Файл: Мешкандов В.Н. Взаимодействие правоохранительных органов и программирование.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
- определение целей и задач программы в настоящий момент и на недалекую перспективу;
- антикоррупционные стандарты в приоритетных сферах противодействия коррупции;
- определение функций, с помощью которых могут быть достигнуты поставленные задачи и цели;
- определение или проектирование и создание структур, призванных выполнить намеченные функции;
- правовое и ресурсное обеспечение принимаемой программы.
С программированием борьбы с коррупцией неразрывно связана законотворческая работа, которая не должна отставать от изменений характеристик криминальной и криминогенной ситуации в стране. В этой связи следует обратить внимание на высказывание профессора В.В. Овчинникова о первичности правоустанавливающих процессов в снижении уровня коррупции.
Действительно, одним из эффективных направлений превентивной борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего или, по крайней мере, не способствующего вступлению должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в коррупционные сделки. Здесь имеются в виду не только нормы-запреты государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью или получать за свои действия вознаграждения. Речь идет о таких нормах законов, о таких формулировках полномочий государственных служащих, которые не оставляли бы «лазеек» для произвольных действий и лоббирования чьих-либо интересов. Необходимо найти должную меру административного усмотрения, без которого, безусловно, процесс государственного управления невозможен. Одновременно надо исключить возможность появления в законе норм, усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и формирующих тем самым питательную среду для вымогательства, взяточничества, других форм проявления коррупции.
По различным причинам нормативно-правовую базу борьбы с коррупцией в современной России полностью сформировать не удалось. Однако, принятие законов не является гарантией соблюдения установленных предписаний. Законодателю любого уровня следует учитывать активное сопротивление существующих старых неформальных норм поведения, обычаев и традиций вновь принимаемым законам и иным нормативным правовым актам, которое усиливается с появлением новых неформальных правил, «кодексов» поведения. Особенно это актуально на современном этапе социально-экономического развития России.
Таким образом, несмотря на то, что акцент в антикоррупционной политике делается на устранение или минимизацию условий, способствующих коррупции либо облегчающих коррупционную деятельность, это не снимает актуальности постоянного совершенствования методов выявления и пресечения преступлений, относящихся к коррупционным, а также деятельности по сбору и анализу доказательств преступлений в сфере коррупции с целью наказания виновных в суде (оперативно-розыскная деятельность, дознание, следствие, поддержание государственного обвинения в суде).
Данное направление целесообразно разбить на два больших блока.
Блок первый - создание условий для минимизации (в идеале -ликвидации) коррупции в самих правоохранительных органах и спецслужбах. В этом блоке можно выделить следующие меры:
- проведение инвентаризации и ревизии системы правоохранительных органов и спецслужб для ликвидации необоснованного дублирования функций и полномочий;
- усиление специализации правоохранительных органов, что ведет к повышению профессионализма их работников;
- существенное повышение заработной платы работников правоохранительных органов при одновременной оптимизации их численности и усилении их ответственности, в том числе, путем установления в качестве квалифицирующего признака совершение корыстного преступления сотрудником правоохранительного органа (спецслужбы).
Работа по уменьшению коррупции в правоохранительной системе включает также:
1. Обеспечение прозрачности работы судов, резкое повышение внимания средств массовой информации к судебной системе.
2. Повышение общественного участия в контроле над работой правоохранительной системы.
3. Последовательная переориентация идеологии работы представителей правоохранительной системы, и прежде всего - милиции, с карательной на предоставление услуг по безопасности и защите прав.
4. Реформирование совместно с федеральными властями процедур (регламентов) взаимодействия граждан (клиентов), обращающихся со своими проблемами, и представителей правоохранительной системы.
Блок второй – совершенствование правоохранительной деятельности и деятельности спецслужб по противодействию коррупции. К этому блоку можно отнести следующие меры:
- повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов и спецслужб, внедрение в их работу современных информационных технологий;
- более глубокое интегрирование национальных правоохранительных органов и спецслужб в международные антикриминальные организации, в частности: унификация представлений о доказательственной базе в сфере коррупции (это необходимо, например, для аргументации при ходатайствах о выдаче подозреваемых и обвиняемых лиц); налаживание международного информационного обмена (в частности, о фирмах, практикующих подкуп и незаконное лоббирование); заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений о совместных оперативных мероприятиях; заключение международных соглашений о взаимной правовой помощи, связанной с выдачей уголовно преследуемых лиц, опросом свидетелей, доступом к банковским счетам и наложением на них ареста; организация стажировок российских специалистов в странах, где были успешно реализованы программы борьбы с коррупцией; подготовка и выпуск современной учебной литературы по борьбе с коррупцией для юридических вузов и факультетов.
Усложнение, ускорение и взаимообусловленность политической, социальной, экономической и других сторон жизни общества и государства вызывает необходимость использования комплексного, системного подхода к развитию антикоррупционного законодательства, предполагающего использование инструментария разных отраслей права. Безусловно, в тех же целях важным представляется объединение законодательной деятельности полномочных на то субъектов федерального и регионального уровней. При этом не следует уповать на нормотворчество органов исполнительной власти. Необходимая законодательная база должна строиться на основе законов, а не подзаконных актов. Фундаментом такой базы, призванной ограничить распространение и воспроизводство коррупции во всех ее проявлениях, заложить предпосылки для ее предупреждения, может и должен стать федеральный закон или пакет федеральных законов о борьбе с коррупцией. В последующем такие законы нуждаются в дополнении и изменении в соответствии с развитием ситуации. В перспективе можно говорить о создании целой отрасли соответствующего законодательства.
Источник: SuperInf.ru