Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.

ТЕМА 12

Группы интересов в политическом процессе современной России: теория и практика

Понятие групп интересов

Члены общества взаимосвязаны отношениями, отражающими их самые разные интересы. Сходное поведение людей в политике еще не означает тож­дественность их социальных интересов1, которые (вместе с традициями, индивидуальными качествами и мотивами) формируют стилистику полити­ческой жизни общества. Интересы как таковые это особые стимулы дея­тельности, выражающие определенные потребности и цели людей, а также их групп. Именно интересы личные и общественные становятся при­чиной индивидуальных и коллективных политических акций.

Социальные интересы (лат. interest— имеет значение)— реальные причины действий, складывающиеся у социальных групп (коллективов) в связи с различиями в их положении и роли в общественно-политической жизни. В процес­се взаимодействия людей происходит выработка интересов и требований именно группы как целого. Демократическая политическая система с се институтами при­звана создавать возможности для наиболее полной артикуляции интересов всех со­циальных групп, включая этнические и другие меньшинства, и выбирать в соответ­ствии с ними политические и иные приоритеты.


В качестве негосударственного политического института следует рас­сматривать так называемые организованные (социальные) интересы, поскольку многие носители личных интересов объединяются в ассоциа­ции, во-первых, ради артикуляции своих интересов внутри каких-либо групп, а во-вторых, чтобы представлять эти интересы в отношениях с ины­ми группами и политическими институтами.

Для обозначения понятия группы интересов используются и другие термины, в частности группа давления, лобби, союз; вместе с тем наимено­вание «группа интересов» самое адекватное современному статусу это­го негосударственного политического института.

Словосочетание «группа давления» (англ. pressure group) прежде всего означает форму действия или метод, принятый неким коллективом для под­держки или срыва определенных политических решений (митинг, демон­страция, пикетирование парламента и пр.).

Группы интересов — все виды негосударственного политического института, для которого характерны: 1) добровольность объединения людей в коллективы и организации с формальной структурой (обычно нежесткой); 2) об­щие представления и цели членов группы; 3) соединение личных требований с общественно-полезными материальными и духовными мотивами, которые вы­ражаются внутри своего коллектива с помощью сотрудничества и различных воздействий либо адресуются иным группам, политическим институтам, зако­нодательной и исполнительной властям; 4) как правило, отсутствие бюрократи­ческих структур.

В термин «лобби» (англ. lobby — кулуары, преддверие парламента) заложен весьма узкий смысл обработ­ка депутатов либо правительственных и иных государственных чиновни­ков в целях вынесения нужного лоббистам решения, в т.ч. законодательно­го. Наконец, слово «союз» тоже мало приемлемо по той причине, что указыва­ет на формально-бюрократические признаки организаций, рассчитанных на длительное существование, и за пределами понятия остаются все виды стихийных инициатив (например, гражданских).


От партий группы интересов отличаются тем, что не принимают кол­лективного участия в соревновании за парламентские мандаты или управ­ленческие посты. Представляя отдельные интересы общества, они не стре­мятся к политической ответственности. Вместе с тем восприятие группы интересов как негосударственного института, прежде всего, указывает на политическое измерение данного понятия.

Если рассматривать современную плюралистическую демократию под углом зрения негосударственных институтов, то она исходит из таких прин­ципов: 1) общее благо есть итог сбалансированности групповых интере­сов; 2) признание различия интересов; 3) существование независимых от государства организаций и групп интересов; 4) многопартийная система с оппозицией и государственно-правовыми гарантиями.

Типологизация групп интересов на основе дифференциации пяти основных сфер социально-политической активности.

1. Организованные интересы в экономике и в мире труда: предприни­мательские объединения и ассоциации самостоятельных работников; проф­союзы; потребительские союзы.

2. Группы интересов в социальной сфере: объединения по защите со­циальных прав (вроде общества слепых); объединения социальных дости­жений (например, благотворительные фонды); группы самопомощи (но противостоянию наркомании и пр.).

3. Групповые интересы в области досуга: спортивные союзы; клубы для общения и реализации хобби.

4. Организованные интересы в сферах религии, науки и культуры: цер­кви, секты; научные ассоциации; общеобразовательные кружки и клубы по искусству.

5. Группы интересов по общественно-политической деятельности: ду­ховные, этические, правозащитные ассоциации (например, Эмнисти Интернэшнл); общественно-политические объединения эклогические (Гринпис), феминистские, глобалистские/антиглобалистские гражданские инициативы, движения в поддержку расовых («Черные пантеры»), этни­ческих и иных меньшинств.

Понятие политичес­кой группы (или группового объединения) обозначает негосударственные социально-политические инсти­туты, обладающие общностью интересов и коллек­тивных целей, некоей организационной структурой и ведущие совместную политическую деятельность. В политологии к таким институтам относят партии, группы интересов, социальные движения и т.д.



ТЕМА 13

Гражданское общество в современной России. Понятие гражданского общества. Условия и перспективы укрепления гражданского общества в современной России

Условия становления гражданского общества в современной России

Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства — в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. Такой подход разделяется большинством современных политических сил, которые ориентируются на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства. Пересмотр вульгарных подходов к рея формам, который был характерен для России в 1990-е гг., необходимо учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.

Гражданское общество — это общество равных возможностей, ocнованное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но развитая система социаль­ной поддержки.

Развитие гражданского общества в России в немалой степени зависит от двух игроков: от государства и бизнеса, которые в российских условиях, по сути, предопределяют и пути развития гражданского общества, и модели его политического участия.

Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол, предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок — не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать.

В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Суть его заключается в следующем: существующая потребность в организации повседнев­ной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с одно­сторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользу­ются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций. В России распространено мнение о том, что законодательство создает возможности для административного произвола.


Не столько владение информацией о правовых нормах, сколько монополия на их истолкование позволяет властям по своему усмот­рению ориентировать поведение людей. Расплывчатость правовых норм становится едва ли не главным ресурсом, используемым власть имущими для всепроникающего контроля за частной жизнью граж­дан. В отсутствие законоправия в нашем отечестве и поныне нет про­странства частной жизни, защищенного гражданскими правами и ог­раниченного общественными обязанностями человека. И чем более его границы условны, а значит, и проницаемы для произвола любой власти, тем шире воспроизводство всевозможных практик сокрытия доходов, проступков, преступлений.

Гражданское общество завоевало свое право на физическое суще­ствование и политическую значимость благодаря определенной си­стеме гарантий со стороны государства. В этом заключается взаи­мообусловленность и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Постепенное развитие правового государ­ства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обще­ством и государством.

Для того чтобы создать в России демократическое правовое государ­ство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

  • не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;

  • нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса;

  • политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;

  • оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения. Об этом говорит, например, принудительная перерегистрация общественных организаций в 2001 г., другие попытки поставить их под контроль как на федеральном, так и на региональном уровне;

  • ущемляется свобода слова и прессы — через различные форме давления на средства массовой информации, неугодные властям;

  • свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилья коррумпированного чиновничьего аппарата;

  • сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности

  • не соблюдается автономия местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.



Правовое государство возможно только в том случае, если закон соблюдает сама власть. Современное российское общество пока далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти.


Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут спо­собствовать следующие факторы:

  • признание гражданских, политических и социальных прав не­отъемлемой частью социума;

  • создание многочисленных организаций, ассоциаций и институ­тов, поддержка их разнообразия;

  • деятельность средств массовой информации в условиях свобо­ды и плюрализма;

  • финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;

  • создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворитель­ности, для развития малого бизнеса;

  • предоставление самоуправления основным общественным инсти­тутам (церковь, университеты, сфера искусства и т. д.);

  • реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия решения и делегирование ответственности на тот уро­вень, на котором эти решения будут выполняться.



Перспективы становления гражданского общества в современной России

Среди трудностей становления гражданского общества российскими исследователями отмечается не только распад традиционных норм и социокультурных связей, но и возникновение завышенных материальных и статусных ожиданий. Эти ожидания, особенно на ранних, незрелых стадиях конституирования гражданского общества, чаще всего не могли быть реализованы, так как формировались из тради­ционного, архаического духовно-психологического склада, основан­ного на российском менталитете. Эти особенности стали базисом для индивидуальных и коллективных мечтаний о возврате к традицион­ным, доиндивидуализированным формам общежития, и эти массовые чаяния были универсальной реакцией на тяготы перехода к жизни в условиях свободы в обществах гражданского типа.

Политические культуры соседних стран нередко оказывают серь­езное влияние друг на друга. Распространенный в Европе индивиду­ализм начинает оказывать влияние на коллективистский характер российского миропонимания. В данном контексте представляется («Союз коммунистических сил», РКРП, ВКП(б) и др.). Однако, не создав четкой концепции вывода страны из кризиса, находясь в плену политических традиций и всего исторического опыта КПСС, эти про­коммунистические партии и движения не смогли создать собствен­ной объединенной политической оппозиции.