Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1203

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.

Способы взаимодействий определяются типами отношений между акторами. Имеются различные варианты политических взаимодей­ствий: конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов.

Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Союз — более тесные, возможно даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпаде­ние позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключе­вым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

К ресурсам акторов политического процесса могут быть отнесены знания, наука, технические и финансовые средства, система инфор­мации, организация, идеология, настроения масс, общественное мне­ние и т. д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасиль­ственные, связанные с коммуникативными, действия, так и средства государственного принуждения. Способом осуществления власти, мето­дом функционирования политической системы выступает политичес­кий режим, который определяет форму политического процесса (де­мократическую или авторитарную) и воздействует на его содержание.

Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что структура политического процесса рассматривается через призму взаимодействия государства и гражданского общества, государствен­ного управления и политического участия, политической системы и ее социальной среды, а также с позиции деятельности социальных субъек­тов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса.



Западный и «не-западный» политический процесс

Одна из попыток типологизации политических процессов была пред­принята американским политологом Л. Паем, который сравнивал по­литическое развитие западных и незападных стран в зависимости от цивилизационных особенностей. Л. Пай создал некий идеальный тип, выражающий своеобразие Запада, и противопоставил его «не-Западу». Это противопоставление, основанное на различии культур, позволя­ет понять причину неприятия демократических ценностей «не-западным» обществом. В своей статье «„He-западный" политический про­цесс» американский политолог формулирует положения, по которым различаются политические процессы в различных обществах. В «не-западных» обществах:


  1. Нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.

  2. Политические партии склонны претендовать на выражение ми­ровоззрения и представительство образа жизни.

  3. В политическом процессе преобладают клики.

  4. Характер политических ориентации предполагает, что руковод­ству политических группировок принадлежит значительная сво­бода в определении стратегии и тактики.

  5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто вы­ступают в качестве революционных движений.

  6. Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в обще­стве единой коммуникационной системы.

  7. Политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политичес­ких ролей.

  8. Для политического процесса типично резкое различие в полити­ческих ориентациях поколений.

  9. Незначителен консенсус в отношении узаконенных целей и средств политического действия.

  1. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связа­ны с принятием политических решений.

  2. Отличительной чертой политического процесса является высо­кая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.

  3. В политическом процессе слабо влияние организованных групп по интересам, играющих функционально специализированные роли.

  4. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы.

  5. Неконструктивный характер политического процесса вынужда­ет лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.

  6. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем. Велика роль харизматических лидеров.

  1. Политический процесс обходится в основном без участия «по­литических брокеров».


Среди российских политологов нет определенного мнения о при­надлежности России к западной или «не-западной» цивилизации. Разброс точек зрения при этом весьма велик: от признания россий­ского общества социумом европейского типа до полного отрицания общих корней с западной цивилизацией и утверждения извечного противостояния России и Европы. Мы полагаем, что по происхождению (от общих индоевропейских предков), языку, религии, историческо­му пути, географическому положению Россия, безусловно, является европейской страной. В то же время она имеет отличительные черты, которые обусловлены особенностями влияния тех же факторов: гео­графического положения, исторического развития, климата, величины территории и т. д. Поэтому в современной России причудливо соче­таются черты западного и «не-западного» политического процессов.


Особенности политического процесса в России


Современные исследователи выделяют пять основных особенностей российского политического процесса.

Первая особенность состоит в слабости консенсуса между участниками политического жизни. Одна из причин конфликтности политического процесса – различия в понимании ценностей свободы, демократии и равенства различных политических сил, а также в неравных возможностях их участия в политическом процессе.

Вторая особенность политического процесса в России состоит в его слабой структурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Нередко многообразие участников российской политической жизни оказывается несоответствующим реальности, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограничены. Возможности политических партий выражать интересы гражданского общества пока ограничены вследствие того, что интересы гражданского общества зачастую недостаточно артикулированы, а партии больше похожи на клиентелы, объединяющие едино­мышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.

Отсутствие дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов и носителей власти обусловлено россий­ской политической традицией, заключающейся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время — у монарха, а в советское — у властвующей коммунистической партии. В современных условиях концентрации политического господства в России не преодолена, несмотря на формально-юри­дическое провозглашение принципа разделения властей и функций. Согласно Конституции 1993 г. большинство политических функций сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подоб­ных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом слабой эффективности институтов гражданского общества и недостаточной дифференциации групп по интересам.

Третья особенность политического процесса в России выража­ется в слабой интеграции его участников в связи с незрелым характером системы представительства интересов. В условиях советского режима единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. В период так называемой «хрущевской оттепели» система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латент­ный (скрытый) характер. В наши дни наибольшими возможностями политического влияния обладают правя­щая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и разнообразные ресурсы. Партийная система в России пока слабо выполняет функцию коммуникации широких соци­альных общностей и власти.

Четвертой особенностью российского политического процесса являет­ся высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты Усиливающееся имущественное неравенство и маргинализация многих социальных групп углубляет эту особенность и определяет конфликтность политических взаимодействий. В связи с этим логичным выглядит следующая, пятая особенность политического процесса в Россииактивная роль государства в политическом процессе. Во взаимодействии «власть — общество» политическая инициатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ре­сурсы в своих руках.


ТЕМА 2

Политическая система и политический режим современной России. Сущность, функции и структура политической системы. Типология политических режимов. Особенности современной российской политической системы


Политическая система общества — это совокупность различных поли­тических институтов, социально-политических общностей и система отношений между ними. В нее обычно включают следующие структурные элементы:

  • политические институты: «горизонтальные» ветви законода­тельной, исполнительной и судебной власти; ее «вертикальные» составляющие: власть центра, региональная власть, местное са­моуправление; аппарат всех ветвей и составляющих власти; по­литические партии, другие группы интересов, средства массовой информации;

  • политические отношения между структурами власти, между государством и гражданским обществом, между партиями по по­воду власти;

  • политические и правовые нормы (конституция, законы о поли­тической деятельности, регламенты парламентов и других власт­ных структур).


В качестве основных функций политической системы американские политологи Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили следующие:

  • функция политической социализации, то есть процесса приоб­ретения человеком политических знаний и ценностей, верова­ний, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;

  • функция адаптации к внешней и внутренней среде;

  • функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;

  • экстракционная функция, с помощью которой черпаются ресур­сы из внутренней или внешней среды;

  • дистрибутивная функция, необходимая для согласования инте­ресов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;

  • регулирующая функция, реализуемая через введение норм и пра­вил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.

Для осуществления присущих ей функций политическая система должна иметь соответствующие возможности взаимодействия с внешней средой, т.е. неполитическим обществом. Г.Алмонд выделяет следующие возможности политической системы:

  • экстрактивную – способность системы черпать из общества материальные, духовные и человеческие ресурсы;

  • регулятивнуюспособность контролировать поведение индивидов и групп;

  • дистрибутивную – способность эффективного распределения в обществе национального богатства, услуг, почестей, статусных позиций и возможностей;

  • реактивную – способность быстро и адекватно отвечать на «требования» внешней среды;

  • символическуюспособность системы обращаться к обществу с привлекательными лозунгами, символами, создавать себе общественную поддержку, приобретать легитимность, отстаивать ценности внутри общества и во внешнем мире.



В структуре собственно политической системы принято выделять такие подсистемы, как:

  • институциональную (институты государственной власти, политические партии, движения, клубы, лоббистские группы и т.д.);

  • нормативную (всевозможные нормы – законы, привычки и т.д., – определяющие правила участия людей в политической жизни);

  • функциональную (совокупность форм и методов осуществления политической власти);

  • информационно-коммуникативную (процесс общения и информационного взаимодействия политических субъектов, деятельность СМИ и т.д.);

  • культурную (комплекс ценностных представлений человека о политических явлениях, стиль его политической деятельности и т.д.)


Для классификации политических систем применяют различные критерии. Так, по характеру взаимоотношений системы со средой выделяют системы открытые и закрытые. По уровню, на котором системы функционируют, говорят о микро-, мезо-, макро-, мега- и т.д. системах. Исходя из таких общепринятых критериев, как степень централизации власти и тип ценностей, выделяют системы демократические, авторитарные и тоталитарные.



Демократические системы характеризуются постоянно идущим «торгом» между избранными правителями и управляемыми ими гражданами, а также наличием специальных соглашений, регулирующих этот торг. Суть торга состоит в том, что легитимность правителей, повиновение принимаемым в государстве законам зависит от того, насколько деятельность правителей соответствует интересам и требованиям граждан. Соглашения, регулирующие торг, заключаются в ходе соревновательных демократических выборов, когда избиратели имеют подлинную возможность выбора между альтернативными партиями и кандидатами. Для того чтобы выбор граждан получил реальное политическое содержание, необходимо участие в выборах по крайней мере двух организованных политических партий.

В демократической политической системе граждане пользуются основными демократическими свободами – слова, собраний, информации, создания организаций, – что и дает возможность выражения своего мнения, позиции, формирования политических партий. Обладая демократическими свободами, граждане получают возможность голосовать осмысленно, по-настоящему выбирать своих руководителей, а не только механически голосовать за них. Сознательное участие в процессе выборов означает, что избиратели косвенно участвуют в процессе управления государством и обществом, принятии важных для них решений. Непрямое политическое участие (через выборы) – фундаментальная черта демократической политической системы.

В ряде демократических стран время от времени используются также методы прямого политического участия – референдумы, то есть всенародные голосования по наиболее важным вопросам политической жизни. В Швейцарии с момента ее образования проведено свыше 250 референдумов. В Конституции Российской Федерации (ст.3) записано: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы».