Файл: Sudoustr_i_pravookhran_organy(2).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 1752

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Организация выявления 
и расследования преступлений 

(2 часа)

Тематика (план) лекции:

1.  Деятельность по выявлению и расследованию преступлений: 

понятие, общая характеристика и виды (оперативно-розыскная деятель-
ность, дознание и предварительное следствие). Соотношение со сход-
ными видами деятельности.

2.  Система, состав и полномочия органов предварительного 

следствия. Следственный комитет РФ. Руководитель следственного ор-
гана: круг полномочий, взаимодействие со следователем.

3.  Органы дознания, их система, задачи и полномочия.
4.  Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыск-

ную деятельность: система, задачи, полномочия.

Модельные задания для подготовки к лекции:

1.  Ознакомиться с материалами, размещенными на официаль-

ном сайте Следственного комитета РФ (URL: http://www.sledcom.ru): с 
общей информацией о Следственном комитете РФ, его структурой, по-
сетить блог Председателя Следственного комитета РФ и др. 

2.  Ознакомиться с одним-двумя последними номерами перио-

дических печатных изданий Следственного комитета РФ — журналами 
«Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ» и «Предвари-
тельное следствие» (в электронном виде либо на бумажном носителе). 
После ознакомления студент должен подготовить ответы на вопросы: 
какие материалы публикуются в данных изданиях, каково их значение, 
кому могут быть полезны эти материалы.

Прокуратура РФ

 (2 часа)

Тематика (план) лекции:

1.  Правовые основы и принципы организации и деятельности 

прокуратуры РФ. 

2.  Система органов и учреждений прокуратуры РФ. Генеральная 

прокуратура РФ.

3.  Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одно-

го из направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского 
надзора:

 

3.1. 

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением 

законов (общий надзор).

 

3.2. 

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж-

данина.


background image

32

 

3.3.  Надзор за исполнением законов органами, осущест-

вляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предвари-
тельное следствие.

 

3.4. 

Надзор за исполнением законов администрациями ор-

ганов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судами 
меры принудительного характера; администрациями мест содержания 
задержанных и заключенных под стражу.

 

3.5. 

Надзор за исполнением законов судебными приставами.

4.  Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: про-

тест, представление, постановление, предостережение, указание и др.

Модельные задания для подготовки к лекции:

1.  Ознакомиться с материалами, размещенными на официаль-

ном сайте Генеральной прокуратуры РФ (URL: http://genproc.gov.ru): 
с общей информацией об организации и деятельности Генеральной 
прокуратуры РФ, с видеоматериалами, с материалами о проведенных 
прокурорских проверках и вынесенных актах прокурорского реагиро-
вания (в разделе «Новости»), посетить страницу Генерального Проку-
рора РФ и др.

2.  Ознакомиться с одним-двумя последними номерами перио-

дического издания Генеральной прокуратуры РФ — журналом «Закон-
ность», посетив сайт данного издания (URL: http://www.pressa-lex.ru). 
После ознакомления студент должен подготовить ответы на вопросы: 
какие материалы публикуются в данном издании, каково их значение, 
кем и в каких целях могут использоваться эти материалы. 

Адвокатура и нотариат как институты, обеспечивающие
оказание юридической помощи в РФ 

(2 часа)

Тематика (план) лекции:

1.  Понятия адвокатской деятельности и адвокатуры. Принципы 

организации и деятельности адвокатуры.

2.  Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Формы 

адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, 
адвокатское бюро, юридическая консультация). 

3.  Права и обязанности адвоката. Гарантии независимости адво-

ката.

4.  Федеральная адвокатская палата и адвокатская палата субъек-

та РФ, их органы и полномочия. Взаимодействие с органами юстиции.

5.  Понятия нотариальной деятельности и нотариата.
6.  Права и обязанности нотариуса, порядок наделения нотариу-

са полномочиями и прекращения его полномочий. Правовое положение 


background image

33

нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах; 
правовое положение нотариусов, занимающихся частной практикой. 

7.  Федеральная нотариальная палата и нотариальная палата 

субъекта РФ, их органы и полномочия.

Модельные задания для подготовки к лекции:

1.  Ознакомиться с материалами, размещенными на официаль-

ных сайтах:

а)  Федеральной палаты адвокатов РФ (URL: http://www.fparf.ru);
б)  палаты адвокатов субъекта РФ (по указанию преподавателя 

либо по выбору студента);

в)  Федеральной нотариальной палаты (URL: http://www.notariat.ru);
г) 

нотариальной палаты субъекта РФ (notary.ru).

Студент должен ознакомиться с общей информацией об органах и 

структуре палаты, с документами палаты, посетить страницу Президен-
та палаты и др.

2.  Ознакомиться с одним-двумя последними номерами печатных 

изданий (в электронном виде или на бумажном носителе):

а)  Федеральной палаты адвокатов РФ — журналами «Вестник Фе-

деральной палаты адвокатов РФ», «Российский адвокат» и «Новой адво-
катской газеты»;

б)  палаты адвокатов субъекта РФ (например, Адвокатская палата 

города Москвы издает журнал «Вестник Адвокатской палаты города Мо-
сквы»);

в)  Федеральной нотариальной палаты — журналом «Нотариаль-

ный вестник».

После ознакомления студент должен подготовить ответы на вопро-

сы: какие материалы публикуются в данном издании, каково их значе-
ние, кем и в каких целях могут использоваться эти материалы. 

3.3.2.  Лекции для очно4заочной формы обучения

Судебная власть и принципы правосудия

 (2 часа)

Тематика (план) лекции:

1.  Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие, 

сущностные характеристики и свойства. Отличия от иных ветвей госу-
дарственной власти.

2.  Суд, правосудие, судопроизводство: основные понятия дисци-

плины «Судоустройство и правоохранительные органы».

3.  Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и сис-

тема.


background image

34

Модельные задания для подготовки к лекции:

В качестве заданий для подготовки к лекциям по дисциплине «Судо-

устройство и правоохранительные органы» для студентов очно-заочной 
формы обучения могут быть использованы модельные задания, предла-
гаемые для студентов очной формы обучения.

Судебная система РФ: общая характеристика 

(2 часа)

Тематика (план) лекции:

1.  Понятие и признаки судебной системы РФ. Тенденции разви-

тия судебной системы РФ.

2.  Суды, составляющие судебную систему РФ: общая характери-

стика.

3.  Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.
4.  Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие, виды, 

соотношение.

Прокуратура РФ

 (1 час)

Тематика (план) лекции:

1.  Правовые основы и принципы организации и деятельности 

прокуратуры РФ. 

2.  Система органов и учреждений прокуратуры РФ. Генеральная 

прокуратура РФ.

3.  Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из 

направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.

4.  Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: протест, 

представление, постановление, предостережение, указание и другие. 

Адвокатура в РФ

 (1 час)

Тематика (план) лекции:

1.  Понятия адвокатской деятельности и адвокатуры. Принципы 

организации и деятельности адвокатуры.

2.  Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Формы 

адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, 
адвокатское бюро, юридическая консультация). 

3.  Права и обязанности адвоката. Гарантии независимости адво-

ката.

4.  Федеральная адвокатская палата и адвокатская палата субъек-

та РФ, их органы и полномочия. Взаимодействие с органами юстиции.


background image

35

3.3.3.  Лекции для заочной формы обучения

Установочная лекция

 (2 часа)

3.4.  Практические 

занятия

3.4.1.  Практические занятия для очной формы обучения

Судебная власть и субъекты, ее осуществляющие 

(2 часа)

Содержание (план) практического занятия:

1.  Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие, 

сущностные характеристики и свойства.

2.  Судьи и состав суда как носители судебной власти и государ-

ственный орган, осуществляющий судебную власть. 

3.  Правосудие как содержание осуществления судебной власти: 

понятие, отличительные черты.

4.  Судопроизводство как форма, посредством которой осущест-

вляется судебная власть. Осуществление судебной власти посредством 
конституционного, гражданского, административного и уголовного судо-
производства.

Модельные задания для подготовки к практическому занятию:

Примеры творческих заданий
1.

  В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2001 г. 

№ 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Рос-
сийской Федерации»

1

, судопроизводство определяется как регули-

руемая процессуальным законодательством Российской Федерации 
деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства граж-
данских, административных и уголовных дел, а также как деятельность 
органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или про-
курора при возбуждении уголовного дела, при проведении дознания и 
предварительного следствия.

Как соотносится такое определение судопроизводства с содер-

жанием этого понятия в ст. 118 Конституции РФ? Какое из определений 
шире? Почему?

2.

  Прочитайте извлечение из Временного положения о суде чести 

должностных лиц Санкт-Петербургской таможни от 16 апреля 1996 г.

1

  Данный закон определяет правовую основу, принципы организации и ос-

новные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Рос-
сийской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроиз-
водстве.