломатические отношения с Ираном 

10

. Это означает, что война здесь 

становится все более реальной. В случае эскалации конфликта между 
Саудовской Аравией и Ираном на сторону первой встанет ее союзник 
США, а на стороне второго, вместе с дружественной Тегерану Сирией, 
окажется Россия. Если на Ближнем Востоке реализуется военный сце-
нарий с вовлечением США и России, Китай не примет в нем участия 
и потеряет влияние в этом регионе. 

Дело в том, что у Китая пока нет военных сил, которые можно бы-

ло бы противопоставить США и России на Ближнем Востоке. В случае 
столкновения двух стран китайский проект «Один пояс, один путь» 
окажется под угрозой, могут рухнуть надежды на экономическое раз-
витие страны. Именно поэтому председатель Си Цзиньпин, который 
было отложил официальный визит на Ближний Восток в декабре, по-
сле разрыва дипломатических отношений между Саудовской Аравией 
и Ираном сразу же отправил в эти страны специального посланника, 
а затем прилетел лично, пообещав значительную экономическую под-
держку. Таким образом, китайский лидер пытается сохранить свое вли-
яние за счет экономической силы 

11

США, в свою очередь, предприняли шаги к пересмотру союзнических 

отношений с Саудовской Аравией в сторону их укрепления. Нарастание 
военной напряженности в регионе приведет к усилению влияния России 
и США, что, соответственно, снизит роль КНР. 

КНДР как дестабилизирующий  

фактор

КНДР  — источник постоянно нарастающей военной напряженно-
сти в Северо-Восточной Азии. Япония очень настороженно относится 
к Пхеньяну, чьи действия подрывают безопасность соседних стран.

Однако провокации КНДР не вписаны в парадигму американо-китай-

ского противостояния. Дело в том, что у Пхеньяна нет достаточной по-
литической, экономической или военной мощи для того, чтобы бросить 
вызов международному порядку. Сегодня КНДР, как и Китаю в 1950–
60-е годы, остается только удел слабых — сосредоточить ресурсы на соз-
дании ядерного оружия. 


background image

10 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии

Пхеньян не покушается на сложившийся миропорядок еще и потому, 

что, в отличие от Пекина, не заинтересован в изменениях — он не видит 
в них выгоды для себя. Похоже, основная цель Северной Кореи — сохра-
нить власть семьи Ким, которая пытается поддерживать почти тотали-
тарную систему на одних угрозах ударов по США. 

Еще одна цель КНДР — не допустить объединения полуострова под 

началом Республики Корея, которую поддерживают США. До сих пор за 
Пхеньяном стоял Китай, что позволяло противостоять США и Южной 
Корее, однако новый лидер КНДР позволяет себе провокации даже в от-
ношении Пекина. Он не доверяет не только США, но и Китаю. 

Сеул начал было укреплять отношения с Пекином, но после очеред-

ных провокаций Пхеньяна вновь переориентировался на сотрудниче-
ство с Вашингтоном в сфере обеспечения безопасности. США также на-
ращивают свое военное присутствие на Корейском полуострове 

12

. Таким 

образом, попытка Китая привлечь Южную Корею с помощью экономи-
ческих рычагов провалилась.

Провокаций со стороны КНДР становится все больше, и они чреваты 

агрессивными шагами. Китай, который продолжает «терять лицо», вы-
ступил совместно с международным сообществом, одобрив в СБ ООН 
принятие экономических санкций в отношении КНДР. 

Однако Япония и США осудили Китай за недостаточную жесткость. 

По их мнению, именно неоднозначность позиции Пекина является при-
чиной недостаточной эффективности экономических санкций против 
Пхеньяна. Они выразили надежду, что «КНР будет оказывать всесторон-
нее содействие в реализации жесткой позиции»

13

. Китай соблюдал санк-

ции против КНДР, но, исходя из собственных интересов, одновременно 
поддерживал Северную Корею — чтобы та продолжала выполнять роль 
буфера между КНР и США. Теперь Пекину придется значительно скор-
ректировать свою политику. 

Если возвышение Китая — фактор, способный изменить мировой по-

рядок и перераспределить сферы влияния, то роль КНДР можно назвать 
дестабилизирующей. От нее зависит в первую очередь ситуация с без-
опасностью в  Северо-Восточной Азии и  эволюция отношений между 
Японией, США, Китаем и Южной Кореей. 

Неопределенная позиция Южной Кореи

Отношение Республики Корея к США носит весьма сложный характер. 
С одной стороны, для Сеула, который фактически находится в состоянии 
войны с КНДР, поддержка Вашингтона в сфере обеспечения безопасно-
сти является жизненно необходимой. С другой стороны, в Республике 
Корея сильны и антиамериканские настроения. 


background image

Бондзи Охара | 11

Южная Корея также стремится поддерживать дружественные отно-

шения с Китаем. Находясь в непростых экономических условиях, Сеул 
всегда получал от него преференции. Президент Республики Корея Пак 
Кын Хе была приглашена на военный парад, состоявшийся в  Пекине 
3 сентября 2015 года, как единственный представитель Запада

14

. Тем не 

менее Корея была вынуждена изменить свою позицию, и причиной стали 
провокационные действия КНДР. Республика Корея вновь усилила со-
трудничество с США в сфере обеспечения безопасности и, несмотря на 
недовольство Китая, обсуждает вопрос размещения на своей территории 
американского противоракетного комплекса THAAD 

15

США, в  свою очередь, требуют, чтобы Сеул наладил отношения 

с  Японией. Вашингтон понимает, что ему уже сложно поддерживать 
мировой порядок в  одиночку, тем более когда его влияние снижается. 
Поэтому США ставят на увеличение сотрудничества с  союзниками. 
Иными словами, Америка стремится сохранить свое влияние в Северо-
Восточной Азии путем укрепления военно-политических связей между 
своими двумя союзниками — Японией и Южной Кореей.  

Корея сделала свой выбор: чтобы защитить себя, она пошла на укре-

пление дружественных отношений с США и их союзниками, даже не-
смотря на угрозу ухудшения добрососедских связей с  Китаем. В этом 
смысле разработка ядерного оружия КНДР существенно повлияла на 
внешнюю политику Сеула. Южная Корея начала налаживать отношения 
с  Японией, и  это изменение ее внешнеполитического курса положило 
начало тройственному японо-американо-корейскому сотрудничеству по 
обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

Неспособность Японии обеспечить 

свою оборону самостоятельно

Несмотря на то что у Японии есть большой военный потенциал, ее кон-
ституция и законодательство в области обеспечения безопасности огра-
ничивают подобную деятельность. Судя по всему, это одна из причин 
того, что соседние страны по-разному представляют себе не только воз-
можности Японии, но также ее роль и значение в АТР.

Вероятно, и  сами японцы не в  полной мере осознают, на что спо-

собна их страна. Когда, как уже говорилось выше, изменилась воен-
но-политическая обстановка в регионе, Япония приняла новые законы, 
касающиеся обеспечения мира и  безопасности. Однако условия, огра-
ничивающие применение права на оборону, скорректированы не были. 
Использование Японией вооруженных сил и по сей день сопряжено со 
многими сложностями. 


background image

12 | Структура обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии

Тем не менее с увеличением настороженности по отношению к Китаю 

была принята резолюция с новым толкованием конституции и новые за-
коны в сфере безопасности. КНР, которая чувствует давление со стороны 
США, опасается, что Токио вместе с Вашингтоном могут предпринять 

против нее военные действия в Южно-Китайском мо-
ре. Китай беспокоится, что ему, возможно, придется 
сдерживать Японию в этом регионе.  

Это не значит, конечно, что КНР отказалась от сво-

их планов помешать эффективному контролю Японии 
над островами Сэнкаку в  Восточно-Китайском мо-
ре. Несмотря на то что Китай со второй половины 
2014  года говорит о  необходимости формирования 
«дружественных японо-китайских отношений», под-

готовка к установлению китайского контроля над спорными островами 
продолжается. 

На Всенародном рабочем собрании, которое проводило Государственное 

океанологическое управление КНР в  январе 2014 года в  Пекине, было 
принято решение о строительстве 20 новых патрульных катеров для бере-
говой охраны. Тогда китайские СМИ сообщали о том, что была поставлена 
цель увеличить к 2015 году количество патрульных катеров водоизмеще-
нием в 1000 тонн в два раза — до 50 кораблей. При этом указывалось, что 
к 2020 году береговая охрана КНР будет самой мощной в мире 

16

.

В мае 2015 года на вооружение поступил военный корабль, оснащен-

ный пушкой калибра 76 мм. Одновременно стало известно о проведении 
испытаний патрульного корабля CCG 2901 с  водоизмещением свыше 
10 000 тонн 

17

. Размеры корабля увеличены, как говорится в  докумен-

тах, исходя из задачи уничтожения противника при непосредственном 
столкновении. 

В январе 2016 года были спущены на воду четыре новых патруль-

ных корабля водоизмещением 5000 тонн, два из которых отправлены 
в Южно-Китайское море. Закончилось строительство трех фрегатов для 
морского флота КНР, поступивших в  береговую охрану в  качестве па-
трульных, — они уже были замечены в окрестностях островов Сэнкаку. 
На этих кораблях CCG 31239, предположительно, были установлены 
четыре комплекса сдвоенных пушек калибра 37 мм. Кроме того, Китай 
ведет строительство двух эсминцев 

18

В случае если настороженность Китая по отношению к Японии воз-

растет, Пекин с  помощью своих военно-морских сил может использо-
вать «серые зоны», чтобы сдерживать Токио. Япония, в свою очередь, 
не стремится к столкновению с КНР и, соответственно, будет избегать 
эскалации конфликта, но если сил японской береговой охраны окажется 
недостаточно, не исключено, что будут задействованы военно-морские 
силы самообороны. 

Существование в мире, где 

укрепится идея «применения силы 

для изменения ситуации», станет 

тяжелым испытанием для Японии.


background image

Бондзи Охара | 13

Реагирование с использованием морских сил самообороны — это су-

губо японское понятие. Выдвижение японских кораблей Китай может 
расценить как применение военной силы, что приведет к переходу кон-
фликта в открытую фазу. Токио необходимо налаживать альтернативные 
каналы двустороннего диалога для обозначения своих намерений. 

В то же время Япония не приемлет китайскую концепцию примене-

ния силы для изменения ситуации. В международном сообществе, где не 
существует мировой полиции, нет другого способа ответить на попытки 
изменить сложившийся порядок военным путем — только ответное при-
менение силы стороной, поддерживающей этот порядок. 

Существование в  мире, где укрепится идея «применения силы для 

изменения ситуации», станет тяжелым испытанием для Японии. Токио 
должен научиться демонстрировать свои намерения и, используя свою 
военную силу, обеспечивать соблюдение правила «не применять насиль-
ственные действия» в рамках международного сообщества. 

Япония должна, обозначая свое военное присутствие, выражать не-

согласие с попытками бросить вызов международному порядку и вместе 
с  тем прилагать дипломатические усилия по недопущению открытого 
столкновения. 

Основы обеспечения 

безопасности в регионе

Даже если всем странам Северо-Восточной Азии удастся договориться 
о правовых и политических основах обеспечения безопасности, вряд ли 
эта структура будет эффективна, поскольку не будет подкреплена взаим-
ным доверием США и КНР. К тому же для принятия конкретных мер 
понадобится заручиться согласием всех стран региона, что может ока-
заться совсем непростой или даже невыполнимой задачей. 

Китай и КНДР открыто заявляют, что готовы на переговоры только 

с участием США. С тех пор как Япония или Корея утратили свой статус 
партнеров в переговорном процессе, позиции заинтересованных стран 
уже не могут считаться равными. Да и маловероятно, что КНДР, которая 
считает Японию и Южную Корею недостойными диалога, будет активно 
стремиться к достижению консенсуса.

С точки зрения Японии и США, основные факторы нестабильности 

в регионе — бросающий вызов мировому порядку Китай и КНДР, кото-
рая продолжает действовать нерационально и агрессивно. Китай, в свою 
очередь, считает существующий порядок несправедливым и  пытается 
изменить сами правила игра. С точки зрения Пекина, дестабилизирует 
ситуацию в регионе Вашингтон, когда не признает за Китаем право на 
изменение мирового порядка и пытается ему помешать.