Файл: Мешкандов В.Н. Взаимодействие правоохранительных органов и программирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует заметить, что в свое время в зависимости от специфики деятельности правоохранительных органов в области борьбы с преступностью был разработан ряд приказов. К разряду таких, например, можно отнести Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и ДНП РФ от 22 мая 1995 г. № 32/199/73/278; Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и ГТК РФ от 4 ноября 1997 г. № 69/777/425/700 и др.


Что же касается нормативно-правового регулирования организации тех или иных форм комплексного межведомственного взаимодействия всех правоохранительных органов в области борьбы с коррупцией, где была бы отмечена специфика участия каждого органа в данном направлении деятельности, то подобной регламентации нет.


Известно, что следственные и оперативно-розыскные подразделения правоохранительных органов обладают специфическими и только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений. Поэтому весьма важно, чтобы такие возможности в борьбе с коррупцией были использованы не разрозненно, а в комплексе. Следует заметить, что только хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие, отрегулированное на нормативно-правовом уровне, может служить одним из важных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений, в том числе и коррупционных.


В этой связи отметим, что в практической деятельности правоохранительных органов наиболее ощутимый эффект достигался в тех случаях, когда сотрудники следственных и оперативных подразделений тесно контактировали на ранних стадиях выявления и раскрытия коррупционных преступлений. Такое взаимодействие характеризовалось не только дачей следственными работниками заключений о наличии либо отсутствии состава преступления, но и совместной с представителями оперативных подразделений деятельностью по обсуждению материалов предварительной оперативной проверки, разработке совместных планов оперативно-технических и следственных мероприятий, решению типичных организационных вопросов, которые возникают при возбуждении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Основа такого взаимного информирования заключается в возможности использования практического опыта и знаний каждого субъекта взаимодействия. В свою очередь такой подход позволяет правильно определить наиболее подходящие сроки возбуждения уголовного дела, выбрать оптимальную тактику проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, рассчитать необходимые силы и средства, а также решить вопросы материально-технического обеспечения совместной деятельности. Но в настоящее время отмеченный уровень организации взаимодействия правоохранительных органов в вопросах противодействия и борьбы с коррупционными преступлениями, который, полагаем, можно назвать высоким, не является, к сожалению, нормой, а представляет собой идеальный вариант таких отношений, что в свою очередь требует нормативно-правовой регламентации.



В развитие данного положения хотелось бы вспомнить один из примеров успешно организованного межведомственного взаимодействия, связанного с деятельностью правоохранительных органов в строго определенном направлении. Здесь мы имеем ввиду такое направление, как борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Находясь в постоянном рабочем контакте, акцентированном на повышение уровня организации данного направления деятельности, в целях объединения усилий по противодействию поступлению и транзиту наркотиков, во исполнение требований совместного распоряжения МВД, ФСБ, ФПС и ГТК России № 1-9282/18/5ору-1244/612-р от 9 июня 2001 г. в октябре 2001 г. создан Межведомственный центр взаимодействия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Образованы также и региональные его подразделения. В Центре на постоянной основе и в тесной взаимосвязи работают сотрудники указанных структур. Для примера: только за первое полугодие 2004 г. в рамках деятельности Центра совместными усилиями пресечена деятельность 20 международных и межрегиональных каналов поставок наркотических средств.


Такой комплексный подход к организации работы в строго определенном направлении деятельности позволил достигнуть нового качественного уровня в области информационного обмена между ФСБ, МВД, ФТС, ФСНК России, что, безусловно, способствует расширению сферы влияния всей системы правоохранительных органов на минимизацию последствий, связанных с незаконным оборотом наркотиков.


По нашему мнению, подобная практика межведомственного взаимодействия должна использоваться правоохранительными органами и в сфере противодействия и борьбы с преступлениями коррупционной направленности.


Изучение сложившейся практики координации и взаимодействия государственных органов - субъектов противодействия коррупции показывает, что этот управленческий потенциал используется руководителями этих органов далеко не полностью, что связано как с объективными причинами, так и с причинами субъективного порядка. По мнению большинства из опрошенных нами экспертов, в практике работы этих органов до настоящего времени бытует узковедомственный подход в решении сложных экономико-правовых проблем и правоохранительных задач. Еще нет ясного понимания того, что комплексность как объективное свойство любой системы достигается лишь в результате установления строго определенных управленческих связей и отношений. Поэтому основной идеей и внутренней сущностью взаимодействия должно быть надежное обеспечение согласованности, скоординированности и ответственности по достижению единой цели. Нарушение же баланса между этими составляющими способно привести лишь к ослаблению активности в решении как частных, так и общих задач по предупреждению и противодействию преступности и коррупции в государственном масштабе.



Руководитель, организующий взаимодействие, должен иметь в виду, что параметры деятельности органов государственной власти в целом и их структурных подразделений в частности регламентируются разными законами и подзаконными актами. Следовательно, организация взаимодействия предполагает совместную деятельность при четком разграничении компетенции, форм и методов работы различных ведомств в строгом соответствии с законодательными и подзаконными актами. В то же время необходимо учитывать, что в объекте воздействия рассматриваемой системы государственных органов имеются участки, прямо не относящиеся к компетенции какого-либо органа или отдельной службы. Именно такие участки должны в первую очередь находиться в поле зрения руководителя, организующего взаимодействие, в противном случае последствия могут оказаться самыми непредсказуемыми.


Не вызывает сомнения, что для перевода сотрудничества государственных органов на новый уровень необходимы прежде всего максимальная конкретизация ведомственных приоритетов, ведущих направлений деятельности, на которых должны быть сосредоточены их основное внимание, силы и средства. Эти приоритеты могут меняться, уточняться, дополняться, но во всех случаях они должны быть предельно конкретно обозначены в установочных решениях каждого руководителя, обеспечивающего координацию и взаимодействие в рамках данной деятельности, с постановкой задач по организации взаимодействия на указанных направлениях.


Важно отметить, что основными принципами организации взаимодействия следует рассматривать такие, как: систематичность; оперативность при принятии и осуществлении решений; конкретность; комплексное использование сил и средств; деятельность участников взаимодействия в пределах своей компетенции и их ответственность за выполнение поставленных задач.


В процессе организации работы по противодействию коррупции особое место должно занимать планированиеэтой деятельности. Комплексные планы, разрабатываемые государственными органами в данной области, являются важнейшими инструментами реализации национальной антикоррупционной политики.


Анализ содержания основных функций управления позволяет сделать вывод о том, что функция подготовки и принятия управленческого решения на практике означает не только постановку целей и задач, но и предполагает необходимость разработки мер, обеспечивающих достижение этих целей, что и составляет суть планирования любого вида деятельности.


Подготовка и принятие решений занимает центральное место в системе всех функций управления. Данный тезис подтверждается прежде всего тем, что именно с этого этапа начинается процесс управления, а в результате его осуществления появляются управленческие решения, на основе которых в последующем и становится возможной сама управленческая деятельность.



Управленческие решения, как правило, выражаются в планах работы и реализуются через планы. В связи с этим от качества планирования зависит успех или неуспех всей управленческой деятельности. Процесс планирования охватывает все уровни организации той или иной деятельности и в целом создает необходимые предпосылки для обеспечения точного соответствия предпринимаемых действий общим целям.


Многоуровневый и многоаспектный характер системы реализуемых мероприятий и осуществляющих их субъектов определяет многообразие форм планирования. Они выделяются в зависимости:


а) от сфер общественной жизни - социальный, правовой, материально-технический и другие аспекты планирования;


б) от уровня планирования - межгосударственный, федеральный, межрегиональный, региональный и местный уровни планирования;


в) от сроков планирования - долгосрочное, среднесрочное, текущее планирование;


г) от круга решаемых проблем - стратегическое, тактическое и оперативное.


Различия в содержании программно решаемых проблем, продолжительности и направленности осуществляемых мероприятий порождают большое разнообразие потенциально возможных подходов к разработке программ. К числу общих закономерностей их разработки и реализации относится выявление:


а) типичных форм представления и структуризации программных проблем;


б) систем, управляющих процессом разработки программ;


в) основных этапов, на которые разделяется этот процесс;


г) методов составления и увязки программных мероприятий;


д) возможного механизма и структуры систем управления их реализацией.


На разных уровнях комплексного планирования содержание плановой работы меняется в зависимости от круга и характера решаемых проблем - от задач стратегического характера до решения задач воздействия на конкретные объекты коррупционных отношений. При этом, как правило, используется метод построения «дерева целей». Его основанием служит концепция деятельности субъекта управления, которой определяются общая стратегия и приоритетные направления деятельности, а также цели, задачи и организационный механизм их достижения.


Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, определяемых государственной политикой и реализуемой в деятельности властных органов в той или иной сфере общественной жизни, в частности в экономике. Конкретизация деятельности осуществляется через иерархию целей. На каждом уровне управления цели последовательно разветвляются, определяя более частные и вместе с тем более конкретные цели деятельности для каждого нижестоящего звена управления. Чем ниже ступени иерархии, тем более конкретными становятся цели по своему характеру, направленности, охватываемому периоду. При этом каждая конкретная цель для нижестоящего субъекта управления открывает возможность для проявления его организационной самостоятельности.



Для комплексных планов и программ противодействия коррупционной преступности в настоящее время присущи следующие характерные черты:


- ориентация всех мероприятий на обеспечение реального достижения конечных целей планируемой деятельности;


- подчиненность тактических мер общей стратегии планируемой деятельности;


- устремленность мероприятий в среднесрочную и дальнесрочную перспективу;


- ориентация мер на решение ключевых для планируемой деятельности системы целей;


- обязательная увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, необходимых для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые планируется получить в перспективе;


- учет внешних факторов, оказывающих воздействие на масштаб, состояние и динамику коррупционных правонарушений и преступлений.


При этом следует учитывать, что разработка целевых программ возможна лишь на основе целевых прогнозов развития негативных процессов в рассматриваемой сфере.


Целевые прогнозы развития коррупционной преступности являются важнейшей составной частью исходных материалов, необходимых для разработки комплексных программ по минимизации пораженности государства коррупцией. В свою очередь, все комплексные программы являются базой для определения текущих задач деятельности в данном направлении.


Теория управления рассматривает цели комплексных планов и программ как предварительно определяемые, запрограммированные результаты, на достижение которых ориентирует программа.


Как правило, любая программа имеет несколько целей. Одна из них является стратегической и ориентирует на получение определенных результатов к концу срока действия данной программы.


Здесь следует учитывать, что основу любой комплексной программы или плана составляют результаты криминологических, социологических и иных исследований состояния и динамики развития коррупционных преступлений, которые позволяют выявить наиболее характерные или же наиболее актуальные проблемы, решение которых не терпит отлагательства.


Кроме стратегической цели в программе должны быть поставлены конкретизирующие стратегическую цель задачи, вокруг которых группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное содержание программы.


В планах наряду с общими целями и задачами деятельности в конкретной области, отражаются: пути и средства их достижения и решения; ресурсы; конкретные мероприятия с указанием очередности их осуществления по срокам; мероприятия на случай возникновения непредвиденных обстоятельств; исполнители намеченных мероприятий; сроки их исполнения; способы контроля за выполнением отдельных мероприятий и плана в целом.


В условиях, когда коррупционные преступления приобрели массовый и самое главное, организованный характер, существовавшая в прошлом многолетняя практика выявления, пресечения и раскрытия единичных преступных проявлений в настоящее время мало эффективна, поскольку такое «точечное» воздействие практически не ощутимо и не способно снизить скорость распространения данного вида преступлений по всем социальным направлениям.