ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 941

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соблюдения установленного законом порядка возбуждения и расследования преступлений;

соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина на каждом этапе досудебных стадий уголовного судопроизводства вне зависимости от пола, возраста, расовой, национальной принадлежности, имущественного или должностного положения;

законности и обоснованности следственных и процессуальных действий и решений в процессе расследования;

своевременности выявления любых нарушений закона, принятия в каждом случае соответствующих мер и решений.

Характеризуя процессуальное положение прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, важно отметить, что УПК РФ относит прокурора к представителям стороны обвинения. Однако определяющей в деятельности прокурора является необходимость действовать и оценивать деятельность и решения органов дознания и предварительного следствия только с точки зрения соответствия требованиям закона.

Конституцией Российской Федерации закреплен приоритет прав и свобод человека и гражданина, наиболее существенные нарушения которых допускаются именно в уголовном судопроизводстве. Расследование преступлений хотя и называется предварительным, однако в процессе его производства принимаются весьма значимые для человека решения: о возбуждении уголовного дела либо отказе в его возбуждении, квалификации содеянного, производстве следственных действий, ограничивающих права и законные интересы личности, и т. д.

Осуществление прокурорского надзора в точном соответствии с требованиями закона выступает гарантией раскрытия и расследования преступлений, пресечения преступной деятельности виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а также обеспечения средствами прокурорского надзора реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и УПК РФ прав и законных интересов участников уголовного процесса. При оценке законности решений, принимаемых органами предварительного расследования, особое внимание должно уделяться тем, которые обеспечивают движение дела от этапа к этапу и от стадии к стадии уголовного судопроизводства.

При определении круга прав и свобод человека и гражданина, которые должны быть обеспечены средствами прокурорского надзора при осуществлении деятельности в данном направлении прокурорского надзора, следует иметь в виду, что в настоящее время в России первостепенное значение придается необходимости признания и закрепления в нормах национального законодательства общепризнанных принципов и норм международного права в сфере уголовного судопроизводства, а также их использованию в правоприменительной (судебно-следственной и прокурорско-надзорной) практике.

Деятельность прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства в основном сводится к осуществлению надзора за исполнением норм Конституции Российской Федерации и УПК РФ, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе, а также исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при осуществлении деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и принятии соответствующих процессуальных решений.


Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, определен в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Элементами предмета надзора являются:

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

соблюдение установленного порядка проведения расследования;

законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Конституцией Российской Федерации провозглашен и гарантирован достаточно широкий круг прав и свобод человека и гражданина, которые могут затрагиваться (законно ограничиваться либо грубо попираться) в процессе производства по уголовному делу. К числу наиболее важных для человека относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции Российской Федерации). Не меньшее значение имеют и такие права, как право на защиту чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции Российской Федерации); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции Российской Федерации) и др. Одной из основных задач прокурора является осуществление надзора таким образом, чтобы, прежде всего, обеспечить законность и обоснованность решений органов дознания и предварительного следствия, реализация которых может повлечь ограничение указанных прав и свобод.

В свою очередь, порядок приема, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, а также проведения расследования преступлений установлен УПК РФ и конкретизируется в ведомственных нормативных правовых актах. Поскольку соблюдение этого порядка обеспечивает законность осуществления деятельности по своевременному раскрытию и расследованию преступлений, выявлению виновных и пресечению их преступной деятельности, его следует рассматривать в качестве значимой составляющей предмета прокурорского надзора в рассматриваемом направлении. Неукоснительное соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует достижению целей уголовного судопроизводства, принятию судом законного и обоснованного решения по уголовному делу.

Самостоятельной составляющей предмета прокурорского надзора в данном направлении является надзор за законностью решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Такой подход обусловлен, прежде всего, тем, что именно в решениях органов предварительного расследования в концентрированном виде находят отражение ход и результаты расследования, позиция субъектов предварительного расследования по тому или иному вопросу.


К числу наиболее важных относятся решения: о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела; приостановлении производства по уголовному делу; продлении срока следствия; соединении и выделении уголовных дел; прекращении производства по уголовному делу; прекращении уголовного преследования; признании потерпевшим, гражданским истцом или гражданским ответчиком; задержании подозреваемого; предъявлении обвинения; избрании, изменении, отмене меры пресечения; применении мер процессуального принуждения; производстве осмотра жилища, обыска и выемки; контроля и записи телефонных и иных переговоров.

К объектам прокурорского надзора в данной отрасли относятся органы дознания и предварительного следствия.

Перечень органов дознания приводится в ст. 40 УПК РФ.

К следственным органам относятся следственные аппараты, созданные в четырех ведомствах: Следственном комитете Российской Федерации, Следственном департаменте МВД России, Следственной службе ФСБ России, Следственном департаменте ФСКН России.

Деятельность следственных подразделений организуется и контролируется руководителями следственных органов.

Пределы осуществления надзора в данной отрасли определяются исходя из сущности, содержания и особенностей прокурорско-надзорных правоотношений, возникающих в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Прокурор оценивает законность действий и решений органов дознания и предварительного следствия. Сужение в 2007 г. предоставленных прокурору властных полномочий лишило его возможности устранять многие нарушения законности непосредственно. Провозглашенный принцип процессуальной самостоятельности следователя ограничивает вмешательство прокурора в ход расследования преступления.

Компетенция прокурора при этом сводится только к надзору за той деятельностью органов следствия и дознания, которая урегулирована законом и связана с его исполнением. Прокурор не вправе подменять объекты надзора и осуществлять деятельность, отнесенную законом к их компетенции.


Полномочия прокурора по надзору

за исполнением законов при осуществлении

предварительного расследования


Выполнение органами прокуратуры функции надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия обеспечивается посредством наделения прокурора соответствующими полномочиями.

Под полномочием понимается право субъектов на совершение юридически значимых действий. Этому праву должна соответствовать обязанность других субъектов подчинять свои действия законным требованиям наделенных соответствующими полномочиями субъектов. Таким образом, полномочие всегда предполагает наличие властно-подчиненных отношений, урегулированных законом. Наличие формальных властных полномочий с одной стороны при отсутствии подчиненности с другой лишает смысла законодательное закрепление таких полномочий, поскольку их реализация будет невозможна.


Наделение прокурора полномочиями, позволяющими эффективно влиять на действия и решения органов, осуществляющих предварительное расследование, предполагает соответствующее обременение этих органов обязанностью совершать юридически значимые действия во исполнение законных требований прокурора.

Норма Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 30), закрепляющая полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, носит отсылочный характер: для определения круга полномочий прокурора следует руковод-ствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в ряде уголовно-процессуальных норм, в том числе в ст.ст. 10, 37, 221 УПК РФ.

Исходя из анализа действующего законодательства можно условно классифицировать полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением законов в досудебных стадиях уголовного судопроизводства по двум основаниям:

1) типу воздействия — непосредственного (оперативного) воздействия (позволяющие самостоятельно устранять нарушения закона) и опосредованного воздействия (позволяющие устранять нарушения закона путем обращения к полномочиям органов дознания и предварительного следствия, а также к их ведомственному руководству с требованием принять соответствующие меры);

2) направленности полномочий по кругу объектов — общей направленности (в отношении всех органов предварительного расследования) и частной направленности (только в отношении органов дознания или только в отношении органов предварительного следствия).

Особенностью всех имеющихся у прокурора полномочий является не только предоставление ему определенных прав, но и вменение ему в обязанность их реализации.

Реализуя полномочия непосредственного (оперативного) воздействия, прокурор вправе и обязан:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела, предоставляемого прокурору по мотивированному письменному запросу;

3) немедленно, в соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК РФ, освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ;

4) отменять избранную в отношении обвиняемого меру пресечения — заключение под стражу, в соответствии с требованием ч. 2 ст. 221 УПК РФ;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;


6) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

8) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

9) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

10) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

11) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

12) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

14) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

15) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

16) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

17) рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа в установленном гл. 16 УПК РФ порядке.

Следует обратить внимание на то, что большинство полномочий прокурора непосредственного воздействия реализуется только в отношении органов дознания.