Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.

С целью структурирования и дальнейшего поступательного разви­тия российского политического пространства повышен заградитель­ный барьер на выборах в Государственную Думу с 5 до 7 % голосов избирателей, только преодолев который партии смогут получить депутатские мандаты. Повышение планки прохождения в парламент будет способствовать объединению партий, стоящих на близких плат­формах. При этом в любом случае в парламенте должны быть пред­ставлены партии, которые в сумме получили не менее 60 % голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании. Такое тре­бование позволяет при определенных обстоятельствах понижать 7%-й барьер. Например, если по итогам выборов с участием 10 партий 7%-й барьер преодолели три партии, набравшие в сумме лишь 58 %, то в такой ситуации к распределению депутатских мандатов допускается и чет­вертая партия, у которой меньше 7 %.

В числе изменений в российском законодатель­стве, принятых в течение последних лет, выделяются следующие:

  • начиная с 2006 г. установлены единые дни голосования на вы­борах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления — второе воскре­сенье марта и второе воскресенье октября;

  • отменен институт избирательных блоков на выборах всех уров­ней, так как практика показала, что блоки зачастую демонстри­руют свою нестабильность, неработоспособность, приводящие к прекращению их существования;

  • установлено ограничение величины заградительного барьера на выборах депутатов региональных парламентов с применени­ем пропорциональной системы — не более 7 %, чтобы не нару­шать представительный характер органов законодательной вла­сти субъектов Российской Федерации.


В целях поддержки деятельности политических партий и обес­печения их большей независимости от «теневого» финансирования государственная финансовая поддержка политических партий увели­чена в десять раз — до 5 рублей за голос избирателя, полученный партией на федеральных выборах. Такую поддержку ежегодно будут получать политические партии, за которые на выборах в Государствен­ную Думу или за выдвинутых ими на президентских выборах канди­датов проголосовало более 3 % избирателей.

Согласно новым нормам Федерального закона «О политических партиях», возросли требования к численности партийных рядов — с 10 тыс. до 50 тыс. человек, причем более чем в половине субъектов Российской Федерации в состав ее регионального отделения должны входить не менее 500 членов. С 1 января 2007 г. партии, которые не будут соответствовать этим параметрам, прекратили свое существова­ние или перешли в разряд общественных объединений.

В соответствии с новым законодательством осуществляется фор­мирование органов местного самоуправления. Число муниципальных образований в ходе реформы местного самоуправления увеличилось с 12,5 тысяч до 24 тысяч, при этом общее число депутатов представи­тельных органов местного самоуправления составило более 320 ты­сяч человек. Практически все выборы во вновь образованных муни­ципальных образованиях были проведены в установленный законом срок до 1 ноября 2005 г. Сформированная публичная власть на му­ниципальном уровне с 1 января 2006 г. приступила к своим полно­мочиям.





ТЕМА 15

Политические элиты и политическое лидерство в современной России


Элита любого современного общества складывается из различных категорий, наиболее общими из которых являются экономические, политические, интеллектуальные, профессиональные.

В литературе используется ряд понятий для характеристики особенностей формирования и функционирования политических элит. Так, различают прямое, косвенное и номинальное влияние. Прямое влияние – это непосредственное участие в принятии окончательного решения; косвенное влияние одно лицо оказывает на другое, принимающее окончательное решение. Примером косвенного влияния может служить влияние членов семьи политического лидера на характер принимаемых решений. В качестве примера номинальное влияние является синонимом формального.

Кроме того, следует принять во внимание, что элита не есть арифметическая сумма лиц, в той или иной мере влияющих на выработку позиций по ключевым вопросам. Это – социальная общность (хотя и гетерогенная), объединенная близостью установок, стереотипов и норм поведения, обладающая единством – порой относительным – разделяемых ценностей. Степень внутренней сплоченности элиты зависит от степени ее социальной и национальной однородности, доминирующих моделей рекрутирования элит, преобладающего стиля политического лидерства и т.д.

Очевидно, что используемые политической элитой ресурсы многообразны и не обязательно имеют характер политических. Для характеристики ресурсного потенциала политических элит целесообразно использование концепции многомерного социального пространства П. Бурдье, в рамках которого функционируют индивиды, обладающие различными видами капиталов: экономическим, социальным, символическим, культурным (к перечисленным типам капиталов можно добавить еще один – силовой, обладание которым, к сожалению, становится все более весомым фактором влияния в современном российском обществе). Различные типы капитала приобретают характер политического в случае использования для оказания влияния на процесс принятия решений.

Важнейшей характеристикой элит является способ легитимации власти. Способы легитимации власти элиты исторически изменчивы. Для их классификации правомерно использование предложенной М. Вебером триады типов законного правления: в традиционалистском обществе основанием легитимности, как правило, является власть освященного традицией авторитета. В качестве другого основание легитимации выступает обладание особым даром – харизмой; основанием легитимной власти в современном демократическом обществе служит рациональная законность.

Политическую элиту можно определить как внутренне сплоченную, составляющую меньшинство общества социальную категорию, являющуюся субъектом подготовки и принятия (или влияния на принятие /непринятие) важнейших стратегических решений и обладающую необходимым для этого ресурсным потенциалом.


Важнейшая функция элиты, конституирующая ее видообразующий признак, – выработка стратегических решений и обеспечение трансляции принятых решений на уровень массового сознания и поведения. Властную вертикаль современного общества можно представить в виде трехуровневой пирамиды: высший уровень занимает правящая элита (элиты); на втором, среднем уровне – политические группы, осуществляющие трансляцию принимаемых «наверху» решений (облик этих групп различен в зависимости от специфики социума и особенностей исторического развития); основание пирамиды составляют массы населения, выступающие объектом управления.

Возможность обратного влияния основания пирамиды на ее вершину и наоборот – влияния элитных групп на массовые определяется конкретными обстоятельствами (особенностями политической культуры, историческими традициями политического развития, типом политического режима и т.п.).

Одной из важнейших категорий элитологии является понятие контрэлиты. Это понятие включает лиц, не входящих во властные структуры, но оказывающих существенное влияние на принятие стратегических политических решений. В качестве контрэлиты традиционно выступает высший эшелон политической оппозиции. В условиях парламентской республики в качестве контрэлиты выступает оппозиция, не представленная в парламенте. В связи с незначительностью возможностей внепарламентской оппозиции влиять на политику в условиях президентской республики функции контрэлиты нередко берет на себя парламентская оппозиция.

Представления о структуре политической элиты зависят от характера критерия, избранного в качестве основания структурирования (федеральная – региональная элита, элита – контрэлита, различные ветви власти и т.п.). Одним из важнейших оснований структурирования является степень институализации политического влияния того или иного элитного сегмента. В зависимости от степени институализации влияния на процесс принятия решений политическая элита может быть представлена дихотомической структурой, включающей два компонента, условно определяемых как лидеры и бюрократия. Бюрократия включает административных руководителей всех уровней и должностных лиц, занимающих постоянные оплачиваемые посты в органах государственного управления. В категорию политических лидеров входят лица, профессионально занимающиеся политической деятельностью и обладающие высокой степенью влияния на принятие политических решений, но не имеющие должностей в структурах власти. К этой категории могут быть отнесены руководители политических партий, влиятельные интеллектуалы, ключевые фигуры СМИ.

Одним из наиболее важных является вопрос об особенностях рекрутирования элиты. Принципиальной особенностью политической элиты в отличие от профессиональных является то, что она представляет собой открытую систему в отличие от профессиональных элитарных сообществ. Не имеющий специальной профессиональной подготовки новобранец, как правило, не может претендовать на вхождение в круг профессиональных элит, тогда как круг политической элиты пополняется за счет лиц различного образовательного, профессионального и имущественного статуса (а в периоды кризисов – в том числе и за счет выходцев из маргинальных слоев).


Главной причиной подобной «открытости» на наш взгляд, является фундаментальная характеристика феномена политики – универсальность: политические коллизии являются формой выражения не только собственно политических противоречий, но также экономических, социальных, национальных, духовных и иных. Подобный универсализм политики как социального феномена обусловливает возможность вхождения в круг политической элиты лиц различного профессионального, социального, образовательного статуса.

Однако строгое толкование принципов открытости и закрытости элиты в политологии предполагает оценку степени ротации состава элиты за счет включения в ее состав выходцев из внеэлитных слоев. Элиту можно назвать открытой, если доступ в ее круг открыт представителям различных социальных страт. Закрытой элита является в том случае, когда процесс рекрутирования имеет самовоспроизводящийся характер.

При этом следует отметить, что не существует однозначной зависимости между типом общества как системы (открытое / закрытое) и типом элитной ротации: закрытый характер общества не есть автоматическое свидетельство закрытого характера элитного рекрутирования.

В качестве механизмов рекрутирования элиты мы рассматриваем принципы выдвижения новобранцев в политическую элиту, неизбежно разнящиеся в зависимости от типа общества и исторической эпохи (кровное родство, наследование, имущественный ценз, профессиональная компетентность, партийная принадлежность, личная преданность, старшинство или выслуга лет, протекционизм и т.д.). Каналы рекрутирования – это пути продвижения к вершинам политической иерархии. К числу основных институциональных каналов исследователи относят государственный аппарат, органы местного управления, армию, политические партии, религиозные организации, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политической системы, спецификой политического режима и т.д.

Понятие проницаемости каналов рекрутирования характеризует возможность горизонтального передвижения членов политической элиты в системе разнообразных каналов рекрутирования. Изменения в пользу большей проницаемости каналов рекрутирования происходят в современном российском обществе: можно привести немало примеров (сегодняшнего дня или недавнего прошлого) вхождения представителей большого бизнеса в структуры госвласти. И наоборот, ушедшие в отставку высшие чиновники нередко продолжают карьеру в структурах большого бизнеса. Очевидно, что степень проницаемости каналов, равно, как и уровень ротации политических элит в целом имеет тенденцию к интенсификации в периоды кризисов и замедлению темпов ротации в «спокойные» времена.