ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 1209
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Способы взаимодействий определяются типами отношений между акторами. Имеются различные варианты политических взаимодействий: конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов.
Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Союз — более тесные, возможно даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.
К ресурсам акторов политического процесса могут быть отнесены знания, наука, технические и финансовые средства, система информации, организация, идеология, настроения масс, общественное мнение и т. д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными, действия, так и средства государственного принуждения. Способом осуществления власти, методом функционирования политической системы выступает политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную) и воздействует на его содержание.
Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что структура политического процесса рассматривается через призму взаимодействия государства и гражданского общества, государственного управления и политического участия, политической системы и ее социальной среды, а также с позиции деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса.
Западный и «не-западный» политический процесс
Одна из попыток типологизации политических процессов была предпринята американским политологом Л. Паем, который сравнивал политическое развитие западных и незападных стран в зависимости от цивилизационных особенностей. Л. Пай создал некий идеальный тип, выражающий своеобразие Запада, и противопоставил его «не-Западу». Это противопоставление, основанное на различии культур, позволяет понять причину неприятия демократических ценностей «не-западным» обществом. В своей статье «„He-западный" политический процесс» американский политолог формулирует положения, по которым различаются политические процессы в различных обществах. В «не-западных» обществах:
-
Нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.
-
Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни.
-
В политическом процессе преобладают клики.
-
Характер политических ориентации предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики.
-
Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений.
-
Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы.
-
Политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.
-
Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений.
-
Незначителен консенсус в отношении узаконенных целей и средств политического действия.
-
Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений.
-
Отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.
-
В политическом процессе слабо влияние организованных групп по интересам, играющих функционально специализированные роли.
-
Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы.
-
Неконструктивный характер политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.
-
Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем. Велика роль харизматических лидеров.
-
Политический процесс обходится в основном без участия «политических брокеров».
Среди российских политологов нет определенного мнения о принадлежности России к западной или «не-западной» цивилизации. Разброс точек зрения при этом весьма велик: от признания российского общества социумом европейского типа до полного отрицания общих корней с западной цивилизацией и утверждения извечного противостояния России и Европы. Мы полагаем, что по происхождению (от общих индоевропейских предков), языку, религии, историческому пути, географическому положению Россия, безусловно, является европейской страной. В то же время она имеет отличительные черты, которые обусловлены особенностями влияния тех же факторов: географического положения, исторического развития, климата, величины территории и т. д. Поэтому в современной России причудливо сочетаются черты западного и «не-западного» политического процессов.
Особенности политического процесса в России
Современные исследователи выделяют пять основных особенностей российского политического процесса.
Первая особенность состоит в слабости консенсуса между участниками политического жизни. Одна из причин конфликтности политического процесса – различия в понимании ценностей свободы, демократии и равенства различных политических сил, а также в неравных возможностях их участия в политическом процессе.
Вторая особенность политического процесса в России состоит в его слабой структурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Нередко многообразие участников российской политической жизни оказывается несоответствующим реальности, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограничены. Возможности политических партий выражать интересы гражданского общества пока ограничены вследствие того, что интересы гражданского общества зачастую недостаточно артикулированы, а партии больше похожи на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.
Отсутствие дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов и носителей власти обусловлено российской политической традицией, заключающейся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время — у монарха, а в советское — у властвующей коммунистической партии. В современных условиях концентрации политического господства в России не преодолена, несмотря на формально-юридическое провозглашение принципа разделения властей и функций. Согласно Конституции 1993 г. большинство политических функций сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом слабой эффективности институтов гражданского общества и недостаточной дифференциации групп по интересам.
Третья особенность политического процесса в России выражается в слабой интеграции его участников в связи с незрелым характером системы представительства интересов. В условиях советского режима единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. В период так называемой «хрущевской оттепели» система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. В наши дни наибольшими возможностями политического влияния обладают правящая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и разнообразные ресурсы. Партийная система в России пока слабо выполняет функцию коммуникации широких социальных общностей и власти.
Четвертой особенностью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты Усиливающееся имущественное неравенство и маргинализация многих социальных групп углубляет эту особенность и определяет конфликтность политических взаимодействий. В связи с этим логичным выглядит следующая, пятая особенность политического процесса в России – активная роль государства в политическом процессе. Во взаимодействии «власть — общество» политическая инициатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках.
ТЕМА 2
Политическая система и политический режим современной России. Сущность, функции и структура политической системы. Типология политических режимов. Особенности современной российской политической системы
Политическая система общества — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и система отношений между ними. В нее обычно включают следующие структурные элементы:
-
политические институты: «горизонтальные» ветви законодательной, исполнительной и судебной власти; ее «вертикальные» составляющие: власть центра, региональная власть, местное самоуправление; аппарат всех ветвей и составляющих власти; политические партии, другие группы интересов, средства массовой информации;
-
политические отношения между структурами власти, между государством и гражданским обществом, между партиями по поводу власти;
-
политические и правовые нормы (конституция, законы о политической деятельности, регламенты парламентов и других властных структур).
В качестве основных функций политической системы американские политологи Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили следующие:
-
функция политической социализации, то есть процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;
-
функция адаптации к внешней и внутренней среде;
-
функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;
-
экстракционная функция, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды;
-
дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;
-
регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.
Для осуществления присущих ей функций политическая система должна иметь соответствующие возможности взаимодействия с внешней средой, т.е. неполитическим обществом. Г.Алмонд выделяет следующие возможности политической системы:
-
экстрактивную – способность системы черпать из общества материальные, духовные и человеческие ресурсы;
-
регулятивную – способность контролировать поведение индивидов и групп;
-
дистрибутивную – способность эффективного распределения в обществе национального богатства, услуг, почестей, статусных позиций и возможностей;
-
реактивную – способность быстро и адекватно отвечать на «требования» внешней среды;
-
символическую – способность системы обращаться к обществу с привлекательными лозунгами, символами, создавать себе общественную поддержку, приобретать легитимность, отстаивать ценности внутри общества и во внешнем мире.
В структуре собственно политической системы принято выделять такие подсистемы, как:
-
институциональную (институты государственной власти, политические партии, движения, клубы, лоббистские группы и т.д.);
-
нормативную (всевозможные нормы – законы, привычки и т.д., – определяющие правила участия людей в политической жизни);
-
функциональную (совокупность форм и методов осуществления политической власти);
-
информационно-коммуникативную (процесс общения и информационного взаимодействия политических субъектов, деятельность СМИ и т.д.);
-
культурную (комплекс ценностных представлений человека о политических явлениях, стиль его политической деятельности и т.д.)
Для классификации политических систем применяют различные критерии. Так, по характеру взаимоотношений системы со средой выделяют системы открытые и закрытые. По уровню, на котором системы функционируют, говорят о микро-, мезо-, макро-, мега- и т.д. системах. Исходя из таких общепринятых критериев, как степень централизации власти и тип ценностей, выделяют системы демократические, авторитарные и тоталитарные.
Демократические системы характеризуются постоянно идущим «торгом» между избранными правителями и управляемыми ими гражданами, а также наличием специальных соглашений, регулирующих этот торг. Суть торга состоит в том, что легитимность правителей, повиновение принимаемым в государстве законам зависит от того, насколько деятельность правителей соответствует интересам и требованиям граждан. Соглашения, регулирующие торг, заключаются в ходе соревновательных демократических выборов, когда избиратели имеют подлинную возможность выбора между альтернативными партиями и кандидатами. Для того чтобы выбор граждан получил реальное политическое содержание, необходимо участие в выборах по крайней мере двух организованных политических партий.
В демократической политической системе граждане пользуются основными демократическими свободами – слова, собраний, информации, создания организаций, – что и дает возможность выражения своего мнения, позиции, формирования политических партий. Обладая демократическими свободами, граждане получают возможность голосовать осмысленно, по-настоящему выбирать своих руководителей, а не только механически голосовать за них. Сознательное участие в процессе выборов означает, что избиратели косвенно участвуют в процессе управления государством и обществом, принятии важных для них решений. Непрямое политическое участие (через выборы) – фундаментальная черта демократической политической системы.
В ряде демократических стран время от времени используются также методы прямого политического участия – референдумы, то есть всенародные голосования по наиболее важным вопросам политической жизни. В Швейцарии с момента ее образования проведено свыше 250 референдумов. В Конституции Российской Федерации (ст.3) записано: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы».