Файл: Novaya_redaktsia_nastolnaya_kniga_sudebnykh_pristavov-neimuschestvennye_ispolnenia_2014.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 360

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) вынесение постановление о привлечении к административной ответственности по правилам ст. 28.2 КоАП и наложение штрафа на основании ч. 1 ст. 17.15 КоАП. Одновременно должнику вновь устанавливается срок для самостоятельного исполнения исполнительного документа;

2) в случае неисполнения должником исполнительного документа, судебный пристав выносит постановление о повторном неисполнении исполнительного документа должником и налагает штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 17.15 КоАП.

Сумма штрафа определяется ст. 17.15 КоАП следующим образом: ч. 1 ст. 17.15 указывает на сумму штрафа, взыскиваемого первый раз. В случае принятия постановления судебного пристава о наложении штрафа в второй и каждый последующий раз, сумма штрафа определяется ч. 2 ст. 17.15 КоАП.

1.6. После наложения штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП, судебный пристав обязан решить, возможно ли исполнение исполнительного документа без участия должника. Если такое исполнение возможно, судебному приставу следует организовать исполнение с возложением расходов по исполнению на должника. Неучастие должника в исполнении исполнительного документа в этом случае не считается злостным неисполнением.

В исполнительной практике встречается мнение, что к исполнениям, которые невозможно совершить без участия должника, следует относить случаи, когда должник является неплатежеспособным и не будет в состоянии оплатить расходы по исполнению. Это ошибочная позиция. Судебная практика справедливо отмечает, что судебные приставы обязаны организовать исполнение судебного решения в соответствии с предоставленными им правами, а понесенные расходы, связанные с исполнением судебного решения, впоследствии возмещать за счет должника, вместо того, чтобы привлекать должника. к административной ответственности путем наложения штрафов, которые также взыскиваются из имущества должника11.

Еще одной ошибкой, допускаемой в исполнительной практике, является совершение действий, предписанных должнику, непосредственно судебным приставом. Неверность такого подхода была давно подчеркнута в литературе12. Например, если должнику исполнительным документом предписывается освободить тамбурную площадку многоквартирного дома от личных вещей, и должник отказывается от исполнения, судебный пристав не должен самостоятельно исполнять исполнительный документ.

В данном случае, как и во всех сходных ситуациях, следует заключить возмездный договор о выполнении соответствующих работ с третьими лицами. А возложение понесённых расходов по исполнению на должника является, в том числе, мерой воздействия на должника. Соответственно, при возбуждении исполнительного производства судебному приставу целесообразно не только предупреждать должника об исполнении исполнительного документа за его счет, но и информировать о примерной стоимости расходов, которые будут возложены на должника в случае, если он не исполнит исполнительный документ самостоятельно.


Возможность самостоятельного исполнения исполнительного документа сохраняется за должником вплоть до полного его исполнения13. Представляется, что, исходя из задач исполнительного производства (ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве»), а также из признанного судебной практикой принципа баланса интересов взыскателя и должника, это право является преимущественным. Поэтому, если после привлечения судебным приставом третьих лиц, исполняющих исполнительный документ, должник предпримет меры для самостоятельного исполнения, судебному приставу надлежит предоставить должнику такую возможность. Однако должник будет обязан оплатить не только те расходы, которые понесло третье лицо в связи с фактически исполненной работой, но и расходы, понесенные третьим лицом в связи с подготовкой работ, которые не могли быть исполнены из-за действий должника. Целесообразно включать в договор, заключаемый службой судебной приставов с третьими лицами, привлекаемыми для исполнения исполнительных документов, оговорку о досрочном расторжении договора в связи с добровольным исполнением должником исполнительного документа.

1.7. При решении вопросов о наложении административных штрафов следует использовать "Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России", утвержденного ФССП России 04.06.2012 N 07-12.

Если исполнение исполнительного документа возможно только должником, судебный пристав обязан выносить постановления, устанавливающие срок для исполнения, и, одновременно, постановления о привлечении к административной ответственности вплоть до полного исполнения исполнительного документа (ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве, ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ).

При неуплате должником административного штрафа судебный пристав также обязан составить протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Если исполнительный документ выдан на основании судебного акта, а должником по такому исполнительному производству является представитель власти, государственный или муниципальный служащий, служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, то судебный пристав обязан незамедлительно подать рапорт старшему судебному приставу об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ14.

Приказ ФССП России от 09.09.2013 N 290 "Об утверждении Положения о применении в отношении должников - организаций обязательных мер по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных решений, содержащих требования неденежного характера, предшествующих принятию решения о возвращении исполнительных документов без исполнения по основаниям, предусмотренным п. 2, 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" не упоминает представителей власти, государственных или муниципальных служащих, служащих государственного или муниципального учреждения, однако в их отношения действия судебного пристава должны быть точно такими же, как и в отношении руководителей коммерческих и иных организаций, не исполняющих исполнительный документ.


1.8. Исполнительные производства по исполнению требований неденежного характера подразделяются на два вида:

- исполнения по понуждению должника к бездействию;

- исполнения по понуждению должника к совершению действий.

В свою очередь, в исполнениях по понуждению должника к совершению действия можно выделить два подвида:

- исполнения, в которых действия могут быть совершены только должником (личные неденежные исполнения);

- исполнения, которые могут быть совершены за должника другим лицом (обезличенные неденежные исполнения).

В принудительном исполнении каждого вида и подвида, есть индивидуальные особенности (см. п.1.8.1 - п.1.8.3). В случае, если конкретное исполнительное производство не относится к типичным случаям неденежных взысканий, исполнение которых рассматривается в разделе 2 настоящей главы, и при этом у судебного пристава не возникает сложностей по вопросу порядка его исполнения, надлежит определять вид исполнения и исполнять исполнительный документ в соответствии с общими рекомендациями, изложенными в п.1.8.1 - п.1.8.3.

Любое исполнение исполнительного документа неденежного характера должно состоять из подготовительных действий по исполнению и действий судебного пристава по непосредственному принудительному исполнению.

I) Подготовительные действия по исполнению включают действия по выяснению точного смысла содержания исполнительного документа; действий, стимулирующих самостоятельное исполнения исполнительного документа должником и действий, обеспечивающих принудительное исполнение.

Выяснение точного смысла исполнительного документа необходимо для решения вопроса о целесообразности обращения в орган, выдавший исполнительный документ для его разъяснения. Например, постановление суда, указывающее «Обязать должника прекратить пользоваться рыбопромысловым участком озера»15, не дает судебному приставу возможности ясно понять, какие действия следует совершить, что подразумевал суд под пользованием: промышленную ловлю, ловлю рыбака-любителя либо использование участка озера не по назначению и т.д. Соответственно, без ясного понимания смысла исполнительного документа судебный пристав не может предпринять эффективные исполнительные действия. В случае, если необходимости в разъяснении документа нет, уяснение точного смысла содержания исполнительного документа необходимо для правильного определения состава и порядка исполнительных действий.

Кроме положений ч.11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», действия, стимулирующие самостоятельное исполнение должника, в современном законодательстве не указаны: к ним могут быть отнесены лишь предупреждение судебным приставом должника о последствиях неисполнения исполнительного документа добровольно.

Однако в постановлениях о возбуждении исполнительного производства воспроизведение формулировки ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» о взыскании с должника исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и ст. 116, без указания примерных сумм, а также ссылка в постановлении о назначении нового срока на исполнение на привлечение к административной ответственности без конкретного указания санкции16 носит для должника достаточно абстрактный характер и именно поэтому не является эффективным инструментом воздействия на него.


Помимо прямо указанных в законе действий судебного пристава по стимулированию добровольного исполнения, к их числу можно отнести те действия судебного пристава, которые охватываются его более общими полномочиями (ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве») и при этом не нарушают прав и законных интересов сторон исполнительного производства.

Например, как указывалось ранее, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав может уведомить должника о примерной стоимости расходов, которые понесёт должник в случае, если соответствующие действия будут выполняться третьими лицами. А по делам, связанным с передачей ребенка от одного родителя другому, с правом на общение взыскателя с ребенком, судебный пристав может назначить специалиста-детского психолога (или педагога) для предварительного общения с ребенком, а также вызвать одну или обе стороны исполнительного производства для беседы с детским психологом, в том числе и по результатам предварительного общения психолога с ребенком.

В ряде случаев результат может принести сотрудничество судебного пристава с другими органами и лицами, имеющими по отношению к должнику контролирующие и надзорные функции. Так, уведомление должника о том, что в случае принудительного исполнения прокурор, органы опеки и попечительства, органы, осуществляющие надзор за охраной труда, уполномоченный по правам ребенка и т.д. будут извещены об обнаруженных в ходе исполнения соответствующих нарушениях, может стимулировать должника к добровольному исполнению.

Еще одним законным способом воздействия на должника является угроза репутационных потерь. Судебный пристав может предуведомить должника, что беседы с ним могут проводиться по месту его работы или учебы; что, в случае уклонения от собеседования с судебным приставом, он может быть подвергнут принудительному приводу в службу судебных приставов; что сведения о нем как о должнике будут размещены в открытом банке данных.

В любом случае действия, стимулирующие самостоятельное исполнение, судебному приставу следует определять, исходя из особенностей дела.

Надлежит иметь в виду, что действия по стимулированию самостоятельного исполнения следует производить, при возможности, в течение всего исполнительного производства, не ограничиваясь периодом, установленным законом для добровольного исполнения. Так, сложившаяся исполнительная практика предлагает направлять должникам предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, что фактически также является действием, стимулирующим самостоятельное исполнение должника (см. Приложение N 131 к приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318).

В число подготовительных действий, обеспечивающих принудительное исполнение, следует включать всю совокупность организационных мер, способствующих надлежащему исполнению исполнительного документа в установленном законом порядке.


В типичных случаях организационные меры касаются, чаще всего, следующих направлений:

1) уведомление лиц, участвующих в исполнительном производстве и их представителей. Специфика уведомления должника заключается в том, что в соответствующем документе судебному приставу целесообразно указать конкретные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своих обязанностей.

2) установление круга лиц, обязанных принимать участие в исполнительных действиях, обеспечение их участия. В разных исполнительных производствах это может быть совершенно индивидуальный состав обязательных участников: так, когда-то нужен переводчик, когда-то – понятые, когда-то - представитель органа опеки и т.д. Судебному приставу надлежит заранее определить состав участников, вынести постановления о привлечении в исполнительное производство и уведомить о времени и месте совершения исполнительного действия.

Со стороны взыскателя и должника в исполнительном производстве могут участвовать только их представители, количество которых законом не ограничивается. Все иные лица, участвующие в совершении исполнительных действий, должны быть привлечены судебным приставом в качестве конкретных участников исполнительного производства (специалист, понятой и т.д.) или в качестве лица, реализующего в исполнительном производстве, в целях исполнения своих служебных обязанностей, полномочия, предусмотренные другими нормативно-правовыми актами (сотрудники органов внутренних дел, работника органов опеки и попечительства и др.). Грубейшей ошибкой судебных приставов является допуск к участию в совершении исполнительных действий работников организаций, занимающихся частной охранной деятельностью, с которыми взыскателем или должником заключен договор оказания услуг: круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, определяется законом; для приобретения соответствующего правового статуса необходимо постановление судебного пристава. Лица, в отношении которых судебным приставом не вынесено соответствующее постановление, могут присутствовать при совершении исполнительных действий в качестве сторонних наблюдателей только в случае, если такие действия совершаются в общественных местах (например, эвакуируется припаркованный на улице арестованный автомобиль и т.п.). Судебный пристав обязан пресечь попытку сторонних лиц принять участие в исполнительных действиях. В отношении судебного пристава, допустившего совершение в исполнительном производстве действий сторонними лицами, в частности, работниками организаций, занимающихся частной охранной деятельностью, может быть возбуждено уголовное преследование по ст. 286 УК РФ.

Отдельного внимание заслуживает привлечение специалиста. Нередко специалист необходим для того, чтобы дать оценку соответствия совершенных действий предписанному в исполнительном документе, т.е. его участие необходимо для решения вопроса, завершено ли исполнение или нет.