Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.

Авторитарные политические системы противостоят демократическим. Они характеризуются крайней ограниченностью гражданских и политических свобод, подчинением общества государству. Авторитарная власть не ограничена законом и во многом опирается на репрессии. Сведена к минимуму оппозиция и автономия политических подсистем (ассоциаций, групп, союзов), формализованы политические процедуры и институты. Выборы и референдумы, если и проводятся, то под жестким контролем властей. Формальным характером отличается и разделение властей. Реально все функции власти сосредоточены в руках диктатора (президента, премьер-министра, монарха) или правящей олигархии.

Авторитарные системы формируются по различным причинам:

  • политическим (война, кризис власти),

  • социальным (социальные или этнические конфликты),

  • природным (катаклизмы, чрезвычайные ситуации),

  • личным (приход к власти авторитарной личности) и т.д.

Разумные основания авторитаризма могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Четко разработанная идеология в авторитарном режиме не обязательна. Авторитаризм может сочетаться как с централизованной экономикой, так и с рыночной, которая может быть весьма эффективна. Авторитарные политические системы существовали во франкистской Испании и салазаровской Португалии. Разновидностью авторитарной системы являются военные диктатуры, весьма характерные для ряда стран латиноамериканского, африканского и азиатского регионов.

Тоталитаризм в отличие от авторитаризма практически стирает грань между государством и обществом. Плюрализм отсутствует даже в правящей элите. Стержнем тоталитарной системы является единая идеология, хорошо организованная единая партия, индоктринация и политическая мобилизация всего населения через детские и юношеские организации, профессиональные и творческие союзы. Личность лидера может не иметь большого значения.

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

Понятием «политический режим» обозначают систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти и отражающую уровень политической свободы в обществе. Анализ политического режима позволяет высказать наиболее адекватное суждение о подлинных возможностях человека в его отношениях с властью. Политический режим – это реальное общество в его политическом измерении, функциональная характеристика политической системы.


Формы и методы реализации власти в политической системе относительно самостоятельны. При неизменности структур и институтов политической системы формы и методы их функционирования могут меняться. Так, при сохранении демократических структур могут возникать жесткие, централистские методы; в рамках авторитарных структур могут присутствовать и возрастать демократические тенденции. Поэтому очевидно, что политический режим отличается большей мобильностью по сравнению, например, с институтами политической системы и зависит от соотношения социально-политических сил и политической ситуации. В то же время его изменение может привести к смене всей политической системы.

Важными качественными характеристиками политического режима являются его легитимность и эффективность. Категорию «легитимного порядка» первым ввел в науку М.Вебер. Легитимным является режим, характеризующийся не только формальным соответствием законам страны, но и воплощающий в себе фактическое представление людей о том, какой должна быть власть. Эффективным является режим, обеспечивающий результативность функционирования основных институтов политической системы, высокую степень реализации важнейших функций государственного и политического управления. Интересную попытку осмысления взаимосвязи легитимности и эффективности и их влияния на стабильность политического режима предпринял американский исследователь С.М.Липсет. Им была разработана методика прогнозирования стабильности, выводимая из сочетания легитимности и эффективности:


Легитимность

+

+

Эффективность

+

+

Стабильность

А

В

С

С

(«+» и «–» в данной схеме обозначают наличие или отсутствие данного признака у интересующего нас режима; буквы означают следующее: «А» – режим стабилен; «В» – режим нестабилен, переживает кризис; «С» – режим находится в неустойчивом положении, колеблется между стабильностью и нестабильностью).



Отличительные особенности современной российской политической системы

В соответствии со ст. 1 Конституции, Российская Федерация есть демок­ратическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ. Кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц – Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.


Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация — это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствую­щих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государ­ственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в кон­ституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов фе­дерального значения.

Наличие единой федеральной государственной власти отличает фе­дерацию от конфедерации, которая не является государством. Феде­ративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа — Федерального собрания, состоящего из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Для России с ее огромной территорией и множеством регионов, зна­чительно отличающихся друг от друга своими природными и эконо­мическими условиями, с большим разнообразием исторических и нацио­нально-культурных особенностей проживающих в ней народов, именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юри­дической формой сочетания интересов Федерации в целом и состав­ляющих ее субъектов.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового госу­дарства означает, что в организации и деятельности государства пре­валируют принципы права, а не мотивы политической целесообраз­ности. Правовое государство исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и за­конами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод челове­ка и гражданина.

Понятие «республиканская форма правления» характеризует госу­дарство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма прав­ления предполагает также, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от мо­нархии, где главой государства является, как правило, лицо, получа­ющее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император), и где выборного представительного органа государ­ственной власти может и не быть. Глава государства в Российской Федерации — Президент, избираемый гражданами сроком на четы­ре года. Представительный и законодательный орган — Федеральное собрание (парламент), одна из палат которого, Совет Федерации, со­стоит из двух представителей от каждого субъекта Российской Феде­рации, а другая — Государственная Дума — избирается населением сроком на четыре года.


Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти са­мостоятельны.

Такое разделение единой государственной власти выражается, преж­де всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, неза­висимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию вла­сти каким-либо одним институтом государства.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодатель­ную власть осуществляет Федеральное собрание, исполнительную — Правительство, а судебную — федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации, как сказано в части второй ст. 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти».

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме ст. 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяю­щих статус Президента, Федерального собрания, Правительства и су­дов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаи­модействие.

В Российской Федерации признается идеологическое и политичес­кое многообразие, предполагающее многопартийность. Обществен­ные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток установления монополии какой бы то ни было партии.

Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необрати­мость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.

Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.


Президент Российской Федерации: особенности, функции, полномочия

Важным институтом государственной власти России является институт президентства, существующий в многообразных формах и являю­щийся демократическим атрибутом политической системы. Первой президентской республикой стали Соединенные Штаты Америки в 1787 году. Впоследствии этот институт был востребован во многих странах Европы, Америки, Азии и Африки. Однако президентская власть не является гарантом демократии, так как при несовершенных противовесах может стать причиной поворота в сторону авторитар­ного правления.


Черты пре­зидентской власти: оперативность, действенность, взвешенность при выработке и реализации внутренней и внешней политики, персо­нальная ответственность за принятие решений.

Место президента не одинаково в различных странах. Так, в пар­ламентских республиках он выступает в качестве главы государства с представительскими функциями, не влияющими на реальный ход политических событий. В президентской и полупрезидентской рес­публиках президент выступает в качестве ключевой фигуры реальной государственной власти, обладающей огромными возможнос­тями для эффективного проведения своего политического курса.

Выделяют четыре модели президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская.

Для адекватного понимания особенностей российского президентства следует рассмотреть его в контексте существующих в мире форм правления.



Формы правления

В современном мире выделяются две формы правлениимонархия и республика.

Монархии нашего времени делятся на два вида – абсолютные и кон­ституционные. В абсолютной монарху принадлежит вся полнота законо­дательной и исполнительной власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых во многом сохраняются докапиталистические, традици­онные политические отношения (например, Саудовская Аравия). В кон­ституционной монархии полномочия главы государства лимитированы. По степени ограничения они бывают дуалистическими и парламентскими.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует парламент, который издает законы, утверждает бюджет (в отдельных из них есть даже институт парламентской ответственности правительства). Монарх же об­ладает правами назначения и смешения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также вы­полняет ряд представительских и внешнеполитических функций (Марок­ко, Иордания и пр.).

В парламентских монархиях реальная власть монарха более чем скром­на. В одних странах функции монарха сведены лишь к представительству (в Японии по Конституции 1947 г., в Швеции по Конституции 1974 г.). В других государствах (например, в Великобритании, Бельгии, Дании, Ни­дерландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются опреде­ленные полномочия, однако он пользуется ими только в результате инициативы правительства, иного органа или вообще не прибегает к ним, так что эти полномочия предусмотрены в качестве резервных на случай какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законо­дательные акты парламента (там, где оно формально имеется у монарха), на практике, как правило, не применяется.

Самой распространенной в нынешнее время формой правления явля­ется республика в ее трех видах: парламентская, президентская и полупре­зидентская (смешанная). В основу этой классификации заложена структу­ра отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. В отличие от них у судебной власти неизменная функция: она обеспечи­вает соблюдение юридически закрепленного политического порядка.