Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1212

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.

Возникновение парламентской республики не обусловлено осуществ­лением какой-либо заранее разработанной модели власти, а связано с исто­рической практикой британской политической системы, оформившейся в современном виде примерно в XVII-XVIII вв.

Понятно, что в парламентской республике руководящий орган госу­дарственной власти парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. В современной политике существует довольно много различных форм организации института пар­ламентаризма; вместе с тем они обладают определенными общими клас­сическими характеристиками:

  • выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и пра­вительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций;

  • парламент назначает правительство, и он же может его отозвать;

  • глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее;

  • раздельная исполнительная власть: представительские государственные функции возложены на главу государства (например, президента), ре­альная власть принадлежит премьер-министру (в ФРГ – канцлеру и т.д.);

  • правительство имеет право законодательной инициативы (и отдельных случаях Великобритания, ФРГеще и право вето на законопроекты);

  • независимость правительства по отношению к плану государства.


Роль главы государства в парламентской республике неве­лика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства, но осуществляет он это только исходя из расстановки политических сил в парламенте. Свое право досрочного роспуска парламента он реализует либо в соответствии с императивными нормами законодательства, либо по ини­циативе премьер-министра. Избирается глава государства (президент), как правило, парламентским путем, то есть членами парламента или коллегией вы­борщиков, не менее половины которой составляют депутаты. Типичные примеры парламентских республикИталия, ФРГ, Ирландия, Индия и др.

В президентской республике самым строгим образом проводится прин­цип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламентской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противововес.

Современный институт президентства при некотором разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает рядом общих ха­рактеристик, а именно:

  • в конституционном порядке разграничены полномочия и обязаннос­ти институтов президента, парламента, суда;

  • исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства;

  • президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимонезависимы;

  • президент политически ответствен перед народом, а правительствоперед президентом:

  • парламент не имеет права отзыва правительства и президента (ис­ключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюд­жетные и контрольные полномочия;

  • при классической форме (США) президент не вправе распустить пар­ламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;

  • исключено совмещение правительственной должности и парламент­ского мандата (однако в США вице-президент председатель сената).



Таким образом, президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента. Президента избирают внепар­ламентским путем всеобщим прямым голосованием граждан либо кол­легией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием (этот не­прямой порядок избрания принят в США). Правительство при президенте осуществляет различные исполнительные функции, а также служит сове­щательным и вспомогательным органом.

Известная американская система сдержек и противовесов дополняет разделение властей и позволяет их механизмам функционировать как еди­ное целое. Такая система включает: право отлагательного вето президента в отношении законов; парламентский импичмент со смещением президен­та; принцип, в соответствии с которым суды должны руководствоваться в своей деятельности актами, издаваемыми парламентом, но обладают пра­вом проверки их конституционности и т.д.

Полупрезидентская, или смешанная, форма правления (ее называют также президенциализмом) соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создаст но­вое качество. Роль президента здесь особенно велика. Подобный тип госу­дарственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри Лап­ке, Казахстане, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах.


Для президенциализма характерны следующие принципы:

  • глава государства президент избирается на всеобщих прямых выборах;

  • президент назначает правительство, опирающееся па парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответствен пе­ред ним;

  • правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть смещено им после вынесения вотума не­доверия;

  • партийная принадлежность президента, премьер-министра и парла­ментского большинства не обязательно совпадают (так нередко бывает в современной Франции);

  • президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю пала­ту) и назначить новые выборы;

  • у главы государства есть права отлагательного вето на акты парла­мента и законодательной инициативы;

  • у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности (во Франции были 7-летний президентский и 4-летний парламентский ман­даты).


При полупрезидентской форме правления назначение и увольнение в отставку президентом главы правительства и других министров не имеют формального характера, как в парламентской республике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, реше­ния которого он утверждает. Если учесть, что во Франции, например, пар­ламент может принимать законы только в строго установленных конститу­цией сферах, а все остальные регулируются актами правительства, то зна­чение президента в этой стране оказывается еще выше.




ТЕМА 3

Институт президентской власти в современной России (особенности, функции, полномочия) в контексте мировой практики разнообразия форм правления


Этот институт имеет сравнительно ко­роткую историю. Пост всенародно избираемого Президента РСФСР был установлен в соответствии с результатами всероссийского ре­ферендума в марте 1991 г. Первый Президент РСФСР был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Конституция Российской Федерации (1993 г.) внесла существенные изменения, касающиеся как статуса Президента, так и порядка его избрания, компетенции, процедуры отрешения от должности. Конституция ис­ходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он избирается на четыре года граж­данами России на основе всеобщего равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стра­не не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.


Функции президента Российской Федерации вытекают из его пол­номочий (см. Таблицу 1.).

Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государ­ственной думы. Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.


Таблица 1. Основные полномочия и функции Президента Российской Федерации


Конституционные полномочия

Функции

Глава государства

  • является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

  • принимает меры по охране суверенитета и государственной целостности страны;




обеспечивает согласованное функционирование
органов государственной власти; представляет
Российскую Федерацию внутри страны

и в международных отношениях

Глава

исполнительной

власти

  • определяет основные направления внутренней и внешней политики;

  • назначает (с согласия Думы) Председателя Правительства и весь состав Правительства;

  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

Активный законодатель

  • вносит законопроекты в Государственную думу;

  • подписывает и обнародует федеральные законы;

  • издает указы и распоряжения.

Главный дипломат

  • назначает дипломатических представителей;

  • принимает послов иностранных государств;

  • подписывает международные договоры.

Верховный главнокомандующий

  • утверждает военную доктрину;

  • назначает высшее командование Вооруженных сил;

  • в случае агрессии вводит военное положение.

Существенное отличие статуса Президента Российской Федерации заключается в его доминирующем положении во взаимоотношении с другими ветвями власти. Российский президент обладает испол­нительными правами – поскольку формирует правительство и факти­чески руководит им, и законодательными – поскольку издает указы, и судебными – поскольку может выступать арбитром в спорах между центральной и региональной властью.


В современной литературе идут споры о форме правления, которая существует в России. Согласно Конституции РФ, Россия формально – полупрезидентская республика. Совпадает ли это с реальным положением дел? Выделим три основных позиции исследователей по данному вопросу. Одни считают, что в России имеет место смешанная республика, природа которой определяется по-разному – как полупрезидентская или полупарламентская. Ближайший аналог этой системы усматривают в Пятой республике во Франции. Она получила название смешанной формы правления. Другие определяют российскую форму правления как президентскую республику. Ближайший аналог – президентская модель США, хотя иногда понятие президентской республики включает французскую модель, которая реально может функционировать как президентская республика. Третья позиция определяет российскую модель как сверхпрезидентскую республику. Концепция сверхпрезидентской системы была разработана применительно к режимам Латинской Америки. Ее специфика проявляется в том, что при наличии ряда параметров президентской системы в ней непоследовательно реализован принцип разделения властей, так как президент наделен существенными полномочиями как в области исполнительной, так и законодательной власти, а также в том, что вся система разделения властей фактически (но не конституционно) ориентируется на президента.

Сторонники смешанной формы правления в России говорят о сочетании в ней элементов президентской и парламентской республик и наличии в стране элементов парламентаризма. Аргументы в пользу своей позиции они черпают из тех положений конституции РФ, которые отражают возможности российского парламента противостоять президентской власти. Это статьи конституции РФ о решении Государственной думой вопроса о доверии правительству; даче согласия президенту на назначение председателя правительства, нормы, ограничивающие президента в использовании права роспуска нижней палаты Думы (ст. 103, 109, 111, 117). Однако эти ограничения не адекватны тем, которые существуют в современных формах смешанного режима. Речь не идет о подлинном разделении властей, так как отсутствует реальный механизм конституционной ответственности правительства перед парламентом и институт контрассигнатуры в отношении актов президента. Те, кто говорит о бицефализме российской исполнительной власти, имея в виду статус председателя правительства, должны признать, что вторая голова в этой конструкции – рудиментарная и российский президент в отличие от французского может в любой момент ее отрубить. Так российский президент вправе уволить любого министра. Он вправе уволить правительство в виде альтернативы роспуску Думы. Таким образом, полномочия президента России в вопросах отставки правительства больше тех, которые есть у президента Франции. Интерпретация российского режима как смешанной формы правления определяет стратегию поправок к конституции, которые стимулируют эволюцию режима в направлении укрепления парламентаризма и парламентской ответственности.