ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.11.2020
Просмотров: 909
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Нотариальная этика. Профессиональные кодексы нотариусов
К теме 4 «Нотариальные действия и основные правила их совершения»
К теме 5 «Удостоверение сделок.
Наложение и снятие запрещения отчуждения имущества».
К теме 7 «Оформление наследственных прав»
К теме 8 «Свидетельствование верности копий документов и выписок из них,
подлинности подписи и верности перевода»
К теме 9 «Удостоверение отдельных бесспорных фактов»
К теме 10 «Передача заявлений физических и юридических лиц.
Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг»
К теме 11 «Совершение исполнительных надписей»
К теме 12 «Протест векселя. Предъявление чека к платежу
и удостоверение неоплаты чеков»
Указ Президента РФ от 05.11.98 г. № 1330 «Об утверждении Положения о консульском учреждении РФ» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 45. Ст. 5509.
Инструкция МИД СССР от 06.07.84 г. «О консульской легализации».
Закон СССР от 24.06.91 г. № 2261-1 «О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 27. Ст. 784.
Федеральный закон от 15.08.96 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» с послед. измен. и доп. (ст. 20) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Спецкурс «Нотариат в Российской Федерации» изучается студентами очной и заочной формы обучения, выбравшими гражданско-правовую специализацию.
Студентам 4-го курса очной формы обучения в 7-м семестре читается лекционный цикл из 10 лекций. В конце семестра сдается экзаменационный зачет. Для студентов очной формы обучения, решивших писать выпускную квалификационную работу по нотариату, проводятся спецсеминары в 7–9-м семестрах с целью углубленного изучения нотариата, работа на которых оценивается по зачетной системе. Эти студенты должны написать курсовую работу за 4-й курс по нотариату. Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, а также методические указания по их написанию помещены в настоящем Учебно-методическом комплексе.
Студентам 4-го курса заочной формы обучения в 7-м и 8-м семестре читаются установочная и две обобщающие лекции, проводятся два семинара. Эти студенты должны получить семинарский и сдать экзаменационный зачет. Указания по подготовке студентов-заочников к семинарам, в том числе по письменному решению задач, даны в настоящем Учебно-методическом комплексе.
Изучение спецкурса необходимо начинать с ознакомления с помещенными в настоящем Учебно-методическом комплексе программой курса, перечнем основных нормативных актов и судебной практики, а также списком учебной литературы.
При чтении программы курса следует обратить внимание на тему «Актуальные проблемы нотариата», конкретизация которой дана в вопросах спецсеминара по одноименной теме для студентов очной формы обучения. Это поможет лучшему усвоению тем Общей и Особенной частей, будет способствовать пониманию возможных перспектив развития отечественного нотариата.
Принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) – ключевой источник права по спецкурсу, в изучении которого существенную помощь могут оказать научно-практические постатейные комментарии к нему.
Данный закон является одним из самых устойчивых нормативных правовых актов России последних двенадцати лет. На сегодняшний день в Основы внесено несколько изменений, которые не изменили существенным образом первоначальную концепцию данного закона.
Действие ч. 5 ст. 23 о содержании государственных нотариальных контор за счет отчислений из федерального бюджета было приостановлено в 2002, 2003, 2004 годах (в эти годы они должны были содержаться за счет отчислений из бюджетов субъектов Российской Федерации). С 1 января 2005 года ч. 5 ст. 23 утратила силу.
8 декабря 2003 года была уточнена ч. 1 ст. 77 о свидетельствовании верности копий документов и выписок из них добавлением органов государственной власти к субъектам (юридическим лицам и гражданам), выдающим копии документов и выписки из них.
29 июня 2004 года в ходе административной реформы в Российской Федерации было централизовано государственное управление в сфере нотариата. Теперь Минюст России и Федеральная нотариальная палата, а не орган юстиции и нотариальная палата субъекта Российской Федерации, вправе определять порядок:
а) прохождения стажировки и сокращать ее срок (ч. 2 ст. 2);
б) контроля за исполнением правил нотариального делопроизводства в отношении частнопрактикующих нотариусов (ч. 2 ст. 9);
в) учреждения и ликвидации должности нотариуса (ч. 1 ст. 12);
г) определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (ч. 2 ст. 12);
д) передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу (ч. 6 ст. 12);
е) изменения территории деятельности нотариуса (ч. 3 ст. 13);
ж) назначения на должность стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе (ч. 1 ст. 19).
Теперь федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата (ныне – Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), вместо Минюста России уполномочен:
а) вести реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 3 ст. 1);
б) осуществлять контроль за исполнением профессиональных обязанностей государственными нотариусами (ч. 1 ст. 34).
Указанный федеральный орган исполнительной власти также вправе направлять представителей для принятия участия в работе квалификационной комиссии вместе с представителями Минюста России (ч. 2 ст. 4).
2 ноября 2004 года был изменен порядок оплаты нотариальных действий – отменен договорный порядок оплаты так называемых необязательных нотариальных действий (ст. 22), а также установлены размеры нотариального тарифа за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма (ст. 22.1). Тогда же были изменены ставки государственной пошлины за совершение нотариальных действий (см. ст.ст. 33324, 33325, 33338 главы 253 «Государственная пошлина» части второй Налогового кодекса РФ). Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2005 года.
Вместе с тем, необходимо учитывать известные недостатки Основ в плане регламентации организации нотариата, которые в основном были преодолены путем принятия постановлений высших судебных инстанций – Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации. Эти постановления касаются вопросов обязательности членства в нотариальной палате частнопрактикующих нотариусов, соответствия Конституции России организационно-контрольных полномочий нотариальных палат, необходимости законодательного урегулирования механизма взаимодействия между нотариальными палатами и органами юстиции, допустимости создания в одном субъекте Российской Федерации только одной нотариальной палаты, уменьшения налогового бремени частнопрактикующих нотариусов и конкретизации (индивидуализации) налогового законодательства в части их налогообложения.
Статья 72 Конституции России относит нотариат к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящем Учебно-методическом комплексе указаны названия и реквизиты действующих на 1 августа 2005 года 7 законов субъектов Российской Федерации о нотариате. Ознакомиться с ними удобнее всего с помощью компьютерных баз данных регионального законодательства. В целом для законов субъектов Российской Федерации о нотариате характерно отсутствие единого подхода к перечню вопросов, которые должны быть урегулированы в данных законах. Более того, анализ Основ и законов субъектов Российской Федерации о нотариате показывает, что вопросы организации нотариата практически полностью урегулированы Основами и принимаемыми в соответствии с ними актами органов юстиции и нотариальных палат. Во многом именно по этой причине в 4 субъектах Российской Федерации (Республике Саха (Якутия), Республике Карелия, Новгородской и Ульяновской областях) были отменены региональные законы о нотариате.
В течение 1995–2002 годов в значительном количестве субъектов Российской Федерации были приняты законы или постановления (указы, распоряжения) главы субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления полномочиями по совершению нотариальных действий. Причиной этого стала реформа местного самоуправления после принятия Конституции России 1993 года, сделавшая незаконными любые нотариальные действия, и в особенности удостоверение завещаний, которые совершались в нарушение ст. 37 Основ должностными лицами органов местного самоуправления, а не органов исполнительной власти. В 2002 году Верховный Суд Российской Федерации признал подобное нормотворчество противоречащим федеральному законодательству (поскольку гражданское законодательство отнесено ст. 71 Конституции России к исключительному предмету ведения Российской Федерации). На 1 августа 2005 года подобные нормативные правовые акты были отменены в 16 и продолжали действовать в 3 субъектах Российской Федерации. В 2003–2004 годах законодательные (представительные) органы государственной власти 5 субъектов Российской Федерации приняли постановления о проекте Федерального закона о внесении изменений в Основы (ст. 37 и ряд других статей) в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий.
Помимо Основ, знание которых строго обязательно, не требуется доскональное изучение каждого нормативного и судебного акта, приведенного в настоящем Учебно-методическом комплексе. Целью такого большого перечня актов является демонстрация объема законодательства и судебной практики, которые должны знать и правильно применять лица, совершающие нотариальные действия. Кроме этого, данный перечень актов сам по себе информативен с учебной точки зрения. Для удобства студентов краткое содержание некоторых, главным образом судебных актов, расшифровано курсивом в скобках после названия акта, а также указаны номера и названия статей (глав, разделов) большинства нормативных актов.
Список учебной литературы, помещенный в настоящем Учебно-методическом комплексе, несмотря на значительное количество источников, отнюдь не претендует на всеохватность. Главное его предназначение – показ разработанности в учебном и научно-практическом плане той или иной темы по вопросам организации нотариата и/или совершения отдельных нотариальных действий. Прибегнуть именно к такой подаче учебной литературы по нотариату пришлось вследствие сравнительно малого количества монографических исследований по вопросам современного российского нотариата. По названиям книг, диссертаций и статей студенты могут составить для себя соответствующее представление по заинтересовавшей их нотариальной тематике. С практической точки зрения данный список может быть также полезен при выборе темы и написании курсовой или выпускной квалификационной работы по нотариату.
Список учебной литературы подразделяется на основной и дополнительный. Разумеется, что читать все учебники, комментарии и справочники, упомянутые в разделе основной учебной литературы, не требуется. Следует выбрать одну–две книги, этого будет вполне достаточно для сдачи экзаменационного зачета. К сожалению, для значительной части книг и статей по современному нотариату характерны описательный стиль изложения и недостаточное внимание к проблемам нотариата. В связи с этим, как нам представляется, лучше читать труды таких авторов, как: Аргунов В.Н., Вергасова Р.И., Виноградова Р.И., Власов Ю.Н., Гонгало Б.М., Жуйков В.М., Зайцева Т.И., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Б.И., Медведев И.Г., Репин В.С., Скрипилев Е.А., Стешенко Л.А., Сучкова Н.В., Толстой Ю.К., Треушников М.К., Форин М., Черемных Г.Г., Черемных И.Г., Шамба Т.М., Ярков В.В.
Для студентов, специализирующихся на нотариате, будет полезным прочитать книгу Пиепу Ж.-Ф. и Ягра Ж. «Профессиональное нотариальное право» (Москва, издательство «Юристъ», 2001 г.), посвященную современному французскому нотариату. Многие положения этой книги (нотариальное партнерство, коллективная солидарная ответственность нотариусов путем страхования их ответственности нотариальными палатами, доказательственная сила нотариального акта и др.) нашли отражение в проекте Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации», подготовленного осенью 2002 года в Московской городской нотариальной палате. Проследить влияние иностранного законодательства на развитие нотариата в России можно и по иным источникам, главным образом статьям, приведенным в списке дополнительной литературы.
Для понимания современного состояния двух основных мировых систем нотариата (латинского нотариата и нотариата англосаксонского типа) и их влияния на развитие российского нотариата следует ознакомиться со статьями о Международном союзе латинского нотариата, членом которого с 1995 года является Федеральная нотариальная палата.
Знакомиться с публикациями по нотариальной тематике можно по периодической печати, в частности по журналам «Российская юстиция», «Нотариус» (издается с 1996 года), «Нотариальный вестник» (издается с 1997 года), «Бюллетень нотариальной практики» (издается с 1998 года). Также можно читать информационные бюллетени нотариальных палат субъектов Российской Федерации. В Центральной библиотеке МГЮА помимо «Российской юстиции» есть журнал «Нотариус».
Кроме этого, можно просматривать веб-сайты в Интернете по нотариальной тематике. В настоящее время, без сомнения, лучшим подобным веб-сайтом является веб-сайт Центра нотариальных исследований (http://www.notiss.ru). Центр был создан в июле 2002 года в Екатеринбурге профессором В.В. Ярковым. На веб-сайте Центра можно найти информацию о ведущихся в Центре исследованиях, выпущенных в Центре книгах, а также ссылки на другие веб-сайты в Интернете, в том числе зарубежные, по нотариальной тематике.
Ряд теоретических и учебных вопросов, как то: понятие нотариата, принципы нотариальной деятельности, классификация нотариальных действий, стадии нотариального процесса, организационно-контрольные полномочия органов юстиции и нотариальных палат, контроль за нотариусами и другие, по-разному излагаются в учебной и научно-практической литературе. Важно, чтобы студенты имели по этим вопросам определенную точку зрения и могли аргументированно ее обосновать.
Поскольку студенты на экзаменационном зачете нередко затрудняются классифицировать нотариальные действия, некоторые не могут даже назвать классификационные основания, считаем необходимым предложить две из возможных классификаций. При этом важно помнить, что любая классификация производится с целью упорядочения, систематизации изучаемого предмета и, до известной степени, носит условный характер.
Классификация нотариальных действий по содержанию и целям (направленности):
а) удостоверение бесспорных фактов:
удостоверение сделок, свидетельствование верности копий документов и выписок из них; свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой; удостоверение нахождения лица в живых или в определенном месте; удостоверение тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверение времени предъявления документа; передача заявлений и выдача удостоверений об этом; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение морских протестов; обеспечение доказательств;
б) удостоверение бесспорного права:
выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
в) придание документам исполнительной силы:
совершение исполнительных надписей на долговых и платежных документах; совершение протестов векселей; предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;