Файл: Полный текст лекций по культурологии 1 курс-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 863

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако все эти удобства не могут осуществить воспитание человека в целостной культуре, если при этом остаются в небрежении глубокие вопросы о смысле культуры и науки для человеческой личности.

62. (О надлежащем сочетании человеческой цивилизации и культуры с христианским воспитанием).

Хотя Церковь много способствовала прогрессу культуры, опыт всё же показывает, что вследствие случайных причин согласование культуры с христианством не всегда происходит без затруднений.

Нельзя сказать, что эти затруднения неизбежно приносят ущерб жизни по вере: напротив, они могут побудить разум к более точному и глубокому пониманию веры. В самом деле: последние исследования и открытия в области как естественных наук, так и истории и философии, приводят к выводам, важным также для практической жизни, и требуют новых разысканий, в том числе и от богословов. Кроме того, богословы призваны к тому, чтобы они, соблюдая методы и требования богословской науки, непрестанно отыскивали более успешные способы преподания вероучения своим современникам, ибо одно дело — сам залог веры или её истины, а другое — тот способ, каким они выражаются, хотя значение и смысл должны в обоих случаях оставаться одними и теми же.12 В пастырском попечении следует в достаточной мере признавать и применять не только богословские принципы, но и открытия мирских наук, прежде всего психологии и социологии, чтобы и верующие могли придти к более чистой и зрелой жизни веры.

По-своему литература и искусство тоже чрезвычайно важны для Церкви. Ведь они пытаются выразить особую природу человека, его проблемы и его опыт в стремлении познать и усовершенствовать самого себя и мир, вскрыть его положение в истории и во вселенной, объяснить беды и радости, потребности и силы человека, а также наметить для него лучшую участь. Таким образом, они могут возвысить человеческую жизнь, выражая её во многообразных формах в зависимости от определённого времени и места.

Поэтому нужно стараться, чтобы художники чувствовали, что они признаны Церковью в своей деятельности и чтобы, пользуясь подобающей свободой, они легче могли наладить отношения с христианской общиной. Церкви следует признавать и новые формы искусства, отвечающие запросам наших современников в зависимости от характера, свойственного тем или иным странам или регионам. Их тоже можно принять во святилище, если они, соответствуя по способу выражения и согласуясь с потребностями литургии, направляют мысль к Богу.13

Так понятие о Боге становится явственнее, а евангельская проповедь проясняется разуму людей и кажется как бы привитой к условиям их жизни.

Итак, пусть верные живут в самом тесном общении с другими своими современниками и стараются во всей полноте постичь их образ мышления и чувства, выражающиеся через культуру. Им следует сочетать осведомлённость о новых науках и теориях и последних открытиях с христианскими нравами и с установлениями христианского вероучения, чтобы их религиозная культура и нравственная безупречность развивались наравне с их научными познаниями и с непрестанным техническим прогрессом, дабы благодаря этому они могли оценить и истолковать всё происходящее в подлинно христианском смысле.


Те, кто занимается богословскими дисциплинами в семинариях и университетах, пусть стараются сотрудничать с людьми, отличающимися своими познаниями в других науках, объединяя при этом свои усилия и советуясь друг с другом. Богословское исследование должно в то же время устремляться ко глубокому познанию истины, данной в Откровении, и не пренебрегать связью со своим временем, чтобы помочь людям, сведущим в различных дисциплинах, придти к более полному познанию веры. Этот совместный труд принесет немалую пользу в воспитании таких священнослужителей, которые смогут удачнее объяснить нашим современникам учение Церкви о Боге, человеке и мире, так что их слово будет выслушиваться охотнее.14 Более того: желательно, чтобы и многие миряне получили подобающее образование в области священных дисциплин, и чтобы некоторые из них намеренно посвящали себя этим занятиям, совершенствуя и углубляя свои познания. Но для того, чтобы они могли исполнять эту свою обязанность, за верными — как за клириками, так и за мирянами — следует признать законную свободу исследования и мышления, а также право смиренно и смело выражать своё мнение о том, в чём они сведущи.




История христианской культуры. II. Европейская культура.


  1. Древнегреческие истоки христианской культуры. Гомеровский эпос как основа эллинского мира. «Илиада и конец «героического века». Сократ – «предголгофский мученик». Древнегреческое учение о Логосе. Теология Платона и «христианский платонизм». Судьба как парадигма эллинского бытия. Греческая трагедия как выявление чреватости мира христианской духовностью. Трагический путь Эдипа к христианскому благообразию через “катарсис”.

Литература: Гомер. Илиада.; Софокл. Царь-Эдип; Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе.// Античность и современность. М. 1972.; Зяблинцев Г. Платон и святоотеческое богословие. // Богословские труды, № 32; Аверинцев С.С. «Образ античности в западно-европейской культуре ХХ века». // Новое в современной классической филологии. М.: 1979г. стр. 5-40; Античность как тип культуры. М. 1988;


Культура Древней Греции.


Основные исторические этапы:

  1. III тыс. – XII в. до н.э. – Культ плодородия богини Матери. Крито-микенский период.

  2. XIIX вв – гомеровский (олимпийский миф, мифологический)

  3. VIIIVI – архаический (космологический)

  4. VIV – классический (расцвет политической, экономической, культурной жизни…)

  5. IV в до н.э. – I в н.э. – Эллинистический - экспансия греческой культуры за пределы Эллады.

Греческая полис – его центр – рыночная площадь – агора. Агонистика – принцип состязательности. Даже политика превращается в состязание в красноречии.

2 этапа древнегреческой мифологии:

  1. хтонический (греч chton – земля)

  2. о лимпийский (героический) Хаос

Г естия – богиня домашнего очага. Гея (Земля Уран(сын)


А фина – богиня мудрости и справедливой войны. Небо

Аполон – Бог света и искусства (солнечный бог) Кронос (титаны)


Зевс, Гера, Посейдон, Аид.

В храмах приносили жертвы, а “оракулы” прорицали будущее.

Игровой характер греческой культуры.

  • Олимпийские игры в честь Зевса. (776 г до н.э. I игры)

  • Пифийские игры в честь Аполлона.

  • Истмийские игры в честь Посейдона.

Вторая половина V в – золотой век Афин – век Перикла. Перикл (490 – 429 г до н.э.) – афинский политический деятель. (Перикл и Аспазия).

  • Сократ, Платон, Аристотель. Высшая идея – Бога, блага. Логос – истина, добро, красота.

Трагедия:

  • Эсхил (525 – 456 г до н.э.)

  • Софокл (496-406 г до н.э.)

  • Еврипид (480 – 406 г до н.э.) - воля человека, слепой рок, победа “Судьбы”, личность, традиции.

Комедия: Аристофан (450 – 388 г до н.э.) – критика Сократа

Театр (греч – место для зрелищ) – актеры – только мужчины.

Сцена (греч – палатка)

Театр – не развлечение, а священнодействие.


Культ искусства.

Музы (греч – мыслящие) – богини поэзии, покровительницы искусств. Дочери Зевса, рожденные для воспевания богов.

9 муз:

Эрато – покровительница лирической поэзии и эротического стиха.

Эвтерпа – (с флейтой) – покровительница лирических песен.

Каллиопа – муза эпической поэзии.

Клио – муза истории.

Мельпомена – муза трагедии.

Полигимния – муза танца и музыки.

Терпсихора – муза танца.

Талия – муза комедии.

Урания – муза астрономии.

Поэзия – (“poein” – делать, творить) – все, созданное человеком.


Этапы: мифологический, гомеровский, идеалистический. Поэзия созерцала чужие культуры и делала их безопасными.

Поэзия – воспевание умиротворенной природы.

Основатель поэзии – Гомер. Из Гомера вырастает трагедия, комедия и театр, философия – “Театр на гастролях”.

Истина – не тайна для посвященных (жрецов). Истина – публична.

Преобразование тайного знания, мистерий в истинный разум.

Школа – греч досуг, свободное время.

В древних языческих культурах человек всегда занят служением богам, он исполняет обязанности, у него нет свободного времени. Досуг – это греческое изобретение. Он освобождает греков от человеческого и божественного принуждения.






  1. Древнеримские истоки христианской культуры Западной Европы. «Римское право», принцип «юридизма» и религиозная веротерпимость. Морализм семьи, школы и философии и «внеморальность» языческой религии. Римский «просветитель» Цицерон и его влияние на латинскую и западноевропейскую культуру. Латинство и эллинство: сравнительный культурологический анализ (греческая культура и римская цивилизация).

Литература: Кнабе Г. Лекции по теории культуры и культуре Древнего Рима. М. 1992.; История мировой культуры. Наследие Запада. М.1998.; Цицерон. О природе богов. // Философские сочинения. М. 1997; Майоров Г.Г. Цицерон и античная философия религии. М. 1989; Сергиенко М. Жизнь в Древнем Риме. М. 2000; Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб. 1998




Культура Древнего Рима.


753 г. до н. э. - основание Рима.

VIII- VI в. в. - эпоха царей.

510 г. - установление республики.


Легенды об основании Древнего Рима.


  1. Эней – легендарный основатель Рима. Бежал из под стен гибнущей Трои.

  2. Царь Лонга свергнут братом. Его дочь новый царь насильно делает весталкой - жрицей богини Весты ( богини домашнего очага).Девы Весты дававли обет безбрачия и поддерживали вечный огонь в храме. При нарушении обета целомудрия весталок заживо закапывали в землю. Но от бога войны Марса у нее родились два близнеца - Ромул и Рем. Царь приказал бросить их мать Рею Сильвию в воды Тибра, где она стала женой речного бога Тиберина. Близнецов тоже бросили в Тибр, но их спасла волчица и вскормила своим молоком. Став взрослыми, братья убили дядю и основали город Рим по имени Ромула (по итальянски Roma)


Эпоха империи.

Октавиан назвал себя Августом ( т.е. благословенный, почитаемый) и взял титул императора ( от лат. “империя”- полнота власти).

395 г. н. э. – раздел на западный и восточный Рим.

476 г. н. э. – Ромул Августул, последний император, низложен – взятие Рима варварами.


Специфика римской мифологии.

Римская мифология - отражение земного Рима в небесной сфере.

Римское государство - посредник между гражданами и богами.

Римский миф - оправдание завоеваний.

Особая история Рима: Рим возник не случайно, а по предначертанию богов. Его задача- взять власть над миром. Римский народ- избран богами.

Императорский культ – божественное происхождение, статус и бессмертие императора.

Римский миф включал свои добродетели – мужество, стойкость, гордое достоинство, верность. Римская культура основана на власти и повиновении.

Культ “римского права” - веротерпимость, пантеон богов, отношение к богам практический и юридический договор – соблюдение обряда гарантирует успех римского гражданства.

“Хлеба и зрелищ”.

Образование – подчинено интересам государства.

Риторика – путь во властную элиту (чиновники).

Знание не созерцание, а дисциплина.

Римский миф культивировал не созерцателей поэтов и философов, а солдат и

устроителей.


Роль архитектуры:

Триумфальные арки и ворота – элемент обряда очищения после войны.

При дворе Августа Меценат создает кружок поэтов:

Вергилий Марон (70 – 19 до н.э.)

Гораций Флакк

Овидий Публий Назон (43 – 18 до н.э.)


Римский миф.


Рим – вечный город. Так как Рим отождествлялся с вечной жизнью, то он не мог соприкасаться со смертью. В границах города нельзя хоронить и появляться солдатам, имевшим печать смерти (проход через ворота – ритуал очищения).

Бог войны, также бог мужской силы и процветания города Марс особенно почитался у римлян.

Каждый город имел своих богов. Война между городами – война богов. Победа – её сакральный смысл – в расширении пространства.


Различие вер – потребность в монотеизме.

Идея “тройственной религии”. Автор с 95 г. н.э. верховный жрец Квинт Муций Сцевола. Религия включает 3 элемента: народная, философская, государственная. На разных уровнях люди постигают бога по разному.

Вера в обожествленных монархов.

Император – сакральная фигура, посредник между небом (богами) и народом.

Кризис языческой государственности.

Император – олицетворение счастья, успеха, владычества над миром, после смерти становится богом.

Монарх властвует над миром, преобразует хаос в космос (порядок).

Август – “божественный муж” - дал гражданам мир и спокойствие.

Император – старейший из жрецов, осуществляет контроль над религиозной жизнью государства. В Древнем Риме религия – это государственное дело.

Идея “золотого века” - полнота времен, благоденствия и порядка – восста-

новление целостности Универсума.

На изображениях император окружен божественными спутниками – его первообраз Гелиос – солнечное божество. Для язычников солнце – мировой разум, верховный бог (summus deus). Культ императора венчает прекрасную целостность Универсума.




  1. Культ императоров в Др. Риме. Царствование Августа как возвращение «золотого века»: отражение в творчестве Вергилия.

Литература: Вергилий. Энеида ( любое изд.); Мелихов Культ императоров в Древнем Риме. Харьков. 1912; Аверинцев С.С. Вергилий. // Поэты. М. 1996; Шифман И. Цезарь Август. М. 1990.


«Культ императора» в Древнем Риме, его истоки и влияние на культуру. ( Авторская неотредактированная лекция Гаврилова И.Б.)

Imperium Romanum – Римская империя.

(лат. Imperium – полнота власти, полномочия).


К I веку до н.э., Древний Рим, благодаря захватническим войнам, превращается в огромное по своим размерам государство. Но ни одно государство не может существовать только силой своего оружия (силою непобедимых римских легионов). Политическая и религиозная раздробленность Рима вызывает потребность в единстве, духовном единении победителей и побеждённых. И созданный Августом «культ императора», направленный к единению Рима и завоёванных провинций становится религиозным сакральным оправданием римской власти. Единодержавие и «императорский культ» не только предотвращают на многие столетия распад римского государства, но и во многом подготавливают языческий мир к принятию христианства.

Необходимо отметить, что хотя в Древнем Риме до эпохи Августа светская власть в лице преторов (Praetor), а позднее консулов (Consul), и жреческая власть в лице верховного жреца (rex sakrorum) были разделены (согласно т. н. «обычаю предков» (mos majorum) и, основанному на нём римскому праву), жречество активно влияло на политическую жизнь. Так, «произведённый над гражданином обряд проклятия (sacratio), лишал его покровительства законов». (Мелихов. Культ, с. 7 – 8).

Жречество было в Древнем Риме не особым потомственным сословием (ordo), как, например, в Иудее, а выборной должностью ( ). Жрецы были государственными чиновниками ( ). Таким образом, религия в Древнем Риме всегда была делом государственным, а не нравственным или философским. Форма в ней преобладала над содержанием (Мелихов, с. 8). Языческая религия римлян не диктовала какие-либо нравственные нормы и не объявляла себя носительницей высшей Истины.