ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 978
Скачиваний: 43
Обвинительные речи А.Ф. Кони изобилуют эпитетами (719 случаев употребления), которые чаще всего используются как оценочные определения, передающие отношение оратора к предмету речи (отточенные и напитанные ядом показания; медоточивые речи; вырученное из хищнических рук кольцо и др.). Знаменитый юрист использует их: при создании характеристики подсудимого, потерпевшего, свидетеля, а также при воспроизведении эпизодов из жизни подсудимого; как главный способ выражения оценки оратором показаний подсудимых, свидетелей; как средство привлечения на свою сторону присяжных заседателей с целью повлиять на их решение о виновности или невиновности подсудимых. А.Ф. Кони предпочитает употреблять эпитеты, выраженные прилагательными (мертвые, глухие и молчаливые анатомические данные), тогда как эпитеты, выраженные причастиями или причастными оборотами, не характерные для устной речи, встречаются реже (купленный муж, возвращенный обратно в долговое отделение по миновании надобности). Кроме того, сложные конструкции с двумя, тремя и четырьмя одиночными эпитетами-прилагательными позволяют создать определенный ритмический рисунок речи. Крайне редки в его текстах эпитеты, выраженные существительными, поскольку такая характеристика лица предполагает жесткую оценку, блокирующую множественность при интерпретации личности и выражает предубежденное, субъективное отношение. А.Ф. Кони характерна беспристрастность, объективность в оценках, выяснение объективных свойств личности, явлений, событий. Абсолютное большинство эпитетов в его речах – это общеязыковые эпитеты: стилистически нейтральные прилагательные (кислые улыбки, нечистоплотные руки, предательский поцелуй и др.), что обусловлено их главным назначением – способствовать эмоциональному воздействию, содействовать аргументации, а значит, и достижению оратором поставленной цели. Поэтому эпитеты в судебной речи не могут быть необычными, они не должны отвлекать внимание слушателей от основной мысли речи, должны быть ясными и понятными любой аудитории. Появление в текстах (единичные случаи) народно-поэтических (жена-разлучница, лихой человек) и индивидуально-авторских (акробатические показания, опытный и заслуженный ростовщик и др.) эпитетов свидетельствует об известной художественности речи А.Ф. Кони.
Второе место по частотности использования среди образных средств занимают метафоры (589 случаев). Их назначение, во-первых, эмоциональное воздействие на слушателей, во-вторых, они являются средством раскрытия смысла, средством точной, емкой и краткой передачи мысли оратора. Метафоры формируют у аудитории такое же отношение к характеризуемому явлению, как и у оратора. Будучи средством выражения смысла, оттенка мысли, метафора помогает сделать речь понятной, ясной, а значит, более убедительной. Таким образом, каждая метафора в речи А.Ф. Кони служит достижению главной цели речи – убеждению слушателей, следовательно, выполняет роль аргумента.
Известный юрист чаще использует метафоры-глаголы (266 случаев), реже метафоры-существительные (187 случаев), еще реже метафоры-прилагательные (75 случаев), употребляет он также и развернутые метафоры. Более частое применение метафор-глаголов объясняется, по-видимому, спецификой обвинительной речи, в которой рассматривается преступное деяние, действия конкретных лиц – участников этого преступления. Именно глагольные формы и помогают передать содержательно-фактуальную информацию с преобладающим в ней повествовательным типом речи. Предпочитая языковые метафоры (законные наследники слетятся в Петербург; вспышка страсти; злоба кипит и льется через край и др.), известный оратор крайне редко использует индивидуально-авторские (или поэтические). И это понятно. Отражая обычные жизненные явления, языковая метафора участвует в одном ряду с другими лексическими единицами в общем для всего языкового коллектива членении этой действительности, а индивидуально-авторская метафора, напротив, стремится сместить очевидные для всех отношения и тем самым привлекает к себе слишком большое внимание слушателей. Метафоры в обвинительных речах А.Ф. Кони выполняют скорее функцию коммуникативную, чем эстетическую, о чем свидетельствует, например, частое использование одних и тех же единиц. Так, его излюбленными метафорами можно считать: плод (13 случаев), вытекать (13), орудие (13), цепь и некоторые другие. Названные метафоры общеизвестны и широкоупотребительны, они практически утратили свою образность, однако за счет вызываемых ассоциаций позволяют судебному оратору быть точным и лаконичным. Основное количество метафор в речах А.Ф. Кони дают несколько тематических групп лексики: военная (под огнем перекрестного допроса; поле предстоящей битвы с правосудием; разбить; обезоружить; вооружить и др.); лексика, относящаяся к живописи (палитра; краски; мозаика; гравировка; обрисование и др.); лексика животного (заползти, гнездиться, заклевать, рыскать, облепить и др.), растительного (кора, зерно, разветвление, разрастаться, цвести и др.) и неорганического (атмосфера, прилив, буря, берег и др.) мира. Другие тематические группы слов также используются в метафорическом значении, однако они не столь характерны для оратора и представлены единично (нить недоверия, денежный рычаг, вино власти и др.). А.Ф. Кони широко использует метафоры с целью передать состояние подсудимого и потерпевших; дать точную характеристику лица; раскрыть историю жизни подсудимого или потерпевшего; охарактеризовать суд и особенности показаний свидетелей. Во всех перечисленных случаях метафоры передают оценочную информацию и, следовательно, способствуют реализации в речи ее основной цели - убедить слушателей, сформировать в них определенное отношение к рассматриваемым явлениям, соответствующее целевой установке речи.
Сравнения (186 случаев) в обвинительных речах А.Ф. Кони используются для того, чтобы привлечь внимание слушателей к мыслям, доводам, доказательствам, на которых основана позиция оратора, усилить их убедительность, а также чтобы обратить внимание адресата на несостоятельность мыслей, доводов и доказательств, лежащих в основе позиции его процессуального противника. Для выражения сравнений обвинитель использует различные языковые конструкции: творительный падеж имени существительного; сравнительную степень прилагательных; придаточные предложения. Большинство сравнений образуется синтаксически с помощью союзов как, подобно, вроде. Наряду с общеупотребительными (как дым; как обухом по лбу и др.), в речах А.Ф. Кони встречаются индивидуализированные сравнения (на деле этом, как на каком-нибудь нездоровом организме, являются болезненные, ненормальные новообразования), а также сравнения с литературными произведениями и литературными персонажами («Колосов имел не менее удачи, не менее внушал к себе доверия, чем и знаменитый герой знаменитейшей русской повести» (ссылка на повесть И.С. Тургенева «Андрей Колосов»), в чем проявляется характерная для русской судебной ораторики второй половины XIX века черта - хорошее знание ораторами художественной литературы. С помощью образных сравнений А.Ф. Кони точно и ярко называет предмет или действие, которые подчас нельзя охарактеризовать односложно. Образные сравнения помогают ему передать отношение к сообщаемому, чувства и вместе с тем оказать эмоциональное воздействие на слушателей: вызвать в них определенные чувства, определенное отношение к тому или иному явлению, повлиять на формирование точки зрения аудитории.
Особое место в речах оратора занимают сравнения, не несущие в себе эмоциональности, экспрессивности, оценочности, а обусловленные конкретными обстоятельствами рассматриваемого дела и заключающие в себе нужные факты (в таком громадном магазине не было сдачи с десятирублевой бумажки, как в какой-нибудь табачной лавочке; как многие чахоточные, он не верил в скорую смерть и др.). Они используются для сравнения поведения, действий характеризуемого лица в разных ситуациях или в разное время либо разных лиц в одной и той же ситуации. Сравнение часто помогает формировать у слушателей необходимую оратору точку зрения. В целом, сравнения в судебных речах А.Ф. Кони тесно связаны с действительностью и носят конкретный характер. Их можно разделить на две группы: образные сравнения, в которых оратор передает свое чувство, настроение, экспрессивную оценку предмета мысли, выражает восприятие мира и отношение к людям; «необразные» сравнения, которые заключают в себе какой-либо конкретный факт, связанный с рассматриваемым делом. Если образные сравнения призваны оказывать воздействие на чувства слушателей, т.е. являются элементами психологической аргументации, то «необразные» рассматриваются как элементы логической аргументации.
Важнейшим средством выразительности в судебных выступлениях А.Ф. Кони являются риторические фигуры. Наиболее употребительные среди них – повтор, инверсия, антитеза, градация.
Повтор - самая распространенная риторическая фигура в его речах (1359 случаев употребления). Оратор широко включает в речь анафору, удвоение слов, расширенный, варьируемый повтор, параллелизм. Повтор в речах А.Ф. Кони является важнейшей фигурой выделения, он помогает привлечь внимание адресата к важным моментам речи, подчеркнуть значимость какого-либо факта или аргумента, уточнить мысль. Вместе с тем, – это прием, создающий определенный ритм речи, обогащающий её интонационный колорит, действенный прием выразительности. Ритмизация речи, интонационное выделение фрагментов текста в немалой степени способствуют привлечению внимания адресата к определенной мысли оратора. Наиболее распространенной формой повтора, придающего речи динамичность и ритм, в обвинительных речах А.Ф. Кони является анафора (Он один нес черную работу, он один имел право на все, что было им нажито после свадьбы). Для знаменитого юриста вообще очень характерно использование анафоры, которая позволяет свести в один ряд зачастую различные по строению и синтаксическому уровню конструкции, соотнося их с одним и тем же предшествующим или последующим элементом либо разворачивая веером содержание речи в определенной смысловой точке изложения. В текстах А.Ф. Кони анафора широко представлена в периодах и вопросительных конструкциях и нередко становится аргументирующим средством: именно повторение начальных слов и словосочетаний в предложениях придает речи особую убедительность.
Варьируемый повтор создает комфортные психологические условия для усвоения присяжными заседателями наиболее важных мыслей. А.Ф. Кони обычно дважды, а то и трижды в ходе речи повторяет свои соображения, добиваясь того, чтобы присяжные усвоили их. При этом он может использовать специальные слова, сигнализирующие начало повтора (иначе говоря, иными словами, повторяю, я не могу не повторить и др.). Варьируемый повтор довольно часто становится основой обрамления – приема, состоящего в том, что в заключении повторяется (или варьируется) мысль, выраженная во вступлении. В таких случаях заключение достраивает, закрывает логическую рамку судебной речи: «Конец речи, - писал А.Ф. Кони, - должен закруглить ее, то есть связать с началом». О характерности этого приема свидетельствует частотность его употребления в обвинительных речах. Так, большинство речей обвинителя начинается и заканчивается обращением к присяжным заседателям вынести справедливый приговор. Довольно часто варьируемый повтор применяется для подведения итога по рассматриваемому вопросу при переходе к новому. При этом оратор может воспроизвести в нескольких предложениях всю картину преступления (сюжетный повтор в художественном произведении). Повтор в завершении доказательства выдвинутого тезиса содержит в себе краткий пересказ всех аргументов, служащих основанием доказательства, и далее в речи следует вывод, сделанный на основе проведенного доказательства. Оценивая участников судебной драмы, при помощи повтора оратор подчеркивает, выделяет какую-либо черту, качество, присущее характеризуемому лицу и имеющее важное значение в связи с обстоятельствами рассматриваемого дела. Композиционно такой повтор может концентрироваться в одном фрагменте речи или же находиться в ее различных частях. Используются повторы и при описании какого-либо явления, события, факта. Один и тот же факт может быть представлен с точки зрения разных участников судебного процесса. Такие повторы в речах А.Ф. Кони становятся важным аргументом в системе доказательства ложности или правдивости их показаний.
Часто оратор повторяет реплики участников судебного разбирательства (так называемый, цитатный повтор), показания свидетелей, подсудимых, потерпевших. Применяется также расширенный повтор, удвоение слов и повтор синтаксических конструкций (фигура параллелизма). Широкое использование в тексте самых разных видов повтора помогает оратору оттенить единство речи, связать излагаемые факты и явления. Создается ощущение единой цепи, все элементы которой вытекают один из другого, связаны между собой. Эта «цепочка» ощущается в каждом фрагменте обвинительных речей А.Ф. Кони и облегчает их восприятие и понимание.
Весьма характерной для обвинителя является инверсия, прежде всего, как способ подчеркнутого выражения определенной мысли, способ акцентирования важного для оратора смысла. Чаще всего используется неглубокая инверсия – анастрофа (338 случаев из 365 случаев инверсии), представляющая собой перестановку соседних слов, например, определения и определяемого слова внутри простого предложения (В большей части преступлений обвиняемые становятся в явно враждебные отношения к лицу потерпевшему). В сложном – придаточное предложение зачастую выносится в начало фразы (Что он убит в лежачем положении, на это указывают раны...).
Антитеза (53 случая) широко применяется оратором при характеристике каких-либо явлений, положений; при характеристике преступного деяния, рассматриваемого в суде (обычно во вступительной части обвинительной речи). Использование антитезы дает возможность в нескольких словах сказать многое, выделить наиболее важное в характеризуемом и при этом быть лаконичным, не отвлекать внимание слушателей от конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Антитеза помогает также охарактеризовать действия тех или иных лиц; внутреннее состояние какого-либо лица; личность того или иного участника судебного разбирательства или взаимоотношения разных лиц. Особенно выразительной и убедительной в обвинительных речах А.Ф. Кони является характеристика, составленная на основе противопоставления личных качеств двух людей, оказавшихся волею судеб в разных ролях: преступника и его жертвы (Такие два человека, один - ничего не делающий всю жизнь, другой - трудящийся, деятельный; один - весьма легко относящийся к обязанностям, другой же - со всей строгостью, сурово и резко, - эти люди сошлись на время, ввиду разных целей…). Для известного юриста характерно также применение антитезы как формы, в которую облекаются афористические суждения (Где сознательно открывают нож, там не действуют им тотчас же бессознательно).
Градация применяется обвинителем не часто (86 случаев) и тем более эффективным оказывается ее присутствие в речи. В абсолютном большинстве случаев А.Ф. Кони использует градацию как аргумент, дающий оценку: действиям подсудимого или самому подсудимому; показаниям свидетеля; действиям потерпевшего или самому потерпевшему; помогающий опровергнуть мнение оппонента или показания подсудимого. Например: «Свидетель Стефанович <…> дал четыре показания, одно другому противоречащее. Сначала, по его показанию, извозчик «грозит», потом только «говорит дерзости», потом только «грубо говорит». В данном случае использование нисходящей градации помогло оратору продемонстрировать недостоверность показаний свидетеля.