ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 980
Скачиваний: 43
Проведенный анализ показывает, что языковое богатство является важным, необходимым качеством убеждающей судебной речи. Лексикон судебного оратора вырабатывается с учетом специфики развития русского литературного языка, жанровых особенностей судебных речей, своеобразия личности оратора. А.Ф. Кони обладал богатым словарным запасом, совершенным знанием языка, тонким языковым чутьем. Его судебные выступления демонстрируют умение целенаправленно использовать в процессе общения все лексические ресурсы национального языка, то есть осуществлять такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в ситуации судебной речи позволяют обеспечить максимальную эффективность коммуникации.
В судебной речи логическая сторона убеждения, как правило, выходит на первый план. В реферируемой работе рассматриваются лишь два компонента, формирующие категорию логичности: во-первых, вопрос о предъявлении доказательств, поскольку процесс доказывания занимает главное место в судебной практике и без умелого доказательного рассуждения не может быть ни речи обвинителя, ни речи защитника; во-вторых, вопрос о языковых средствах, содействующих четкой смысловой связности речи и отражающих логику изложения и рассуждения оратора.
В обвинительных речах А.Ф. Кони нами выявлены и описаны особенности обоснования правильности своей точки зрения. Известный юрист максимально продумывал каждую речь, систему аргументации, учитывая как доводы в пользу своей точки зрения, так и доводы своего процессуального противника, и использовал в обвинительном выступлении все возможные приемы и методы доказательства главного тезиса: прямое и косвенное доказательство; дедуктивный, индуктивный методы и умозаключения по аналогии. Прямое доказательство широко применяется в тех случаях, когда роль аргументов выполняют показания свидетелей, письменные документы, вещественные доказательства. Для прямого обоснования утверждений им используются различные логические схемы: дедуктивная, индуктивная и по аналогии. При помощи косвенного способа доказательства обвинитель предупреждал возможные возражения оппонента. Использование косвенного доказательства свидетельствует о том, насколько глубоко талантливый юрист продумывал каждую обвинительную речь, систему аргументации, стараясь учесть все «за» и «против», тем самым обезоруживая своего процессуального противника.
Для речей А.Ф. Кони характерен классический «гомеров порядок» расположения аргументов: сначала сильные доводы, затем средней силы, в конце – один наиболее мощный. Оратор редко ограничивается 3 – 4 аргументами. В некоторых обвинительных речах им рассматривается до 6 - 8 доводов для обоснования только одного положения. В каждом случае, выбирая количество аргументов, юрист строго следует закону достаточного основания: их должно быть не больше и не меньше, чем нужно для обоснования тезиса. Характерным и весьма эффективным в судебной практике А.Ф. Кони, по нашему мнению, стал прием повторения доказательств в заключительной части обвинительной речи, который обычно совмещался с приемом «ораторского распространения». Краткое и последовательное перечисление всех аргументов в конце речи с добавлением новых соображений, выделяющих и подчеркивающих наиболее надежные доводы оратора, способствовало значительному увеличению силы доказательства.
Основные логические аргументы, которыми пользовался обвинитель, - ссылки на законы, факты, логические и риторические определения. В обвинительных речах ссылки на закон используются намного реже, чем в кассационных заключениях, и обычно представляют собой конструкции типа: наш закон предусматривает…; закон нигде не говорит о том, что…; по закону считается… и т.п. Эти данные свидетельствуют о постоянном учете оратором фактора адресата при использовании рациональных аргументов. А.Ф. Кони учитывал каждый факт, «обрабатывая» его специально для убеждающей речи, давая оценку, демонстрируя его связь с другими фактами и аргументами. Аналитические контексты располагаются последовательно, как звенья одной цепи, постепенно приближая оратора и слушателей к раскрытию полной картины преступления. Тщательно отобранные и объективно отражающие картину преступления, факты в речах А.Ф. Кони-обвинителя служат надежным аргументом доказательства. Широко используются в обвинительных речах риторические определения, указывающие на сущность того или иного явления с целью усиления убеждающего эффекта. Они также применяются как основание для формулирования доводов в пользу своей точки зрения. Однако при квалификации уголовно наказуемых деяний знаменитый юрист прибегает к логическим приемам определения, так как точность и непротиворечивость такого определения обусловливают решение вопроса о назначении наказания.
А.Ф. Кони хорошо владеет различными видами логической связи, обеспечивающими последовательность речи и взаимозависимость ее отдельных частей. Он широко внедряет в речь метатекстовые конструкции, в которых сообщает о том, как построена речь, о чем и в какой последовательности оратор собирается говорить. Такие приемы подготавливают аудиторию к восприятию последующей информации, дают ей возможность яснее представить связь и обусловленность частей речи. Метатекстовые конструкции ориентируют слушателей в текстовом «пространстве», существенно облегчают восприятие и понимание речи. Среди наиболее характерных для А.Ф. Кони назовем скрепы, авторские ремарки, вопросительные конструкции.
Скрепы в обвинительных речах указывают на последовательность развития мысли (затем; далее; прежде всего; наконец; во-первых; во-вторых; и тогда; первый вопрос); выражают причинно-следственные отношения (так как; поэтому; ибо; вследствие того, что; ввиду этого; вследствие чего; для того чтобы); отношения противоречия (однако; между тем; вместе с тем; хотя; несмотря на то, что); подводят итог (следовательно; итак; вот; очевидно, что; ясно, что; таким образом); вводят примеры (например; так) и т.д. Таким образом, скрепы выполняют функцию соединения аргументированных высказываний в логически правильный и стилистически корректный текст.
В качестве средства для перехода от изложения одной мысли к другой, от одного пункта плана к следующему А.Ф. Кони широко использует авторские ремарки, то есть выражения, привлекающие внимание аудитории к последующему высказыванию, поясняющие порядок изложения, основные цели речи или задачи, решаемые в данной части выступления. При помощи авторских ремарок оратор 1) объясняет слушателям, какие вопросы хочет рассмотреть, почему станет это делать и отчего именно в такой последовательности, а не в другой: «Для того чтобы доказать, что …, необходимо доказать, что…»; «Необходимо проследить … и затем разъяснить…»; 2) сообщает, к рассмотрению какого вопроса он приступает, с каких позиций будет рассматривать его и почему: «Прежде всего является вопрос о …»; «Для того чтобы судить об этом, надо обратиться к …»; 3) поясняет, почему он не будет касаться в своей речи тех или иных вопросов: «Я не стану касаться этого происшествия. Вы сами слышали свидетелей Х. и У. и оцените их показания…»; 4) дает понять слушателям, что он закончил рассматривать какой-то вопрос и переходит к следующему: «Вот главные соображения, которые я считал заранее нужным представить вам по поводу будущих возражений обвинению. Затем я перехожу к самому преступлению подсудимого…»; 5) объясняет, что важнейшие положения его речи доказаны: «На основании всего, что я изложил пред вами, господа присяжные заседатели, я обвиняю Х. в том, что он …»; 6) предупреждает слушателей, что обстоятельства дела требуют рассмотрения каких-то документов и т.п.: «Рассматривая первый вопрос, следует обратиться к прямому указанию закона…». Таким образом, авторские ремарки помогают судебному оратору придать изложению большую ясность, четкость и последовательность.
Характерной особенностью обвинительных речей А.Ф. Кони можно считать то, что они представляют собой цепь вопросов, на которые слушатели получают ответы. Логические вопросы в его выступлениях служат своеобразными вехами, указывают на переход от одной мысли к другой, определяют содержание последующего изложения. Оратор использует вопросительные конструкции, во-первых, в композиционной функции, когда вопрос отграничивает одну часть ораторской речи от другой, оттеняет план изложения и определяет содержание последующей части. Во-вторых, для усиления впечатления, чтобы заострить внимание аудитории на отдельных, наиболее важных сторонах обсуждаемого дела, А.Ф. Кони довольно часто не только сообщает, о чем он будет говорить дальше, но и уточняет, детализирует предмет разговора, используя для этого не одно, а несколько вопросительных предложений. В-третьих, вопросы, придавая четкость построению текста, отражают последовательное движение мысли автора, тем самым помогают не только привлечь внимание слушателей, но и включить их в активную мыслительную деятельность.
Особое место в обвинительных речах А.Ф. Кони занимают периоды, способствующие полному, последовательному и эмоциональному выражению мысли (в 16 речах нами зафиксировано 73 случая употребления периода). В синтаксическом плане мы, вслед за А.Н. Карповым, определяем период как «двухчастное поликомпонентное единство, образованное на основе последовательного и систематизированного размещения в первой части (повышении) ряда однотипных (идентичных, однородных) элементов, в смысловом и грамматическом отношении зависящих от второй части (понижения), которая противопоставлена первой ниспадающей интонацией и отделена от нее синтаксической паузой». С точки зрения логики, период есть цельное логическое рассуждение, по структуре одинаковое с умозаключением, то есть характеризуется полнотой и последовательностью выражения мысли. Вместе с тем при помощи этой фигуры оратор создает эмоционально сильную фразу, которая произносится с постепенно нарастающим повышением голоса и сопровождается ощущением напряженного ожидания; нисходящая же интонация второй части периода способствует разряжению напряженности. Именно в интонационной законченности и смысловой завершенности заключается преимущество периодической формы. Использование периодов предоставляет А.Ф. Кони широкие возможности максимально полно отразить многообразие фактов, действий, состояний; установить сложные причинно-следственные и временные связи при создании правдивой и полной картины происшедшего; дать исчерпывающие характеристики людей, их поступков, явлений действительности; активизировать внимание слушателей в наиболее важных местах речи, направить его в нужное русло. Способствуя полному, последовательному и эмоциональному выражению мысли, период значительно повышает убедительность судебной речи.
Оратор употребляет обычно полный период, состоящий из четырех или более членов. Нередки также неполные (трехчленные) периоды, являющиеся средством интонационного выделения мысли, её подчеркивания, а также дающие возможность оратору быть лаконичным и представлять в убедительной форме «промежуточные» тезисы и положения, которые не требуют развернутого доказательства. А.Ф. Кони широко применяет период как цельное логическое рассуждение, в котором представлено какое-либо положение и аргументы, обосновывающие это положение (логический период). Он располагает его или перед доказательством какого-либо положения, тем самым выражая общие начала, на основе которых обвинитель и строит свое доказательство, или же после развернутого доказательства, подытоживая его. Нередки в его речах ораторские периоды, не содержащие логического умозаключения, а используемые как средство воздействия на чувства аудитории («периодическая» форма придает речи большую убедительность). Например: «Если в один прекрасный день малолетний сын Горшкова, постоянно проживавший при отце в Петербурге, оказывается оскопленным; если рассказ его об оскоплении неправдоподобен; если отец его не ропщет, не жалуется, не негодует на то, что его сын навеки «испорчен»; если он поддерживает тесную связь с лицами, из среды которых вышли губители его сына; если, нимало не заботясь о судьбе исчезнувшего сына, он так интересуется теми людьми и скорбит о предстоящих скопчеству опасностях, то мы можем сказать, что этот человек пожертвовал своим сыном для скопческого дела» - логический период; «В то время, когда он беседовал с должниками, видел их кислые улыбки в расчете процентов, а от иных, слишком уже прижатых им к стене, выслушивал невольные резкие замечания, жена его покупала себе шубки и духи; когда он копил - копейку за копейкой - деньги, которые приносились ему с презрением к его занятиям, с негодованием к его черствости, когда, сталкиваясь с должниками, которые смотрели на него как на прирожденного и беспощадного врага, он подавал ко взысканию, описывал и продавал их имущество, вынося на себе их слезы и их отвращение, жена его франтила и предавалась удовольствиям» - ораторский период.
В зависимости от синтаксической природы членов повышения и от характера отношений (сочинение или подчинение) между частями периода мы выделяем в речах А.Ф. Кони периоды с гипотаксической связью между повышением и понижением и периоды с паратаксической связью. В гипотаксических периодах отношения между повышением и понижением соответствуют семантическим и синтаксическим отношениям между препозитивным блоком однородных придаточных предложений разной степени распространенности и главным предложением, от которого зависят придаточные. В паратаксических периодах члены повышения, однородные простые и сложные предложения, обладают относительной смысловой самостоятельностью, являются равноценными предикативными единицами, образующими текст, который связан с понижением более слабой сочинительной связью.
В целом все виды связи, используемые А.Ф. Кони, позволяют придать изложению ясность, четкость и последовательность, отражая логику речи оратора. Рассмотрение логического аспекта судебных речей известного юриста и анализ его лексикона позволил нам выделить такие черты русского типа судебного оратора, как владение языковым богатством речи, логикой изложения и рассуждения.
В четвертой главе «Выразительность судебной речи» рассматриваются средства выразительности; раскрывается назначение тропов и фигур в текстах А.Ф. Кони; выявляются наиболее эффективные тропы и риторические фигуры, а также общие принципы их употребления.
Выразительность есть важнейшее коммуникативное качество обвинительных речей А.Ф. Кони. Умело использованные в речи средства выразительности обеспечивают судебному оратору эффективное решение всех задач, связанных с процессом убеждения. Важнейшими средствами выразительности в судебной речи являются тропы и фигуры речи. В лингвистике существует несколько классификаций риторических фигур и тропов (А.А. Волков, Е.В. Клюев, Ю.М. Скребнев, Т.Г. Хазагеров и Л.С. Ширина, И.В. Пекарская), однако нет общепринятой. Поэтому мы принимаем традиционную классификацию и рассматриваем средства выразительности как совокупность, систему особых риторических приемов. При анализе риторических фигур, используемых в обвинительных речах А.Ф. Кони, мы основываемся на перечне, представленном в «Трех трактатах об ораторском искусстве» Цицерона. Известный юрист, безусловно, прекрасно знал классическую риторику, античное судебное красноречие, в том числе и труды Цицерона, и использовал эти знания в судебной практике.
Для построения образной речи А.Ф. Кони широко применяет различные тропы. Весьма характерными приемами являются: ирония (в 16 обвинительных речах нами отмечено 439 случаев её употребления); перифраза (275 случаев), метонимия (229 случаев), тавтологические бинарные конструкции (129 случаев), гипербола (57 случаев), эпанортоза (41 случай). Другие образные средства (эвфемизм, зевгма, плеоназм, аллегория) используются значительно реже, что, однако, нисколько не умаляет их значимости в обвинительных речах, напротив, свидетельствует об умеренном и целенаправленном применении образных средств. Однако наиболее употребительные тропы в обвинительных речах А.Ф. Кони – это эпитеты, метафоры и сравнения. Они рассматриваются в работе отдельно, во-первых, потому, что наиболее частотны, а во-вторых, эти тропы (прежде всего метафоры и сравнения) стали традиционными в научных описаниях образности (О.И. Усминский).