ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 1778
Скачиваний: 1
31
Организация выявления
и расследования преступлений
(2 часа)
Тематика (план) лекции:
1. Деятельность по выявлению и расследованию преступлений:
понятие, общая характеристика и виды (оперативно-розыскная деятель-
ность, дознание и предварительное следствие). Соотношение со сход-
ными видами деятельности.
2. Система, состав и полномочия органов предварительного
следствия. Следственный комитет РФ. Руководитель следственного ор-
гана: круг полномочий, взаимодействие со следователем.
3. Органы дознания, их система, задачи и полномочия.
4. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыск-
ную деятельность: система, задачи, полномочия.
Модельные задания для подготовки к лекции:
1. Ознакомиться с материалами, размещенными на официаль-
ном сайте Следственного комитета РФ (URL: http://www.sledcom.ru): с
общей информацией о Следственном комитете РФ, его структурой, по-
сетить блог Председателя Следственного комитета РФ и др.
2. Ознакомиться с одним-двумя последними номерами перио-
дических печатных изданий Следственного комитета РФ — журналами
«Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ» и «Предвари-
тельное следствие» (в электронном виде либо на бумажном носителе).
После ознакомления студент должен подготовить ответы на вопросы:
какие материалы публикуются в данных изданиях, каково их значение,
кому могут быть полезны эти материалы.
Прокуратура РФ
(2 часа)
Тематика (план) лекции:
1. Правовые основы и принципы организации и деятельности
прокуратуры РФ.
2. Система органов и учреждений прокуратуры РФ. Генеральная
прокуратура РФ.
3. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одно-
го из направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского
надзора:
3.1.
Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением
законов (общий надзор).
3.2.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж-
данина.
32
3.3. Надзор за исполнением законов органами, осущест-
вляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предвари-
тельное следствие.
3.4.
Надзор за исполнением законов администрациями ор-
ганов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судами
меры принудительного характера; администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу.
3.5.
Надзор за исполнением законов судебными приставами.
4. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: про-
тест, представление, постановление, предостережение, указание и др.
Модельные задания для подготовки к лекции:
1. Ознакомиться с материалами, размещенными на официаль-
ном сайте Генеральной прокуратуры РФ (URL: http://genproc.gov.ru):
с общей информацией об организации и деятельности Генеральной
прокуратуры РФ, с видеоматериалами, с материалами о проведенных
прокурорских проверках и вынесенных актах прокурорского реагиро-
вания (в разделе «Новости»), посетить страницу Генерального Проку-
рора РФ и др.
2. Ознакомиться с одним-двумя последними номерами перио-
дического издания Генеральной прокуратуры РФ — журналом «Закон-
ность», посетив сайт данного издания (URL: http://www.pressa-lex.ru).
После ознакомления студент должен подготовить ответы на вопросы:
какие материалы публикуются в данном издании, каково их значение,
кем и в каких целях могут использоваться эти материалы.
Адвокатура и нотариат как институты, обеспечивающие
оказание юридической помощи в РФ
(2 часа)
Тематика (план) лекции:
1. Понятия адвокатской деятельности и адвокатуры. Принципы
организации и деятельности адвокатуры.
2. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Формы
адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов,
адвокатское бюро, юридическая консультация).
3. Права и обязанности адвоката. Гарантии независимости адво-
ката.
4. Федеральная адвокатская палата и адвокатская палата субъек-
та РФ, их органы и полномочия. Взаимодействие с органами юстиции.
5. Понятия нотариальной деятельности и нотариата.
6. Права и обязанности нотариуса, порядок наделения нотариу-
са полномочиями и прекращения его полномочий. Правовое положение
33
нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах;
правовое положение нотариусов, занимающихся частной практикой.
7. Федеральная нотариальная палата и нотариальная палата
субъекта РФ, их органы и полномочия.
Модельные задания для подготовки к лекции:
1. Ознакомиться с материалами, размещенными на официаль-
ных сайтах:
а) Федеральной палаты адвокатов РФ (URL: http://www.fparf.ru);
б) палаты адвокатов субъекта РФ (по указанию преподавателя
либо по выбору студента);
в) Федеральной нотариальной палаты (URL: http://www.notariat.ru);
г)
нотариальной палаты субъекта РФ (notary.ru).
Студент должен ознакомиться с общей информацией об органах и
структуре палаты, с документами палаты, посетить страницу Президен-
та палаты и др.
2. Ознакомиться с одним-двумя последними номерами печатных
изданий (в электронном виде или на бумажном носителе):
а) Федеральной палаты адвокатов РФ — журналами «Вестник Фе-
деральной палаты адвокатов РФ», «Российский адвокат» и «Новой адво-
катской газеты»;
б) палаты адвокатов субъекта РФ (например, Адвокатская палата
города Москвы издает журнал «Вестник Адвокатской палаты города Мо-
сквы»);
в) Федеральной нотариальной палаты — журналом «Нотариаль-
ный вестник».
После ознакомления студент должен подготовить ответы на вопро-
сы: какие материалы публикуются в данном издании, каково их значе-
ние, кем и в каких целях могут использоваться эти материалы.
3.3.2. Лекции для очно4заочной формы обучения
Судебная власть и принципы правосудия
(2 часа)
Тематика (план) лекции:
1. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие,
сущностные характеристики и свойства. Отличия от иных ветвей госу-
дарственной власти.
2. Суд, правосудие, судопроизводство: основные понятия дисци-
плины «Судоустройство и правоохранительные органы».
3. Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и сис-
тема.
34
Модельные задания для подготовки к лекции:
В качестве заданий для подготовки к лекциям по дисциплине «Судо-
устройство и правоохранительные органы» для студентов очно-заочной
формы обучения могут быть использованы модельные задания, предла-
гаемые для студентов очной формы обучения.
Судебная система РФ: общая характеристика
(2 часа)
Тематика (план) лекции:
1. Понятие и признаки судебной системы РФ. Тенденции разви-
тия судебной системы РФ.
2. Суды, составляющие судебную систему РФ: общая характери-
стика.
3. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.
4. Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие, виды,
соотношение.
Прокуратура РФ
(1 час)
Тематика (план) лекции:
1. Правовые основы и принципы организации и деятельности
прокуратуры РФ.
2. Система органов и учреждений прокуратуры РФ. Генеральная
прокуратура РФ.
3. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из
направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.
4. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: протест,
представление, постановление, предостережение, указание и другие.
Адвокатура в РФ
(1 час)
Тематика (план) лекции:
1. Понятия адвокатской деятельности и адвокатуры. Принципы
организации и деятельности адвокатуры.
2. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Формы
адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов,
адвокатское бюро, юридическая консультация).
3. Права и обязанности адвоката. Гарантии независимости адво-
ката.
4. Федеральная адвокатская палата и адвокатская палата субъек-
та РФ, их органы и полномочия. Взаимодействие с органами юстиции.
35
3.3.3. Лекции для заочной формы обучения
Установочная лекция
(2 часа)
3.4. Практические
занятия
3.4.1. Практические занятия для очной формы обучения
Судебная власть и субъекты, ее осуществляющие
(2 часа)
Содержание (план) практического занятия:
1. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие,
сущностные характеристики и свойства.
2. Судьи и состав суда как носители судебной власти и государ-
ственный орган, осуществляющий судебную власть.
3. Правосудие как содержание осуществления судебной власти:
понятие, отличительные черты.
4. Судопроизводство как форма, посредством которой осущест-
вляется судебная власть. Осуществление судебной власти посредством
конституционного, гражданского, административного и уголовного судо-
производства.
Модельные задания для подготовки к практическому занятию:
Примеры творческих заданий
1.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2001 г.
№ 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Рос-
сийской Федерации»
1
, судопроизводство определяется как регули-
руемая процессуальным законодательством Российской Федерации
деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства граж-
данских, административных и уголовных дел, а также как деятельность
органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или про-
курора при возбуждении уголовного дела, при проведении дознания и
предварительного следствия.
Как соотносится такое определение судопроизводства с содер-
жанием этого понятия в ст. 118 Конституции РФ? Какое из определений
шире? Почему?
2.
Прочитайте извлечение из Временного положения о суде чести
должностных лиц Санкт-Петербургской таможни от 16 апреля 1996 г.
1
Данный закон определяет правовую основу, принципы организации и ос-
новные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Рос-
сийской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроиз-
водстве.