Файл: RP_Sudebnye_sistemy_RF_i_zarubezhnykh_stran.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 695

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Задания для подготовки к занятию:

•  Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-

полнительную литературу, необходимый нормативный материал.

•  Ответьте на вопросы и выполните задания, приведенные ниже:

1. 

В каком значении используется термин «арбитраж» в праве Рос-

сии и в праве других стран?

2. 

Подготовьте краткое сообщение об истории возникновения и 

развития арбитражных судов. Чем было обусловлено их создание?

3. 

Составьте схему арбитражных судов. Укажите структуру судов и 

полномочия структурных подразделений.

4. 

Выберите из журнала «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» 

или иного источника (можно воспользоваться электронными базами дан-
ных — «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.) постановление арби-
тражного суда (решение, определение, постановление) по любому делу.

 

Проследите на схеме арбитражных судов «движение» выбранного 

вами дела по звеньям системы арбитражных судов и судебным инстанци-
ям. Отметьте путь, который прошло дело, на схеме красными линиями.

5. 

Определите, относится ли дело к компетенции арбитражного 

суда. Укажите звено системы арбитражных судов, где оно будет рассма-
триваться:

 

а) о признании товарищества «Белый ветер» несостоятельным;

 

б) об обжаловании группой акционеров — физических лиц реше-

ния общего собрания акционерного общества о размере дивидендов;

 

в) об обжаловании Указа Президента РФ;

 

г) о защите деловой репутации индивидуального предпринима-

теля Уварова;

 

д) о взыскании с Саркисяна налога на имущество, переходящее в 

порядке дарения.

6. 

В каком порядке может быть обжаловано судебное постановле-

ние, вынесенное по таким делам, и в какой арбитражный суд?

7. 

Иностранная фирма в соответствии с условиями внешнеторгово-

го договора поставила российской организации товары, но не получила 
полной оплаты их стоимости. Фирма обратилась к российскому адвокату 
за консультацией по вопросу о том, может ли она предъявить к должнику 
иск на территории России и кому его следует адресовать.

Какие разъяснения должен дать адвокат?
В печати было опубликовано распоряжение губернатора области 

«О налогообложении». Акционерное общество направило в районный суд 
заявление с просьбой об отмене этого акта как нарушающего его закон-
ные интересы. Судья отказал в принятии заявления, указав, что заявитель 
— юридическое лицо и ему надлежит обратиться в арбитражный суд.


background image

32

Какие признаки характеризуют нормативный и ненормативный 

акты? О каком акте идет речь в задаче? К компетенции какого суда от-
носится рассмотрение данного дела?

8. 

Ознакомьтесь с одним из постановлений Пленума Высшего Ар-

битражного Суда РФ. Обратите внимание на то, что послужило основа-
нием для вынесения постановления. Какое значение имеют данные акты 
в правовой системе РФ?

Раздел 3. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ

Тема 6. 

Прокуратура в РФ 

(2 часа)

Практико-ориентированное занятие:

1.  Правовые основы организации и деятельности Прокуратуры РФ.
2.  Понятие прокуратуры, ее задачи и функции.
3.  Отрасли прокурорского надзора.
4.  Система органов прокуратуры.

Задания для подготовки к занятию:

•  Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-

полнительную литературу, необходимый нормативный мате-
риал.

•  Выполните задания и ответьте на вопросы, приведенные ни-

же:

1. 

Определите социальное значение института прокуратуры.

2. 

Кто считается основателем прокуратуры в России? Из каких 

этапов складывалось становление этого института? Можно ли считать 
становление института прокуратуры завершенным?

3. 

Составьте схему органов Прокуратуры Российской Федера-

ции.

4. 

Сравните функции и задачи прокурора, участвующего в рас-

смотрении уголовных и гражданских дел.

Тема 7. 

Адвокатура в РФ 

(2 часа)

Практико-ориентированное занятие:

1.  Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре.
2.  Понятие и задачи адвокатской деятельности и адвокатуры.
3.  Статус адвоката. Формы адвокатских образований.
4.  Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Оказа-

ние адвокатами юридической помощи бесплатно.


background image

33

Задания для подготовки к занятию:

•  Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-

полнительную литературу, необходимый нормативный материал.

•  Подготовьте обоснованные ответы на следующие вопросы:

1. 

Каково значение института адвокатуры в российской правовой 

системе? Обозначьте социальную роль адвоката.

2. 

Раскройте понятие «адвокатская тайна».

3. 

Раскройте понятие «адвокатская монополия». Проанализируй-

те Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 15-П.

 

С

уществует ли в России такая монополия?

4. 

Дайте общую сравнительную характеристику роли адвоката в 

уголовном и гражданском процессах.

Тема 8. 

Нотариат в РФ 

(2 часа)

Практико-ориентированное занятие:

1.  Понятие и задачи нотариата.
2.  Нотариус, другие должностные лица, осуществляющие нотари-

альные действия.

3.  Система органов нотариата.
4.  Компетенция органов нотариата.
5.  Основные правила совершения нотариальных действий.

Задания для подготовки к занятию:

•  Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-

полнительную литературу, соответствующий нормативный ма-
териал.

Решите задачи:

1. 

Какими органами нотариата могут быть совершены следующие 

нотариальные действия:

 

а) наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

 

б) выдача свидетельства о праве на наследство;

 

в) принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

 

г) совершение морских протестов;

 

д) удостоверение доверенности на право пользования автомо-

билем;

 

е) выдача свидетельства о праве собственности на долю в об-

щем имуществе супругов по заявлению пережившего супруга;

 

ж) обеспечение доказательств;

 

з) принятие мер к охране наследственного имущества;

 

и) удостоверение завещания.


background image

34

2. 

Укажите, в каких случаях нотариус должен нести ответствен-

ность за следующие действия, определите ее вид:

 

а) нотариус допустил разглашение тайны нотариальных дей-

ствий;

 

б) нотариус утратил принятые на хранение документы;

 

в) нотариус занимается оказанием посреднических услуг при 

заключении договоров;

 

г) нотариус совершил нотариальное действие за пределами 

своего нотариального округа;

 

д) нотариус отсутствовал на месте работы три недели без из-

вещения об этом нотариальной палаты;

 

е) нотариус удостоверил сделку с нарушением правил о месте 

совершения нотариальных действий, в результате чего она была оспо-
рена и признана недействительной;

 

ж) нотариус не уплатил членские взносы в нотариальную палату 

при отсутствии спора об их размерах и порядке уплаты.

Раздел 4. СУДОУСТРОЙСТВО В ОТДЕЛЬНЫХ
 ЗАРУБЕЖНЫХ 

СТРАНАХ

 

(на примере Франции, ФРГ, Англии и США)

Тема 9. 

Суды во Франции 

(1 час)

Семинарское занятие:

1.  Правовые основы судоустройства Франции. Общая характери-

стика судебной системы.

2.  Конституционный совет во Франции, его компетенция.
3.  Суды общей юрисдикции и специализированные суды во Фран-

ции: система, компетенция.

4.  Административная юстиция во Франции. Система администра-

тивных судов, компетенция отдельных ее звеньев.

Задания для подготовки к занятию:

•  Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-

полнительную литературу, подберите необходимый норматив-
ный материал.

•  Подготовьте сообщение по интересующему вас вопросу темы 

семинарского занятия.

•  Составьте схему судебной системы Франции. Обозначьте пол-

номочия судов, входящих в систему. Стрелочками отметьте вза-
имосвязь отдельных звеньев судебной системы.


background image

35

•  Подумайте над тем, какова природа Конституционного совета 

Франции, является ли он судом?

Тема 10.  Суды в ФРГ 

(1 час)

Семинарское занятие:

1.  Правовые основы судоустройства ФРГ. Общая характеристика 

судебной системы.

2.  Конституционная юстиция в ФРГ.
3.  Суды общей юрисдикции (система, компетенция судов, входя-

щих в нее).

4.  Административная юстиция в ФРГ. Система административных 

судов, их компетенция.

5.  Иные специализированные суды ФРГ. Их система, компетенция.

Задания для подготовки к занятию:

•  Прослушайте лекции, изучите рекомендованную учебную и до-

полнительную литературу, подберите необходимый норматив-
ный материал.

•  Составьте схему судебной системы ФРГ. Красным цветом изо-

бразите систему общих судов, зеленым — административных 
судов, синим — специализированных судов. Имеется ли между 
указанными ветвями судебной системы связь? Можно ли гово-
рить о том, что судебная система Германии характеризуется 
единством?

 

На схеме обозначьте полномочия судов, входящих в систему. 

Стрелочками отметьте взаимосвязь отдельных звеньев судебной сис-
темы.

•  Какое место среди судов ФРГ занимает Конституционный суд? 

Составляют ли конституционные суды, действующие на терри-
тории Германии, самостоятельную ветвь судебной системы, 
включающей в себя несколько звеньев?

•  Обратившись к первоисточникам Германии, в частности к Зако-

ну «О судьях», подготовьте сообщение о правовом статусе не-
мецких судей и его разновидностях.

Тема 11.  Судебные органы в Англии 

(1 час)

Семинарское занятие:

1.  Правовые основы судоустройства Англии. Общая характеристи-

ка судебной системы.