Файл: Мешкандов В.Н. Взаимодействие правоохранительных органов и программирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимо заметить, что организация взаимодействия в рассматриваемой нами сфере четко просматривается на уровне совместной деятельности, осуществляемой ФСБ и МВД России. Она основывается на совпадении компетенции, общности некоторых функций, а также схожих средствах и методах деятельности данных органов государственной власти, среди которой немаловажное значение уделено и борьбе с коррупцией.


Названная деятельность осуществляется на основе Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности в сфере оперативно-розыскной деятельности от 5 сентября 1997 г. В соответствии с Инструкцией ФСБ и МВД России совместно решают такие задачи, как борьба с коррупцией, преступлениями в сфере государственных и зарубежных инвестиций, приватизации, конверсии, оборота стратегического сырья, оборота драгоценных металлов и камней, а также преступлениями в финансово-кредитной сфере. Отдельно отмечено информационное взаимодействие в целях выявления и раскрытия взяточничества.


В Инструкции прописана форма информационного обмена между ФСБ и МВД России в части борьбы с коррупцией. Так, в соответствии с данным нормативным документом МВД России обязано направлять в ФСБ России информацию о выявленных фактах коррупции на объектах, входящих в исключительную сферу обслуживания органов безопасности, а также в органах государственной власти, если это угрожает национальной безопасности страны. В свою очередь ФСБ России несет перед МВД России обязательство по предоставлению информации о фактах коррупции в органах государственной власти, хозяйственных структурах, правоохранительных органах, не затрагивающих сферу государственной безопасности.


На наш взгляд, в целях осуществления комплексной борьбы с коррупцией, круг субъектов применения подобной инструкции разумно было бы расширить, например, путем включения в сферу подобного взаимодействия соответствующих подразделений Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации.


Необходимо упомянуть и такую форму взаимодействия ФСБ и МВД России, как совместная реализация оперативной информации. Как правило, названная деятельность строится на основе совместно разрабатываемых планов оперативно-розыскных мероприятий.


Отдельного внимания заслуживает вопрос организации взаимодействия системы служб собственной безопасности правоохранительных органов Российской Федерации.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации», одной из задач ФСБ России является «координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности». Кстати, данное направление деятельности прямо не предусмотрено Федеральным законом Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Однако согласно данному закону обязанностью ФСБ России является «обеспечение безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».



Наряду с этим необходимо отметить тот факт, что в целях выработки комплекса мер по обеспечению собственной безопасности, охране жизни личного состава, повышению эффективности взаимодействия в вопросах обеспечения собственной безопасности органов государственной власти России в соответствии с совместным приказом ФСБ РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ГТК РФ, СВР РФ, ФСНП РФ, ФСО РФ, ФАПСИ, ГРУ ГШ ВС РФ, Главной военной прокуратуры Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2003 г. № 4/22/14/34/3/5/10/3/4/СБ-6 создан Межведомственный координационный совет руководителей подразделений собственной безопасности органов государственной власти Российской Федерации.


Основными направлениями координации деятельности и взаимодействия подразделений собственной безопасности правоохранительных органов являются:


- совместное планирование и проведение операций по профилактике, выявлению, пресечению и раскрытию преступной деятельности сотрудников, в том числе в организованных формах.


Так, в 2005 г. ДСБ МВД России совместно с УСБ ФСБ России продолжалось проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий по пресечению противоправной деятельности преступной группы, которая на протяжении ряда лет осуществила незаконную легализацию более 5 тысяч дорогостоящих автомашин иностранного производства. В состав преступной группы входили сотрудники МРЭО-6 ОГИБДД и ЭКО УВД СВАО г. Москвы, УСБ ГУ МВД России по ЦФО, УФСБ России по г. Москве и Московской области, горпрокуратуры и прокуратуры ЮВАО г. Москвы, военнослужащий ВС РФ, гражданские лица. В настоящее время все они привлечены или привлекаются к уголовной и дисциплинарной ответственности. Возбуждено 5 уголовных дел. Осуждено 8 человек, из них: 3 сотрудника ОВД, 1 сотрудник прокуратуры, 1 сотрудник ФСБ, 1 военнослужащий, 2 гражданских лица. Привлекаются к уголовной ответственности 9 человек, из них: 6 сотрудников ОВД, 2 вольнонаемных ОВД, 1 гражданской лицо (лидер ПГ). Уволено 4 сотрудника, из них: двое – прокуратуры, по одному – ФСБ и ОВД.


- использование в интересах подразделений собственной безопасности ОВД сил и средств органов безопасности, в том числе возможностей оперативно-технических и оперативно-поисковых служб.


В деятельности подразделений собственной безопасности МВД России практика использования технических и поисковых возможностей ФСБ России не ограничивается разовыми мероприятиями. Зачастую территориальные службы ДСБ МВД России используют оперативные возможности органов безопасности для документирования преступной деятельности руководителей служб и подразделений ОВД. Так, 27 января 2005 г. при проведении специальных мероприятий УФСБ России по Кемеровской области и Управлением собственной безопасности ГУВД указанного региона в автомобиле, припаркованном около дома № 27 по ул. Н.Островского города Кемерово, при получении взятки в особо крупном размере (1 млн. 405 тыс. рублей) был задержан заместитель начальника отдела следственной части ГСУ при ГУВД Кемеровской области подполковник юстиции И.В. Косенко. Взятка вымогалась у заместителя генерального директора ЗАО АТП «Кузбассэнерго» Сахарова за прекращение возбужденного в отношении него уголовного дела. Прокуратурой Кемеровской области по данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 290 УК Российской Федерации.



- обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и иной информацией о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях сотрудников, а также причастных к ним лицам.


В соответствии с отдельным соглашением между МВД и ФСБ России от 31 ноября 2001 г. подразделения собственной безопасности ОВД и органов безопасности обмениваются сведениями следующего характера:


- о противоправных намерениях организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций) и отдельных лиц.


По информации ДСБ МВД России УФСБ по Астраханской области задержаны 4 участника организованной группы (Сарсенгалиев Р.С., Полянский В.А., Сакилов В.И., Гаджаев Е.В.), занимавшейся браконьерским ловом рыбы осетровых пород и ее незаконной реализацией на территории области. ОВД Володарского района Астраханской области возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 256 УК Российской Федерации. Все преступники задержаны;


- о фактах участия сотрудников и членов их семей в деятельности организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций) и совершения ими преступлений;


ДСБ МВД России совместно с УСБ ГУВД Волгоградской области по информации ФСБ России за вымогательство денежного вознаграждения в размере 60 тыс. рублей задержаны старшие оперуполномоченные Городищенского РОВД Кикалийшвили Г.И., Филин К.Ю., капитан милиции Казьмин А.В., а также гражданин Авраменко Ю.В., выступавший в качестве посредника в даче взятки. Взятка требовалась за незаконные действия по освобождению человека от уголовной ответственности. 31 августа 2005 г. Прокуратурой Волгоградской области возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.290 УК Российской Федерации.


- о планах, намерениях или конкретных действиях сотрудников и членов их семей, способных нанести ущерб собственной безопасности органов внутренних дел и ФСБ России.


Так, ДСБ МВД России по информации Управления «М» ФСБ России за дачу взятки в размере 30 тыс. долларов США начальнику Балашихинского УВД Московской области задержан И.В. Кузнецов. Прокуратурой Московской области возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.291 УК Российской Федерации и ч.3 ст.159 УК Российской Федерации.


В настоящее время Департаментом собственной безопасности МВД России и Управлением собственной безопасности ФСБ России прорабатывается вопрос о внесении изменений и дополнений в действующие совместные нормативные акты и соглашения в части увеличения объема информации, представляющей взаимный интерес.


Здесь мы уже неоднократно обращали внимание на роль и значение информации, которая, как известно, является основой планирования и координации любой деятельности. Не вызывает сомнения, что наличие полной и достоверной информации необходимо для анализа положения дел в данной сфере, принятия соответствующих оперативных и профилактических мер, подготовки федеральных и региональных программ.



С учетом сказанного во всех информационных документах, по нашему мнению, должны выделяться, подчеркиваться и рельефно выписываться вопросы, раскрывающие положение дел на тех направлениях, где важно обеспечить властное вмешательство государственных органов. Иными словами, информация должна давать максимально конкретный импульс для адресных действий и предметного вмешательства в процессы, способствующие развитию коррупции.


Ключевым направлением развития системы информационного обеспечения деятельности по координации и взаимодействию государственных органов по противодействию коррупции должны стать единые методические, организационно-правовые и программно-технические решения, выработанные на основе системного подхода, что позволит значительно сэкономить бюджетные средства, преодолеть ведомственную разобщенность, обеспечить на этой основе заинтересованное сотрудничество и взаимодействие.


Реализация этого подхода предполагает, во-первых, систематизацию информационных потоков и автоматизацию процессов их обработки на региональном и федеральном уровнях, во-вторых, создание многоуровневой системы интегрированных банков данных справочного и иного назначения, концентрирующих сведения общего для всех заинтересованных государственных органов пользования, а также специализированных банков данных для соответствующих ведомств


В целях обеспечения эффективного использования информации для решения задач планирования и координации деятельности государственных органов-субъектов по противодействию коррупции, по нашему мнению, в рамках выделяемых финансовых и материально-технических средств, в настоящее время целесообразно создавать специализированные информационные центры для: упорядочения и организации хранения имеющейся у разных субъектов этой деятельности информации о динамике коррупционных преступлений, как в целом по региону, так и отдельных городах и районах; анализа и оценки этой информации; подготовки информационно-аналитических материалов; распространения обобщенной информации среди всех государственных органов - субъектов деятельности по противодействию коррупции, ответственных за осуществление мер по оздоровлению криминогенной ситуации в регионе.


Представляется, что эффективная работа таких центров позволит оперативно отслеживать развитие коррупционной преступности в регионе, а это в свою очередь даст возможность своевременно принимать управленческие решения, направленные на эффективное использование всех сил и средств на противодействие и сдерживание коррупционной и организованной преступности. Следует усилить практическую реализацию принятых изменений в законодательстве, проявлять настойчивость и последовательность в действиях по раскрытию крупных финансовых преступлений, коррупции, фактов взяточничества. Эти негативные явления наносят большой моральный и материальный ущерб России, подрывают ее позиции в мировом сообществе, являются сдерживающим фактором экономического роста. От успехов противодействия коррупции зависит стабильность многих социально-экономических явлений. Это позволит реально повлиять на криминальные процессы.



Итак, противодействие коррупции нуждается в программно-целевом подходе, который предполагает разработку целей и задач борьбы с преступностью и ее отдельными видами, направлений, путей и средств решения поставленных задач, их нормативного, информационно-аналитического, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период времени.


Программирование борьбы с преступностью и ее отдельными видами должно осуществляться в едином комплексе с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства или того субъекта РФ, на уровне которого осуществляется программирование. Например, программы (планы) экономического и социального развития страны или региона должны в качестве одного из разделов содержать раздел, посвященный борьбе с преступностью. Целесообразно принятие отдельных программ борьбы с преступностью в целом и с отдельными ее видами.


Программы борьбы с коррупцией как составная часть общего программирования борьбы с преступностью, в Российской Федерации, в федеральных округах и ее отдельных субъектах должны составлять единый комплексный документ не только с общими программами экономического и социального развития страны (федерального округа, региона), но и увязываться между собой. Такие программы жизненны только в случае постановки реальных целей и задач, достижимых на данном этапе экономического, социального и политического развития той территории, применительно к которой они разработаны, т.е. должны быть реально обеспечены соответствующими ресурсами.


Применительно к коррупции известны примеры программирования на уровне отдельных субъектов РФ (Нижегородская область, г. Москва), федеральных министерств и ведомств (МВД, Федеральная таможенная служба и др.). На государственном уровне в Российской Федерации реально вопрос о подготовке и принятии программы борьбы с коррупцией, несмотря на многочисленные декларации политиков, должностных лиц и рекомендации ученых и практиков, не решается должным образом.


На первоначальной стадии программирования необходимо сформулировать конкретные цели программы, на последующих – средства их достижения, сроки исполнения, исполнителей, правовое и ресурсное обеспечение. Программы борьбы с преступностью и ее отдельными видами обычно включают в себя цели, предусматривающие совершенствование информационно-аналитической деятельности, полное и последовательное применение новых законов или отдельных правовых норм. Все эти требования справедливы для программирования борьбы с коррупцией.


Программы борьбы с коррупцией в обязательном порядке должны содержать следующие разделы:


- общий, включающий в себя оценку состояния коррупции и коррупционной преступности и прогноз их дальнейшего развития;