Файл: RPUD_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 2246

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

91 

 

Правительство  Италии  в  ответ  заявило,  что  оно  со  своей  стороны 

предприняло  все  необходимые  меры  для  трансформации  директивы  в 
национальное  право.  В  частности,  оно  подготовило  соответствующие 
законопроекты и официально представило их в итальянский парламент.  

Однако после этого случился политический кризис, и парламент был 

распущен.  По  этой  причине  правительственные  законопроекты  не  были 
утверждены в срок. 

По  мнению  ответчика,  в  стране  имели  место  форсмажорные 

обстоятельства,  и  Суд  Европейского  Союза  должен  либо  отказать  в  иске 
Комиссии, либо перенести слушания дела на более позднее время.  

Какое решение следует принять Суду Европейского Союза? 

Задание № 14

 

В  ряде  бельгийских  коммун  был  введен  специальный  налог  на 

параболические антенны. Комиссия посчитала этот налог противоречащим 
праву ЕС и возбудила против Королевства Бельгия расследование. 

Пойдя 

на 

уступки 

требованиям 

Комиссии, 

федеральное 

правительство Бельгии потребовало от соответствующих коммун отменить 
указанный  налог.  Однако  некоторые  коммуны  не  исполнили  это 
предписание.  

Комиссия предъявила к Бельгии иск в Суд Европейского Союза.  

Какое решение должен вынести Суд Европейского Союза, если налог 

на параболические антенны действительно противоречит праву ЕС? 

 

Задание № 15 

Комиссия обратилась в Суд Европейского Союза с иском к Франции 

в  связи  с  тем,  что  ее  законодательство  противоречит  одной  из  директив 
ЕС. 

Ответчик  согласился  с  наличием  противоречия.  В  то  же  время,  он 

призвал Суд отклонить иск или вовсе не принимать его к рассмотрению.  

Возражения ответчика заключаются в следующем: 
- во-первых, директива вступила в действие более 6 лет назад, и все 

это  время  Комиссия  никаких  претензий  к  Франции  не  предъявляла.  По 
мнению  ответчика,  предъявление  иска  по  истечении  столь  долгого 
времени  противоречит  общему  принципу  «правовой  определенности», 
установленному в прецедентном праве Суда Европейского Союза. 

- во-вторых, ответчик заверил Суд в том, что директива фактически 

обладает  прямым  действием  на  территории  Франции.  Национальные 
судебные  органы  непосредственно  применяют  ее  при  разрешении  дел,  в 
том  числе,  вопреки  противоречащим  ей  актам  французского 
законодательства. 

Комиссия  согласилась  с  тем,  что  она,  действительно,  промедлила  с 

предъявлением иска, однако, от своих требований не отказалась. 

Какое решение должен принять Суд Европейского Союза? 


background image

92 

 

Задание № 16 

Греческая  торговая компания,  занимающаяся продажей  цитрусовых 

на  территории  разных  стран  Европейского  Союза,  пришла  к  выводу,  что 
некоторые законодательные акты Ирландии и Швеции нарушают свободу 
товарооборота и противоречат праву ЕС. 

В  этой  связи  компания  обратилась  к  Комиссии  с  ходатайством  о 

возбуждении  расследования  против  данных  государств-членов  в 
соответствии со ст. 258 Договора о функционировании ЕС.  

Комиссия,  однако,  на  первичное  и  на  повторное  ходатайства 

греческой  компании  не  отреагировала,  и  последняя  на  основании  ст.  265 
Договора  о  функционировании  ЕС  предъявила  Комиссии  «иск  из 
бездействия» в Суд Европейского Союза. 

Подлежит ли удовлетворению данный иск? 

Задание № 17 

В  1990  г.  Советом  Европейских  сообществ  (ныне  –  Совет 

Европейского Союза) была издана Директива о туризме, которая в одной 
из статей (ст. 7) предусматривает, что туристические компании «в случае 
несостоятельности»  должны  обеспечить  потребителям  возмещение 
стоимости приобретенных ими туров и, при необходимости, гарантировать 
их возвращение домой. 

Срок  трансформации  Директивы  истек  31  декабря  1992  г.,  т.е. 

государства-члены  должны  были  до  наступления  этой  даты  включить 
нормы Директивы в свое национальное законодательство. Однако Бельгия 
не  выполнила  эту  обязанность  в  отношении  упомянутой  ст.  7.  Комиссия 
никаких претензий к Бельгии не предъявляла и не возбуждала против нее 
расследования на основании ст. 258 Договора о функционировании ЕС. 

В  1999  г.  несколько  бельгийских  граждан  оказались  в  ситуации, 

предусмотренной  ст.  7  Директивы,  т.е.  не  смогли  отправиться  в 
путешествие  из-за  несостоятельности  частной  компании,  продавшей  им 
туры. 

Граждане  желают  совершить  намеченные  поездки  или  вернуть 

уплаченные ими деньги. Они намерены обратиться с этой целью в суд. 

В  какой  судебный  орган  им  надлежит  обращаться:  национальный 

суд Бельгии или в Суд Европейского Союза? Какие требования граждане 
должны заявить в суде с тем, чтобы получить желаемую компенсацию?

  

Задание № 18 

Британская  гражданка  К  являлась  сотрудницей  одной  из  частных 

фирм. Работодатель своим приказом перевел ее на работу в ночную смену. 
Под угрозой увольнения она сначала дала согласие, но затем потребовала 
направить ее для работы в дневную бригаду. В результате К была уволена.  


background image

93 

 

Действия 

работодателя 

соответствуют 

британскому 

законодательству,  но  противоречат  одной  из  директив  ЕС  в  области 
трудового права,  которая запрещает работодателям привлекать женщин к 
ночному труду без их согласия. Данная директива была издана в конце XX 
века,  однако  Великобритания  к  моменту  увольнения  не  включила  ее 
нормы в национальное законодательство. 

Гражданка К желает восстановить нарушенные права и с этой целью 

обратилась за консультацией к адвокату. 

Какой совет должен дать ей адвокат? 

Задание № 19 

Считая 

необходимым 

обеспечить 

более 

эффективное 

функционирование  железных  дорог  на  всей  территории  Союза, 
Европейский  парламент  и  Совет  издали  Директиву  «О  распределении 
пропускной 

способности 

и 

тарификации 

железнодорожной 

инфраструктуры, и о выдаче сертификатов в сфере безопасности». 

В  первом  предложении  преамбулы  Директивы  указано,  что  она 

издана  на  основании  «учредительных  договоров  Европейского  Союза»,  в 
частности,  ст.  3  Договора  о  ЕС  и  ст.  352  Договора  о  функционировании 
ЕС. 

Одно из государств-членов, не согласное с рядом положений новой 

Директивы,  оспорило  ее  в  Суде  Европейского  Союза.  Оно  обратилось  в 
Суд  с  “иском  об  аннулировании”  в  соответствии  со  ст.  263  Договора  о 
функционировании ЕС. 

Какое решение по иску должен вынести Суд Европейского Союза? 

 
 

Задание № 20 

Гражданин  Российской  Федерации  С.  работал  по  контракту  на 

стройке  в  г.  Порту  (Португалия)  в  течение  2  месяцев.  По  завершении 
трудовой деятельности он обнаружил, что получил вознаграждение ниже, 
чем получили его коллеги из Латвии. С. обратился в суд г. Порту, ссылаясь 
на ст. 23 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве РФ и ЕС 1994 г., с 
требованием устранения дискриминации по отношению к нему и выплаты 
ему надлежащей суммы, равной вознаграждению латвийских работников. 

В  ходе  рассмотрения  дела  выяснилось,  что  С.  прибыл  из  России  в 

Португалию  по  Шенгенской  визе,  выданной  греческим  консульством  в 
Москве с целью туристической поездки. 

Учитывая  это  обстоятельство,  суд  г.  Порту  отказал  С.  в 

удовлетворении  иска,  указав  на  отсутствие  законных  оснований  для  его 
трудовой  деятельности  в  Португалии,  что  влечет  неприменимость  к 
данному случаю положений ст. 23 СПС. 

Правильно ли поступил суд г. Порту? 

 


background image

94 

 

3.5.1  Задания для выполнения контрольных работ  

 ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, 

ВКЛЮЧАЯ ГРУППЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ И ГРУППЫ 

УСКОРЕННОЙ ПОДГОТОВКИ 

Методические указания по выполнению контрольных работ 

Цель 

контрольной 

работы 

– 

закрепить 

полученные 

общетеоретические  и  практические  знания  и  научить  студента 
самостоятельно  работать  с  источниками  права  ЕС,  читать,  понимать, 
анализировать их тексты в связи с выполнение конкретных заданий. 

В  первую  очередь  это  относится  к  важнейшим  учредительным 

документам Европейского Союза (Договор о Европейском Союзе 1992 г. и 
Договор  о  функционировании  Европейского  Союза  1957  г.),  в  которых 
закладываются  правовые  основы  устройства  и  деятельности  данной 
организации,  полномочия  ее  органов  в  различных  сферах  общественной 
жизни. 

Для  успешного  выполнения  задания  контрольной  работы  студенту 

необходимо также изучить учебную и иную рекомендуемую литературу. В 
то  же  время  работа,  которая  содержит  компиляцию  или  пересказ 
литературных  источников,  в  том  материалов  сети  Интернет,  без 
собственного  анализа  нормативного  материала,  к  защите  допускаться  не 
будет! 

Из 

текста 

работы 

должно 

следовать, 

что 

студент 

самостоятельно  прочитал  и  проанализировал  необходимые  источники 
права.  В  тексте  работы  обязательны  ссылки  на  конкретные  статьи 
этих источников. 

Необходимо  обратить  внимание,  что  учебная  и  теоретическая 

литература по праву Европейского Союза, вышедшая в свет ранее 2007 г., 
является 

значительно 

устаревшей. 

При 

использовании 

данных 

литературных  источников  нужно  сверять  их  с  действующей  редакцией 
учредительных  документов  Союза,  установленной  Лиссабонским 
договором 2007 г. 

При  подготовке  и  написании  контрольной  работы  рекомендуется 

применять метод сравнительно-правового исследования, т.е. сопоставлять 
анализируемые  политические  и  правовые  институты  ЕС  со  сходными 
институтами, изученными в рамках других учебных дисциплин. Особенно 
полезным  будет  сравнение  норм  учредительных  документов  Союза  и 
Хартии  Европейского  Союза  об  основных  правах  2000  г.  с  положениями 
Конституции  Российской  Федерации  и,  когда  уместно,  с  положениями 
международных  документов,  обязательных  для  России  (Устав  Совета 
Европы; учредительные договоры Содружества Независимых Государств и 
Союзного  государства  Беларуси  и  России;  Европейская  конвенция  о 
защите прав человека и основных свобод). 


background image

95 

 

Работа  должна  содержать  план,  правильно  оформленные  сноски  на 

цитируемые  или  использованные  источники,  а  также  список 
использованной литературы. Каждый вопрос плана выделяется в тексте. 

Примерные 

планы 

по 

каждому 

варианту 

являются 

ориентировочными.  Студент  вправе  вносить  в  примерный  план 
дополнительные  подпункты  и  изменения,  если  это  будет  способствовать 
лучшему раскрытию темы.  

Контрольная  работа  может  быть  представлена  в  рукописной  или 

печатной  форме.  Работа,  выполненная  от  руки,  должна  быть  написана 
аккуратным почерком, понятным рецензенту. 

Примерный  объем  работы  составляет  18–24  страниц  ученической 

тетради.  Работа  по  объему  не  должна  превышать  18  страниц  печатного 
текста,  написанного  через  1,5  интервала  стандартным  шрифтом. 
Существенное  превышение  допустимого  объема  работы  может  служить 
основанием для оценки «незачет». 

Приводимая  ниже  тематика  контрольных  работ  является 

обязательной.  Изменение  заданий  и  наименования  вариантов  не 
допускается,  кроме  исключительных  случаев  по  согласованию  с 
заведующим  кафедрой  или  рецензентом,  когда  предлагаемая  студентом 
тема имеет серьезный научный и/или практический интерес.  

Для  написания  работы  студент  вправе  самостоятельно  избрать 

любой из предусмотренных ниже трех вариантов.  

ВАРИАНТ № 1 

Основные личные и политические права граждан Европейского 

Союза 

При подготовке к написанию контрольной работы по варианту № 1 

следует  вначале  ознакомиться  с  системой  источников,  закрепляющих  на 
уровне  Европейского  Союза  основные  права  и  свободы  человека  и 
гражданина, в том числе личные и политические права. 

Особое внимание необходимо уделить Хартии Европейского Союза 

об  основных  правах  от  7  декабря  2000  г.,  которая  является  новейшим 
источником  в  этой  области.  При  написании  работы  следует  пользоваться 
новой  редакцией  Хартии,  утвержденной  12  декабря  2007  г.  в  связи  с 
подписанием  Лиссабонского  договора  (вместе  с  комментарием  и 
официальными разъяснениями опубликована в книге «Европейский Союз: 
основополагающие  акты  в  редакции  Лиссабонского  договора  с 
комментариями / под ред. С.Ю. Кашкина». М., 2012).