Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4059
Скачиваний: 3
Глава шестая. Латиноамериканское право
421
вопросам международного гражданского, торгового, уголовного и про-
цессуального права.
В последние годы одним из основных инициаторов унификации
латиноамериканского права выступает Организация американских
государств. Действующий в ее рамках Межамериканский юриди-
ческий комитет за более чем вековую историю подготовил боль-
шое число проектов конвенций, соглашений, единообразных актов
по вопросам не только международного частного права, но и доступа
к правосудию, права на информацию, предотвращения дискрими-
нации и т.д.
1
Следует также отметить ряд других инициатив. Так, Иберо-амери-
канским институтом процессуального права
2
в 1988 г. был разрабо-
тан Иберо-американский модельный гражданский процессуальный
кодекс, который впоследствии был воспринят многими государст-
вами региона: Уругваем (1989 г.), Коста-Рикой (1990 г.), Колумбией
(1990 г.), Перу (1992 г.), Мексикой (1993 г.), Аргентиной (1995 г.),
Бразилией (1996 г.), Боливией (1997 г.), Венесуэлой (2003 г.).
В целом для латиноамериканского права характерен достаточно
высокий уровень кодификации права. Эта традиция, заложенная еще
в колониальную эпоху, была поддержана многими первыми консти-
туциями государств Латинской Америки. Так, ст. 47 Конституции
Боливии 1826 г. обязывала Сенат составить гражданский, уголовный,
процессуальный, торговый и церковный кодексы
3
. Такая же задача
была поставлена в первой Конституции Бразилии 1824 г. (ст. 179)
4
.
Нормы о кодификации законодательства содержатся и в современных
основных законах. Например, Конституция Чили 1980 г. включает
норму о кодификации гражданских, торговых, процессуальных, уго-
ловных и других отношений (ст. 60). А Конституция Колумбии 1991 г.
по сути ставит задачу кодификации «всех отраслей законодательства»
(п. 2 ст. 150).
1
Сформирован в 1906 г., размещается в Рио-де-Жанейро. Подробнее см. офици-
альный сайт Комитета: http://www.oas.org/cji/nota_centenario_historia_cji.htm.
2
Институт размещается в Монтевидео (Уругвай).
3
Constitutions That Made History. P. 167.
4
См.: Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учеб. пособие. С. 46–49,
51–59; Безбах В.В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки (Пра-
вовое регулирование): Диc. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 75–100.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
422
Особенностью латиноамериканского права является сочетание
механизмов, присущих не только романо-германскому, но и общему
праву
1
. Вместе с тем оно использует много собственных правовых
конструкций. Так, конституции существенно расширяют возможности
применения процедуры amparo – исков с требованиями о принятии
срочных мер по предотвращению нарушений либо по восстановлению
прав и свобод. Конституции Бразилии (п. LXIX ст. 5 гл. 1 разд. II),
Эквадора (ст. 94), Гондураса (ст. 182) и ряда других вводят такую кон-
струкцию, как habeas data, обеспечивающую незамедлительное пре-
доставление либо исправление информации о лицах, хранящейся
в публичных и частных учреждениях.
Своеобразно развиваются и другие отрасли права. Так, анализи-
руя особенности административного права, известный специалист
М.А. Штатина отмечает, что в Латинской Америке практикой и те-
кущим законодательством разработаны собственные национальные
подходы к решению управленческих проблем. В результате создана
своеобразная система регулирования публичной администрации,
которая не может быть безоговорочно отнесена ни к одной из клас-
сических моделей административного права, действующих в совре-
менном мире
2
.
Такую же оценку можно высказать и в отношении других отрас-
лей права. Так, если первые гражданские кодексы Латинской Аме-
рики в основном следовали моделям гражданских кодексов Франции
и других европейских стран, то в дальнейшем все более отчетливо
проявляется стремление латиноамериканцев к самостоятельной обра-
ботке правовой материи на основе собственных традиций, судебной
практики, научных доктрин. Первыми стали гражданские кодексы
Чили (1855 г.) и Аргентины (1869 г.). Вслед за ними появились такие
самобытные акты, как гражданские кодексы Бразилии (1917 г.)
3
, Мек-
сики (1928 г.), Перу (1984 г.), Парагвая (1987 г.). В дальнейшем именно
1
В частности, англосаксонский институт habeas corpus.
2
См.: Штатина М.А. Административное право в странах Латинской Америки: Мо-
нография. М.: Изд-во РУДН, 1994; Она же. Источники административного права в стра-
нах Латинской Америки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия
«Юридические науки». М.: Изд-во РУДН, 2005. № 1 (17).
3
Принятию этого акта предшествовали несколько попыток создания Гражданско-
го кодекса. В их числе следует особо отметить проект А.Т. Фрейтаса. В настоящее время
в Бразилии действует новый Гражданский кодекс, принятый в 2003 г.
Глава шестая. Латиноамериканское право
423
эти акты служили основными образцами для кодификаций в других
государствах Латинской Америки. Так, Гражданский кодекс Чили был
рецепирован практически без изменений в Эквадоре (1857 г.), Вене-
суэле (1861 г.), Колумбии (1873 г.), Сальвадоре (1859 г.), Никарагуа
(1867 г.) и Гондурасе (1880 г.).
Заметный отпечаток на развитие латиноамериканского права ока-
зывает католическая церковь. Этот факт отражен во многих конститу-
циях. Так, Конституция Парагвая 1992 г. признает «главенствующую
роль Католической церкви в историческом и культурном развитии На-
ции» (ст. 82). Конституция Перу 1993 г. подчеркивает, что государство
«признает независимость и автономию Католической церкви – важ-
ного элемента исторического, культурного и морально-нравственного
развития Перу и оказывает ей содействие» (ст. 50).
О том, какую роль играет католическая церковь в жизни Латин-
ской Америки, можно судить по следующим цифрам. Католиками
в Венесуэле, Боливии, Эквадоре, Доминиканской Республике явля-
ются 95% населения, в Аргентине – 92%, в Колумбии – 90%, в Пара-
гвае – 89,6%, в Панаме – 85%, в Перу – 81%, в Сальвадоре – 79,1%,
в Коста-Рике – 76,3%, в Мексике – 76,5%, в Бразилии – 73,6%,
в Уругвае – 58%, в Гватемале – 55%
1
. В общей сложности в Латинской
Америке проживают около 40% всех католиков, что обусловливает
особую их роль в католическом мире
2
. Многие вопросы брачно-се-
мейных отношений, образования, благотворительности, этики ре-
гулируются либо контролируются церковью. Нередко священники
берут на себя роль мировых судей, разрешая споры, возникающие
у их паствы.
Во многом ту же роль играют традиционные учреждения – вожди
и старейшины индейских племен. Обращаясь к этой теме, Донна Ли
Ван Котт отмечает: «Несмотря на формальный запрет, традиционные
правовые системы продолжали действовать везде, где сохранялись
традиционные сообщества»
3
.
1
Данные приводятся по справочнику ЦРУ (CIA Factbook. 2008).
2
В Латинской Америке были рождены такие новые конфессиональные движения,
как теология освобождения, которые при всех коллизиях с Ватиканом тем не менее
во многом определяют его политику.
3
Lee Van Cott D. Legal Pluralism and Informal Community Justice Administration on Lat-
in America // http://www.nd.edu/~cmendoz1/datos/papers/vancott.pdf.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
424
И только к середине ХХ в. государства Латинской Америки начи-
нают постепенно признавать традиционное право. Так, Закон Эква-
дора 1937 г. «О коммунах» (Ley de Comunas) допустил возможность
разрешения споров традиционными институтами, существующими
в сельских сообществах. При этом многие исследования показывали,
что в отдельных сферах они практически полностью вытеснили госу-
дарственные суды
1
.
Эту тенденцию или, точнее, особенность правовых систем Латин-
ской Америки в конце ХХ в. отразили многие конституции. Первой
стала Конституция Колумбии 1991 г., в которой были закреплены
следующие нормы: «Органы власти коренных народов могут осуще-
ствлять судебные функции в пределах соответствующих территорий
в соответствии с присущими им нормами и процедурами при условии,
что они не противоречат Конституции и законам Республики. Закон
устанавливает способы совмещения действующей в отношении корен-
ных народов особой юрисдикции с действующей судебной системой»
(ст. 246).
Впоследствии нормы, допускающие действие традиционного права,
были закреплены в конституциях Боливии (ст. 171), Эквадора (ст. 191),
Мексики (ст. 2), Никарагуа (ст. 89), Парагвая (ст. 63), Перу (ст. 149),
Венесуэлы (ст. 260).
Наиболее полно они раскрыты в Конституции Мексики 1917 г.:
«Конституция признает и гарантирует право индейских народов
и общин на свободное развитие и, как следствие этого, на автономию,
с тем чтобы:
1. Устанавливать внутренние формы своего совместного прожива-
ния и собственную социально-экономическую, политическую и куль-
турную организацию.
2. Применять собственное обычное право в регулировании и разре-
шении своих внутренних конфликтов, подчиненное общим принципам
настоящей Конституции…
3. Избирать в соответствии со своими обычаями, процедурами
и традиционной практикой органы своей власти или представителей
для осуществления собственных форм внутреннего управления, га-
рантируя участие в нем женщин на условиях равенства с мужчинами
1
Fernando G.S. Formas indigenas de administation de justicia // XII Congresso Interna-
cional Derecho Consutudinario y Pluralismo Legal. 2000.
Глава шестая. Латиноамериканское право
425
в рамках, предусмотренных федеральным договором и суверенитетом
штата.
4. Оберегать и обогащать свои языки, знания и другие элементы,
образующие их культуру и самобытность.
5. Сохранять и улучшать условия проживания и оберегать свои уча-
стки земли в соответствии с положениями, установленными данной
Конституцией.
6. При условии соблюдения форм и способов осуществления права
собственности и владения землей, установленных настоящей Консти-
туцией и соответствующими законами, а также прав, приобретаемых
посторонними лицами или жителями общины, давать согласие на ис-
пользование и извлечение природных ресурсов в местах обитания,
занимаемых общинами, кроме тех, которые отнесены к стратегическим
зонам в соответствии с настоящей Конституцией…
7. Избирать в муниципиях с индейским населением представителей
в муниципальный совет. Конституция и законы субъектов Федерации
признают и регулируют эти права в муниципиях с целью усиления их
участия и политического представительства в соответствии с их тра-
дициями и обычными нормами.
8. Полностью признавать судебную власть государства. Чтобы га-
рантировать это право, во всех судах при осуществлении процедур,
в которых они выступают в качестве индивидуальной или коллектив-
ной стороны, должны приниматься во внимание их обычаи и культур-
ные особенности при уважении положений настоящей Конституции.
В любое время индейцы имеют право получить помощь переводчика
и защитника, которые знают их язык и культуру. Конституция и зако-
ны субъектов Федерации устанавливают особенности их свободного
развития и автономии, которые наилучшим способом ограждают по-
ложение и устремления индейских народов каждого сообщества, так
же как и правила признания индейских общин в качестве сообществ
публичного характера» (ст. 2)
1
.
Обязательства по сохранению традиционных институтов закре-
плены и Конвенцией Международной организации труда 1989 г.
«О коренных и племенных народах», ратифицированной большей
частью государств Латинской Америки: Мексикой (1990 г.), Боливией
и Колумбией (1991 г.), Парагваем и Коста-Рикой (1993 г.), Перу
1
Конституции государств Америки. Т. 1. С. 458–460.