Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3951

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

411

ший от наполеоновских войск. Была провозглашена задача создания 

единого государства, объединявшего метрополию с ее колониальными 

владениями. Реализуя ее, принц-регент, будущий король Жуан VI, 

провозгласил в 1815 г. создание Объединенного королевства Порту-

галии, Бразилии и Алгарви. Его столицей стал город Рио-де-Жаней-

ро. Но союзное государство сохранялось недолго. В 1822 г. Бразилия 

провозгласила независимость, но под эгидой португальской короны. 

Наследник португальского трона Педру I стал императором Бразиль-

ской империи. Новая империя просуществовала до 1889 г., когда в ре-

зультате военного переворота из конституционной монархии она была 

преобразована в федеративную республику.

Начался этап самостоятельного развития права Латинской Аме-

рики.

Параграф второй. Конституционные идеалы и реалии Латинской 

Америки

После обретения независимости правительства государств Латин-

ской Америки провели крупные реформы права.

Практически повсеместно были приняты конституции, для которых 

образцом служили конституции не только США (1787 г.), но и Фран-

ции (1791, 1793 и 1799 гг.), Испании (1812 г.), отдельных государств 

Латинской Америки.

Одним из наиболее ярких документов той эпохи стала Консти-

туция Боливии 1826 г. По замыслу ее создателя Симона Боливара 

Конституция должна была совместить конституционные ценности 

нового времени и принципы политической организации Древнего 

Рима.

В основу нового государства были положены те же принципы не-

зависимости, единой религии, свободы, народовластия и разделения 

властей, которые были закреплены в предшествующих конституциях 

США, Франции, Испании, некоторых других государств. Но здесь 

не было слепого копирования. Напротив, в каждый из этих принципов 

были внесены уточнения, которые заметно меняли их смысл. В этом 

можно убедиться на примере ст. IX, установившей деление верховной 

власти на четыре ветви: избирательную, законодательную, исполни-

тельную и судебную

1

.

1

  Constitutions That Made History. P. 161–162.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

412

Конституция провозглашала суверенитет государства, его привер-

женность демократии и праву. С. Боливар был убежден, что защитить 

эти принципы могут только те боливийцы, которые обладают теми же 

добродетелями, что и граждане Древнего Рима. Поэтому Конституция 

Боливии призывала:

«1. Жить в соответствии с Конституцией и законами;

2. Уважать установленные власти и подчиняться им;

3. Вносить свой вклад на общие расходы государства;

4. Приносить в жертву свое имущество и даже свою жизнь, если 

того требует безопасность Республики;

5. Стоять на страже гражданских свобод» (ст. XII )

1

.

С особой тщательностью в Конституции были разработаны нормы 

о гражданстве. Как и в Древнем Риме, оно не было почетным званием 

либо формальным свидетельством принадлежности к государству. С ним 

было сопряжено обладание политическими правами. Поэтому Консти-

туция предъявляла к гражданам повышенные требования (цензы):

«1. Быть Боливийцем;

2. Быть женатым либо достичь совершеннолетия, то есть быть не мо-

ложе 21 года;

3. Уметь читать и писать…

2

4. Заниматься ремеслом, торговлей, какой-либо наукой или искус-

ством, не находясь при этом в положении домашней прислуги (sirviente 

domestico

)» (ст. XIV)

3

.

В Конституции были подробно описаны условия не только приоб-

ретения, но и приостановления и утраты гражданства. Гражданство, 

в частности, утрачивалось в случае: 

«1. Измены Общественному Долгу;

2. Принятия гражданства другого государства;

3. Применения позорящей меры наказания по приговору суда, 

кроме случаев восстановления утраченных прав по решению Законо-

дательной Власти;

4. Принятия должностей, званий, содержания от правительств дру-

гих государств без согласия Палаты Цензоров» (ст. XIX)

4

.

1

  Constitutions That Made History. P. 162.

2

  Данное условие должно было вступить в силу с 1836 г.

3

  Constitutions That Made History. P. 162–163.

4

  Ibid. P. 163.


background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

413

По замыслу С. Боливара Конституция должна была не только 

возродить гражданские добродетели Древнего Рима, но и воплотить 

в жизнь неосуществленные мечты Гая Юлия Цезаря о новой форме 

политического устройства. 

Во главе новой республики должен был стоять президент, который 

избирался пожизненно. Предполагалось, что тем самым будут созданы 

особые гарантии его независимости. Он наделялся большими правами 

и вместе с тем освобождался от ответственности. Как и в монархиях, 

его указы вступали в силу только при условии, что они были скрепле-

ны подписью министра, который брал на себя ответственность за их 

исполнение.

Особым образом была сконструирована законодательная власть. 

Она состояла из трех палат: палаты трибунов, палаты сенаторов и па-

латы цензоров. Помимо общих вопросов, которые требовали согла-

сия законодательной власти в целом (принятие законов, избрание 

по представлению президента вице-президента и т.д.), каждая из палат 

имела свой круг государственных дел. Так, палата цензоров следила 

за соблюдением исполнительной властью Конституции, законов и ме-

ждународных договоров. Палата сенаторов избирала окружных судей 

и давала согласие на назначение губернаторов, префектов, других 

должностных лиц. Палата трибунов выступала с инициативой зако-

нов о ежегодном налогообложении и расходовании государственных 

средств, о долговых обязательствах, о строительстве дорог, о поощре-

нии торговли, ремесел и т.д.

1

Мечты С. Боливара не сбылись. Его Конституция просуществовала 

чуть более года. Созданная на ее основе громоздкая система власти 

оказалась нежизнеспособной. Вместе с тем она сыграла в конститу-

ционной истории исключительно важную роль. И дело даже не в том, 

что ее идея пожизненно избранного президента неоднократно исполь-

зовалась многочисленными диктаторами латиноамериканских стран. 

Намного более важным был другой ее урок – ценность гражданских 

добродетелей, без которых невозможно, как убеждал С. Боливар, со-

хранить независимость государства, демократический строй, права 

и свободы человека.

В ряду наиболее ярких конституционных документов Латинской 

Америки следует особо отметить основные законы Перу 1823 г., 

1

  Constitutions That Made History. P. 164–171.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

414

Уругвая 1830 г., Коста-Рики 1844 г., Аргентины 1853 г., Мексики 1857 г., 

Колумбии 1886 г.

Многие из них внесли заметный вклад в развитие конституцио-

нализма. Так, в текст Конституции Мексики 1857 г. была включена 

норма, которая в ХХ в. будет положена в основу построения правовых 

государств: «Основные права человека определяют содержание и яв-

ляются целью общественных учреждений»

1

Но наиболее глубоким было влияние Конституции Мексики 1917 г., 

ставшей, «по сути, манифестом новой конституционной доктрины 

социального государства»

2

. Вскоре после ее принятия закрепленные 

в ней принципы и нормы были заимствованы авторами Конституции 

РСФСР 1918 г., Веймарской Конституции Германии 1919 г., основных 

законов многих других государств.

Прежде всего отметим, что Конституция Мексики впервые в ис-

тории закрепила нормы о социальных ограничителях права собствен-

ности. В частности, ст. 27 устанавливала: «Собственность на землю 

и воды, находящиеся в пределах национальной территории, изна-

чально принадлежит нации, которая имела и имеет право передавать 

частным лицам владение ими, создавая частную собственность. 

Нация имеет право в любое время устанавливать такие ограничения 

частной собственности, которые могут быть востребованы в обще-

ственных интересах, она имеет также право регулировать исполь-

зование природных ресурсов, являющихся объектом присвоения, 

в целях сохранения и равноправного распределения общественных 

богатств…»

Но наиболее полными были ограничения, возложенные на работо-

дателей. Закрепляя право на труд, Конституция Мексики провозгла-

шала: «Ни одно лицо не может быть ограничено в праве выбора любой 

профессии, промышленного или торгового занятия, при условии, что 

они являются законными. Осуществление этого права может быть 

запрещено только по судебному приказу, когда нарушаются права 

третьих лиц, либо по административному предписанию, изданному 

в порядке, установленном законом, если нарушаются права общества. 

Никто не может быть лишен плодов своего труда иначе как по реше-

1

  Цит. по: Хабриева Т.Я. Вступительная статья // Конституции государств Амери-

ки. Т. 1. М., 2006. С. 15.

2

  Там же. С. 16.


background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

415

нию суда… Никто не может быть принужден работать без должной 

компенсации и без своего полного согласия, за исключением прину-

дительного труда, назначенного в виде наказания по решению суда» 

(ст. 4, 5).

Эти общие нормы были дополнены другими положениями Кон-

ституции, в ряду которых особое место занимает ст. 123, ставшая 

манифестом новой конституционной доктрины социального госу-

дарства. 

В частности, в ней было установлено, что рабочее время в дневное 

время не может превышать восьми часов, а в ночное – семи часов. 

Было запрещено привлекать к ночной работе и принимать на вредные 

и опасные производства женщин и детей моложе шестнадцати лет. 

Не допускался прием на работу детей моложе двенадцати лет. Было 

закреплено также право каждого работника на один день отдыха после 

шести дней работы (п. I–IV).

Самым подробным образом регламентировались вопросы оплаты 

труда: 

«Минимальный размер заработка, получаемый работником, дол-

жен быть достаточным с учетом условий, существующих в соответст-

вующих регионах страны, для удовлетворения обычных жизненных 

потребностей, получения образования и приобретения законных благ 

работником как главой семьи. На всех сельскохозяйственных, произ-

водственных либо горнодобывающих предприятиях работники имеют 

право на участие в распределении прибыли в порядке, предусмотрен-

ном пунктом IX настоящей статьи.

Одинаковый заработок должен выплачиваться за одну и ту же ра-

боту вне зависимости от пола или национальности работника.

Минимальная заработная плата освобождается от налогообложе-

ния, штрафов и вычетов…

Заработная плата выплачивается в установленной законом нацио-

нальной валюте; запрещается оплачивать труд товарами, чеками, рас-

писками либо иным образом взамен денежных знаков…

Сверхурочные работы должны оплачиваться на сто процентов выше, 

чем за работу в нормальные рабочие часы. Ни при каких обстоятельст-

вах сверхурочные работы не должны превышать трех часов в день либо 

назначаться более чем на три дня подряд; женщины любого возраста 

и мальчики-подростки до шестнадцати лет не могут привлекаться 

к сверхурочным работам» (п. VI–X).