Файл: право европейского союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 737

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статус депутата : закрепляется в общих чертах учредительными актами и детально регулируется Регламентом Парламента. Регламент определяет объем и порядок осуществления депутатских полномочий, требования к их осуществлению и ответственность за их нарушение. Правомочность полномочий депутата, устанавливаемая по итогам голосования на выборах, подтверждается самим Парламентом. Полномочия осуществляются каждым депутатом самостоятельно. Депутат не связан императивным мандатом. Он пользуется всеми правами, закрепленными в Договорах и Регламенте, участвует в обсуждении вопросов, включаемых в повестку дня, и принятии решений, выносимых на голосование.

23.Европейский совет: функции и полномочия.

Это высший орган политической координации и планирования Евросоюза .

Главной функцией Европейского совета является определение основных направлений внутренней и внешней политики ЕС. Эта функция в торжественных выражениях закреплена в § 1 ст. 15 ДЕС: "Европейский совет дает Союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет его общие политические ориентиры и приоритеты". Согласно той же статье "Европейский совет не осуществляет законодательную функцию", которая возложена на Европейский парламент и Совет ЕС.

Европейский совет выполняет функцию политического арбитража. Благодаря наличию в составе Европейского совета высших руководителей, он является инстанцией, посредством которой обеспечивается урегулирование наиболее серьезных разногласий между государствами-членами. После реформы Лиссабонского договора роль Европейского совета как политического арбитра применительно к некоторым вопросам законодательного процесса прямо признана в учредительных документах ЕС.

С учетом своих функций Европейский совет может быть назван высшим институтом политической координации в ЕС – координации, которую он осуществляет именно благодаря тому, что его членами являются высшие руководители всех стран Европейского Союза и ЕС в целом.

Европейский Совет полномочен обсуждать представленный Комиссией проект "общих ориентиров экономической политики", а также принимать решения о создании "общей обороны" ЕС (§1 ст.17 Договора о ЕС). Следует напомнить и о специальных полномочиях по урегулированию политических разногласий (§2 ст.23 Договора о ЕС).

Европейский Совет, как уже отмечалось, не издает нормативные акты, так как он не отнесен к институтам Европейского Союза, однако, существует исключение, когда им издаются общие стратегии в сфере внешней политики (ОВПБ), которые чаще всего носят декларативный, политический характер. Документ же, вырабатываемый Европейским Советом по итогам каждой сессии, называется "Заключения". В нем содержатся не правовые нормы, а программные положения, адресованные государствам-членам и институтам. Заключения - формальный итог работы Европейского Совета.. Он также вправе издавать резолюции и декларации.


В своей работе Европейский Совет имеет возможность принимать обязательные юридические акты. Для этого он преобразуется или в Совет Европейского Союза, или в Конференцию правительств государств-членов. Такой случай, например, имел место, когда 7-11 декабря 2000г. в Ницце заседание Европейского Совета преобразовалось в заключительное заседание межправительственной конференции, по итогам которой был согласован текст Ниццкого договора. Ранее (1998г.) аналогичный случай имел место, когда принималось решение о переходе государств-членов ЕС на новую валюту -евро. Однако такие "преобразования" случаются не часто.

Европейский Совет, в силу того, что он не является субъектом властных полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за принятые им решения. Однако его члены все-таки несут в индивидуальном порядке политическую и юридическую ответственность: премьер-министр, например, - перед национальными парламентами, Председатель Комиссии - перед Европарламентом. В соответствии с Ч.3 ст.4 Договора о ЕС "Европейский Совет представляет Европейскому парламенту доклад о каждом своем заседании и ежегодный письменный доклад о прогрессе, достигнутом Союзом". Этот доклад напоминает ежегодные послания президентов законодательным собраниям своих стран.



24.Европейский совет: состав и организация работы.

Европейский Совет- собрание, "саммит" высших руководителей государств-членов Союза и Председателя Комиссии ЕС, что вытекает из ст.4 Договора о ЕС.

Европейский Совет включает по одному высшему представителю от всех государств-членов. Всего, совместно с Председателем Комиссии, данный орган состоит из 29 членов. Наряду с высокопоставленными и полноправными членами участвуют "в качестве помощников министры иностранных дел государств-членов и один из членов Комиссии". Европейский Совет собирается не менее двух раз в год "под председательством главы государства или правительства государства-члена, которое председательствует в Совете.

Деятельность Европейского Совета строится, преимущественно, на базе сложившихся обычаев и обыкновений. Он не имеет структурных подразделений и собственного аппарата, прописанных процедур. Среди решений, которые как-то затрагивают эти вопросы, можно назвать Лондонскую 1977 г. декларацию "О Европейском Совете" и торжественную декларацию (Штутгарт 1983г.) "О Европейском Союзе".

К настоящему времени установилась традиция проводить по четыре сессии (две в первом семестре и две во втором). Эта традиция нашла закрепление в Конституции ЕС. В §3 ст.1-20 говорится, что "Европейский Совет должен собираться ежеквартально". Допускается, что в случае крайней необходимости проведения внеочередной сессии организация работы Европейского Союза (созыв на сессии, их подготовка и общее руководство работой) возложена на государство-Председателя Совета Европейского Союза.




25.Совет Европейского Союза: функции и полномочия.

Совет Европейского Союза - важнейший политико-правовой институт, который обязан обеспечить согласование национальных интересов государств-членов с выполнением задач и целей Сообщества и Европейского Союза.

Совет наделен широкими полномочиями (ст.145-154, 202 Договора, учреждающего Европейское сообщество, ст.13-25 Договора о Европейском Союзе). Среди них следует отметить такие, как координация общей экономической политики государств-членов, принятие обязательных решений, исполнение которых делегируется Комиссии; ведение социальной сферы (здравоохранение, образование и т.д.); принятие и осуществление финансовых решений; ведение внешней политики и политики безопасности; руководство в сфере борьбы с преступностью; обеспечение координации полиции и сотрудничество в судопроизводстве; определение валютной политики, принятие нормативно-правовых актов. Надо сказать, что принятием Единого европейского акта, а затем с подписанием Маастрихтского и Амстердамского договоров сфера ведения Европейского Союза и Сообществ была значительно расширена, соответственно изменились полномочия, осуществляемые Советом Европейского союза и Сообществ. При характеристике полномочий это учитывается. В организационном плане введены такие новеллы, как созыв Совета на уровне глав государств или правительств при решении экономических и финансовых задач. Так, например, 3 мая 1998г. на одном из таких заседаний Совета было принято решение о государствах-членах, способных участвовать в Валютном Союзе и о введении с 1 января 1999г. единой денежной единицы Союза - евро. Это решение реализовано.

Следует подчеркнуть, что одним из главных полномочий Совета является его право принимать нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению всеми субъектами Европейского Союза. Эту свою функцию Совет реализует совместно с Парламентом, но первый имеет право "вето", которое носит абсолютный характер. Законодательная роль Совета ЕС выражается в "определении широких политических директив" 5, нормативном закреплении и представлении интересов государств-членов Европейских Сообществ, принятии решений по вопросу подготовки и принятия нового законодательства, поддержке правовыми средствами межправительственного принципа сотрудничества в рамках Европейского Союза. Если законопроекты принимаются на базе консультативной процедуры 6 (данная процедура в различных вариациях предусмотрена ст.45, 49, 52, 67, 83, 89, 132 Договора о ЕС), то Совет принимает документ в окончательной редакции и нередко вопреки возможным возражениям Парламента Европейского Союза.

Совет вправе учреждать судебные органы ("судебные палаты") и назначать их членов. Он также полномочен назначать широкий перечень должностей различных органов ЕС (экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Омбудсмен, Европейский контролер по защите данных и др.). Акты назначения на должности Советом должны быть приняты единогласно.


Совет Европейского Союза имеет полномочие (функцию) по формированию бюджета, на основании которого совместно с Парламентом принимает бюджет Европейского Союза.

Наряду с названными полномочиями, Совет Европейского Союза обладает и иными широкими полномочиями: принятие ежегодных "широких ориентиров экономической политики", направляемых государствам-членам; утверждение исключительно всех мероприятий, правовых актов в рамках I и II опор, а также контроль за их исполнением государствами-членами; заключение соглашений от имени Сообществ и Союза с третьими странами. В ряду иных полномочий следует выделить также назначение на должности в институты и органы ЕС самостоятельно или с согласия Парламента (Председателя и членов Европейской Комиссии, членов счетной палаты и др.), созывать конференции по пересмотру учредительных документов Европейского Союза. Все эти полномочия некоторые авторы объединяют в несколько функций: законодательную, бюджетную, определения политики и координации и др.



26.Совет Европейского Союза: состав и организация работы.

"В состав Совета входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства государства-члена, которое он представляет, и осуществлять право голоса". Таким образом, в настоящее время Совет включает 28 министров, каждый из которых является уполномоченным представителем своей страны.

Форма работы Совета – сессионная. Совет созывает на сессии Председатель, как правило, по собственной инициативе. Он обязан сделать это также по требованию Европейской комиссии или любого члена Совета.

Фиксированная периодичность для проведения сессий Совета не установлена. Председатель заранее должен в предварительном порядке наметить "дни, в которые он планирует провести сессии Совета с целью выполнения законодательной работы Совета или принятия оперативных решений". В среднем в течение года проходит примерно 100 сессий Совета, причем разные его формации могут заседать в одно и то же время.

Сессия Совета включает одно или несколько заседаний и завершается, как правило, в течение 1–2 дней. Учитывая, что большинство проектов, вносимых в повестку дня Совета, предварительно согласуются на уровне его вспомогательных органов, этот срок вполне достаточен. В заседаниях от каждого правительства участвует национальная делегация в составе компетентного министра (член Совета) и сопровождающих его лиц.

С правом совещательного голоса в заседаниях Совета, как правило, принимают участие также представители Европейской комиссии, а в некоторых случаях и Европейского центрального банка.

Кворум, т.е. минимальное количество присутствующих, при котором могут приниматься решения, составляет большинство членов Совета. На практике с кворумом в Совете проблем не возникает, однако на случай отсутствия кого-либо из членов предусмотрена возможность делегирования права голоса другому члену Совета. При этом одному члену Совета не могут быть делегированы голоса двух и более других министров (т.е. можно голосовать за себя и за одного из других членов Совета, но не больше).


Если вопрос носит неотложный характер, требует максимально быстрого принятия решения, то Совет вправе издавать необходимые акты без созыва на заседания. В подобных обстоятельствах используется письменная процедура и ее специфическая разновидность – "процедура молчаливого одобрения". В рамках последней акт считается принятым, если по истечении срока, установленного Председателем, не поступило возражений ни от одного из членов Совета.

Повестку дня в предварительном порядке формирует Председатель и вносит ее на утверждение Совета в начале каждой сессии. Как и при созыве Совета на сессию, Председатель должен включить в повестку дня вопросы, на обсуждении которых настаивает Комиссия или любой из членов Совета. В основу для формирования повестки дня всех формаций Совета кладется программа работы Совета, утверждаемая государствами-председателями сроком на 18 месяцев.

Гласность работы Совета обеспечивается путем трансляции его заседаний, которая проводится в специальный зал в помещении Совета и воспроизводится в течение минимум одного месяца на его интернет-сайте. Результаты голосования по проектам законодательных актов ЕС в обязательном порядке публикуются.





27.Европейская комиссия: функции и полномочия.

Задача Еврокомиссии — координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 28 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 28 стран-членов. Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамка. Комитология — это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Статья 155 (н.н. ст. 211) Договора о ЕС выделяет четыре главных полномочия Европейской Комиссии.

Во-первых, она обеспечивает осуществление учредительных договоров, равно как и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение последних.