Файл: RP_Sudebnye_sistemy_RF_i_zarubezhnykh_stran.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 728

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

Оцените приведенный выше приказ НКВД с точки зрения современных 

принципов правосудия.

2. 

Определите, какие из нижеперечисленных субъектов право-

мочны осуществлять правосудие:

• районный 

суд;

•  Генеральная прокуратура РФ;
•  Уставный суд города Москвы;
•  Морская арбитражная комиссия;
•  Высший Арбитражный Суд;
•  Международный Коммерческий Арбитражный Суд;
•  Третейский суд для рассмотрения конкретного дела (ad hoc);
•  Конституционный Суд РФ;
• мировой 

судья;

•  Комиссия по трудовым спорам.

3. 

После возвращения из совещательной комнаты судья район-

ного суда сообщил участникам процесса о том, что в связи с тем, что 
дело носит сложный характер, для квалификации некоторых правовых 
вопросов ему пришлось созвониться с председателем этого же суда и 
вдвоем им удалось принять правильное решение по делу.

Проанализируйте предложенную ситуацию с точки зрения соблю-

дения принципов правосудия.

4. 

При рассмотрении ряда гражданских дел в Ширинском район-

ном  суде, действующем на территории республики Хакасия, и в од-
ном из гарнизонных судов, действующем на территории той же ре-
спублики, судопроизводство велось не на русском, а на хакасском 
языке.

Был ли, по вашему мнению, соблюден принцип государственного 

языка судопроизводства?

5. 

Как вы полагаете, является ли судейская неприкосновенность 

определенным исключением из принципа равенства всех перед зако-
ном и судом (ст. 19, ч. 1, Конституции Российской Федерации)? Если 
да, то чем это обусловлено?

Является ли судейская неприкосновенность личной привилегией 

гражданина, занимающего должность судьи, или это средство защиты 
публичных интересов?

6. 

При рассмотрении гражданского дела в районном суде пред-

седательствующий указал присутствующим в зале судебного заседа-
ния гражданам на то, что все из них вправе письменно фиксировать ход 
процесса, но пользоваться аудиозаписывающими устройствами впра-
ве только лица, участвующие в деле.

Проанализируйте предложенную ситуацию.


background image

27

7. 

Как, по вашему мнению, следует оценить то обстоятельство, 

что в здания некоторых арбитражных судов можно попасть лишь при 
предъявлении документов, подтверждающих причастность лица к слу-
шаемому делу? 

Соответствует ли такое положение вещей принципам правосудия?
8. 

При рассмотрении в одном из районных судов г. Москвы дела 

о восстановлении на работе нескольких работников, уволенных по ч. 2 
ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организа-
ции), представитель ответчика организации заявил ходатайство о рас-
смотрении дела в закрытом судебном заседании. В обоснование своей 
просьбы он указал, что сведения о числе рабочих мест являются ком-
мерческой тайной организации. Судом в удовлетворении ходатайства 
было отказано.

Нарушены ли какие-либо принципы правосудия?
9. 

К мировому судье обратилась Иванова с исковым заявлением 

о взыскании алиментов. В заявлении она указала, что полгода назад ее 
брак с Ивановым был расторгнут. От этого союза у нее осталось двое 
детей трех и пяти лет, в содержании которых их отец не принимает уча-
стия. Судья, руководствуясь положениями ст. 80 Семейного кодекса о 
том, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних де-
тей, без проведения судебного заседания и без вызова в суд сторон вы-
нес решение, которым обязал Иванова уплачивать алименты.

Оцените действия суда. Были ли соблюдены принципы правосудия 

в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ ссылками на положения Кон-
ституции и статьи ГПК.

10. 

Объясните происхождение термина «присяжный заседатель».

11. 

В районном суде рассматривалось дело о разделе имущества 

между бывшими супругами. Истец Ермолов заявил ходатайство об отло-
жении дела для заключения договора с адвокатом об оказании правовой 
помощи. Ответчица возразила против отложения дела, объяснив, что у 
нее нет средств, для того чтобы нанять адвоката. Если же у ее бывше-
го мужа будет представитель, а у нее нет, то это приведет к нарушению 
принципа равноправия сторон. Суд согласился с приведенными дово-
дами, посчитав, что в такой ситуации процесс будет несправедливым по 
отношению к ответчице, и отказал в удовлетворении ходатайства.

Оцените действия сторон и суда.
12. 

Будет ли иметь место нарушение презумпции невиновности, в 

случае если:

а)  прокурор, являющийся обвинителем по делу, до вынесения 

приговора судом даст интервью, в котором заявит о том, что обвиняе-
мый безусловно виновен в совершении преступления;


background image

28

б)  при разговоре между двумя лицами одно из них сообщит друго-

му о виновности третьего лица (не принимающего участие в разговоре) 
в совершении преступления;

в)  должностное лицо органа государственной власти через СМИ 

сделает заявление о виновности лица, находящегося под следствием;

г)  должностное лицо органа государственной власти будет ин-

формировать общественность о ходе следствия;

д)  в прессе будет высказано мнение журналиста или любого дру-

гого лица, не являющегося должностным лицом государства, о вино-
вности лица, находящегося под следствием;

е)  в непосредственной беседе одно частное лицо обвинит другое 

лицо в совершении преступления?

Раздел 2. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ

Тема 3. 

Конституционные суды в РФ 

(2 часа)

Практико-ориентированное занятие:

1.  Правовая природа Конституционного Суда РФ.
2. Полномочия 

Конституционного 

Суда 

РФ. 

Значение 

постановле-

ний Конституционного Суда РФ.

3.  Структура, организация деятельности Конституционного Суда 

РФ.

4.  Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Порядок соз-

дания и компетенция.

Задания для подготовки к занятию:

•  Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-

полнительную литературу, нормативный материал, найдите (по 
выбору) несколько постановлений Конституционного Суда РФ.

•  Выполните задания и ответьте на вопросы, приведенные ниже:

1. 

Чем объясняется существование конституционной юстиции в 

современных демократических странах? В какой стране впервые по-
явился орган конституционного контроля?

2. 

Подготовьте сообщение об истории возникновения и развития 

конституционной юстиции в России.

3. 

Подумайте, верно ли утверждение о том, что Конституционный 

Суд РФ осуществляет правосудие?

4. 

Что следует понимать под термином «нормоконтроль»? Каковы 

виды нормоконтроля и формы его реализации? Какой нормоконтроль 
осуществляет Конституционный Суд РФ? Осуществляют ли нормокон-


background image

29

троль другие суды РФ? Как разграничивается компетенция между суда-
ми в сфере нормоконтроля?

5. 

Что обозначает термин «толкование Конституции»?

6. 

Определите круг субъектов, правомочных возбуждать конститу-

ционное судопроизводство.

7. 

Что может быть объектом проверки в Конституционном Суде РФ?

8. 

Ознакомьтесь с одним из постановлений Конституционного 

Суда РФ. При этом обратите внимание на то, по чьей инициативе было 
возбуждено конституционное судопроизводство, в каком порядке про-
ходило рассмотрение заявления, какой вопрос был поставлен перед 
судом, какой вывод сделал Конституционный Суд и чем он его мотиви-
ровал.

9. 

Какую роль играют постановления Конституционного Суда РФ в 

праве РФ?

10. 

Каково значение термина «конституционный (уставный) суд»? 

Является ли создание конституционного (уставного) суда в субъектах 
РФ обязательным? В каких субъектах РФ они действуют?

11. 

Изучите законодательство одного из субъектов РФ (по вашему 

выбору) и подготовьте сообщение о конституционном (уставном) суде 
данного субъекта РФ.

Тема 4. 

Суды общей юрисдикции. Военные суды 

(2 часа)

Практико-ориентированное занятие:

1.  Суды общей юрисдикции (система, компетенция).
2.  Мировые судьи. Их полномочия.
3.  Районный суд (структура, полномочия).
4.  Верховный суд республики в составе РФ, краевой (областной) 

суд, суд автономной области, суд автономного округа, суды го-
родов Москвы и Санкт-Петербурга (структура, полномочия).

5.  Верховный Суд РФ (структура, полномочия).
6.  Военные суды (система, полномочия).

Задания для подготовки к занятию:

•  Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-

полнительную литературу, необходимый нормативный матери-
ал, найдите и ознакомьтесь с содержанием нескольких поста-
новлений Пленумов Верховного Суда РФ.

•  Выполните задания и ответьте на вопросы, приведенные ниже:

1. 

Составьте схему судов общей юрисдикции. Укажите структуру 

судов и полномочия структурных подразделений.


background image

30

2. 

Выберите из журнала «Бюллетень Верховного Суда РФ» или 

иного источника (можно воспользоваться примерами из судебной 
практики, имеющимися в правовых электронных базах данных — «Кон-
сультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.) судебное постановление (ре-
шение, приговор, определение, постановление) по любому уголовному 
или гражданскому делу.

 

Отметьте на схеме судов общей юрисдикции «движение» вы-

бранного вами дела по звеньям системы судов общей юрисдикции и 
судебным инстанциям.

3. 

Объясните происхождение термина «мировой судья».

4.

  Подготовьте сообщение о существовавшей в дореволюционной 

России мировой юстиции. Особое внимание при этом обратите на то, ка-
кие требования предъявлялись к кандидатам в мировые судьи, в каком по-
рядке они наделялись судейскими полномочиями, какие дела, относились 
к их компетенции. Сравните дореволюционную и современную мировую 
юстицию. Как вы оцениваете выявленные различия в ее организации?

5. 

Является ли создание мировых судей в субъектах РФ обяза-

тельным? Кто рассматривает дела, отнесенные к компетенции мировых 
судей, в тех регионах, где отсутствует мировая юстиция?

6. 

Изучите законодательство одного из субъектов Российской Фе-

дерации (по вашему выбору), литературу и иные доступные вам источ-
ники и подготовьте сообщение о мировых судьях в данном субъекте РФ.

7. 

Подготовьте сообщение об организации военной юстиции в 

царской России. Сравните организацию и деятельность дореволюци-
онных и современных военных судов.

8. 

Как соотносятся общегражданские и военные суды? Допускает-

ся ли передача дел, отнесенных к компетенции одного суда, другому?

Тема 5. 

Арбитражные суды РФ 

(2 часа)

Практико-ориентированное занятие:

1.  Арбитражные суды и их задачи. Круг дел, отнесенных к компе-

тенции арбитражных судов.

2.  Система арбитражных судов.
3.  Арбитражный суд субъекта РФ (структура, полномочия).
4.  Арбитражные апелляционные суды (структура, полномочия).
5.  Федеральные арбитражные суды округов (структура, полномочия).
6.  Высший Арбитражный Суд РФ (структура, полномочия).
7. Специализированные арбитражные суды. Суд по интеллек-

туальным правам, его полномочия, порядок образования и дея-
тельности.