ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 725
Скачиваний: 3
21
Задания для подготовки к лекции:
ознакомиться с литературой, по-
священной судебным системам Франции и ФРГ.
Тема 10. Судебные органы в Англии и США
1. Правовые основы судоустройства в Англии.
2. Судебная система Англии (общая характеристика).
3. Правовые основы судоустройства в США: федеральное законо-
дательство и законодательство штатов.
4. Дуализм судебной системы США: федеральная судебная систе-
ма и судебная система штатов (общая характеристика). Принци-
пы разграничения юрисдикции между ними.
Задания для подготовки к лекции:
ознакомиться с литературой, по-
священной судебным системам Англии и США.
3.4.
Практические
занятия
Раздел 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУРСА
«СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
Тема 1.
Понятие судебной власти, правосудия,
судебной системы РФ
(2 часа)
Семинарское занятие
1. Судебная власть: понятие, признаки. Функции судебной власти.
Ее соотношение с законодательной и исполнительной ветвями
власти в свете концепции разделения властей.
2. Правосудие: понятие, признаки.
3. Понятие судебной системы РФ. Суды, входящие в судебную сис-
тему РФ, их виды. Порядок создания и упразднения судов.
4. Понятие звена судебной системы. Суды основного звена, сред-
него звена и высшего звена. Понятие судебной инстанции и
судебных полномочий. Сущность деятельности судов первой,
апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.
5. Судьи в РФ. Формирование судейского корпуса. Требования,
предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Порядок на-
деления судьи полномочиями.
6. Правовой статус судьи. Требования, предъявляемые к судьям.
Особенности статуса судей Конституционного суда, военных су-
дов, мировых судей.
22
7. Судейское сообщество, его функции. Органы судейского сооб-
щества, порядок их образования и полномочия.
8. Дисциплинарное судебное присутствие.
Задания для подготовки к занятию:
• Прослушайте лекцию, изучите рекомендованную учебную и до-
полнительную литературу, подберите и изучите необходимый
нормативный материал.
• Дайте определение власти, государственной вла сти, судебной
власти, правосудия и судопроизводства. Изобразите при помо-
щи кругов Эйлера соотношение понятий:
1)
«власть» (круг А), «государственная власть» (круг Б) и «су-
дебная власть» (круг С);
2)
«правосудие» (круг А) и «судопроизводство» (круг Б).
Подготовьте обоснование такого соотношения.
• Подумайте и подготовьте обоснованный ответ на вопрос: яв-
ляется ли деятельность других юрисдикционных органов по
рассмотрению и разрешению юридических вопросов право-
судием?
• В чем заключается основное содержание и значение концепции
разделения властей? Назовите акты, в которых закреплен дан-
ный принцип.
• Согласны ли вы с положениями Закона «О судебной системе
РФ» о том, что судебная система в РФ характеризуется един-
ством (ст. 3)? Обоснуйте свой ответ.
• Какие суды называются чрезвычайными? В чем отличие чрезвы-
чайных судов от специализированных? Допускается ли созда-
ние чрезвычайных и специализированных судов?
• Законом РФ «О третейских судах» от 24.07.2002 № 102-ФЗ пред-
усматривается возможность создания третейских судов. Входят
ли данные суды в судебную систему РФ?
• Составьте
сравнительную
таблицу,
характеризующую
судейский
корпус в РФ. В таблице следует отразить требования, предъяв-
ляемые к кандидатам на должность судьи, а также особенности
статуса судьи различных судов судебной системы.
Образец таблицы:
Критерий
сравнения
Конституционный
суд
Арбитражный
суд
Суды
общей
юрисдикции
Военные
суды Мировой
судья
1
2
23
Ознакомьтесь с приведенным ниже Указом Президента РФ.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НАЗНАЧЕНИИ СУДЕЙ РАЙОННЫХ СУДОВ ГОРОДА МОСКВЫ
(с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 29.12.2007 № 1775)
(извлечение)
Руководствуясь статьями 83 и 128 Конституции Российской Федерации,
постановляю:
1. Назначить на 6-летний срок полномочий председателем Бабушкин-
ского районного суда
— Лукашенко Александра Петровича.
2. Назначить:
судьей Бутырского
районного суда
— Наумову Светлану Викторовну;
судьей Гагаринского
районного суда
— Иванова Сергея Анатольевича;
судьей Головинского
районного суда
— Дроздову Ольгу Владимировну;
судьей Замоскворецкого
районного суда
— Лобову Людмилу Владимировну;
судьей Зеленоградского
районного суда
— Гривко Олега Николаевича.
3. Назначить на 3-летний срок полномочий:
судьей Бабушкинского
районного суда
— Палькину Татьяну Николаевну;
судьей Бутырского
районного суда
— Родионова Юрия Олеговича;
судьей Гагаринского
районного суда
— Шарову Оксану Валериевну.
Президент Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
2 марта 2005 года, № 240
Чем обусловлено назначение судей, указанных в п. 2 Указа, на
должность без ограничения срока полномочий, а указанных в пп.1 и 4
Указа — на 6- и 3-летний срок полномочий? Ответ обоснуйте ссылками
на нормы закона.
Соответствует ли назначение судей на определенный срок положе-
нию о несменяемости судей?
24
• Проверками квалификационной коллегии судей установлено,
что в судебных заседаниях судья И. допускал грубости и нраво-
учения, пренебрежительные высказывания в адрес участников
процесса: «Мне, юристу с зеленым дипломом, приходится учить
юриста с красным дипломом»; «Прокуратура не работает и не
желает работать». При рассмотрении гражданского дела судья
И. перемигивался и перешептывался с ответчицей по делу, до-
пускал по отношению к свидетелям истца несдержанность, вы-
разившуюся в обвинении их в клевете и даче ложных показаний,
нравоучениях в их адрес. Представитель администрации горо-
да, участвовавшая в судебном процессе, вместе с судьей уда-
лилась в совещательную комнату и оставалась там наедине не-
сколько минут.
Какое решение по результатам этой проверки следует вынести
квалификационной коллегии судей в отношении судьи И.? Обоснуйте
ответ ссылками на положения Закона РФ «О статусе судей в Россий-
ской Федерации» и Кодекса судейской этики.
• В Квалификационную коллегию судей Алтайского края посту-
пили жалобы граждан П. и Р. на действия судьи краевого суда
С. В жалобе указано, что судья С. назначил к рассмотрению
уголовное дело по обвинению П. на 30 июня в здании Ключев-
ского районного суда. По делу вызывались потерпевшие П. и
Р. (матери убитых), а также свидетели, в число которых был
включен близкий друг подсудимого К., который, по данным
РОВД, состоял на учете как участник преступной группировки.
Прибыв в село Ключи 29 июня, судья С. поселился вначале в
гостинице «Луч», но затем переехал в дом частного предпри-
нимателя. Дом сдавался гражданам для проживания в частном
порядке. Там же поселились представители сторон предстоя-
щего судебного процесса: прокурор и адвокат. Проживание в
этом доме оплатил К. В тот же день свидетель К. и «другие люди
подсудимого» устроили «банкет», на котором судья С., проку-
рор и адвокат совместно с устроителями банкета употребляли
спиртное. В связи с неявкой свидетелей дело по обвинению П.
было отложено, а в последующем рассмотрено другим судьей
краевого суда.
Какое решение по результатам рассмотрения жалобы следует вы-
нести квалификационной коллегии судей в отношении судьи С.? Обо-
снуйте ответ ссылками на положения Закона РФ «О статусе судей в Рос-
сийской Федерации» и Кодекса судейской этики.
25
Тема 2.
Конституционные принципы правосудия
(6 часов)
Практико-ориентированное занятие:
• Понятие и значение принципов организации правосудия.
• Принцип
законности.
• Осуществление правосудия только судом.
• Осуществление правосудия на началах равенства всех перед за-
коном и судом.
• Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах.
• Участие граждан в отправлении правосудия. Формы участия.
• Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии
независимости судей.
• Государственный язык судопроизводства.
• Открытое разбирательство дел во всех судах.
• Состязательность и равноправие сторон.
• Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию.
• Право
на
получение
квалифицированной
юридической
помощи
при осуществлении правосудия.
• Презумпция
невиновности.
Задания для подготовки к занятию:
Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и допол-
нительную литературу, подберите и изучите необходимый для раскры-
тия вопросов темы нормативный материал.
Решите задачи:
1.
В соответствии с приказом НКВД СССР № 00447 от 30 июля
1937 г. «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовни-
ков и др. антисоветских элементов» с 5 августа 1937 г. во всех респу-
бликах, краях и областях начиналась операция по репрессированию
бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников.
Рассмотрение таких дел было отнесено к компетенции так называемых
«
троек
»
. В приказе говорилось, что «все репрессируемые кулаки, уго-
ловники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории:
а)
к первой категории относятся все наиболее враждебные из пере-
численных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по
рассмотрении их дел на “тройках”, — РАССТРЕЛУ.
б)
ко второй категории относятся все остальные менее активные, но
все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в ла-
геря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из
них — заключению на те же сроки в тюрьмы по определению “тройки”».