Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4071
Скачиваний: 3
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
416
Примечательны положения ст. 123, в которых закреплялись обяза-
тельства работодателей по развитию социальной инфраструктуры.
Так, п. XII и XIII обязывали владельцев каждого сельскохозяй-
ственного, промышленного, горнодобывающего предприятия пре-
доставлять работникам комфортабельное и соответствующее сани-
тарным требованиям жилье, за которое они могли взимать ежеме-
сячную ренту в размере не более половины процента от оцененной
его стоимости. Они должны были учреждать школы, диспансеры,
предоставлять иные услуги, необходимые для лиц, работающих
и живущих у них.
Кроме того, Конституция обязывала отводить в рабочих по-
селках с населением свыше двухсот человек земельные участки
размером не менее пяти тысяч квадратных метров для обустрой-
ства общественных рынков, строительства зданий учреждений,
оказывающих муниципальные услуги, и организации развлечений
и досуга. В этих поселках запрещалось создавать питейные и игор-
ные заведения.
Помимо этого предусматривалось также создание кооперативов
для строительства дешевого и отвечающего санитарным условиям
жилья с последующим его переходом в собственность работников
(п. ХХХ).
По сути в этих положениях впервые в конституционной истории
была сформулирована концепция государственно-частного партнер-
ства с целью сохранения общественного мира. Осуществить ее можно
было только при сохранении баланса интересов труда, капитала и го-
сударства. Развивая эту идею, п. ХVI и XVII ст. 123 закрепили право
работников и предпринимателей на объединение в целях защиты своих
интересов, а также на проведение забастовок и локаутов. Примеча-
тельны форма и содержание этих норм:
«Забастовки считаются законными, если они используются как
мирное средство для достижения баланса между различными произ-
водственными интересами и гармонии между трудом и капиталом»
(п. XVIII).
«Локауты считаются законными, если перепроизводство товаров
приводит к необходимости закрытия предприятия с целью поддержа-
ния цен на уровне, разумно превышающем стоимость производства,
при условии если на это будет получено согласие совета по примире-
нию и арбитражу» (п. XIX).
Глава шестая. Латиноамериканское право
417
«Разногласия либо споры между трудом и капиталом должны раз-
решаться советом по примирению и арбитражу, формируемым из рав-
ного числа работников и предпринимателей и одного представителя
Правительства» (п. ХХ)
1
.
В целом большей части конституций латиноамериканских госу-
дарств был присущ высокий уровень правового оформления. Но им
крайне редко удавалось добиться стабильности и сохранения демо-
кратических форм правления. Причиной была постоянная борьба
за власть, вызванная прежде всего крайне неустойчивой социально-
экономической ситуацией. Например, в Доминиканской Республике
с 1865 по 1879 г. было около 50 военных мятежей и 21 реформа пра-
вительства. В Эквадоре только в ХХ в. было 12 военных переворотов
и две гражданские войны. В период с 1923 по 1948 г. в этой стране
ни один президент не смог сохранить свой пост до истечения срока
своих полномочий
2
. Еще более бурной была история Гондураса. В об-
щей сложности там было более 300 мятежей, восстаний, гражданских
войн
3
.
Такие условия расшатывали конституционные основы демокра-
тического правления. Уже в первой половине XIX в. формируются
особые, каудильистские политические режимы с характерным месси-
анским культом вождей и господствующей ролью армии. При этом
отметим, что это происходило на волне не только авторитарных,
но и демократических движений.
О политической нестабильности в регионе можно судить по такому
индикатору, как частая смена конституций. Так, в Мексике, Бразилии
и Уругвае действовало семь конституций, в Коста-Рике и Гватема-
ле – девять, в Чили – 10, в Перу – 12, в Сальвадоре, Гондурасе и Ни-
карагуа – 14, в Эквадоре – 20, в Венесуэле – 26, в Доминиканской
Республике – 32 конституции (это абсолютный рекорд в мире)
4
.
Определенная стабилизация политической жизни наступила только
к концу ХХ в. Усиливается роль законодательной и судебной ветвей
1
Constitutions That Made History. P. 285–336.
2
См.: Штатина М.А. Вводная статья к Конституции Эквадора // Конституции го-
сударств Америки. Т. 3. С. 1074.
3
См.: Хабриева Т.Я. Вступительная статья // Конституции государств Америки. Т. 1.
С. 16.
4
Cordeiro J.L. Latin America: Constitution Crazy // Latin Business Chronicle. 2008.
6 Oct.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
418
власти. Развивается местное самоуправление. Демократические вы-
боры (в частности, в 1983 г. – в Аргентине, в 1985 г. – в Бразилии
и Уругвае, в 1989 г. – в Боливии, Парагвае, Чили) становятся при-
вычным явлением, знаменуя отказ от прежних авторитарных форм
правления.
И, что самое важное, конституции становятся подлинно действую-
щими, а не декларативными актами.
Прежде всего речь идет о реализации конституционных прав и сво-
бод. В целом для латиноамериканских конституций характерны две
особенности: расширение перечня прав и свобод и подробная их рег-
ламентация. В этом, несомненно, отражено стремление к созданию
дополнительных правовых гарантий.
Так, Конституция Венесуэлы подробно регламентирует права ин-
дейских народов (ст. 119–126), Конституция Никарагуа – семейные
права (ст. 70–79), Конституция Гондураса – права детей (ст. 119–126),
Конституция Перу – права в сфере образования (ст. 13–19), Консти-
туция Панамы – права в сфере культуры (ст. 76–86), Конституция
Колумбии – формы защиты прав и свобод (ст. 83–94)
1
.
Особое внимание конституции латиноамериканских государств
обращают на вопросы децентрализации управления. Такая задача
решается не только в федеративных (Аргентине, Бразилии, Вене-
суэле, Мексике), но и в унитарных государствах. Так, Конституция
Колумбии провозглашает, что Колумбия является децентрализован-
ным государством с автономией административно-территориальных
образований (ст. 1).
Все более отчетливо прослеживается тенденция к утверждению
принципов деконцентрации управления в различных сферах эконо-
мической и социальной жизни. Многие конституции регламентируют
эти вопросы очень подробно. Так, в Уругвае им посвящены две главы
Конституции (ст. 185–205).
К особенностям латиноамериканского конституционализма мож-
но отнести повышенное внимание к вопросам защиты прав корен-
ных народов, охраны природных ресурсов, проведения аграрных
реформ.
Следует отметить также значительное усиление конституцион-
ного контроля, осуществляемого как специализированными органа-
1
Подробнее см.: Конституции государств Америки. Т. 1, 3.
Глава шестая. Латиноамериканское право
419
ми – конституционными судами (Боливия, Колумбия, Перу, Чили,
Гватемала), так и судами общей юрисдикции (Аргентина, Бразилия,
Мексика, Уругвай, Эквадор, Никарагуа, Панама, Гондурас, Сальвадор,
Доминиканская Республика). В ряде стран эти функции возложены
на соответствующие подразделения верховного суда – конституцион-
ную палату (Венесуэла, Сальвадор) и судебную коллегию по консти-
туционным делам (Парагвай).
Вместе с тем утверждать о конституционной стабилизации в Ла-
тинской Америке еще преждевременно. В первые девять лет нового
столетия уже приняты три новые конституции: Боливии (2009 г.),
Эквадора (2008 г.), Доминиканской Республики (2002 г.). В ряде госу-
дарств, в частности в Венесуэле, проведены крупные конституцион-
ные реформы. Цель этих реформ, проводимых под давлением «новых
левых», – возрождение латиноамериканских наций посредством со-
четания наиболее действенных моделей капиталистического, социали-
стического и традиционного (аборигенного) ведения экономических
и социальных дел.
Параграф третий. Особенности правовых систем Латинской Америки
Латиноамериканское право развивалось во многом под влиянием
романо-германской системы права – точнее, той ее ветви, которую
часто называют «иберийской». И тем не менее есть много оснований
для его выделения в отдельную правовую семью.
Одна из характерных черт правовых систем Латинской Америки –
высокая степень региональной интеграции права, что служит бесспор-
ным свидетельством обособления латиноамериканского права.
Латиноамериканские страны приступили к созданию общего рынка
на рубеже 1950–1960-х гг. В 1960 г. была учреждена Латиноамерикан-
ская ассоциация свободной торговли, в которую вошли Аргентина,
Бразилия, Мексика, Уругвай, Чили, Парагвай и Перу. В 1961 г. к До-
говору присоединились Колумбия и Эквадор, в 1966 г. – Венесуэла,
в 1967 г. – Боливия.
Помимо этого формировались более узкие региональные объедине-
ния – Центральноамериканский общий рынок (1960 г.), Андская груп-
па (1969 г.), Карибская ассоциация свободной торговли (1968 г.).
С целью углубления интеграционных процессов страны Латинской
Америки стали проводить начиная с 1986 г. ежегодные межправитель-
ственные совещания стран – участниц Группы Рио.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
420
Новый этап наступил в 1991 г. с созданием Южноамериканского
общего рынка – МЕРКОСУРа (Mercado Comun del Sur). Его уча-
стниками на первом этапе стали Аргентина, Бразилия, Парагвай
и Уругвай
1
. В дальнейшем к МЕРКОСУРу на правах ассоцииро-
ванных членов присоединились Боливия, Колумбия, Чили, Перу
и Эквадор.
Новое региональное объединение ставит цель не только эконо-
мической, но и политической интеграции. В декабре 2004 г. было
принято решение о формировании в 2010 г. Парламента МЕРКОСУРа,
в состав которого войдут по 18 представителей от каждого государ-
ства-участника.
Важный фактор развития политической и экономической интегра-
ции – все углубляющаяся унификация (гармонизация) латиноамери-
канского права. Ее цель впервые была сформулирована С. Боливаром.
Но конкретное воплощение идея унификации права Латинской Аме-
рики получила только к концу XIX в.
В 1875 г. по инициативе правительства Перу было созвано совеща-
ние ведущих юристов Латинской Америки с целью выявления потреб-
ности в разработке единообразных кодексов в сфере частного права
2
.
Приоритетным направлением было признано создание единообразных
законов в сфере международного частного права. Было разработано
несколько проектов. Но поддержки они не нашли. Более успешной
была работа конференции в Монтевидео, созванной рядом государств
Южной Америки в 1888 г. Ее итогом стали восемь проектов соглаше-
ний по вопросам гражданского, торгового, уголовного, авторского
права, которые были ратифицированы Аргентиной, Боливией, Ко-
лумбией и Перу.
Однако наиболее крупной работой стал Кодекс Бустаманте – Ко-
декс международного частного права, принятый в 1928 г. на Панаме-
риканской конференции в Гаване и ратифицированный 15 государ-
ствами
3
. Этот акт включал общую часть и четыре книги, посвященные
1
После утверждения парламентами Бразилии и Парагвая полноправным членом
МЕРКОСУРа станет Венесуэла.
2
Garro A.M. Unification and Harmonization of Private Law in Latin America // American
Journal of Comparative Law. 1992. № 40. P. 588.
3
Боливией, Бразилией, Чили, Коста-Рикой, Кубой, Доминиканской Республи-
кой, Эквадором, Сальвадором, Гватемалой, Гаити, Гондурасом, Никарагуа, Панамой,
Перу и Венесуэлой.