ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 974
Скачиваний: 43
Другие фигуры речи (в частности, тмезис и гипербатон) встречаются значительно реже, однако их употребление не менее эффективно.
Рассмотренные нами образные средства и риторические фигуры, конечно, не исчерпывают всего богатства тропов и фигур речи, используемых А.Ф. Кони в обвинительных речах, однако проведенный анализ дал возможность выявить речевые приемы, позволяющие известному юристу сделать судебное выступление более точным в плане содержания и воздействующе сильным в плане убеждения. В целом же присущая его обвинительным речам огромная воздействующая сила, по нашему мнению, создается всей совокупностью речевых средств, к которым относятся и изобразительно-выразительные средства языка, и средства синтаксиса. Можно также назвать еще несколько типологических черт, характеризующих А.Ф. Кони как судебного оратора, соответствующего русскому национальному характеру: эмоциональность - умение оказывать психологическое воздействие на слушателя, мастерское владение искусством слова - максимальная ясность, точность, понятность слога; отсутствие напускного пафоса и простота речи - легкость изложения и умение использовать образные языковые средства умеренно и эффективно.
В пятой главе «Драматизация судебной речи как специфический прием А.Ф. Кони» рассматриваются характерные для А.Ф. Кони приемы драматизации и особенности их использования.
В каждом судебном деле есть конфликт и драма, поэтому в судебной речи естественны приемы драматизации (то есть приемы, характерные для драматического произведения), а также элементы драматизма (то есть элементы драматического произведения, позволяющие создать, передать напряженность действия, свойственную драме). Они позволяют оратору достоверно и в лаконичной форме передать все событие преступления, осуществить психологический анализ личности подсудимого, раскрыть мотивы преступления, а также способствуют привлечению внимания слушателей к речи, активизации их мышления, созданию эффекта совместного рассуждения. Широкое использование в обвинительных речах приемов драматизации, элементов драматического произведения связано прежде всего со спецификой самой судебной речи. Бесспорно, сыграли свою роль здесь и особенности языковой личности самого А.Ф. Кони, любившего и прекрасно знавшего литературу и театр.
Важнейшими приемами драматизации речи, несомненно, являются различные способы введения в монолог элементов диалога (вопросов, прямой речи, цитат и пр.), которыми оратор владеет в совершенстве. Обвинитель строит изложение так, как будто он занимается поисками истины тут же, в судебном процессе. Он видит в присяжных заседателях не пассивных слушателей, а людей, активно участвующих в поиске истины, в осмыслении и оценке информации. Оратор сознательно воздействует на присяжных заседателей, направляет их внимание, организует процесс восприятия, старается вовлечь слушателей в ход своих рассуждений, заставляет думать, размышлять, используя для этого разнообразные средства. К таковым относятся обращения, вопросительные конструкции, некоторые приемы авторизации, адресации, побудительные конструкции (конструкции с местоимением Я и различными глаголами со значением результата мыслительной деятельности; «МЫ совместное»; глаголы-операторы; глаголы, обозначающие побуждение к действию: инфинитивные предложения с модальными словами, имеющими значение долженствования, глаголы в форме первого лица множественного числа, обозначающие совместное действие и совместное мнение и др.), речевые приемы предвосхищения, уступки, намека, умолчания.
С полным основанием к числу частотных и «излюбленных» приемов диалогизации ораторской речи в судебных выступлениях А.Ф. Кони можно отнести вопросительные конструкции: вопросы, обращенные ко всей аудитории (Такое обращение подчеркивается обычно употреблением местоимений: мы, нам, вы; использованием глаголов в форме 1л. мн.ч.: посмотрим, видим и др.: Видим ли мы что-нибудь подобное у подсудимого?), риторические (это обычно модели на Можно ли…, Разве…, Ужели…, Зачем…, Как можно…, Чем, как не… и др.), серийные (Первый вопрос, возникающий при исследовании такого дела: подложно ли самое завещание? Второй вопрос — каким образом создалось подложное завещание? И третий — кто виновен в этом преступлении?) и единичные вопросы, вопросно-ответные единства (Отчего же, если он желал повидаться с отцом Илларионом, не отправился он к нему тотчас же, как ушел с железной дороги? Отчего он пошел именно в 6 часов, когда в коридоре никого нет и быть не может? Я думаю оттого, что ему нужно было застать отца Иллариона одного) (в 16 обвинительных речах нами зафиксировано 576 вопросительных предложений). Они способствуют установлению контакта оратора со своим адресатом, требуют от слушателей работы мысли, собственных выводов, заставляют глубже задумываться, а в итоге – глубже понимать и усваивать обсуждаемое. Построение речи в виде вопросов и ответов делает ее более живой, динамичной. Такая форма изложения мыслей придает речи лаконичность, так как вопрос требует не рассказа вообще, а конкретного, ясного, четкого ответа. В целом различные вопросы помогают обвинителю выяснить все обстоятельства дела, дать им точную оценку, убедить адресата в правильности позиции оратора, а также обеспечить целенаправленное и эффективное воздействие на всех присутствующих в судебном заседании.
Один из самых распространенных у А.Ф. Кони приемов диалогизации – это цитирование. В ходе анализа доказательств по делу, в споре с противником оратор активно цитирует подсудимого, потерпевшего, свидетелей, используя для этого разные формы передачи чужих слов (косвенная, прямая, несобственно-прямая речь, прием sermocinatio). Для подтверждения правильности своей точки зрения он нередко ссылается на чужое мнение, приводит цитаты из различных документов по материалам дела, из данных экспертизы, цитирует положения закона. В форме косвенной речи оратор предпочитает излагать утверждения и доводы оппонента, так как в бесстрастной косвенной речи положения, высказанные противником, блекнут и теряют тем самым немалую долю убедительности, что значительно облегчает оратору задачу опровержения этих положений (Перехожу к более существенным доводам защиты. Нам говорят, что Вернике существует и что надо верить показанию Эмиля; если бы он знал, что ему дают бумажки, и хотел бы их провезти, он мог бы положить их в карман…). Как мастер речевого портрета А.Ф. Кони создает точные характеристики подсудимого, потерпевшего или свидетеля, используя прямую речь, воспроизводя именно те слова, выражения, фразы, в которых ярко проявляются особенности характеризуемой личности, значимые для судебного разбирательства по данному делу («Идешь ли?» - прикрикивает он на жену, зовя ее с собою; «Гей, выходи», - стучит в окно, «выходи» - властно кричит он Аграфене. Это человек, привыкший властвовать и повелевать теми, кто ему покоряется…). Как драматург, создающий диалог, для выражения нравственной оценки поступков того или другого человека, с целью разъяснить положение вещей, раскрыть мотивы участников преступления, наглядно пояснить свою мысль, оратор применяет речевой прием sermocinatio (пересказ чужих чувств, слов, мыслей так, будто они были выражены непосредственно тем лицом, о котором идет речь). Для моралиста А.Ф. Кони речевой прием sermocinatio является также эффективным средством выражения нравственной оценки поступков того или иного человека (Он должен был сказать ей: «Что вы делаете! Одумайтесь! Ведь это преступление, вы можете погибнуть, а с вами и те, кто вас этому научил. Заглушите в себе голос жадности к деньгам мужа, удовольствуйтесь вашею вдовьею частью. <…> Одумайтесь! Бросьте нехорошее дело». <…> Это была его обязанность как нотариуса, как порядочного человека»). Несобственно-прямая речь позволяет оратору говорить и думать за подсудимого, потерпевшего и др. Вновь А.Ф. Кони выступает как драматург, создающий диалог: кроме голоса самого оратора, в его речи начинают звучать другие голоса участников судебного процесса, которые размышляют вслух перед слушателями («Он не ест ничего и ничего не пьет, не может пройтись по комнате, жалуется на головную боль, не спит. Да и до сна ли?! Хозяйство стало, денег нет, едва ли «вычухается», смерть близка, <…> жена остается одна, без поддержки, - <…> да еще с детьми, да еще беременная, где тут спать! Вот что должно было приходить неминуемо и вполне естественно в голову больному и усиливать его огорчение»).
Активно используемые А.Ф. Кони речевые приемы уступки, умолчания, намека, предвосхищения являются средством установления контакта и приемом диалогизации ораторского монолога, так как позволяют оратору продемонстрировать внимательное и уважительное отношение к своему слушателю, к мнению каждого участника процесса, продемонстрировать свое уважение к присяжным заседателям как к людям, которые с большим вниманием и добросовестностью относятся к рассматриваемому делу. Они помогают оставаться корректным в оценке различных явлений, касающихся подсудимого, свидетеля или потерпевшего, избегать категоричности в оценочных суждениях, проявлять сдержанность в выражении похвалы и высказывании отрицательной оценки. С их помощью оратор активизирует внимание, мышление, воображение и память присутствующих, приобщает аудиторию к совместному размышлению, направляя ход её мыслей, подсказывая решение вопроса, создавая видимость того, что слушатели самостоятельно, путем собственных размышлений приходят к конечным выводам. Эти речевые приемы дают возможность не произносить в речи общеизвестные положения, демонстрируя тем самым уверенность в мыслительных способностях своего адресата, в достаточно высоком уровне его знаний; делают речь лаконичной. А все это вместе способствует тому, что ораторская речь становится легкой для восприятия, выразительной, запоминающейся, а значит, и более убедительной.
А.Ф. Кони свойственны и другие приемы внесения в речь элементов драматизма: картины (термин О.В. Петрова) – прием, с помощью которого все сказанное оратором представляется как бы происходящим на глазах у слушателей; ремарки - предельно сжатые описания места происшествия или какого-либо события, напоминающие «обстановочные» ремарки в тексте пьесы; создание драматической ситуации в речи (раскрытие конфликта и драмы) и пр. Драматизируя речь, обвинитель описывает житейские коллизии, ставшие объектом судебного разбирательства, представляя все как бы происходящим на глазах у слушателей, передает напряженное развитие сюжета: возникновение конфликта, его постепенное развитие, борьбу противоположностей, обусловливающую временное равновесие сил (ожидание), разрешение конфликта (развязка), мастерски показывает, как и почему сталкиваются интересы людей, а затем и сами люди. С помощью «конфликта» оратор выражает важнейшие идеи, придает выступлению наибольшую эмоциональную, убеждающую силу, и речь воспринимается как единое целое.
В шестой главе «Прагматические роли судебного оратора А.Ф. Кони» выявляются и анализируются роли, исполняемые А.Ф. Кони в судебных выступлениях, исследуются речевые особенности каждой роли, специфика их использования, определяется их место в реализации целевой установки судебной речи.
В образе оратора, помимо особенностей его языковой личности, всегда присутствует исполнительский момент, который несет в себе отраженный образ слушателя (адресата) речи (В.В. Виноградов). В судебной речи оратор принимает на себя различные роли, обусловленные целями коммуникации и характеристиками адресата и используемые как средство воздействия, для достижения поставленной цели. Прагматические роли репрезентируют типы, модели речевого поведения, порожденные культурой общества, значимые для носителей данной культуры. Роли являются такими составляющими, взаимодействие которых в судебной речи формирует образ оратора. Исполнение различных ролей дает выступающему возможность менять стратегию и тактику речи, использовать разные приемы ее стилевой организации, занимать разные позиции при рассмотрении дела. Роли предполагают определенную оценку обстоятельств и особый пафос ее выражения. Создается впечатление присутствия в судебном заседании разных представителей общества (проповедника, юриста-ученого, исследователя и др.), которые анализируют, оценивают рассматриваемое дело, высказывают по нему свое мнение, что делает речь максимально доступной для восприятия и убедительной, и следовательно, «работает» на реализацию целевой установки оратора.
Нами выявлено 8 ролей, выступая в которых, А.Ф. Кони в каждой судебной речи конструирует, создает нужный ему «образ», впечатление о себе как о субъекте речи. С нашей точки зрения, эти роли могут быть разделены на три группы: 1) «социальные» (гражданин, моральный проповедник); 2) «судебные» (беспристрастный исследователь, юрист-ученый, судья, обвинитель); 3) «мастера слова» (полемист, рассказчик-психолог).
Исполняя социальные роли, А.Ф. Кони преследовал цель оказать воздействие на все русское общество, но с разных позиций – гражданина и морального проповедника. Роль гражданина позволяла оратору обратить внимание общества на социальные или морально-нравственные проблемы; обличить темные стороны русской действительности; дать характеристику современного ему общественного уклада России. При этом А.Ф. Кони–гражданин не только информировал слушателей о том или ином явлении действительности, но и оценивал ее (обычно это негативная, критичная оценка), а также воздействовал на слушателей, стараясь пробудить в них гражданские чувства. Гражданственный пафос мог проявляться в отдельных фрагментах обвинительной речи, а мог быть присущ всей речи в зависимости от материалов рассматриваемого в суде дела. Роль проповедника помогала оратору донести до адресата свои нравственные воззрения, осуществлять моральное воспитание общества. Особенно громко голос А.Ф. Кони-проповедника звучит там, где дается нравственная оценка деяния (в заключительной части обвинительной речи).
Речи А.Ф. Кони-проповедника и А.Ф. Кони-гражданина, обращенные ко всему обществу и направленные на оказание воздействия на него, характеризуются (при различии вопросов, затрагиваемых в них) сходством стиля изложения, языковых способов выражения разного содержания. В речи и морального проповедника, и гражданина отчетливо проявляются особенности публицистического стиля изложения (использование литературно-книжной лексики с небольшими вкраплениями элементов официально-делового и разговорного стилей; насыщенность речи различными средствами выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и т.п.); прием обобщения; широкое применение лексики и фразеологии, выражающей эмоции и экспрессию (книжные слова, характерные для высокого стиля; имена существительные на –ние, -ство, -ость и т.п.); наглядное проявление в речи оценочного элемента, позволяющее оратору отчетливо выразить отношение к предмету речи; характерный для публицистического стиля изложения синтаксис: употребляются в основном простые предложения, осложненные однородными членами, обособленными определениями и обстоятельствами, вставными конструкциями).
Вместе с тем различие задач, решаемых А.Ф. Кони-гражданином и А.Ф. Кони-проповедником, обусловливает различия речевого поведения оратора и определяет языковую специфику речи. Так, гражданственный пафос речи создается широким употреблением лексики общественно-политического звучания (общество, народ, противообщественное явление и т.п.); обилием негативно-оценочной лексики обличающего характера (растлевающее значение, ограбленный бедняк и т.п.); открытым выражением позиции оратора (я полагаю, нам известно); активным использованием риторических средств, придающих речи особую эмоциональность и экспрессию (риторические восклицания, обращения, анафора, параллелизм и др.). Для речи же А.Ф. Кони-проповедника более характерна морально-этическая лексика, слова, обозначающие нравственные качества человека (совесть, стыд, грех, душа, честный, добрый и т.п.); подчеркнутая объективность и беспристрастность оратора (используется речевой прием намека; значительно реже употребляются местоимения я, мой и др.). Не характерны такие речевые приемы создания эмоциональности и экспрессивности, как риторические восклицания, анафора, параллелизм и т.п. Эмоциональное звучание достигается самим содержанием речи, использованием соответствующей лексики и фразеологии, а также обилием оценочных эпитетов.
Для А.Ф. Кони-проповедника и А.Ф. Кони-гражданина характерен прием обобщения. Однако цели его использования разные. Оратору-гражданину прием обобщения позволял дать характеристику современного общественного уклада России, представляя частный рассматриваемый случай как проявление типического; оказать влияние на решение социальных проблем действительности, оценивая их и воздействуя на гражданские чувства слушателей и всего российского общества. Оратору-проповеднику этот прием помогал оказать воспитательное воздействие на членов общества. В речи проповедника обобщение-вывод, заключающее моральную проповедь и сделанное на основе рассмотренного в судебном процессе частного случая, содержало указание на правильное моральное поведение человека, на то, как следует в морально-этическом плане поступать в определенных условиях.