Файл: ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3590

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соглашениях об ассоциации предусмотрена система мер, направленных на то, чтобы сблизить условия функционирования экономики, подготовить новых ассоциированных членов к интеграции в единый внутренний рынок. Речь идет в первую очередь о свободном движении товаров, для чего в каждом случае сообщества и ассоциированные члены устанавливают зону свободной торговли. Вводится свободное передвижение работников, их право на создание собственного дела, свобода движения услуг. Регулируются проблемы обеспечения свободы движения капиталов, основы конкуренции, другие экономические условия. По всем направлениям ассоциации восточноевропейские страны должны будут сделать очень многое для того, чтобы добиться поставленных целей.

Новым ассоциированным членам предстоит большая и сложная работа по сближению правовых норм. Это безусловное требование. Без пересмотра действующего законодательства и его обновления, освоения качественно иных подходов к правотворчеству в целом рассчитывать на успех ассоциации было бы нереально. Здесь нет двустороннего движения, ибо соглашения даже не пытаются говорить о сближении правовых норм как о задаче для обеих сторон. «Венгрия обеспечит, чтобы ее будущее законодательство было максимально возможно сопоставимо с законодательством сообществ», – говорится в статье 67 Соглашения с Венгрией.

Сближение правовых норм имеет ограниченную сферу. Оно охватывает те отрасли права, которые непосредственно регулируют отношения в сфере ассоциации. Это таможенное право, право компаний, банковское право, налоговое и аудиторское право, право интеллектуальной собственности, безопасность работников на рабочем месте, правовое регулирование финансовых услуг, правила конкуренции, защита здоровья и жизни человека, экономическое право, законодательство о продуктах питания, защита потребителя, включая товарные знаки, косвенное налогообложение, технические нормы и стандарты, транспортное право. В сущности, речь идет об экономическом праве в широком смысле слова. Вместе с тем взаимные связи и отношения в правовой системе таковы, что реформа в одной отрасли права неизбежно воздействует на развитие других отраслей и правовой системы в целом.

Любое соглашение будет выполняться в зависимости от доброй воли и заинтересованности его участников, а также от создания и качества механизма его реализации. В этом отношении соглашения об ассоциации с восточноевропейскими странами отличаются созданием институционной системы. В нее входят Совет ассоциации, Комитет ассоциации, специальные комитеты и комиссии, создаваемые Советом, а также Парламентский комитет ассоциации.

Наиболее авторитетный орган – Совет ассоциации. Его основная задача – следить за соблюдением соглашения. Предусмотрено, что он будет заседать на уровне министров раз в год, а также в случае необходимости. В Совет входят члены Совета и Комиссии европейских сообществ, с одной стороны, и члены правительства государст-ва-ассоциированного члена – с другой. Председательствуют поочередно член Совета европейских сообществ и член правительства. Совет ассоциации вправе принимать решения, имеющие обязательную силу для обеих сторон. Каждая из них может направлять на рассмотрение Совета ассоциации споры, касающиеся применения и толкования соглашения об ассоциации. При Совете ассоциации создается Комитет ассоциации.


Соглашения об ассоциации, заключенные между сообществами, их членами, с одной стороны, и государствами Восточной Европы – с другой, показывают, что само понятие «ассоциированный член» претерпевает существенные изменения. Оно все больше сближается с понятием «государство-член». Такой подход устраивает как сообщества, интересы которых в первую очередь связаны с развитием общего рынка, так и ассоциированных членов, стремящихся как можно скорее ощутить преимущества, порождаемые интеграцией.

Европейское экономическое пространство

Успехи в развитии интеграции, особенно экономической, стимулировали появление в начале 90-х годов нового образования – Европейского экономического пространства (ЕЭП). Оно включило, с одной стороны, страны, составляющие Европейское сообщество, а с другой – страны, входящие в ЕАСТ. В итоге получился единый рынок, функционирующий на территории 19 стран, расположенных как в Западной, так и в Северной Европе. Население этого региона составило 380 млн. человек. На рынок ЕЭС приходилось более 40% мировой торговли.

Подключение стран ЕАСТ к процессу интеграции было весьма успешным. Надо иметь в виду, что в сотрудничество с сообществами вовлекались не окраинные регионы Европы, нуждающиеся в экстренной экономической помощи со стороны Сообщества, а весьма развитые страны. На территории стран ЕАСТ (в момент образования ЕЭС это были Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Лихтенштейн – с 1 сентября 1991 г.) проживало 32,3 млн. человек. Национальный доход на душу населения в этих странах был даже выше, чем в среднем в странах Сообщества.

Единое экономическое пространство рождалось непросто. Оно появилось на свет в результате продолжительных переговоров, после ряда отсрочек и уточнений. Решающая инициатива была проявлена со стороны сообществ на Совещании министров иностранных дел заинтересованных стран в декабре 1989 г., когда тогдашний председатель Комиссии Ж. Делор пригласил страны КАСТ к возобновлению переговоров. Такие переговоры велись еще раньше на уровне Комитета ЕЭС по делам единого внутреннего рынка, но были прерваны странами ЕАСТ, отвергшими, как им казалось, дискриминационные предложения Комитета.

Переговоры представителей сообществ и ЕАСТ начались уже в июне 1990 г. Наиболее серьезные споры на переговорах вызвали пожелания стран ЕАСТ о предоставлении им статуса, влекущего многие исключения из правил, установленных правом сообществ. С другой стороны, отмечалось нежелание сообществ иметь наряду со своими институтами систему институтов ЕЭП. Сообщества попросту опасались, что в новых институтах у стран ЕАСТ (если к ЕАСТ примкнут новые страны) может оказаться большинство голосов, что, естественно, отразилось бы на решениях, принимаемых этими институтами.


В итоге, – хотя это было нелегко сделать, – сторонам удалось прийти к согласию путем как компромиссов, так и отказов от взаимонеприемлемых предложений. В октябре 1991 г. в г. Люксембурге переговоры успешно завершились. Было достигнуто соглашение об объединении усилий сообществ и ЕАСТ в рамках Единого экономического пространства. Можно было приступать к реализации статей соглашения. Но не тут-то было.

Злой рок, казалось, преследовал начатое дело. Суд европейских сообществ в своем решении от 14 декабря 1991 г. признал создание совместного суда сообществ и ЕАСТ несовместимым с правом сообществ. Понадобились дополнительные переговоры, в результате которых было установлено, что судебный контроль за соблюдением права ЕАСТ будет осуществлять не совместный суд, состоящий из трех судей от ЕАСТ и пяти судей от сообществ, а специально создаваемый суд ЕАСТ. Суд европейских сообществ оставался судом, рассматривающим дела, относящиеся к одному только праву – праву сообществ. Никакой иной суд, в том числе планировавшийся совместный суд сообществ и ЕАСТ, не мог включаться в судебное рассмотрение вопросов права сообществ. С точки зрения Суда европейских сообществ, это было бы похожим на святотатство.

Окончательно соглашение о ЕЭП было подписано в г. Порто (Португалия) 2 мая 1992 г. Его участниками стали сообщества, 12 их государств-членов и 7 государств, объединившихся в ЕАСТ. Для сообществ это было соглашение об учреждении ассоциации, предусмотренное статьей 238 Договора о ЕЭС: «Сообщество может заключать с третьим государством, союзом государств или международной организацией соглашения об учреждении ассоциации, которая предусматривает взаимные права и обязанности, совместные действия и особые процедуры». В Западной Европе появилась еще одна структура, нацеленная на преодоление возникшего 30 лет назад раскола этого региона на две интеграционные группировки – европейские сообщества и ЕАСТ.

Можно предположить, что для стран ЕАСТ определяющим было стремление более полно включиться в процесс интеграции, столь очевидно доказывавший свои достоинства. Некоторые из этих стран уже подали к тому времени в сообщества ходатайства о приеме в члены и ждали, что в ближайшее время на их обращения будет получен положительный ответ. Распространение на страны ЕАСТ режима общего рынка – не что иное, как возможность расширения их присутствия на этом рынке при более благоприятных условиях, почти на равных с государствами – членами Сообщества. В свою очередь для государств – членов сообществ открывался рынок стран ЕАСТ, защищенный до тех пор таможенными тарифами и сборами. Еди?гое экономическое пространство позволяло обеим сторонам укрепить сотрудничество не только в экономической сфере, но и в политике и культуре.

В дальнейшем ЕАСТ заметно «похудел». Финляндия, Австрия и Швеция вступили в Европейский союз. Членство Швейцарии в ЕАСТ прекратилось после того, как 6 декабря 1992 г. небольшим большинством оно было отвергнуто как населением, так и кантонами. В настоящее время к ЕАСТ относятся три страны: Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.


Соглашение состоит из преамбулы и 129 статей, подразделенных на девять частей: 1) Цели и принципы (ст. 1–7); 2) Свободное движение товаров (ст. 8–27); 3) Свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов (ст. 28–52); 4) Общие правила конкуренции (ст. 53–65); 5) Горизонтальные политики в связи с четырьмя свободами (ст. 66–77); 6) Вспомогательные политики вне четырех свобод (ст. 78–88); 7) Положения об институтах (ст. 89–114); 8) Механизм финансирования (ст. 115–117); 9) Общие и заключительные положения (ст. 118–129). Соглашение дополнено 49 протоколами о соответствующем регулировании в отдельных секторах экономики и 22 приложениями, содержащими ссылки на право сообществ, действие которого распространяется на ЕЭП.

Главная цель Соглашения о ЕЭП состояла в том, чтобы укрепить экономические и особенно торговые отношения между участниками на по возможности равных условиях. Благодаря Соглашению единый внутренний рынок охватывал страны ЕАСТ без их вступления в сообщества. Во имя достижения этой цели страны ЕАСТ принимали переходные и предварительные меры, направленные на то, чтобы установить у себя в скором времени положения о четырех свободах (свободе движения товаров, лиц, услуг и капиталов), действующие в праве сообществ. Особое значение придавалось обеспечению равных условий конкуренции, что также было связано с воспроизведением в странах ЕАСТ норм права сообществ. В ряде других сфер, например в сфере образования и технологического развития, имелось в виду усилить и расширить сотрудничество.

Страны ЕАСТ сочли необходимым создать независимый контрольный орган и отдельный суд ЕАСТ. Но это было сделано не сразу. Соглашение о создании Контрольного органа и Суда ЕАСТ было заключено только в декабре 1994 г. В Соглашении предусмотрена процедура деятельности этих органов, в частности правила, согласно которым Суд ЕАСТ обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из Соглашения о ЕЭП, контролирует правомерность мер, принимаемых Контрольным органом в сфере конкуренции.

Высшим органом ЕЭП по Соглашению является Совет ЕЭП. Он образуется из членов Совета европейских сообществ, членов Комиссии сообществ, представителей стран ЕАСТ (по одному представителю правительства от каждой страны). Совет ЕЭП наблюдает за ходом выполнения Соглашения и выступает с инициативами принятия важных мер. Совет также определяет основные направления работы Общего комитета ЕЭП, который является постоянно действующим органом, занимающимся делами ЕЭП. Общий комитет можно сопоставить с Комиссией сообществ. Он составляется из представителей участников Соглашения о ЕЭП, а председательствуют в нем поочередно (через полгода) представители Комиссии сообществ и стран, входящих в ЕАСТ. В системе органов ЕЭП предусмотрен также Общий парламентский комитет ЕЭП, состоящий в равных долях из депутатов Европарламента и парламентов стран ЕАСТ. Задача Общего парламентского комитета – путем диалога и консультаций добиваться улучшения взаимопонимания между сообществами и странами ЕАСТ.


Для Соглашения о ЕЭП в принципе характерно то, что, согласно ему, ЕЭП во многом опирается не только на опыт и пример сообществ, но и на их действующее право. Вместе с тем необходимо видеть отличия ЕЭП от сообществ: проводить полную аналогию между ними было бы серьезной ошибкой. Достаточно указать на следующие положения.

Во-первых, ЕЭП не является таможенным союзом. Страны ЕАСТ сохранили свою прежнюю автономию во внешней торговле. Они могут заключать международные договоры с третьими странами в сферах, которые остались за ними по Соглашению.

Во-вторых, в ЕЭП сохраняется без изменений пограничный контроль в отношении лиц и товаров из третьих стран.

В-третьих, взаимодействие стран, охватываемых ЕЭП, развивается далеко не во всех сферах. Если довольно быстро определились отдельные конкретные сферы (например, транспорт и рыболовство), то за рамками ЕЭП остались многие другие сферы, в том числе сельское хозяйство. В Соглашении лишь в самой общей форме говорится об общей задаче либерализации аграрной политики, но практически страны ЕАСТ сохранили в этой сфере полную свободу рук. Финансовая, налоговая и валютная политика в Соглашении вообще не затрагивается.

Несмотря на то что ряд стран ЕАСТ вступили в Европейский союз, а Швейцария не ратифицировала Соглашение о ЕЭП, само Европейское экономическое пространство не сошло со сцены. В докладе Контрольного органа, сделанном в 1995 г., отмечалось, что в связи с функционированием ЕЭП странами, в него входящими, было принято более 1200 различных актов. Спорные вопросы, возникавшие между странами-участницами, разрешались в основном путем консультаций и через механизм Контрольного органа. До того времени Суд ЕАСТ не рассмотрел ни одного дела.

Европарламент в своем постановлении от 6 марта 1995 г. отметил, что Соглашение о ЕЭП сохраняет свое значение как для Европейского союза, так и для других участников. Европарламент потребовал от Комиссии изучить возможность создания более совершенных и эффективных структур принятия решений в рамках ЕЭП и внесения необходимых поправок с текст Соглашения.

Общая оценка Маастрихтского договора

С вступлением в силу Маастрихтского договора Европейский союз начал свое существование. На фоне многих направлений его развития достаточно отчетливо просматривались две главные задачи, которые ставили перед собой участники Маастрихтского договора. Первая из них заключалась в том, чтобы развить успехи, достигнутые в ходе создания внутреннего рынка. В этих целях должна была быть введена единая валюта и осуществлена конвергенция экономических политик государств – членов Союза. В сущности, речь шла о развитии идей экономической интеграции, предопределивших само создание сообществ. Вторая задача отражала стремление еще дальше выйти за рамки чисто экономической организации и придать Европейскому союзу более определенный и сильный политический характер. Обоснованием этого послужили взаимосвязь и взаимозависимость экономики и политики Европейского союза, равно как и намерение противостоять конкурентам на мировом рынке, в первую очередь США, активно и результативно использовавшим свой политический капитал в международных отношениях для получения торговых, инвестиционных, налоговых и иных льгот, и особенно для проникновения на рынки в самых различных регионах мира. Обе задачи были тесно связаны между собой, но практически предпочтение отдавалось первой из них. При ее решении легче достигалось необходимое согласие.