ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 1754
Скачиваний: 1
41
Ответ обоснуйте ссылками на положения Конституции РФ, Феде-
рального конституционного закона «О судебной системе РФ», Феде-
рального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», Фе-
дерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов
субъектов РФ», ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Пример творческого задания:
Выберите какое-либо лицо (например, себя, своего знакомого,
персонаж литературного произведения) и укажите, отвечает ли данное
лицо требованиям, предъявляемым к присяжным или арбитражным за-
седателям.
Ответ обоснуйте ссылками на нормы Федерального закона «Об ар-
битражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», Федераль-
ного закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрис-
дикции в РФ».
Примеры тестовых заданий:
1. Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении пра-
восудия:
а) в качестве присяжных заседателей;
б) в качестве народных заседателей;
в) в качестве арбитражных заседателей;
г)
в качестве общественных обвинителей и общественных защит-
ников.
2. Неприкосновенность Президента РФ, членов Совета Федера-
ции, депутатов Государственной Думы, судей является исключением из
принципа:
а) состязательности и равноправия сторон при осуществлении
судопроизводства;
б) равенства всех перед законом;
в) равенства всех перед судом;
г)
обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
Принципы правосудия (окончание)
(2 часа)
Содержание (план) практического занятия:
1. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосу-
дию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
2. Обеспечение права на получение квалифицированной юриди-
ческой помощи при осуществлении правосудия.
3. Осуществление правосудия на основе состязательности и рав-
ноправия сторон.
42
4. Презумпция
невиновности.
5. Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в дея-
тельности судов).
6. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии
права участников судопроизводства на пользование родным языком.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Примеры задач (казусов):
1.
Малахович обратилась в суд с жалобой на решение приходско-
го собрания православной религиозной организации об отлучении ее от
церкви. Заявитель просила признать акт отлучения от церкви незакон-
ным, поскольку им нарушено ее конституционное право на свободу со-
вести и вероисповедания, созданы препятствия для участия в богослу-
жениях и других религиозных обрядах и церемониях.
Суд отказал в принятии жалобы к производству в связи с ее не-
подведомственностью суду, указав, что отлучение Малахович от церк-
ви было основано на внутрицерковной деятельности религиозного
объединения, а согласно ст. 14 Конституции РФ, Российская Феде-
рация — светское государство. Никакая религия не может устанавли-
ваться в качестве государственной или обязательной. Религиозные
объединения отделены от государства и равны перед законом. Реше-
ние суда было основано также на положении п. 9 раздела 1 Устава Рус-
ской православной церкви, согласно которому «должностные лица и
сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне
не могут обращаться в органы государственной власти и в граждан-
ский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, вклю-
чая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную
и пастырскую деятельность».
Было ли нарушено право Малахович на судебную защиту? При от-
вете проанализируйте ст. 46 Конституции РФ.
2.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 24 июля
2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ»
3
«если стороны не догово-
рились об ином, то состав третейского суда рассматривает дело в за-
крытом заседании».
Как вы полагаете, не нарушает ли данное положение конститу-
ционную норму об открытом разбирательстве дел во всех судах?
Примеры творческих заданий:
1.
Определите, о каких принципах правосудия упоминается в сти-
хотворении Ивана Пнина «Ода на правосудие» (1805)
4
:
3
СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019.
4
Русские поэты. Антология русской поэзии. В 6 т. М., 1989. Т. 1. С. 318.
43
ОДА НА ПРАВОСУДИЕ
5
(извлечение)
Правосудие есть основание
всех общественных добродетелей.
Гольбах
Блаженство смертных, царств подпора,
Злодеев страх, невинных щит,
Ты, коего трепещет взора
Порок, хоть он венцом покрыт;
Ты, кое лиц не разбираешь,
Равно щадишь, равно караешь
Рабов, вельможей и царей;
Ты, без кого б и боги сами
Не почитались бы богами
И не имели алтарей.
…
Где ты — там царствуют законы,
Там человек всегда почтен.
Там тверды в основаньях троны
И к правде путь не загражден.
Там истина без страха ходит,
Ко всем без робости подходит
И чистою своей рукой
Личину зависти срывает,
Коварство, мщенье обнажает
И кажет умысел их злой.
Где ты — там равными правами
Граждане пользуются все.
Там над породой и чинами
Заслуги верх берут одне.
Там гнусна лесть у всех в презреньи.
Наружный блеск не в уваженьи.
Не чтут достоинством его.
Богатый с подлою душою
Ничто пред честной нищетою,
Добро превыше там всего.
…
Где нет тебя — там нет невинных,
Там гибнут все своей чредой;
Тот ныне жертвою был сильных,
А завтра сильных жребий злой
Ведет на эшафот кровавый.
Там совесть и рассудок здравый
Не сильны произнесть свой глас.
5
И. Пнин придавал огромное значение правосудию. В своем главном пуб-
лицистическом сочинении «Опыт о просвещении относительно России» (1804) он
писал: «Правосудие есть основание общественного и частного благоденствия,
люди потому только порочны и несчастны, что они несправедливы, все нравствен-
ные добродетели основаны на правосудии» (Русские поэты. Антология русской
поэзии. В 6 т. М., 1989. Т. 1. С. 642).
44
2.
Найдите в периодических изданиях одно-два кратких сообще-
ния о совершенных преступлениях. Вырежьте и вклейте их в рабочую
тет радь.
Проанализируйте, соответствует ли описание преступных дейст-
вий требованиям принципа презумпции невиновности.
Примеры тестовых заданий:
1. Содержание принципа состязательности и равноправия сто-
рон можно выразить латинским изречением:
а) никогда нельзя осуждать на основании одного лишь подо-
зрения;
б) кто принимает решение, не выслушав противную сторону, по-
ступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливо;
в) хороший судья ничего не должен делать по собственному ус-
мотрению или по велению своего желания, но должен выносить решение
согласно закону и справедливости;
г) при разделении мнений судей поровну обвиняемый считается
оправданным.
2. Принцип презумпции невиновности включает следующие по-
ложения:
а) неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются
в его пользу;
б) бремя доказывания алиби обвиняемого возлагается на сторо-
ну защиты;
в) обвиняемый считается невиновным до момента вынесения в
отношении него обвинительного приговора суда;
г)
обвинительный приговор не может быть основан на предполо-
жениях.
3. Принцип презумпции невиновности действует:
а) в конституционном судопроизводстве;
б) в гражданском судопроизводстве;
в) при производстве по делам об административных правонару-
шениях;
г)
в уголовном судопроизводстве.
4. Судопроизводство и делопроизводство в военных судах осу-
ществляется всегда:
а) на государственном языке республики в составе РФ, на терри-
тории которого находится суд;
б) на русском языке;
в) на языке большинства населения данной местности;
г)
на языке по усмотрению председательствующего.
45
Судебная система РФ: общая характеристика
(2 часа)
Содержание (план) практического занятия:
1. Понятие и признаки судебной системы РФ.
2. Суды, составляющие судебную систему РФ (общая характери-
стика): суды общей юрисдикции; арбитражные суды; Конституционный
Суд РФ; конституционные (уставные) суды субъектов РФ; Дисциплинар-
ное судебное присутствие.
3. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.
4. Понятие судебной инстанции. Суды первой, апелляционной,
кассационной, надзорной инстанций.
5. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные
инстанции».
6. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной,
кассационной и надзорной инстанциях.
Модельные задания для подготовки к практическому занятию:
Примеры творческих заданий:
1.
Составьте схему судебной системы РФ.
2.
Используя схему, укажите, какие подсистемы (ветви) можно ус-
ловно выделить в судебной системе РФ. Дайте общую характеристику
каждой из них, указав, какие суды в нее входят и как они связаны отноше-
ниями инстанционности, какие категории дел подведомственны данным
судам (суду), какими нормативными актами регулируется организация и
деятельность данной группы судов (суда).
3.
Каковы признаки чрезвычайных судов? В чем отличие чрезвы-
чайных судов от специализированных? Являются ли суды ad hoc чрез-
вычайными судами? Допускается ли создание чрезвычайных судов на
территориях, на которых введено чрезвычайное положение? Допускает-
ся ли создание чрезвычайных судов на территориях, на которых введено
военное положение?
4.
Определите, какие суды относятся к федеральным, а какие — к
судам субъектов РФ, по каким критериям осуществляется деление су-
дов, образующих судебную систему РФ, на федеральные и суды субъек-
тов РФ; заполните таблицу:
Федеральные
суды
Суды
субъектов
РФ
Порядок
создания
и
упразднения
судов
Финансирование
судов
…