ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 727
Скачиваний: 3
31
Задания для подготовки к занятию:
• Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-
полнительную литературу, необходимый нормативный материал.
• Ответьте на вопросы и выполните задания, приведенные ниже:
1.
В каком значении используется термин «арбитраж» в праве Рос-
сии и в праве других стран?
2.
Подготовьте краткое сообщение об истории возникновения и
развития арбитражных судов. Чем было обусловлено их создание?
3.
Составьте схему арбитражных судов. Укажите структуру судов и
полномочия структурных подразделений.
4.
Выберите из журнала «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ»
или иного источника (можно воспользоваться электронными базами дан-
ных — «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.) постановление арби-
тражного суда (решение, определение, постановление) по любому делу.
Проследите на схеме арбитражных судов «движение» выбранного
вами дела по звеньям системы арбитражных судов и судебным инстанци-
ям. Отметьте путь, который прошло дело, на схеме красными линиями.
5.
Определите, относится ли дело к компетенции арбитражного
суда. Укажите звено системы арбитражных судов, где оно будет рассма-
триваться:
а) о признании товарищества «Белый ветер» несостоятельным;
б) об обжаловании группой акционеров — физических лиц реше-
ния общего собрания акционерного общества о размере дивидендов;
в) об обжаловании Указа Президента РФ;
г) о защите деловой репутации индивидуального предпринима-
теля Уварова;
д) о взыскании с Саркисяна налога на имущество, переходящее в
порядке дарения.
6.
В каком порядке может быть обжаловано судебное постановле-
ние, вынесенное по таким делам, и в какой арбитражный суд?
7.
Иностранная фирма в соответствии с условиями внешнеторгово-
го договора поставила российской организации товары, но не получила
полной оплаты их стоимости. Фирма обратилась к российскому адвокату
за консультацией по вопросу о том, может ли она предъявить к должнику
иск на территории России и кому его следует адресовать.
Какие разъяснения должен дать адвокат?
В печати было опубликовано распоряжение губернатора области
«О налогообложении». Акционерное общество направило в районный суд
заявление с просьбой об отмене этого акта как нарушающего его закон-
ные интересы. Судья отказал в принятии заявления, указав, что заявитель
— юридическое лицо и ему надлежит обратиться в арбитражный суд.
32
Какие признаки характеризуют нормативный и ненормативный
акты? О каком акте идет речь в задаче? К компетенции какого суда от-
носится рассмотрение данного дела?
8.
Ознакомьтесь с одним из постановлений Пленума Высшего Ар-
битражного Суда РФ. Обратите внимание на то, что послужило основа-
нием для вынесения постановления. Какое значение имеют данные акты
в правовой системе РФ?
Раздел 3. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ
Тема 6.
Прокуратура в РФ
(2 часа)
Практико-ориентированное занятие:
1. Правовые основы организации и деятельности Прокуратуры РФ.
2. Понятие прокуратуры, ее задачи и функции.
3. Отрасли прокурорского надзора.
4. Система органов прокуратуры.
Задания для подготовки к занятию:
• Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-
полнительную литературу, необходимый нормативный мате-
риал.
• Выполните задания и ответьте на вопросы, приведенные ни-
же:
1.
Определите социальное значение института прокуратуры.
2.
Кто считается основателем прокуратуры в России? Из каких
этапов складывалось становление этого института? Можно ли считать
становление института прокуратуры завершенным?
3.
Составьте схему органов Прокуратуры Российской Федера-
ции.
4.
Сравните функции и задачи прокурора, участвующего в рас-
смотрении уголовных и гражданских дел.
Тема 7.
Адвокатура в РФ
(2 часа)
Практико-ориентированное занятие:
1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре.
2. Понятие и задачи адвокатской деятельности и адвокатуры.
3. Статус адвоката. Формы адвокатских образований.
4. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Оказа-
ние адвокатами юридической помощи бесплатно.
33
Задания для подготовки к занятию:
• Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-
полнительную литературу, необходимый нормативный материал.
• Подготовьте обоснованные ответы на следующие вопросы:
1.
Каково значение института адвокатуры в российской правовой
системе? Обозначьте социальную роль адвоката.
2.
Раскройте понятие «адвокатская тайна».
3.
Раскройте понятие «адвокатская монополия». Проанализируй-
те Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 15-П.
С
уществует ли в России такая монополия?
4.
Дайте общую сравнительную характеристику роли адвоката в
уголовном и гражданском процессах.
Тема 8.
Нотариат в РФ
(2 часа)
Практико-ориентированное занятие:
1. Понятие и задачи нотариата.
2. Нотариус, другие должностные лица, осуществляющие нотари-
альные действия.
3. Система органов нотариата.
4. Компетенция органов нотариата.
5. Основные правила совершения нотариальных действий.
Задания для подготовки к занятию:
• Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-
полнительную литературу, соответствующий нормативный ма-
териал.
Решите задачи:
1.
Какими органами нотариата могут быть совершены следующие
нотариальные действия:
а) наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;
б) выдача свидетельства о праве на наследство;
в) принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;
г) совершение морских протестов;
д) удостоверение доверенности на право пользования автомо-
билем;
е) выдача свидетельства о праве собственности на долю в об-
щем имуществе супругов по заявлению пережившего супруга;
ж) обеспечение доказательств;
з) принятие мер к охране наследственного имущества;
и) удостоверение завещания.
34
2.
Укажите, в каких случаях нотариус должен нести ответствен-
ность за следующие действия, определите ее вид:
а) нотариус допустил разглашение тайны нотариальных дей-
ствий;
б) нотариус утратил принятые на хранение документы;
в) нотариус занимается оказанием посреднических услуг при
заключении договоров;
г) нотариус совершил нотариальное действие за пределами
своего нотариального округа;
д) нотариус отсутствовал на месте работы три недели без из-
вещения об этом нотариальной палаты;
е) нотариус удостоверил сделку с нарушением правил о месте
совершения нотариальных действий, в результате чего она была оспо-
рена и признана недействительной;
ж) нотариус не уплатил членские взносы в нотариальную палату
при отсутствии спора об их размерах и порядке уплаты.
Раздел 4. СУДОУСТРОЙСТВО В ОТДЕЛЬНЫХ
ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ
(на примере Франции, ФРГ, Англии и США)
Тема 9.
Суды во Франции
(1 час)
Семинарское занятие:
1. Правовые основы судоустройства Франции. Общая характери-
стика судебной системы.
2. Конституционный совет во Франции, его компетенция.
3. Суды общей юрисдикции и специализированные суды во Фран-
ции: система, компетенция.
4. Административная юстиция во Франции. Система администра-
тивных судов, компетенция отдельных ее звеньев.
Задания для подготовки к занятию:
• Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-
полнительную литературу, подберите необходимый норматив-
ный материал.
• Подготовьте сообщение по интересующему вас вопросу темы
семинарского занятия.
• Составьте схему судебной системы Франции. Обозначьте пол-
номочия судов, входящих в систему. Стрелочками отметьте вза-
имосвязь отдельных звеньев судебной системы.
35
• Подумайте над тем, какова природа Конституционного совета
Франции, является ли он судом?
Тема 10. Суды в ФРГ
(1 час)
Семинарское занятие:
1. Правовые основы судоустройства ФРГ. Общая характеристика
судебной системы.
2. Конституционная юстиция в ФРГ.
3. Суды общей юрисдикции (система, компетенция судов, входя-
щих в нее).
4. Административная юстиция в ФРГ. Система административных
судов, их компетенция.
5. Иные специализированные суды ФРГ. Их система, компетенция.
Задания для подготовки к занятию:
• Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-
полнительную литературу, подберите необходимый норматив-
ный материал.
• Составьте схему судебной системы ФРГ. Красным цветом изо-
бразите систему общих судов, зеленым — административных
судов, синим — специализированных судов. Имеется ли между
указанными ветвями судебной системы связь? Можно ли гово-
рить о том, что судебная система Германии характеризуется
единством?
На схеме обозначьте полномочия судов, входящих в систему.
Стрелочками отметьте взаимосвязь отдельных звеньев судебной сис-
темы.
• Какое место среди судов ФРГ занимает Конституционный суд?
Составляют ли конституционные суды, действующие на терри-
тории Германии, самостоятельную ветвь судебной системы,
включающей в себя несколько звеньев?
• Обратившись к первоисточникам Германии, в частности к Зако-
ну «О судьях», подготовьте сообщение о правовом статусе не-
мецких судей и его разновидностях.
Тема 11. Судебные органы в Англии
(1 час)
Семинарское занятие:
1. Правовые основы судоустройства Англии. Общая характеристи-
ка судебной системы.