Файл: Dozortsev_Pravo_na_film_kak_slozhnoe_mnogosloynoe_proizvedenie-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 374

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Авторские права всегда имеют личный характер, и это влечет за собой практические последствия. Они заключаются не только в неотчуждаемости и непередаваемости права авторства, но и связаны с личностью автора имущественных прав. Результаты творческой деятельности носят следы личности автора, являются выражением этой личности. Особенно ярко это проявляется в области художественного творчества, где результат уникален и невоспроизводим без прямого заимствования. В области технического творчества, результаты которого защищаются патентным правом, это не вполне так, там тот же результат может быть независимо получен другим лицом и даже неизбежно будет получен, если в том есть общественная необходимость. Результат технического творчества тоже носит следы личности и индивидуальности автора, но не уникальности, и потому может быть оторван от личности автора. А авторские права - не только неимущественные, но и имущественные - тесно привязаны к личности автора.

Это относится и к юридическим лицам, которые в порядке прямо оговоренного исключения условно ставятся на место автора - человека и имеют точно такой же статус, как физические лица, они, как авторы, подставляются на место человека, и этот принцип проводится последовательно, учитывается при установлении всех прав, в том числе права использования, иначе концепция авторства юридического лица работать не сможет.

Если первоначальное авторское право закрепляется за юридическими лицами, они становятся правообладателями в личном качестве и на частноправовой основе. Это совершенно очевидно в случаях, когда речь идет не о государственных юридических лицах. Но государственные юридические лица поставлены законом в то же положение, что и частные. Одно исключение (авторство юридического лица) неизбежно влечет за собой и второе - первичный характер имущественного права, организация приобретает совершенно самостоятельное авторское право. Это право не может рассматриваться как государственное имущество - специальный правовой режим можно назвать персональным имуществом. Система, при которой один субъект обладает имуществом, имеющим разные режимы, известна, она получила четкое выражение в статье 298 ГК РФ, но она существовала и раньше, хотя и в эмбриональном виде. Устранение этого не вполне нормального противоречия возможно только при отказе от категорий хозяйственного ведения и оперативного управления.

Первичный характер авторского права юридического лица находит свое выражение и в том, что в случае ликвидации этого юридического лица государство получает его не как первичный правообладатель, а только как учредитель организации.

Правило о закреплении авторских прав на фильм за организацией, где он создан, распространяется на все организации, в том числе и на государственные. При этом важно отметить, что закон говорит именно об организации, а не о собственнике ее имущества, скажем, государстве. И речь идет о первичных правах, а не о вторичных, типа права оперативного управления или хозяйственного ведения, когда первичное право не осуществляется, находится как бы в "спящем" состоянии.


При всех условиях надо четко различать первоначального и первичного носителя авторского права и преемника имущественных прав. Государство никогда не может быть носителем первоначального и первичного авторского права, это функция только лица, признаваемого автором. Государство выступает в авторских отношениях как другой субъект права, такой же, как, например, иное юридическое лицо, это - два разных субъекта права. Авторское право не может принадлежать государству, никогда не выступающему в качестве автора изначально, переход к нему этого права допустим только в порядке правопреемства. Каждый автор имеет права в личном качестве, они закрепляются первоначально и первично именно за автором, а не за государством.

Суть отношения затуманивается в случаях, когда закрепление права за государством производится в момент создания произведения. Природа отношений становится ясной, если отличать совмещение возникновения права и его передачи, перехода во времени, то есть хронологию, от движения в содержании права. Выяснение природы прав на фильм усложняет еще и то, что без участия правопреемника (чаще всего это студия или продюсер, заключающие договор с творческими работниками) его создание реально невозможно, а авторское право возникает только с момента создания произведения, оно появляется у правопреемника сразу же. Создается ложное впечатление возникновения у контрагента автора по договору первоначального права, в то время как оно является производным. Но это производное право все равно первично, а не вторично, по типу права оперативного управления или хозяйственного ведения.

Закрепление права сразу же с его появлением еще не означает возникновения у субъекта первоначального права. Если окажется, что права носителя первоначального права (автора) порочны, то его преемник тоже будет признан лицом, не имеющим прав. Не всегда хронологически первый носитель права выступает в качестве носителя первоначального права. Первым реальным носителем авторских правомочий на использование произведения может выступать работодатель по служебному произведению, заказчик по произведению, созданному по гражданско - правовому договору, но обладателями первоначального права, которое принадлежит только автору, они никогда не будут. Тем более такие права не могут принадлежать государству.

Кроме смысла отношений общий вывод об отсутствии у государства первоначального авторского права подтверждается и формальными основаниями, буквой закона. Статья 216 ГК РФ прямо относит право хозяйственного ведения и право оперативного управления к вещным правам. До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года наше законодательство, как известно, вещных прав не выделяло (точнее - до принятия Основ гражданского законодательства 1991 года). Права на результаты интеллектуальной деятельности не могли быть отнесены к имуществу, они практически не имели имущественного характера, имущественные авторские и изобретательские права сводились к праву автора на вознаграждение. Поэтому даже если считать, что право оперативного управления (а по ГК РСФСР 1964 года существовало лишь оно) распространялось не только на вещи, а на все имущество (статьи 294 и 296 ГК РФ называют в качестве объектов этих прав "имущество"), то в последнее включались обязательственные права, производные от вещных прав (от права собственности). Они не распространялись и не распространяются в настоящее время на право так называемой "интеллектуальной собственности" и производные от нее права.


Только в соответствии с Основами гражданского законодательства 1991 года и законами об исключительных правах 1992 - 1993 годов появился новый вид имущества и имущественных прав, которые, однако, никак не могут быть отнесены к правам, производным от вещных, и включены в состав имущества, охватываемого статьями 294 и 296 ГК РФ. В состав такого имущества входят только денежные средства, независимо от их происхождения, в том числе полученные от использования результатов творческой деятельности и от распоряжения ими.

Права на результаты интеллектуальной деятельности никак не могут быть квалифицированы как вещные. Уже это исключает признание государства обладателем первичных исключительных прав на результаты, автором которых признается государственная организация. Такая организация условно подставлена на место физического лица, и эта подстановка (замещение) должна быть произведена последовательно.

Права на фильмы закреплялись за киностудиями как за автором, а не как за государственной организацией, когда основное, первичное право принадлежит государству, а государственному юридическому лицу - только вторичное право. Основанием возникновения этих прав является создание объекта, первоначально это право принадлежит именно автору, но никак не государству. Государству авторское право может принадлежать только в результате перехода, изменения субъекта, обладающего правами.

Итак, всякому лицу, признаваемому автором, в том числе государственной организации, принадлежат первичные и первоначальные авторские права, прав оперативного управления и хозяйственного ведения в этой сфере не существует. На то, что изначально принадлежит государственному юридическому лицу, государство может иметь права только как правопреемник, а не как обладатель изначального права. Государство может только выступать как отличный от первоначального носителя авторского права субъект, его правопреемник.

Первоначальные авторские права, как неимущественные, так и имущественные, имеют личный характер. Поэтому государству могут принадлежать только производные авторские имущественные права (неимущественные права неотчуждаемы). Первоначального и первичного права на фильм у государства нет никогда. Преемство имущественных прав возможно, но возникновение у государства первоначального права, равно как и "пробуждение" спящего права, исключается.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что закон называл в качестве первоначального обладателя права на фильм предприятие, осуществившее съемку, - студию, а не собственника ее имущества, в том числе государство.


3. Договорные основания преемства прав на фильм.

Договор заказа


Главным основанием преемства прав на фильм и возникновения производных прав является договор.

Существуют два способа введения нематериальных объектов авторского права в экономический оборот, которым соответствует два типа авторских договоров. Первый способ - передача права на произведение другому лицу, когда права одного обладателя в полном объеме прекращаются, возникая у нового правообладателя. Это - договор об отчуждении права. Второй способ - предоставление права использования произведения, когда обладатель права остается прежним, но он вступает в обязательственные отношения с другим лицом, которому разрешает использование произведения в тех или иных пределах. Это - лицензионный договор.


Наше законодательство, начиная с ГК РСФСР 1964 года, прямо предусматривает только лицензионные договоры о предоставлении права использования, хотя и разных видов (терминология закона на разных этапах менялась), никак не упоминая договоры об отчуждении права на произведения. Означает ли это, что последний из названных типов авторских договоров исключается?

Гражданскому праву присущ принцип, в соответствии с которым оно не знает закрытого перечня договоров - возможны любые договоры, хотя бы прямо и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему, соответствующие общим началам и смыслу гражданского законодательства (ст. 4 ГК РФ, абз. первый п. 1 ст. 8 ГК РФ, п. 2 ст. 421 ГК РФ). Это правило неизменно на разных этапах развития законодательства. Но общие начала и смысл законодательства меняются с его развитием, и это меняет возможности заключения конкретных договоров.

Смысл авторского права по ГК РСФСР 1964 года заключался в ограничении оборотоспособности произведений, именно так проявлялось действие командно - административной системы в области авторского права. Это получило выражение в допущении лишь лицензионных договоров, прямо названных в ГК РСФСР (статьи 503 и 504), договоры о передаче права на произведение, о его отчуждении противоречили общим началам и смыслу установленной им системы.

Именно так квалифицировала в те годы авторские договоры виднейший цивилист своего времени, специально занимавшаяся и авторским правом, профессор Е.А. Флейшиц, которая отвергала взгляд на издательский договор, исходящий из того, что "...автор "уступает" издательству или "отчуждает" в пользу издательства свое авторское право... Отчуждением называется отказ от определенного права навсегда. Договор купли - продажи является отчуждательной сделкой именно потому, что продавец теряет в пользу покупателя свое право на проданную вещь. Между тем издательский договор может быть заключен только на определенный, относительно короткий срок: в РСФСР - не более чем на 4 года...". Е.А. Флейшиц полагает, что издательство, используя произведение, осуществляло в условиях командно - административной системы вовсе не авторские правомочия и потому оно не приобретало от автора его "авторское право ни в целом, ни в части, ни бессрочно, ни на время" <*>.

--------------------------------

<*> Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. С. 163.


Ситуация изменилась с переходом на новую экономическую систему. Полноценное ее функционирование, в том числе и в области авторского права, было установлено Основами гражданского законодательства 1991 года, которые стали применяться в Российской Федерации с 3 августа 1992 г. С этой даты авторские договоры об отчуждении авторского права, его передаче соответствуют основным началам и смыслу гражданского законодательства, заключение таких договоров правомерно, хотя в законе по-прежнему прямо называются только лицензионные договоры (статьи 30 и 31 Закона Российской Федерации от 09.07.93 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"; далее - Авторский закон), впрочем, об этой категории, а точнее - о терминологии, несколько позже.


До 3 августа 1992 г. могли заключаться только лицензионные договоры, и потому право использования фильма оставалось у автора - киностудии на срок действия авторского права (напомним, что авторское право юридических лиц действовало бессрочно), оно ни к кому не переходило. Возникало только обязательственное отношение между лицензиаром и лицензиатом, которое в соответствии с условиями договора как-то связывает обе стороны, в том числе и правообладателя - лицензиара. Ответ на вопрос о сроке, в течение которого правообладатель связан, то есть не может передать произведение для использования третьему лицу, лежит в нормах закона о лицензионном договоре.

В ГК РСФСР 1964 года первоначально не употреблялся термин "лицензионный договор". В нем говорилось только об авторском договоре, заключаемом автором "в целях использования своего произведения" (ст. 503). Этот договор не имел специального названия, хотя с точки зрения общепринятой классификации его следует отнести к лицензионным, поскольку это был договор не о передаче права, а о предоставлении разрешения использовать произведение, право на которое в целом остается у прежнего правообладателя.

В связи с присоединением СССР в 1973 году к Всемирной конвенции об авторском праве возникла необходимость введения охраны прав автора оригинала произведения при его переводе или переделке. Для регулирования этих отношений потребовался несколько иной правовой механизм, чем при использовании оригиналов произведений. Именно для непосредственного решения этой задачи в ГК РСФСР (редакция от 1 марта 1974 г.) был введен еще один тип авторского договора, рассчитанный на новый тип авторских отношений, которому не очень удачно было присвоено название "лицензионного", в отличие от уже традиционного авторского договора "об использовании". Строго говоря, оба договора были лицензионными, появились только две его разновидности, но "лицензионным договором" стала называться только одна из них. Это не могло не привести к недоразумениям.

Отношения, возникающие при переводе и переделке произведений, обладают несколькими изначальными особенностями. Во-первых, переделка (перевод) произведения имеет разовый характер, всякий новый перевод (переделка) требует нового разрешения, договор разрешает не "переводить" ("переделывать") произведение, а "перевести" ("переделать") его. Проблема повторяющихся действий и срока, в течение которого они могут совершаться, не встает. Использование переделанного (переведенного) произведения, которое может иметь продолжающийся характер, - это уже следующий уровень. Во-вторых, возможна переделка (перевод) только уже существующего произведения, отношения по его созданию, договор о его заказе находятся за рамками этих отношений. В-третьих, производится использование не только переделанного произведения, но одновременно с ним используется и его переделка (перевод). Отношения по поводу этих двух произведений должны быть скоординированы, притом с разными правообладателями (кстати, такой договор обычно заключается не с тем, кто непосредственно производит переделку, а с лицом, обеспечивающим ее и получающим право на использование произведения в переделанном виде). "Лицензионный" договор состоит из двух элементов: собственно лицензионного - о переделке существующего произведения (включая, скажем, переделку романа в сценарий, перевод, аранжировку музыкального произведения) и о последующем использовании не только нового, но и старого объекта. Сама переделка - это разовое мероприятие. Но договор содержит два элемента - разрешение переделать произведение и использовать его в переделанном виде. Заключается и еще один, отдельный договор, уже не лицензионный, а об использовании, - с автором, осуществляющим переделку. Характер отношений определяется не наименованием обязательства, а содержанием прав и обязанностей сторон.