Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4071

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

416

Примечательны положения ст. 123, в которых закреплялись обяза-

тельства работодателей по развитию социальной инфраструктуры.

Так, п. XII и XIII обязывали владельцев каждого сельскохозяй-

ственного, промышленного, горнодобывающего предприятия пре-

доставлять работникам комфортабельное и соответствующее сани-

тарным требованиям жилье, за которое они могли взимать ежеме-

сячную ренту в размере не более половины процента от оцененной 

его стоимости. Они должны были учреждать школы, диспансеры, 

предоставлять иные услуги, необходимые для лиц, работающих 

и живущих у них. 

Кроме того, Конституция обязывала отводить в рабочих по-

селках с населением свыше двухсот человек земельные участки 

размером не менее пяти тысяч квадратных метров для обустрой-

ства общественных рынков, строительства зданий учреждений, 

оказывающих муниципальные услуги, и организации развлечений 

и досуга. В этих поселках запрещалось создавать питейные и игор-

ные заведения.

Помимо этого предусматривалось также создание кооперативов 

для строительства дешевого и отвечающего санитарным условиям 

жилья с последующим его переходом в собственность работников 

(п. ХХХ).

По сути в этих положениях впервые в конституционной истории 

была сформулирована концепция государственно-частного партнер-

ства с целью сохранения общественного мира. Осуществить ее можно 

было только при сохранении баланса интересов труда, капитала и го-

сударства. Развивая эту идею, п. ХVI и XVII ст. 123 закрепили право 

работников и предпринимателей на объединение в целях защиты своих 

интересов, а также на проведение забастовок и локаутов. Примеча-

тельны форма и содержание этих норм:

«Забастовки считаются законными, если они используются как 

мирное средство для достижения баланса между различными произ-

водственными интересами и гармонии между трудом и капиталом» 

(п. XVIII).

«Локауты считаются законными, если перепроизводство товаров 

приводит к необходимости закрытия предприятия с целью поддержа-

ния цен на уровне, разумно превышающем стоимость производства, 

при условии если на это будет получено согласие совета по примире-

нию и арбитражу» (п. XIX).


background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

417

«Разногласия либо споры между трудом и капиталом должны раз-

решаться советом по примирению и арбитражу, формируемым из рав-

ного числа работников и предпринимателей и одного представителя 

Правительства» (п. ХХ)

1

.

В целом большей части конституций латиноамериканских госу-

дарств был присущ высокий уровень правового оформления. Но им 

крайне редко удавалось добиться стабильности и сохранения демо-

кратических форм правления. Причиной была постоянная борьба 

за власть, вызванная прежде всего крайне неустойчивой социально-

экономической ситуацией. Например, в Доминиканской Республике 

с 1865 по 1879 г. было около 50 военных мятежей и 21 реформа пра-

вительства. В Эквадоре только в ХХ в. было 12 военных переворотов 

и две гражданские войны. В период с 1923 по 1948 г. в этой стране 

ни один президент не смог сохранить свой пост до истечения срока 

своих полномочий

2

. Еще более бурной была история Гондураса. В об-

щей сложности там было более 300 мятежей, восстаний, гражданских 

войн

3

.

Такие условия расшатывали конституционные основы демокра-

тического правления. Уже в первой половине XIX в. формируются 

особые, каудильистские политические режимы с характерным месси-

анским культом вождей и господствующей ролью армии. При этом 

отметим, что это происходило на волне не только авторитарных, 

но и демократических движений.

О политической нестабильности в регионе можно судить по такому 

индикатору, как частая смена конституций. Так, в Мексике, Бразилии 

и Уругвае действовало семь конституций, в Коста-Рике и Гватема-

ле – девять, в Чили – 10, в Перу – 12, в Сальвадоре, Гондурасе и Ни-

карагуа – 14, в Эквадоре – 20, в Венесуэле – 26, в Доминиканской 

Республике – 32 конституции (это абсолютный рекорд в мире)

4

.

Определенная стабилизация политической жизни наступила только 

к концу ХХ в. Усиливается роль законодательной и судебной ветвей 

1

  Constitutions That Made History. P. 285–336.

2

  См.: Штатина М.А. Вводная статья к Конституции Эквадора // Конституции го-

сударств Америки. Т. 3. С. 1074.

3

  См.: Хабриева Т.Я. Вступительная статья // Конституции государств Америки. Т. 1. 

С. 16.

4

  Cordeiro J.L. Latin America: Constitution Crazy // Latin Business Chronicle. 2008. 

6 Oct.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

418

власти. Развивается местное самоуправление. Демократические вы-

боры (в частности, в 1983 г. – в Аргентине, в 1985 г. – в Бразилии 

и Уругвае, в 1989 г. – в Боливии, Парагвае, Чили) становятся при-

вычным явлением, знаменуя отказ от прежних авторитарных форм 

правления.

И, что самое важное, конституции становятся подлинно действую-

щими, а не декларативными актами.

Прежде всего речь идет о реализации конституционных прав и сво-

бод. В целом для латиноамериканских конституций характерны две 

особенности: расширение перечня прав и свобод и подробная их рег-

ламентация. В этом, несомненно, отражено стремление к созданию 

дополнительных правовых гарантий.

Так, Конституция Венесуэлы подробно регламентирует права ин-

дейских народов (ст. 119–126), Конституция Никарагуа – семейные 

права (ст. 70–79), Конституция Гондураса – права детей (ст. 119–126), 

Конституция Перу – права в сфере образования (ст. 13–19), Консти-

туция Панамы – права в сфере культуры (ст. 76–86), Конституция 

Колумбии – формы защиты прав и свобод (ст. 83–94)

1

.

Особое внимание конституции латиноамериканских государств 

обращают на вопросы децентрализации управления. Такая задача 

решается не только в федеративных (Аргентине, Бразилии, Вене-

суэле, Мексике), но и в унитарных государствах. Так, Конституция 

Колумбии провозглашает, что Колумбия является децентрализован-

ным государством с автономией административно-территориальных 

образований (ст. 1).

Все более отчетливо прослеживается тенденция к утверждению 

принципов деконцентрации управления в различных сферах эконо-

мической и социальной жизни. Многие конституции регламентируют 

эти вопросы очень подробно. Так, в Уругвае им посвящены две главы 

Конституции (ст. 185–205).

К особенностям латиноамериканского конституционализма мож-

но отнести повышенное внимание к вопросам защиты прав корен-

ных народов, охраны природных ресурсов, проведения аграрных 

реформ.

Следует отметить также значительное усиление конституцион-

ного контроля, осуществляемого как специализированными органа-

1

  Подробнее см.: Конституции государств Америки. Т. 1, 3.


background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

419

ми – конституционными судами (Боливия, Колумбия, Перу, Чили, 

Гватемала), так и судами общей юрисдикции (Аргентина, Бразилия, 

Мексика, Уругвай, Эквадор, Никарагуа, Панама, Гондурас, Сальвадор, 

Доминиканская Республика). В ряде стран эти функции возложены 

на соответствующие подразделения верховного суда – конституцион-

ную палату (Венесуэла, Сальвадор) и судебную коллегию по консти-

туционным делам (Парагвай).

Вместе с тем утверждать о конституционной стабилизации в Ла-

тинской Америке еще преждевременно. В первые девять лет нового 

столетия уже приняты три новые конституции: Боливии (2009 г.), 

Эквадора (2008 г.), Доминиканской Республики (2002 г.). В ряде госу-

дарств, в частности в Венесуэле, проведены крупные конституцион-

ные реформы. Цель этих реформ, проводимых под давлением «новых 

левых», – возрождение латиноамериканских наций посредством со-

четания наиболее действенных моделей капиталистического, социали-

стического и традиционного (аборигенного) ведения экономических 

и социальных дел. 

Параграф третий. Особенности правовых систем Латинской Америки

Латиноамериканское право развивалось во многом под влиянием 

романо-германской системы права – точнее, той ее ветви, которую 

часто называют «иберийской». И тем не менее есть много оснований 

для его выделения в отдельную правовую семью.

Одна из характерных черт правовых систем Латинской Америки – 

высокая степень региональной интеграции права, что служит бесспор-

ным свидетельством обособления латиноамериканского права.

Латиноамериканские страны приступили к созданию общего рынка 

на рубеже 1950–1960-х гг. В 1960 г. была учреждена Латиноамерикан-

ская ассоциация свободной торговли, в которую вошли Аргентина, 

Бразилия, Мексика, Уругвай, Чили, Парагвай и Перу. В 1961 г. к До-

говору присоединились Колумбия и Эквадор, в 1966 г. – Венесуэла, 

в 1967 г. – Боливия. 

Помимо этого формировались более узкие региональные объедине-

ния – Центральноамериканский общий рынок (1960 г.), Андская груп-

па (1969 г.), Карибская ассоциация свободной торговли (1968 г.). 

С целью углубления интеграционных процессов страны Латинской 

Америки стали проводить начиная с 1986 г. ежегодные межправитель-

ственные совещания стран – участниц Группы Рио. 


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

420

Новый этап наступил в 1991 г. с созданием Южноамериканского 

общего рынка – МЕРКОСУРа (Mercado Comun del Sur). Его уча-

стниками на первом этапе стали Аргентина, Бразилия, Парагвай 

и Уругвай

1

. В дальнейшем к МЕРКОСУРу на правах ассоцииро-

ванных членов присоединились Боливия, Колумбия, Чили, Перу 

и Эквадор. 

Новое региональное объединение ставит цель не только эконо-

мической, но и политической интеграции. В декабре 2004 г. было 

принято решение о формировании в 2010 г. Парламента МЕРКОСУРа, 

в состав которого войдут по 18 представителей от каждого государ-

ства-участника.

Важный фактор развития политической и экономической интегра-

ции – все углубляющаяся унификация (гармонизация) латиноамери-

канского права. Ее цель впервые была сформулирована С. Боливаром. 

Но конкретное воплощение идея унификации права Латинской Аме-

рики получила только к концу XIX в.

В 1875 г. по инициативе правительства Перу было созвано совеща-

ние ведущих юристов Латинской Америки с целью выявления потреб-

ности в разработке единообразных кодексов в сфере частного права

2

Приоритетным направлением было признано создание единообразных 

законов в сфере международного частного права. Было разработано 

несколько проектов. Но поддержки они не нашли. Более успешной 

была работа конференции в Монтевидео, созванной рядом государств 

Южной Америки в 1888 г. Ее итогом стали восемь проектов соглаше-

ний по вопросам гражданского, торгового, уголовного, авторского 

права, которые были ратифицированы Аргентиной, Боливией, Ко-

лумбией и Перу.

Однако наиболее крупной работой стал Кодекс Бустаманте – Ко-

декс международного частного права, принятый в 1928 г. на Панаме-

риканской конференции в Гаване и ратифицированный 15 государ-

ствами

3

. Этот акт включал общую часть и четыре книги, посвященные 

1

  После утверждения парламентами Бразилии и Парагвая полноправным членом 

МЕРКОСУРа станет Венесуэла.

2

  Garro A.M. Unification and Harmonization of Private Law in Latin America // American 

Journal of Comparative Law. 1992. № 40. P. 588.

3

  Боливией, Бразилией, Чили, Коста-Рикой, Кубой, Доминиканской Республи-

кой, Эквадором, Сальвадором, Гватемалой, Гаити, Гондурасом, Никарагуа, Панамой, 

Перу и Венесуэлой.