Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4059

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

421

вопросам международного гражданского, торгового, уголовного и про-

цессуального права.

В последние годы одним из основных инициаторов унификации 

латиноамериканского права выступает Организация американских 

государств. Действующий в ее рамках Межамериканский юриди-

ческий комитет за более чем вековую историю подготовил боль-

шое число проектов конвенций, соглашений, единообразных актов 

по вопросам не только международного частного права, но и доступа 

к правосудию, права на информацию, предотвращения дискрими-

нации и т.д.

1

Следует также отметить ряд других инициатив. Так, Иберо-амери-

канским институтом процессуального права

2

 в 1988 г. был разрабо-

тан Иберо-американский модельный гражданский процессуальный 

кодекс, который впоследствии был воспринят многими государст-

вами региона: Уругваем (1989 г.), Коста-Рикой (1990 г.), Колумбией 

(1990 г.), Перу (1992 г.), Мексикой (1993 г.), Аргентиной (1995 г.), 

Бразилией (1996 г.), Боливией (1997 г.), Венесуэлой (2003 г.).

В целом для латиноамериканского права характерен достаточно 

высокий уровень кодификации права. Эта традиция, заложенная еще 

в колониальную эпоху, была поддержана многими первыми консти-

туциями государств Латинской Америки. Так, ст. 47 Конституции 

Боливии 1826 г. обязывала Сенат составить гражданский, уголовный, 

процессуальный, торговый и церковный кодексы

3

. Такая же задача 

была поставлена в первой Конституции Бразилии 1824 г. (ст. 179)

4

Нормы о кодификации законодательства содержатся и в современных 

основных законах. Например, Конституция Чили 1980 г. включает 

норму о кодификации гражданских, торговых, процессуальных, уго-

ловных и других отношений (ст. 60). А Конституция Колумбии 1991 г. 

по сути ставит задачу кодификации «всех отраслей законодательства» 

(п. 2 ст. 150). 

1

  Сформирован в 1906 г., размещается в Рио-де-Жанейро. Подробнее см. офици-

альный сайт Комитета: http://www.oas.org/cji/nota_centenario_historia_cji.htm.

2

  Институт размещается в Монтевидео (Уругвай).

3

  Constitutions That Made History. P. 167.

4

  См.: Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учеб. пособие. С. 46–49, 

51–59; Безбах В.В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки (Пра-

вовое регулирование): Диc. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 75–100.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

422

Особенностью латиноамериканского права является сочетание 

механизмов, присущих не только романо-германскому, но и общему 

праву

1

. Вместе с тем оно использует много собственных правовых 

конструкций. Так, конституции существенно расширяют возможности 

применения процедуры amparo – исков с требованиями о принятии 

срочных мер по предотвращению нарушений либо по восстановлению 

прав и свобод. Конституции Бразилии (п. LXIX ст. 5 гл. 1 разд. II), 

Эквадора (ст. 94), Гондураса (ст. 182) и ряда других вводят такую кон-

струкцию, как habeas data, обеспечивающую незамедлительное пре-

доставление либо исправление информации о лицах, хранящейся 

в публичных и частных учреждениях. 

Своеобразно развиваются и другие отрасли права. Так, анализи-

руя особенности административного права, известный специалист 

М.А. Штатина отмечает, что в Латинской Америке практикой и те-

кущим законодательством разработаны собственные национальные 

подходы к решению управленческих проблем. В результате создана 

своеобразная система регулирования публичной администрации, 

которая не может быть безоговорочно отнесена ни к одной из клас-

сических моделей административного права, действующих в совре-

менном мире

2

.

Такую же оценку можно высказать и в отношении других отрас-

лей права. Так, если первые гражданские кодексы Латинской Аме-

рики в основном следовали моделям гражданских кодексов Франции 

и других европейских стран, то в дальнейшем все более отчетливо 

проявляется стремление латиноамериканцев к самостоятельной обра-

ботке правовой материи на основе собственных традиций, судебной 

практики, научных доктрин. Первыми стали гражданские кодексы 

Чили (1855 г.) и Аргентины (1869 г.). Вслед за ними появились такие 

самобытные акты, как гражданские кодексы Бразилии (1917 г.)

3

, Мек-

сики (1928 г.), Перу (1984 г.), Парагвая (1987 г.). В дальнейшем именно 

1

  В частности, англосаксонский институт habeas corpus

2

  См.: Штатина М.А. Административное право в странах Латинской Америки: Мо-

нография. М.: Изд-во РУДН, 1994; Она же. Источники административного права в стра-

нах Латинской Америки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия 

«Юридические науки». М.: Изд-во РУДН, 2005. № 1 (17).

3

  Принятию этого акта предшествовали несколько попыток создания Гражданско-

го кодекса. В их числе следует особо отметить проект А.Т. Фрейтаса. В настоящее время 

в Бразилии действует новый Гражданский кодекс, принятый в 2003 г.


background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

423

эти акты служили основными образцами для кодификаций в других 

государствах Латинской Америки. Так, Гражданский кодекс Чили был 

рецепирован практически без изменений в Эквадоре (1857 г.), Вене-

суэле (1861 г.), Колумбии (1873 г.), Сальвадоре (1859 г.), Никарагуа 

(1867 г.) и Гондурасе (1880 г.). 

Заметный отпечаток на развитие латиноамериканского права ока-

зывает католическая церковь. Этот факт отражен во многих конститу-

циях. Так, Конституция Парагвая 1992 г. признает «главенствующую 

роль Католической церкви в историческом и культурном развитии На-

ции» (ст. 82). Конституция Перу 1993 г. подчеркивает, что государство 

«признает независимость и автономию Католической церкви – важ-

ного элемента исторического, культурного и морально-нравственного 

развития Перу и оказывает ей содействие» (ст. 50).

О том, какую роль играет католическая церковь в жизни Латин-

ской Америки, можно судить по следующим цифрам. Католиками 

в Венесуэле, Боливии, Эквадоре, Доминиканской Республике явля-

ются 95% населения, в Аргентине – 92%, в Колумбии – 90%, в Пара-

гвае – 89,6%, в Панаме – 85%, в Перу – 81%, в Сальвадоре – 79,1%, 

в Коста-Рике – 76,3%, в Мексике – 76,5%, в Бразилии – 73,6%, 

в Уругвае – 58%, в Гватемале – 55%

1

. В общей сложности в Латинской 

Америке проживают около 40% всех католиков, что обусловливает 

особую их роль в католическом мире

2

. Многие вопросы брачно-се-

мейных отношений, образования, благотворительности, этики ре-

гулируются либо контролируются церковью. Нередко священники 

берут на себя роль мировых судей, разрешая споры, возникающие 

у их паствы.

Во многом ту же роль играют традиционные учреждения – вожди 

и старейшины индейских племен. Обращаясь к этой теме, Донна Ли 

Ван Котт отмечает: «Несмотря на формальный запрет, традиционные 

правовые системы продолжали действовать везде, где сохранялись 

традиционные сообщества»

3

1

  Данные приводятся по справочнику ЦРУ (CIA Factbook. 2008).

2

  В Латинской Америке были рождены такие новые конфессиональные движения, 

как теология освобождения, которые при всех коллизиях с Ватиканом тем не менее 

во многом определяют его политику.

3

  Lee Van Cott D. Legal Pluralism and Informal Community Justice Administration on Lat-

in America // http://www.nd.edu/~cmendoz1/datos/papers/vancott.pdf.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

424

И только к середине ХХ в. государства Латинской Америки начи-

нают постепенно признавать традиционное право. Так, Закон Эква-

дора 1937 г. «О коммунах» (Ley de Comunas) допустил возможность 

разрешения споров традиционными институтами, существующими 

в сельских сообществах. При этом многие исследования показывали, 

что в отдельных сферах они практически полностью вытеснили госу-

дарственные суды

1

.

Эту тенденцию или, точнее, особенность правовых систем Латин-

ской Америки в конце ХХ в. отразили многие конституции. Первой 

стала Конституция Колумбии 1991 г., в которой были закреплены 

следующие нормы: «Органы власти коренных народов могут осуще-

ствлять судебные функции в пределах соответствующих территорий 

в соответствии с присущими им нормами и процедурами при условии, 

что они не противоречат Конституции и законам Республики. Закон 

устанавливает способы совмещения действующей в отношении корен-

ных народов особой юрисдикции с действующей судебной системой» 

(ст. 246).

Впоследствии нормы, допускающие действие традиционного права, 

были закреплены в конституциях Боливии (ст. 171), Эквадора (ст. 191), 

Мексики (ст. 2), Никарагуа (ст. 89), Парагвая (ст. 63), Перу (ст. 149), 

Венесуэлы (ст. 260).

Наиболее полно они раскрыты в Конституции Мексики 1917 г.: 

«Конституция признает и гарантирует право индейских народов 

и общин на свободное развитие и, как следствие этого, на автономию, 

с тем чтобы:

1. Устанавливать внутренние формы своего совместного прожива-

ния и собственную социально-экономическую, политическую и куль-

турную организацию.

2. Применять собственное обычное право в регулировании и разре-

шении своих внутренних конфликтов, подчиненное общим принципам 

настоящей Конституции… 

3. Избирать в соответствии со своими обычаями, процедурами 

и традиционной практикой органы своей власти или представителей 

для осуществления собственных форм внутреннего управления, га-

рантируя участие в нем женщин на условиях равенства с мужчинами 

1

  Fernando G.S. Formas indigenas de administation de justicia // XII Congresso Interna-

cional Derecho Consutudinario y Pluralismo Legal. 2000.


background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

425

в рамках, предусмотренных федеральным договором и суверенитетом 

штата.

4. Оберегать и обогащать свои языки, знания и другие элементы, 

образующие их культуру и самобытность.

5. Сохранять и улучшать условия проживания и оберегать свои уча-

стки земли в соответствии с положениями, установленными данной 

Конституцией.

6. При условии соблюдения форм и способов осуществления права 

собственности и владения землей, установленных настоящей Консти-

туцией и соответствующими законами, а также прав, приобретаемых 

посторонними лицами или жителями общины, давать согласие на ис-

пользование и извлечение природных ресурсов в местах обитания, 

занимаемых общинами, кроме тех, которые отнесены к стратегическим 

зонам в соответствии с настоящей Конституцией…

7. Избирать в муниципиях с индейским населением представителей 

в муниципальный совет. Конституция и законы субъектов Федерации 

признают и регулируют эти права в муниципиях с целью усиления их 

участия и политического представительства в соответствии с их тра-

дициями и обычными нормами.

8. Полностью признавать судебную власть государства. Чтобы га-

рантировать это право, во всех судах при осуществлении процедур, 

в которых они выступают в качестве индивидуальной или коллектив-

ной стороны, должны приниматься во внимание их обычаи и культур-

ные особенности при уважении положений настоящей Конституции. 

В любое время индейцы имеют право получить помощь переводчика 

и защитника, которые знают их язык и культуру. Конституция и зако-

ны субъектов Федерации устанавливают особенности их свободного 

развития и автономии, которые наилучшим способом ограждают по-

ложение и устремления индейских народов каждого сообщества, так 

же как и правила признания индейских общин в качестве сообществ 

публичного характера» (ст. 2)

1

.

Обязательства по сохранению традиционных институтов закре-

плены и Конвенцией Международной организации труда 1989 г. 

«О коренных и племенных народах», ратифицированной большей 

частью государств Латинской Америки: Мексикой (1990 г.), Боливией 

и Колумбией (1991 г.), Парагваем и Коста-Рикой (1993 г.), Перу 

1

  Конституции государств Америки. Т. 1. С. 458–460.