Файл: Novaya_redaktsia_nastolnaya_kniga_sudebnykh_pristavov-neimuschestvennye_ispolnenia_2014.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако в других случаях к исполнительным действиям может быть привлечено любое лицо: например, при предписании исполнительного документа перенести поленницу. Оплата труда таких лиц устанавливается по тарифам заработной платы в соответствующих отраслях в зависимости от потраченного времени.

Судебный пристав должен предложить, а взыскатель вправе согласиться на выполнение работ за счет должника. Взыскатель вправе проводить соответствующие работы лично либо посредством третьего лица. Затраты взыскателя возмещаются по правилам ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, ч. 3 ст. 174 АПК РФ. Произведенные расходы обосновывает взыскатель.

В случае, если исполнительные действия совершаются судебным приставом, расходы на совершение исполнительных действий, взыскиваемых с должника, обосновываются судебным приставом. Организации, с которыми заключен договор, подтверждают свои расходы. Но, в зависимости от обстоятельств дела, может быть необходимо зафиксировать время начала и окончания работ, количество работников, наличие специальной техники (включая в оплату время её нахождения в пути), использование оборудования (в том числе и с участием понятых).

1.9. В судебно-исполнительной практике встречаются затруднения в связи с изменением собственника, арендатора или иного обязанного лица, последовавшим после вынесения решения суда при некоторых видах неденежных взысканий (снос строений, проведение работ, обязанность восстановить взыскателя на работе, запрет осуществления дейтельности и т.д.). Во всех этих и им подобных случаях изменение собственника не означает, что решение суда не может быть исполнено. Действие ст. 13 ГПК, 16 АПК предусматривают, что после вступления решения в законную силу оно становится обязательным для всех21. Как верно указывает А.К. Сергун, «положения об объективных пределах (решения – прим.мое. Е.С.) охраняют стороны от распространения действия решения на правоотношения, которых суд не рассматривал и не выяснял22». А в данным случаях правоотношения бесспорны, уже установлены судом и новое лицо вступает в них после начала действия законной силы решения, то есть тогда, когда суд уже установил определенную меру должного поведения обязанного лица. Поэтому если первоначальный должник в результате сделки выбывает из правоотношения, то новый субъект становится обязанным лицом, – правопреемником и на него распространяются соответствующие обязательства предыдущего собственника, арендатора и т.д.23. Новое обязанное лицо не вправе ссылаться на отсутствие у него сведений о решении суда как на основание освобождения от исполнения решения. Однако у него есть право требования о возмещении ущерба к первоначальному должнику, не известившего его о судебном решении, подлежащего исполнению. Перемена лиц не требует получения нового основания исполнения, но требует вынесения постановления о замене правопреемником правопредшественника (ст. 52 ФЗ «Об исполнительном производстве»).


1.10. Исполнительные производства неденежного характера бывают разовыми (опубликование опровержения, снос строения, выдача документа и т.д.) и длящимися (обеспечение общения с ребенком, обеспечение права проезда, принудительное вселение и т.д.).

Потенциально любое длящееся исполнение может таковым и не быть, если должник добросовестно исполняет возложенную на него обязанность или соблюдает запрет. Однако именно в отношении длящихся исполнений законом предусмотрен механизм действия в случае, если должник продолжает нарушать возложенную на него обязанность.

При обнаружении нарушения запрета в течение срока исполнительной давности по заявлению взыскателя, а также по инициативе старшего судебного пристава или его заместителя постановление об окончании исполнительного производства отменяется старшим судебным приставом, исполнительное производство возобновляется (ч. 9 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»)24, а на должника налагается административное взыскание (ст.17.15 КоАП РФ).


2. Особенности исполнения отдельных исполнительных производств по неимущественным взысканиям25

2.1. Отобрание ребенка и его передача

Эта категория исполнительных производств относится к наиболее сложным. Исполнение состоит в отобрании ребенка у лица, с которым ребенок проживает (находится) и передаче ребенка взыскателю. В каждом, без исключения, исполнительном производстве эта ситуация является психотравмирующей для ребенка. Поэтому основной задачей судебного пристава является такая подготовка исполнения, которая обеспечила бы добровольное исполнение, а при его отсутствии – минимально травмировала ребенка.

Так, следует учитывать п. 94 Постановления ЕСПЧ от 13.11.2012 "Дело "Y.U. против Российской Федерации" (жалоба N 41354/10), в котором указывается, что «воссоединение родителей с детьми, некоторое время жившими с другим родителем, не может быть осуществлено сразу же и может потребовать проведения подготовительных мероприятий… Об адекватности меры следует судить по быстроте ее реализации … так как течение времени может иметь непоправимые последствия для отношений между ребенком и родителем», а также общие рекомендации по подготовке исполнительных действий (см. п.1.8. раздела 1).

Исполнительные действия по понуждению должника к передаче ребенка осуществляются по общим правилам исполнения взысканий неденежного характера.

В обязательном порядке при отобрании ребенка участвуют органы опеки и попечительства и лицо, которому передается ребенок (п.2 ст. 79 СК РФ). Поэтому судебный пристав обязан заранее известить этих лиц о планируемых исполнительных действиях. Лицо, которому передается ребенок, не может быть заменен его представителем, он обязан присутствовать лично. Участие должника в соответствующих исполнительных действиях не является обязательным.


При необходимости судебный пристав-исполнитель также привлекает к участию в исполнительном производстве представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов (п. 2 ст. 79 СК РФ). Преимущество при выборе специалистов должно отдаваться лицам, с которыми ребенок хорошо знаком и идёт на контакт. Судебному приставу в процессе подготовительных действий надлежит выяснить в учреждении, в котором обучается, лечится, пребывает ребенок, с кем из педагогов, детских психологов, воспитателей у него установлен наибольший контакт и именно это лицо пригласить в качестве специалиста.

Законом прямо не указывается на необходимость участия уполномоченного по правам ребенка в исполнительном производстве, в том числе в производствах по отобранию детей. Системное толкование п. 2 ст. 79 СК РФ, а также исходя из задач, возложенных на уполномоченного приводят к выводу о наличии правовых оснований для участия уполномоченного по правам ребенка в исполнительном производстве в качестве факультативного участника26.

Однако к допуску факультативных участников исполнения следует отнестись весьма осторожно: в этих исполнительных производствах приоритетным является психологическое состояние ребенка и количество участников исполнительных действий следует определять, исходя из минимального необходимого состава посторонних для ребенка лиц.

Видеосъемка отобрания и передачи ребенка не производится.

Об отобрании ребенка и о передаче ребенка составляется акт (ч. 2 ст. 109.3 ФЗ «Об исполнительном производстве»). В законе не указывается, но представляется целесообразным, чтобы акт был подписан не только судебным приставом, взыскателем и должником, но и представителем органа опеки и попечительства, обязанного участвовать в соответствующих исполнительных действиях. Оформление необходимых процессуальных документов об отобрании и передаче ребенка не следует производить на глазах у ребенка.

Нередко на практике должник, с целью неисполнения исполнительного документа, передает ребенка родственникам или знакомым. В таких случаях не требуется дополнительного исполнительного документа против лица, удерживающего ребенка: имеет силу исполнительный документ, выданный в отношении должника, т.к. обязанным лицом продолжает оставаться должник, а отношении лица, удерживающего ребенка, действуют общие правила ст. 13 ГПК РФ, ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве», обязывающие подчиниться вступившему в законную силу постановлению суда и законным требованиям судебного пристава, а также гарантирующие исполнение этих норм административные санкции (ст.17.8, ст. 17.14 КоАП РФ).

Если место нахождения ребенка неизвестно, то на основании ч. 4 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав по собственной инициативе либо по заявлению взыскателя обязан вынести постановление об объявлении розыска ребенка (приложение N 89 к приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318). В случае, если розыск производится на основании ч.1.2 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», в службу судебных приставов должен быть представлен запрос Министерства образования и науки РФ27.


Судебный пристав имеет право в целях розыска ребенка собирать любую информацию о должнике и о ребенке, размещенную в открытом доступе, а также, по запросам – в любой организации28. Особенностью розыска ребенка является то, что судебный пристав вправе пользоваться безвозмездной помощью СМИ (ч. 11 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве») и благотворительных фондов, размещающих информацию о розыске ребенка.

С крайней осторожностью в этих исполнениях следует использовать право судебного пристава входить в жилые помещения, где находится ребенок и использовать это полномочие только тогда, когда в ином порядке отобрание ребенка невозможно. Целесообразнее отобрание ребенка проводить не по месту жительства, а по месту учебы, в поликлинике и т.п., но не осуществлять эти действия публично.

Так, при отобрании ребенка школьного возраста судебный пристав, вместе с представителем органа опеки и попечительства и взыскателем, во время проведения уроков могут явиться к директору школы, предложить через работника школы, у которого наибольший контакт с ребенком, вызвать ребенка из класса под любым нетравмирующим предлогом и в кабинете директора передать ребенка взыскателю. Передача детей младшего возраста может состояться в игровой форме (прятки, игра в путешествие и т.п.).

Если при отобрании ребенка возникает ситуация, которая может неблагоприятно повлиять на ребенка, он должен быть немедленно удален в другое помещение совместно с взыскателем или лицом, которому ребенок доверяет (но не должником). Соответственно, подыскать такое помещение судебный пристав обязан при подготовке исполнительных действий. Это могут быть кабинет в школе, поликлинике и т.п., квартира, дом соседей и др. В таких случаях в обязательном порядке ребенка следует отвлечь от травмирующей ситуации: целесообразно заранее подготовить игрушки, книги и т.п., которые могут занять внимание ребенка.

В ходе исполнительных действий ребенок может отказаться от общения с взыскателем, испугаться его, особенно в случае, если отбирается ребенок младшего возраста, либо давно не видевший взыскателя и в иных сходных случаях. Именно для разрешения таких ситуаций в исполнительное производство привлекается психолог.

Сам по себе отказ ребенка остаться со взыскателем не является основанием для немедленного окончания исполнительного производства и возвращения исполнительного документа взыскателю со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве". Целесообразно отложить совершение исполнительных действий по отобранию ребенка, и, на основании п.17 ч.1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», назначить специалиста-психолога для проведения одной или нескольких бесед с ребенком (даже в случае, если в ходе подготовки к исполнению такие беседы также проводились), с должником, предложить ребенку встретиться с взыскателем для совместной прогулки, общения в целях устранения психологического барьера и т.д. Однако эти действия можно совершать лишь в случае, если нет угрозы сокрытия ребенка.


В целях избавления от прямого давления на ребенка со стороны взыскателя и (или) должника судебный пристав может инициировать рассмотрение судом вопроса о временном помещении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. (п. 2 ст. 79, ст. 155.1 СК РФ). Причём судебная практика квалифицировала несовершение судебным приставом действий по инициированию помещения ребенка в организацию для детей-сирот как непринятие мер по исполнению в полном объеме29. Однако подобное решение вопроса нельзя признать универсальным. Помещение ребенка в организацию для детей-сирот создает, как правило, крайне стрессовую ситуацию для ребенка и прибегать к этой мере следует лишь в крайних случаях, после консультаций о последствиях совершения данного действия с детским психологом, общавшимся с ребенком.

Если ребенок отказывается от контактов с родителем, необходимо иметь в виду расхождение в подходах при решении этого вопроса в различных НПА и судебных толкованиях.

ЕСПЧ, толкуя региональный международный акт – Римскую конвенцию - придерживается мнения о балансе между различными участвующими интересами, а именно интересами ребенка, интересами заявителя и общими интересами30.

Иное международное законодательство, прежде всего конвенция ООН, имеющая приоритет перед международными актами другого уровня, как и российское законодательство, отдают приоритет интересам ребенка (Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ч.1-2 ст. 38 Конституции, , п.3 ст.1 СК РФ, ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). Национальная судебная практика также придерживается именно этой позиции. Поэтому если ребенок категорически настаивает на том, чтобы остаться с должником, а его нежелание проживать у взыскателя подтверждается заключением специалиста, то в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, исполнительное производство подлежит прекращению на основании постановления суда (п. 2 ч. 1 ст. 43 ФЗ "Об исполнительном производстве")31.


2.2.Обеспечение права общения с ребенком взыскателем

Принудительное исполнение исполнительного документа о порядке общения с ребенком состоит в предоставлении взыскателю беспрепятственного права на личное общение с ребенком в порядке и в сроки, указанные в исполнительном документе.

Необходимо учитывать, что если по данной категории дел судом установлен график общения с ребенком, то, поскольку он является обязательным для обоих сторон, взыскателем и должником может стать та сторона, которая нарушает предписание суда32.

При подготовке к исполнению этой категории исполнительных документов необходимо уделить внимание следующим вопросам: