Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 419
Скачиваний: 1
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
военного
обучения
А
.
С
.
Калюжный
ОРГАНИЗАЦИЯ
И
СОДЕРЖАНИЕ
ВОСПИТАНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ
КАТЕГОРИЙ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Учебное
пособие
Н
.
Новгород
2004
2
ББК
88.4
В
633
В
учебном
пособии
рассматриваются
психолого
-
педагогические
ха
-
рактеристики
различных
категорий
офицеров
и
прапорщиков
,
сержантов
и
солдат
,
а
также
военнослужащих
-
женщин
,
организация
,
содержание
и
мето
-
дика
управленческой
деятельности
по
их
воспитанию
.
Достаточное
внимание
уделено
рассмотрению
педагогических
проблем
по
формированию
и
разви
-
тию
у
этих
категорий
военнослужащих
высоких
военно
-
профессиональных
качеств
,
а
также
основным
направлениям
по
подготовке
их
к
успешному
вы
-
полнению
служебных
обязанностей
.
Предназначено
студентам
факультета
военного
обучения
НГТУ
,
обу
-
чающимся
по
программе
подготовки
специалистов
по
военно
-
учетной
специ
-
альности
«
Психология
»,
а
также
постоянному
составу
университета
,
прояв
-
ляющему
интерес
к
теории
и
практике
отечественной
военной
психологии
и
педагогики
.
К
17
Калюжный
А
.
С
.
Организация
и
содержание
воспитания
различных
категорий
военнослужащих
:
Учеб
.
пос
. -
Н
.
Новгород
:
НГТУ
, 2004. –
39
с
.
©
А
.
С
.
Калюжный
, 2004
3
Оглавление
Введение
……………………………………………………………………… 4
1.
Организация
и
содержание
воспитания
офицерского
состава
…...…. 5
2.
Особенности
воспитания
прапорщиков
(
мичманов
) ………………... 12
3.
Содержание
и
специфика
воспитания
рядовых
и
сержантов
(
старших
),
проходящих
военную
службу
по
контракту
………….….
19
4.
Воспитание
военнослужащих
,
проходящих
военную
службу
по
призыву
…………………………………………………….……………
26
5.
Организация
и
содержание
воспитания
женщин
-
военнослужащих
... 30
Заключение
…………………………………………………………………... 38
Литература
…………………………………………………………………… 39
4
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня
общество
и
государство
находятся
в
новых
социально
-
эконо
-
мических
и
политических
условиях
,
значительно
повысился
уровень
разви
-
тия
как
самого
человека
,
так
и
социума
,
частично
изменились
ценности
и
мотивация
,
возросли
требования
к
уровню
подготовки
и
компетентности
во
-
енного
специалиста
,
пониманию
приоритетности
профессионализма
в
про
-
цессе
деятельности
военнослужащего
.
Все
это
в
значительной
мере
требует
изменения
содержания
,
организации
,
методики
воспитательного
процесса
.
В
истории
развития
Вооруженных
Сил
России
важное
значение
всегда
придавалось
военным
профессионалам
–
офицерам
и
прапорщикам
.
На
раз
-
ных
этапах
,
в
различных
исторических
условиях
нашей
страны
по
-
разному
ставились
вопросы
их
подготовки
и
воспитания
,
но
неизменным
было
пони
-
мание
одной
непреложной
истины
:
офицеры
и
прапорщики
–
основа
челове
-
ческого
фактора
армии
,
фундамент
морального
духа
войск
.
От
уровня
их
профессиональной
подготовки
,
готовности
и
способности
с
полной
ответст
-
венностью
выполнять
возложенные
на
них
служебные
задачи
напрямую
за
-
висит
успех
подразделения
в
бою
.
Современная
ситуация
также
объективно
предполагает
необходи
-
мость
глубокого
и
полного
изучения
психолого
-
педагогических
особенно
-
стей
рядового
и
сержантского
состава
,
проходящего
службу
по
контракту
и
по
призыву
.
Специальное
выделение
этой
категории
военнослужащих
в
вос
-
питательном
процессе
обусловлено
рядом
причин
.
Наиболее
значимой
из
которых
является
то
,
что
именно
на
эту
категорию
военнослужащих
возлага
-
ется
решение
основных
задач
,
стоящих
перед
армией
.
Сформировать
профес
-
сионально
важные
качества
у
военнослужащих
данной
категории
в
совре
-
менных
условиях
можно
лишь
при
научном
,
глубоко
обоснованном
подходе
к
их
воспитанию
.
В
последние
годы
отечественного
военного
строительства
также
выде
-
ляются
педагогические
аспекты
воспитательной
работы
с
новой
категорией
военнослужащих
–
женщинами
.
Комплектование
целого
ряда
воинских
спе
-
циальностей
женщинами
вызвано
многими
объективными
причинами
совер
-
шенствования
российской
военной
системы
и
обусловило
разработку
соот
-
ветствующих
научных
подходов
в
военной
психологии
и
педагогике
.
На
раскрытие
педагогических
основ
организации
,
содержания
и
спе
-
цифики
воспитательной
работы
командира
подразделения
и
его
заместителя
по
воспитательной
работе
с
этими
категориями
военнослужащих
и
направле
-
но
настоящее
пособие
.
5
ОРГАНИЗАЦИЯ
И
СОДЕРЖАНИЕ
ВОСПИТАНИЯ
ОФИЦЕРСКОГО
СОСТАВА
В
истории
отечественного
военного
строительства
первостепенное
значение
всегда
придавалось
офицерским
кадрам
.
На
разных
этапах
,
в
раз
-
личных
исторических
условиях
нашей
страны
по
-
разному
ставились
вопросы
их
подготовки
,
но
неизменным
было
понимание
одной
непреложной
истины
:
офицеры
–
основа
человеческого
фактора
армии
,
фундамент
морального
духа
войск
.
От
уровня
их
профессиональной
подготовки
,
готовности
и
способно
-
сти
с
полной
ответственностью
выполнять
возложенные
на
них
задачи
на
-
прямую
зависит
успех
подразделения
в
бою
.
Как
известно
,
военно
-
профессиональные
качества
личности
офицеров
формируются
уже
в
ходе
профессиональной
подготовки
в
военном
образова
-
тельном
учреждении
.
Однако
их
последующее
необходимое
совершенство
-
вание
(
реже
–
коррекция
),
развитие
и
закрепление
,
отражающее
их
становле
-
ние
как
военных
профессионалов
,
происходит
уже
непосредственно
в
вой
-
сках
.
Проходя
службу
в
войсках
,
офицер
выполняет
много
задач
,
однако
главное
содержание
его
деятельности
сводится
к
реализации
специфических
военно
-
профессиональных
функций
.
Важнейшей
из
них
является
общест
-
венно
-
политическая
функция
.
В
недавнем
прошлом
многолетняя
дискуссия
о
том
,
участвует
ли
армия
«
в
политике
»
или
она
«
вне
политики
»,
была
бес
-
почвенна
,
беспредметна
и
бессмысленна
.
Армия
была
всегда
«
в
политике
»,
потому
что
она
является
«
инструментом
», «
средством
»
решения
политиче
-
ских
задач
государством
(
одна
из
главных
задач
политики
государства
–
за
-
щита
государственных
интересов
страны
,
обеспечение
безопасности
народа
и
т
.
д
.).
Это
основная
задача
внешней
политики
государства
.
К
тому
же
в
по
-
следнее
время
армия
решает
задачи
и
внутренней
политики
–
активно
участ
-
вует
в
проведении
специальных
операций
по
обезвреживанию
бандформиро
-
ваний
,
террористов
,
незаконных
вооруженных
формирований
и
др
.
Твердое
и
последовательное
проведение
в
жизнь
политики
Российской
Федерации
,
во
-
енно
-
политических
решений
по
защите
интересов
нашего
народа
–
главное
в
деятельности
офицеров
при
реализации
этой
функции
.
Однако
важно
понимать
и
другое
:
армия
находится
вне
политической
деятельности
партий
и
движений
.
А
это
уже
придает
общественно
-
политической
функции
противоречивый
характер
.
Какие
же
основные
проти
-
воречия
в
реализации
этой
функции
необходимо
выделить
?