Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2790

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Философские искания Кавелина представляют интерес и как обос­нование им новых подходов в области права. На протяжении всего творчества его привлекали социологические и сравнительно- исторические аспекты права, которое понималось весьма широко. Ха­рактерно в этом отношении его собственное суждение, высказанное в письме к известному публицисту и общественному деятелю, изда­телю ряда крупнейших журналов В. А. Гольцеву. «Посылаю вам,— писал он,— лекции мои по семейному праву... В этой работе я старался докопаться до живого источника, который наглухо завален невеже­ством и рутиной, делаю попытку проследить развитие семьи от древ­нейших времен до нашего и указать все открывающиеся перспективы дальнейшего развития»45. Ученый обращает внимание на отличие сво­его подхода от традиционного формально-юридического; он стремится использовать право для широких социологических обобщений. Подход к праву как норме, за которой стоят определенные социальные отно­шения, прослеживается на всем протяжении деятельности Кавелина.

Такое направление исследований содержится в теоретических тру­дах Кавелина по гражданскому праву, правоведению вообще и наслед­ственному праву, в частности. Преимущественное внимание исследователей направлено на правовое регулирование землевладения и землепользования в их историческом развитии от общинного права древних народов до нового времени, причем анализ проводится в сравнительно-историческом освещении. В этом отношении Кавелин исходит из трудов исторической школы права Савиньи, где с эво­люционной точки зрения рассматривалась система римского владель­ческого права. Оценивая метод Савиньи, Кавелин подчеркивал, что « в нем римское учение о владении впервые представлено было в пол­ной системе; все положения римского права, относящиеся ко владению, рассмотренные с новой точки зрения, получили новый свет и насто­ящее свое значение...»46. Развивая данный подход, Кавелин фор­мулирует свой взгляд на историческое развитие русского порядка законного наследования и сравнение русского законодательства о вла­дении с римским, французским и прусским. В работе о теориях вла­дения он рассматривает отношения собственности при переходе от родовых и семейных отношений к государственным, используя при этом, в частности, данные об общине Севера. Здесь прослеживаются различия общинной и княжеской земельной собственности, соотно­шение частного и публично-правового элементов в земельном праве удельного периода. Напомним, что эти вопросы составили важный мо­мент родовой теории С. М. Соловьева и Б. Н. Чичерина, а впос­ледствии получили развитие в трудах Н. П. Павлова-Сильванского. Согласно Кавелину, в этот период не существовало четкой грани, раз­делявшей публичный (государственный) и частный элементы. Уделы и вотчины последующего времени рудимент родовых отношений. Их сближение с поместьем закономерность развития государственной жизни.


В центре внимания исследователя оказывается указ о майорате 1714 г.— важнейшее законодательное мероприятие Петра I по урав­нению правового статуса двух основных форм землевладения поме­стного и вотчинного. В связи с этим ученого интересует проблема складывания и последующего отмирания сословного строя. Сословия рассматриваются как продукт длительной исторической эволюции, по­лучивший впоследствии правовое закрепление. Исследование проблем гражданского права имеет своим перспективным направлением, счита­ет Кавелин, установление связи юридических норм с такими объективными категориями, как имущественные отношения. Согласно этому новому взгляду, который вызвал большие споры и в целом не был поддержан большинством юристов, «место так называемого граж­данского права должен занять в системе права разряд или отдел юридических отношений с характеристическими признаками, ему одному свойственными, и связанный единством общего начала. Таковы юридические отношения между лицами (в юридическом смысле) об имуществах и вообще о ценностях, стоимость которых может быть определена на деньги»47. Ученый подчеркивает объективный характер отношений, которые он здесь выделяет: «Главный довод в пользу вы­деления имущественных прав в особую группу это их относительная объективность, их относительная, если позволено так выразиться, безличность» .

Мысль о необходимости реформы основ гражданского права как науки сложилась у Кавелина еще в бытность его профессором граж­данского права Петербургского университета. Оставив кафедру, в

1864 г. он написал по этому вопросу статью «Что есть гражданское право и где его пределы?» . В дальнейшем изучение юридической на­уки на Западе, практическая деятельность и работа над Сводом граж­данских законов еще более утвердили его в этой позиции. В непосредственной связи с его общей концепцией гражданского права находятся размышления Кавелина относительно преобразования суще­ствующего в России Свода законов. Он отмечает, что в нем «нет почти вовсе тех общих положений, тех коренных юридических начал, ко­торые вековым опытом и наукою по всей справедливости бесспорно признаны за юридические аксиомы и стоят на первом плане во всех европейских кодексах, составляя их существеннейшее достоинство и лучшее украшение» . Говоря о направлениях кодифицирования пра­ва, Кавелин исходит из его воспитательной роли, внедрения в обще­ственное сознание идей законности и правового государства. Анализируя специально Свод законов гражданского права (т. X), уче­ный предлагает такую его новую систематизацию, которая на первый план выдвигала бы подразделение права по важнейшим социальным принципам — так, выделяются имущественные права, права личные (а в них права состояния, т. е. сословные права) .


Концепция закрепощения и раскрепощения сословий составила социологическую основу интерпретации реформ 60-х годов в трудах всех представителей государственной школы. В сжатом виде эти идеи сформулированы К. Д. Кавелиным уже в известной «Записке об осво­бождении крестьян в России» 1855 г. В новых условиях стало необ­ходимым освобождение крестьян, которое интерпретировалось как важнейший завершающий шаг высвобождения сословий от государст­венной зависимости и условие создания гражданского общества. При этом Кавелин исходил из того, что крестьянская реформа должна соб­люсти три важнейших условия: крепостных следовало, по его мнению, освободить вполне из-под зависимости от господ; освобождение должно непременно осуществиться с землей и не иначе как с вознаграждением владельцев52. Давая социологическую оценку положения различных сословий в ходе реформы, Кавелин придает особое значение анализу дворянства как правящего сословия. Он при этом обращает преиму­щественное внимание на такие параметры, как собственность, привилегии и социальный престиж: «В прирожденном и имуществен­ном неравенстве людей коренится... причина общественного неравен­ства, возвышения и неравенства одного слоя общества над массой народонаселения»53. Опасной тенденцией в развитии дворянства в России он считает превращение его в замкнутую наследственную ка­сту, «управляющую делами страны в одних исключительно своих инте­ресах, не думая о благе и пользе прочих сословий и общественных элементов». Пагубность этой тенденции он подчеркивает, сопоставляя ее с градацией французского дворянства накануне революции и с позициями английского дворянства, сохранившего свои привилегии. t

Вопрос о положении крестьянского сословия центральная проб­лема эпохи реформ рассматривается Кавелиным с социологической, юридической и исторической точек зрения. Для него крестьянство это основная сила русского исторического процесса, то «четвертое сос­ловие», от которого в конечном счете зависит будущее России. В сравнительно-исторической перспективе, обращаясь к истории Запад­ной Европы, Кавелин приходит к выводу, что решение аграрного воп­роса на Западе, приведшее к обезземеливанию крестьян, создало предпосылки пролетариата. Подобная перспектива для России кажется ему неприемлемой, Россия не должна повторить ошибку Запада, пос­ледствия которой ощущаются в новое время: «Это тень Банко, которая возмущает живых своим неожиданным появлением. Общественная не­правда, совершенная предками, тяжко отзывается теперь на потом­ках»54. На Западе, по Кавелину, «гнет капитала... заступил место юридического рабства, наложенного на низшие классы крепостным правом» . Альтернативный путь исторического развития для России Кавелин связывает с правильным решением крестьянского вопроса. Считая, что «в крестьянстве ключ нашего национального сущест­вования, разгадка всех особенностей нашего политического, граждан­ского и экономического быта», Кавелин пытается преодолеть традиционную недооценку крестьянского вопроса правовой наукой его времени: «Немецкие профессора говорят о четвертом сословии, имея в виду рабочих как часть городского населения. Я же думаю, что действительно новое четвертое сословие представляет социальный тип, еще никогда не игравший никакой роли в истории,— тип сельского жителя, земледельца, крестьянина. Эту мысль я развивал еще в 1863 г. в Бонне, в кружке профессоров» . Вспоминая об этом в пере­писке с А. Рамбо, ученый писал: «Я точно так же удивил немецкую публику в Бонне в 1863 г., доказывая, что четвертое сословие (der vierte Stand) не есть безземельный и бездомный рабочий, а мужик, владеющий землей. Россия есть и долго будет для европейцев страной сюрпризов всякого рода, потому что и история у нее совсем особенная, непохожая на европейскую, а ее-то европейцы не знают вовсе, думая, что, прочитав Карамзина, они все узнали. Карамзин мастер писать, но историк он и политик очень плохой. После него много сделано, чего в Европе не знают и даже не подозревают»57.


В связи с историей обсуждения крестьянского вопроса накануне проведения реформы несомненный интерес представляет письмо К. Д. Кавелина известному историку общины барону Августу Гекст- гаузену 14/23 августа 1857 г., черновик которого на французском язы­ке сохранился в фонде историка: в нем выражается удовлетворение тем обстоятельством, что оба ученых работают в одном направлении, изучая, как говорит Кавелин, «один из величайших вопросов моей родины, которую я люблю больше всего на свете»58. Можно сделать предположение о том, что оба мыслителя во время их встречи довольно подробно обсуждали перспективы решения крестьянского вопроса в России и, в связи с этим, вопрос об общине.

В трактовке вопроса о сельской общине в России Кавелин занимал весьма специфическую позицию, в которой сочетались идеи государ­ственной школы (представлявшей общину как институт, созданный го­сударством в фискальных целях) и славянофильских верований в великую роль общины как реальной альтернативы развитию капитализма в России. Оптимальным ученый считал разумное соче­тание общинного землевладения, препятствующего переходу земли в руки частных владельцев, с личной поземельной собственностью кре­стьянина, позволяющей избежать пролетаризации и нищеты кресть­янских масс59. Кавелин исходил, по-видимому, из того, что с течением времени наиболее богатая часть населения будет выходить из общины и переселяться в города, а беднейшая, неимущая, останется в общине, которая оградит ее от бродяжничества и нищеты, даст работу. Обра­щаясь к истории общины, в частности в связи с разбором книги не­мецкого ученого Кейсслера об общине в России, Кавелин подчеркивал постепенность ее возникновения, органический характер развития, а также внутренний демократизм. Он отмечал хозяйственное и тягловое значение общины в русском государстве, но при этом подчеркивал, что она не является в принципе чисто славянским институтом, а пред­ставляет собой известную стадию развития всех народов, как древних, так и новых. Прикрепление к земле и введение подушной подати придали древнерусскому общинному владению его теперешний вид и имели своим последствием введение общинного владения даже в тех общинах, где прежде земля находилась в личном владении и поль­зовании крестьян60. Кавелин придает большое значение общинному устройству крестьянства, но в то же время он далек от той идеализации общины, которая была свойственна славянофилам и Герцену.

Участие Кавелина в реформах 60-х годов не ограничивалось, на­учной и публицистической деятельностью. Он участвовал в разработке ряда законодательных проектов, вел практическую деятельность в сво­ем имении, а также имел обширную переписку по этим проблемам с широким кругом общественных деятелей и ученых. Эта сторона де­ятельности Кавелина нашла более полное отражение в документах его личного архива61. Кавелин собирал различный, главным образом за­конодательный, материал о положении таких категорий крестьянского населения, как казенные и удельные, обязанные, вольные хлебопаш­цы, о различных сторонах экономического положения городского и сельского населения, в том числе об организации акциза, доходах и расходах крестьян в городах, о вопросах местного и центрального уп­равления, в том числе о правах волостных и сельских управлений ве­домств государственных имуществ, земстве, подготовке законодательных изменений и их положений.


В произведениях и публицистике Кавелина, который был, особенно на первом этапе своей деятельности, довольно близок к правитель­ственным сферам, мы находим оригинальный взгляд на роль бюрок­ратии в русском обществе, ее место в проведении реформ и последующих контрреформ. Уже в письмах дореформенного периода обозначился вопрос о противодействии администрации реформам, в принципе одобренным высшей властью. Осознание этого обстоятель­ства становится особенно отчетливым непосредственно в ходе прове­дения самих реформ, когда, по выражению Кавелина, от них остался не дух, а только буква закона, а затем в период контрреформ. К этому времени относится ряд суждений ученого о социальной природе бю­рократии и ее позиции. Бюрократия в России всесильна и централизо­ванна, констатирует он, но ей нет противовеса, а потому с ней необходимо считаться. С развитием общества она будет цивилизовать­ся, но вовсе не отомрет, так как выполняет важные социальные функции. Говоря о политических иллюзиях, которые развеялись в период контрреформ, Кавелин подчеркивает объективные основы су­ществования бюрократии и ее противодействия реформам. «Русский Бог,— пишет он,— избавил нас от конституционной лжи ограничения царской власти народным представительством; зато все последствия конституционного миража, будто администрация находится в руках царской власти, мы испытали вполне, до единого, во всей их печальной правде»62.

Преодоление административного произвола Кавелин связывает с прогрессом вообще, с подъемом культуры и просвещения, а в качестве непосредственной меры реформой государственных учреждений, преобразованием центральных и особенно местных учреждений, су­допроизводства, освобождением печати от цензуры. Вновь к этому воп­росу он обращается и позднее, в 80-е годы. В статье «Бюрократия и общество» (1881) он говорит: «Во все времена величайшая ошибка и несчастие правителей заключалось в том, что они уединялись, давали себя окружить непроницаемой стеной приближенных и мало-помалу, по необходимости, начинали глазами этих приближенных смотреть на вещи и на людей»63. Для преодоления этого отчуждения необходимо, по мнению Кавелина, введение гласности, прежде всего справедливого закона о печати и совершенствование государственных учреждений. Насущным вопросом ученый считал не политический (введение конституции), а административный. По его мнению, нужны не пре­образования взаимных отношений между сословиями и даже не политические гарантии от произвола верховной власти. «Все, что нам нужно и чего хватит на долгое время,— писал он,— это сколько- нибудь сносное управление, уважение к закону и данным правам со стороны правительства, хоть тень общественной свободы». Основная задача состоит, таким образом, в обуздании «придворной клики». «Но чтобы власть могла преобразоваться, с отменою крепостного права, в