ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 1212
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Возникновение парламентской республики не обусловлено осуществлением какой-либо заранее разработанной модели власти, а связано с исторической практикой британской политической системы, оформившейся в современном виде примерно в XVII-XVIII вв.
Понятно, что в парламентской республике руководящий орган государственной власти — парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. В современной политике существует довольно много различных форм организации института парламентаризма; вместе с тем они обладают определенными общими — классическими — характеристиками:
-
выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций;
-
парламент назначает правительство, и он же может его отозвать;
-
глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее;
-
раздельная исполнительная власть: представительские государственные функции возложены на главу государства (например, президента), реальная власть принадлежит премьер-министру (в ФРГ – канцлеру и т.д.);
-
правительство имеет право законодательной инициативы (и отдельных случаях — Великобритания, ФРГ – еще и право вето на законопроекты);
-
независимость правительства по отношению к плану государства.
Роль главы государства в парламентской республике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства, но осуществляет он это только исходя из расстановки политических сил в парламенте. Свое право досрочного роспуска парламента он реализует либо в соответствии с императивными нормами законодательства, либо по инициативе премьер-министра. Избирается глава государства (президент), как правило, парламентским путем, то есть членами парламента или коллегией выборщиков, не менее половины которой составляют депутаты. Типичные примеры парламентских республик – Италия, ФРГ, Ирландия, Индия и др.
В президентской республике самым строгим образом проводится принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламентской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противововес.
Современный институт президентства при некотором разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает рядом общих характеристик, а именно:
-
в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда;
-
исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства;
-
президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимонезависимы;
-
президент политически ответствен перед народом, а правительство — перед президентом:
-
парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;
-
при классической форме (США) президент не вправе распустить парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;
-
исключено совмещение правительственной должности и парламентского мандата (однако в США вице-президент — председатель сената).
Таким образом, президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента. Президента избирают внепарламентским путем — всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием (этот непрямой порядок избрания принят в США). Правительство при президенте осуществляет различные исполнительные функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом.
Известная американская система сдержек и противовесов дополняет разделение властей и позволяет их механизмам функционировать как единое целое. Такая система включает: право отлагательного вето президента в отношении законов; парламентский импичмент со смещением президента; принцип, в соответствии с которым суды должны руководствоваться в своей деятельности актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т.д.
Полупрезидентская, или смешанная, форма правления (ее называют также президенциализмом) соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создаст новое качество. Роль президента здесь особенно велика. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри Лапке, Казахстане, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах.
Для президенциализма характерны следующие принципы:
-
глава государства – президент – избирается на всеобщих прямых выборах;
-
президент назначает правительство, опирающееся па парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответствен перед ним;
-
правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть смещено им после вынесения вотума недоверия;
-
партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают (так нередко бывает в современной Франции);
-
президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;
-
у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;
-
у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности (во Франции были 7-летний президентский и 4-летний парламентский мандаты).
При полупрезидентской форме правления назначение и увольнение в отставку президентом главы правительства и других министров не имеют формального характера, как в парламентской республике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которого он утверждает. Если учесть, что во Франции, например, парламент может принимать законы только в строго установленных конституцией сферах, а все остальные регулируются актами правительства, то значение президента в этой стране оказывается еще выше.
ТЕМА 3
Институт президентской власти в современной России (особенности, функции, полномочия) в контексте мировой практики разнообразия форм правления
Этот институт имеет сравнительно короткую историю. Пост всенародно избираемого Президента РСФСР был установлен в соответствии с результатами всероссийского референдума в марте 1991 г. Первый Президент РСФСР был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Конституция Российской Федерации (1993 г.) внесла существенные изменения, касающиеся как статуса Президента, так и порядка его избрания, компетенции, процедуры отрешения от должности. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.
Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.
Функции президента Российской Федерации вытекают из его полномочий (см. Таблицу 1.).
Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной думы. Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.
Таблица 1. Основные полномочия и функции Президента Российской Федерации
Конституционные
полномочия
Функции
Глава государства
является
гарантом Конституции, прав и свобод
человека
и гражданина;
принимает меры
по охране суверенитета и государственной
целостности страны;
♦ обеспечивает
согласованное функционирование и
в международных отношениях
Глава
исполнительной власти
определяет
основные направления внутренней и
внешней политики;
назначает
(с согласия Думы) Председателя
Правительства
и весь состав Правительства;
имеет право
председательствовать на заседаниях
Правительства.
Активный
законодатель
вносит
законопроекты в Государственную
думу;
подписывает и
обнародует федеральные законы;
издает указы
и распоряжения.
Главный дипломат
назначает
дипломатических представителей;
принимает
послов иностранных государств;
подписывает
международные договоры.
Верховный
главнокомандующий
утверждает
военную доктрину;
назначает
высшее командование Вооруженных
сил;
в случае агрессии
вводит военное положение.
Существенное отличие статуса
Президента Российской Федерации
заключается в его доминирующем
положении во взаимоотношении с
другими ветвями власти. Российский
президент обладает исполнительными
правами – поскольку формирует
правительство и фактически
руководит им, и законодательными –
поскольку издает указы, и
судебными – поскольку может выступать
арбитром в спорах между центральной
и региональной властью.
органов
государственной власти;
представляет
Российскую
Федерацию внутри страны
В современной литературе идут споры о форме правления, которая существует в России. Согласно Конституции РФ, Россия формально – полупрезидентская республика. Совпадает ли это с реальным положением дел? Выделим три основных позиции исследователей по данному вопросу. Одни считают, что в России имеет место смешанная республика, природа которой определяется по-разному – как полупрезидентская или полупарламентская. Ближайший аналог этой системы усматривают в Пятой республике во Франции. Она получила название смешанной формы правления. Другие определяют российскую форму правления как президентскую республику. Ближайший аналог – президентская модель США, хотя иногда понятие президентской республики включает французскую модель, которая реально может функционировать как президентская республика. Третья позиция определяет российскую модель как сверхпрезидентскую республику. Концепция сверхпрезидентской системы была разработана применительно к режимам Латинской Америки. Ее специфика проявляется в том, что при наличии ряда параметров президентской системы в ней непоследовательно реализован принцип разделения властей, так как президент наделен существенными полномочиями как в области исполнительной, так и законодательной власти, а также в том, что вся система разделения властей фактически (но не конституционно) ориентируется на президента.
Сторонники смешанной формы правления в России говорят о сочетании в ней элементов президентской и парламентской республик и наличии в стране элементов парламентаризма. Аргументы в пользу своей позиции они черпают из тех положений конституции РФ, которые отражают возможности российского парламента противостоять президентской власти. Это статьи конституции РФ о решении Государственной думой вопроса о доверии правительству; даче согласия президенту на назначение председателя правительства, нормы, ограничивающие президента в использовании права роспуска нижней палаты Думы (ст. 103, 109, 111, 117). Однако эти ограничения не адекватны тем, которые существуют в современных формах смешанного режима. Речь не идет о подлинном разделении властей, так как отсутствует реальный механизм конституционной ответственности правительства перед парламентом и институт контрассигнатуры в отношении актов президента. Те, кто говорит о бицефализме российской исполнительной власти, имея в виду статус председателя правительства, должны признать, что вторая голова в этой конструкции – рудиментарная и российский президент в отличие от французского может в любой момент ее отрубить. Так российский президент вправе уволить любого министра. Он вправе уволить правительство в виде альтернативы роспуску Думы. Таким образом, полномочия президента России в вопросах отставки правительства больше тех, которые есть у президента Франции. Интерпретация российского режима как смешанной формы правления определяет стратегию поправок к конституции, которые стимулируют эволюцию режима в направлении укрепления парламентаризма и парламентской ответственности.