ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2020
Просмотров: 2909
Скачиваний: 6
ГЛАВА 10
Европейский парламент .............................................................................................155
10.1. Общие положения ..............................................................................................155
10.2. Порядок формирования и состав ...................................................................158
10.3. Полномочия Европарламента ..........................................................................164
ГЛАВА 11
Судебная система Европейского Союза .................................................................175
11.1. Роль и место судебных органов в институциональной
системе ЕС ......................................................................................................................175
ГЛАВА 12
Европейский центральный банк и Счетная палата .............................................182
12.1. Европейский центральный банк .....................................................................182
12.1.1. Общие положения .................................................................................182
12.1.2. Организационные структуры и полномочия .................................185
12.1.3. Цели и задачи ЕСЦБ .............................................................................187
12.2. Счетная палата ....................................................................................................189
12.2.1. Общие положения .................................................................................189
12.2.2. Состав и структура Счетной палаты ................................................190
12.2.3. Полномочия Счетной палаты .............................................................191
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................194
Программа курса «Основы права ЕС. Институты ЕС» ......................................196
6
ВВЕДЕНИЕ
В становлении и эволюции европейского интеграционного права отчетливо
прослеживаются три этапа.
Первый
связан с учреждением Европейских сообществ и формированием
права сообществ.
Второй
берет отсчет с образования Европейского Союза и со-
провождается становлением права Европейского Союза.
Третий
начинает выри-
совываться с подписанием Ниццкого договора, вступившего в силу в 2003 году,
и получает воплощение в попытке создания конституции для Европы, а после
ее неудачи — в новом основополагающем договоре, подписанном в Лиссабоне
в декабре 2007 года.
Первые два этапа формирования и применения интеграционного права
подробно описаны и проанализированы в учебнике европейского права, под-
готовленном коллективом Института европейского права (ИЕП) МГИМО (У).
В приложении к первому изданию (М: Норма, 2000) опубликованы консолиди-
рованные версии Договора об учреждении Европейского сообщества и Дого-
вора о Европейском Союзе, составленные на основе Амстердамского договора
1987 года. Несколько изданий учебника вышли в 2000–2005 годах и дополни-
тельный тираж — в 2007 году.
В силу чисто хронологических причин новый, третий, этап эволюции права ЕС
пока не получил должного систематизированного освещения в учебной литературе.
В какой-то мере этот пробел призвано восполнить предлагаемое учебное пособие.
В нем последовательно рассматриваются предпосылки заключения и содержание
основополагающего договора 2007 года, новые консолидированные версии Дого-
вора о Европейском Союзе и Договора о функционировании Европейского Союза,
опубликованные в Официальном вестнике ЕС в мае 2008 года. Анализируются
все радикальные изменения, вносимые в структуру ЕС и его правовую природу,
трансформация правовой системы и институционального механизма.
Лиссабонский договор, так же как и предшествующий ему Конституционный
проект, отражает доминирующую тенденцию в эволюции интеграционного
объединения — стремление к модернизации, демократизации и повышению
эффективности ЕС. Это представляется особенно важным сейчас, в условиях
острейшего мирового финансового и экономического кризиса.
Лиссабонский договор о реформе знаменует собой новый этап в развитии
права ЕС. Речь идет о попытке создания действительно единого правопорядка,
единой правовой системы и реформировании организационной и институцио-
нальной структуры Европейского Союза. Он уточняет природу Европейского
Союза, сферу его ведения и компетенцию, реорганизует и во многом изменяет
порядок функционирования механизма ЕС.
Настоящее учебное пособие посвящено рассмотрению этих изменений,
изучению поэтапной программы осуществления намеченных правовых реформ.
7
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
Оно ни в коей мере не заменяет и не замещает собой существующий учебник
по курсу европейского права, подготовленный ИЕП. Первое издание учебника
особенно подробно на концептуальном уровне объясняет природу и специфику
права ЕС. Во втором обстоятельно анализируются происходящие изменения
и тенденции развития. В нем учтены первоначальные планы перестройки ЕС.
Однако ни одно из этих изданий не содержит материала, относящегося к харак-
теристике и анализу Лиссабонского договора о реформе (краткое предисловие
к дополнительному тиражу 2008 года, написанное автором данного пособия,
содержит лишь самые элементарные сведения о программе реформ). Вот почему
предлагаемое учебное пособие дополняет существующий учебник и позволяет
обеспечить углубленное изучение планируемых изменений в праве ЕС, нашед-
ших свое отражение и закрепление в Договоре. Учебное пособие рассчитано
на лиц, уже знакомых с основами права ЕС. Соответственно структурировано
и само учебное пособие, основные главы которого совпадают с главами учебника,
выпущенного в 2005 году.
При подготовке данного пособия учтены особенности конструирования
основополагающего договора 2007 года, который кардинально изменяет дей-
ствующие учредительные акты, образующие правовую основу ЕС. Новых — два.
Первый — Договор о Европейском Союзе. Он определяет содержание и на-
правленность реформ. Второй — Договор о функционировании Европейского
Союза. Он детализирует и уточняет условия и механизм их реализации. Учтены
также постановления Протоколов и других документов, приложенных к ДР, де-
тализирующих осуществление программы реформ. Неизбежный в этом случае
повтор в известной мере присутствует и в учебном пособии. Он имеет не только
естественный, но и намеренный характер, позволяя привлечь внимание к особо
важным с точки зрения теории и практики изменениям. Так, описание зако-
нодательной процедуры, ее назначение и разновидности существенно важны
при анализе пересмотра и консолидации системы источников права ЕС. Вместе
с тем они также неизбежно должны присутствовать при изучении полномочий
и практики функционирования ведущих институтов ЕС. Не меньшее значение
имеет повременная программа введения в действие новой процедуры принятия
решений, описанной в Договоре о функционировании Европейского Союза
и детализированной в специальном Протоколе.
При работе с новыми источниками следует обратить внимание на еще
один немаловажный момент. Европейский совет сохранил за собой право
вносить отдельные изменения в текст Договора о реформе на стадии до за-
вершения ратификационного процесса. Так, на саммите в декабре 2008 года
было принято решение об отказе от ротационного принципа формирования
Европейской комиссии. Идя навстречу пожеланиям Ирландии и стремясь со-
действовать достижению позитивного результата на повторном референдуме,
Европейский совет подтвердил сохранение принципа, согласно которому
8
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
каждое государство — член ЕС будет располагать одним мандатом в Евро-
пейской комиссии.
В учебном пособии уделяется определенное внимание и некоторым линг-
вистическим аспектам изучаемого материала. Уже первые публикации новых
актов (книга, содержащая Лиссабонский договор в переводе на русский язык
и комментарии к нему, подготовленная преподавателями МГЮА под редакцией
проф. Кашкина С. Ю., и статьи в интернет-журнале «Вся Европа.ру») свиде-
тельствуют о некотором разнобое в использовании терминов, сокращений
и аббревиатур. Конечно, настоящее пособие не может претендовать на эталон,
но хотелось бы подчеркнуть один существенный момент, который должен быть
учтен при работе с оригинальными текстами правовых актов.
Лиссабонский договор в соответствии с правилами, принятыми в ЕС, опу-
бликован на всех официальных языках Европейского Союза. Их в настоящее
время 23. Вполне естественно, что разноязычные официальные акты несколько
отличаются по терминологии один от другого. Наиболее распространенным
является использование в русскоязычной литературе переводов с оригиналов
на английском или французском языках. При переводе на русский язык авторы
соответствующих текстов стараются максимально адекватно передать ино-
странный текст. Такой подход может быть в той или иной степени оправдан,
если речь идет о переводе национальных актов и передаче их специфики.
Однако он неприемлем при работе с многосторонними актами. Показательно,
что в лингвистической службе Суда ЕС трудятся в качестве переводчиков лица,
обладающие высшим юридическим образованием. Каждый из них, работая
над текстом документа, обязан максимально его приблизить к юридическим
реалиям своей страны и использовать принятую в национальном юридическом
языке терминологию.
При переводе на русский язык целесообразно использовать тот же кри-
терий и, соответственно, терминологию, принятую в российском праве. На-
пример, такой институт, как Счетная палата, будет правильным именовать
именно так, поскольку это принято в российской юридической практике,
а не «коллегией аудиторов», как это переводится с английского, или «су-
дом по счетам», как в переводе с французского. Описывая руководящие
органы Европейского центрального банка, правильнее будет говорить не
о Дирекции, а о Правлении банка, не об Управляющем совете, а о Совете
управляющих и т.п.
Для упрощения и упорядочивания работы с документами предлагается ис-
пользовать унифицированные сокращения, термины и аббревиатуру. Некоторые
из них, используемые в данном пособии, приводятся ниже:
—
Договор об учреждении Европейского сообщества —
Договор о Сообществе
;
—
Договор о Европейском Союзе —
ДЕС
;
—
Договор о функционировании Европейского Союза —
ДФЕС
;
9
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
—
Договор об изменении Договора о Европейском Союзе и Договора об
учреждении Европейского сообщества — ДР, или альтернативно —
Договор
о реформе, или Лиссабонский договор
;
—
Европейское сообщество по атомной энергии — Евратом;
—
Европейское объединение угля и стали —
ЕОУС
;
—
Единый европейский акт —
ЕЕА
;
—
Европейская комиссия —
Комиссия (альтернативно — ЕК)
;
—
Европейский парламент —
Европарламент
;
—
Европейский совет —
Евросовет
;
—
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод —
ЕКПЧ
;
—
Европейский суд по правам человека —
ЕСПЧ
;
—
Европейская полицейская организация —
Европол
;
—
Европейская организация правового сотрудничества —
Евроюст
;
—
Европейский центральный банк —
ЕЦБ
;
—
Европейская система центральных банков —
ЕСЦБ
;
—
Европейское экономическое сообщество —
ЕЭС
;
—
Комитет постоянных представителей —
КОРЕПЕР
(аббревиатура от фран-
цузского, принятая в русскоязычной литературе);
—
Общая внешняя политика и политика безопасности —
ОВПБ
;
—
Общая иностранная политика и политика безопасности —
ОИПБ
;
—
Общая законодательная процедура —
ОЗП
;
—
Специальная законодательная процедура —
СЗП
;
—
Суд первой инстанции —
СПИ
;
—
Экономический и валютный союз —
ЭВС
.
Использованная аббревиатура, как правило, указывается также непосред-
ственно в тексте пособия.
В приложении к учебному пособию публикуется программа магистерской
подготовки по специальности «Юриспруденция» и направлению «Европейское
право». В прилагаемом списке литературы приводится перечень основных пра-
вовых источников и документов ЕС, указываются некоторые судебные решения,
относимые к классике европейской юриспруденции, а равно перечень новейших
книг и статей по европейскому праву. В приложении также сообщается пере-
чень интернет-адресов, обеспечивающих доступ к документам и справочным
данным Европейского Союза.
Материальные носители документов, периодические издания и лите-
ратура по проблемам европейского права собраны в Информационном
центре, работающем при Европейском учебном институте и Институте
европейского права. Соответствующий документальный центр, находя-
щийся в МГИМО (У), имеет официальный статус Информационного центра
Европейского Союза, что способствует получению всех новейших инфор-
мационных материалов.