Файл: Полный текст лекций по культурологии 1 курс-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 867

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как язык не принадлежит исключительно его изобретателям, но всем, кто пользуется им, так точно и искусство и всякое занятие, какое только можешь себе представить. И как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна - высокий, другая - низкий, так и в этих (искусствах) Художник и Творец-Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить наc узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной (hēmerōteron). И после этого ты говоришь, что эллинская (культура) принадлежит тебе?25 Но скажи, разве не финикийцы (изобрели) грамоту или, как некоторые (думают), египтяне, или евреи, которые были мудрее и тех, и других?.. Тебе ли (принадлежит) аттическое (красноречие)? А игра в шашки, арифметика и искусство считать по пальцам, система мер и весов, тактика ведения войны - чье это? Не эвбеян ли?.. Может быть, и поэзия - твоя (собственность)?26


Григорий, как видим, готов включить даже игру в шашки (to petteuein) в число благ цивилизации. Различные виды искусства также вызывают восхищение Григория. В одном из стихотворений он с похвалой отзывается об искусстве дрессировщиков зверей:


...Послушай, чего достигло искусство.
Скворцы говорят подобно человеку,
Подражая чужому голосу, которому они научились,
Когда видели в зеркале изображение выточенного из дерева
Скворца и слышали голос человека-дрессировщика из-за зеркала.
И в
ороны также крадут звуки у человека. Когда же попугай,
Пестрый, с горбатым клювом, в своей клетке
Заговорит человеческим голосом, тогда он обманывает слух и самого человека.
Для лошадей вешают канаты, по которым
Они ходят. А страшная медведица ходит на открытом воздухе,
Сидит на судейском троне, словно некий умный судья,
Держит в лапах, как можно подумать, весы правосудия,
И зверь кажется имеющим ум.
А ведь это человек научил его тому, чему не научила природа!
Я видел также укротителя львов, сидевшего на спине у могучего льва
И рукой покорявшего силу зверя...
Видел я также тяжелого и огромного зверя с большими бивнями:
Сидящий на нем мальчик-индус при помощи палки заставляет его идти,
Разворачивая туда и сюда тело огромного слона.
Смел был тот, кто первым придумал укрощать зверя,
Наложил ему ярмо на шею и заставил везти огромную колесницу.
27


Все эти тексты характеризуют широту и открытость Григория: он с уважением относился ко всему, что свидетельствует о превосходстве человека над бессловесными существами, что выявляет силу человеческого разума, будь то цирковое искусство, игра в шашки, другие виды искусства, гуманитарные и естественные науки, риторика и литература, поэзия и музыка. Идеалом Григория был человек разума - христианин высокой интеллектуальной культуры, энциклопедической образованности, отличающийся обширными познаниями в разных областях и открытым взглядом на мир. Спсобность разумного мышления (logos) роднит человека с Божественным Словом (Logos). В стихотворениях Григория немало строк посвящено восхвалению разума и учености. "Светильником всей своей жизни признавай разум (logos)",- говорит он.28 "Ничего не считай лучше учености",- пишет он в другом месте.29
Однако Григорий любил подчеркивать, что образованность не является самоцелью: она нужна для того, чтобы привести человека к богопознанию и послужить его возрастанию в вере. В наставлении, написанном от имени Никовула к его собственному отцу, Григорий говорит о том, как изучение литературы, риторики, истории, грамматики, этики и точных наук ведет человека к познанию Бога:



О отец, одного лишь желаю вместо всего - овладеть искусством слова.
Прекрасна пламенная сила риторики в народных,
Судебных и похвальных речах.
Прекрасен ум, наполненный (познаниями в области) истории. Ибо история -
Это совокупность мудрости, ум многих. Немаловажна и
Грамматика, полирующая слово и нрав варварский,
Прекрасно приходящая на помощь благородному языку Эллады.
(Важны) состязания в логическом искусстве...
А также (наука, при помощи которой) добродетельные созидают хорошие нравы...
(Важно) и то, что мудрые мужи парящим умом и тонкими изысканиями,
Отыскали в глубинах, один - одно, другой - другое,
И предали книгам.
Они нашли природу воздушных, земных, морских
И небесных (существ), и сверх всего - ум неизреченного Бога;
(То есть) как Он ведет мир, куда ведет, и каков будет конец
Всего мира (kosmos), украшенного (kekasmenos) многими красотами (kosmois)...
Изучив все это в юности,
Я отдам ум Божественному Духу...
Взгляни на великого деда моего по линии матери: как обо всем
Украшенный многообразными знаниями, которые он собрал
Со всех концов земли, пребывая среди многих народов,
Последним ключем своей учености (logōn) он сделал Христа...
30


Юноша, от имени которого говорит Григорий, горит жаждой расширить свой кругозор не только благодаря учебе: его тянет к путешествиям, к знакомству с иными народами, с различными культурами. Но все это, собранное отовсюду, он желает поставить на службу христианству и духовной жизни. Несомненно, слова Никовула отражают устремления и опыт самого Григория, который много путешествовал в поисках мудрости и который на склоне лет, вспоминая юность, писал о себе:


Одна слава была для меня приятна - преуспеть в науках (logōn), которые собрали
Восток и Запад, и слава Эллады - Афины.
Над этим я трудился много и долгое время, но и это,
Повергнув к стопам Христа, положил я перед Ним,
Чтобы оно уступило слову (logō) великого Бога, которое затмевает собой
Всякое утонченное и многообразное измышление (mython) человеческого ума.
31


Итак, античная ученость, светская словесность и вся внехристианская культура отходят на второй план, когда человек соприкасается со Христом. По сравнению со "словом" (logos) Божиим всякое человеческое слово есть не более, чем миф, басня, измышление (mythos). Но изучение античной философии, мифологии, поэзии и прочих наук необходимо для того, чтобы положить их к стопам Христа. В этом - основной пафос всех текстов Григория Богослова, посвященных восхвалению учености.






1 1 Кор.2:4-5. ^

2 1 Кор.1:20-21. ^

3 1 Кор.1:22-23. ^

4 Св. Григорий Чудотворец. Благодарственная речь Оригену, VI-XV (VI, VIII, XIII, XV). ^

5 Советы юношам 3-4 (PG 31,569). ^

6 Ср. Ориген. Письмо к Григорию Чудотворцу. ^

7 Исх.12:35-36. ^

8 Жизнь Моисея (PG 44,345). ^

9 Сл.43,11,1-29; SC 384,136-140 = 1.609. ^

10 О значении классической образованности и риторики в жизни Григория Богослова существует обширная литература. Упомянем, в частности, Gugnet. Rhétorique; Lercher. Personlichkeit; Ruether. Gregory. О влиянии классической образованности на трех Великих Каппадокийцев см. Pelikan. Culture. ^

11 Немейская ода 1,82-83. ^

12 Имеется в виду известный Эдикт Юлиана об учителях (см. главу I нашей книги). ^

13 Сл.4,100,3-102,3; SC 309,248-250 = 1.110. ^

14 Агг.2:8. ^

15 Ср. Лк.16:9. ^

16 Сл.45,20-21; PG 35,652. Ср. Исх.31:19, 31-35. ^

17 Ср. Климент Александрийский. Строматы 2,1; 2,5 и др. ^

18 Быт.4:16. ^

19 Быт.4:17-22. ^

20 Книга о девстве 15 (PG 48,545). ^

21 Беседа 45,2 (ed.Dorries, 297). ^

22 Строматы 1,4. ^

23 Т.е. втирания мазей и массажа. ^

24 Там же. ^

25 Григорий обращается к Юлиану Отступнику, который, в частности, писал в трактате "Против галилеян": "Вы, конечно, понимаете разницу между вашим и нашим образованием. В вашей школе вы никогда не сделаете человека ни мужественным, ни добродетельным, между тем при нашей системе всякий становится лучше. Посмотрите на ваших детей, которые воспитываются на чтении ваших священных книг. Если в зрелом возрасте они не будут рабами, сочтите меня лгуном и маниаком". Цит. по: Успенский. История, 89. ^

26 Сл.4,106,8-108,1; SC 309,258-260 = 1.112-113. ^

27 PG 37,627-638 = 2.165-166. ^

28 PG 37,909 = 2.231. ^

29 PG 37,944 = 2.231. ^

30 PG 37,1510-1512 = 2.270-271. ^

31 PG 37,977 = 2.54. ^







92