ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2020
Просмотров: 9591
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Президента Федеральной нотариальной палаты России Е.Н. Клячина
Предисловие ко второму изданию
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НОТАРИАЛЬНОГО ДЕЛА
§ 1. Понятие о нотариате и органах, совершающих нотариальные действия
§ 2. Нотариус как юридическая профессия в современном мире
§ 3. Место нотариата в правовой системе России и среди органов гражданской юрисдикции
§ 4. Особый характер нотариальных функций
§ 5. Нотариат и другие формы юридической помощи
§ 6. Источники законодательства о нотариате
§ 7. Порядок назначения на должность нотариуса
§ 8. Освобождение от должности нотариуса
§ 9. Стажер и помощник нотариуса, исполнение обязанностей нотариуса
§ 10. Правовой статус нотариуса: права, обязанности и ответственность
§ 12. Профессиональная этика в деятельности нотариусов
Глава 2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСА
§ 1. Основы экономики нотариальной деятельности
§ 2. Государственная пошлина и нотариальные тарифы
§ 3. Основные нотариальные тарифы
§ 4. Основания освобождения от уплаты нотариальных тарифов. Льготы при уплате нотариальных тарифов
§ 5. Основы финансово-хозяйственной деятельности нотариуса
Глава 3. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ
§ 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов
§ 2. Процедуры осуществления отдельных видов контроля
§ 3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов
Глава 4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА НОТАРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
§ 2. Понятие и признаки нотариального действия
§ 3. Процедура нотариального производства
§ 4. Стадии нотариального производства
Глава 5. ПРАВИЛА НОТАРИАЛЬНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И СОВЕРШЕНИЯ УДОСТОВЕРИТЕЛЬНЫХ НАДПИСЕЙ НОТАРИУСОМ
§ 1. Общие правила нотариального делопроизводства
§ 2. Подготовка служебных документов
§ 3. Прием, регистрация и отправление документов
§ 4. Составление номенклатуры и формирование дел (нарядов)
Глава 6. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УДОСТОВЕРЕНИЯ СДЕЛОК
§ 1. Требования к форме сделок
§ 2. Разъяснение сторонам смысла и значения проекта сделки
§ 3. Правоспособность и дееспособность граждан, участвующих в сделке
§ 4. Правоспособность юридических лиц
§ 5. Оформление сделок от имени лиц, признанных банкротами
§ 6. Оформление сделок от имени юридических лиц в стадии их ликвидации
§ 7. Документы, истребуемые нотариусами при удостоверении сделок
§ 8. Изменение и расторжение договора
§ 9. Количество экземпляров документов, в которых излагается содержание сделки
Глава 7. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
§ 1. Понятие недвижимости. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
§ 2. Общие сведения, которые должны содержаться в тексте сделки
§ 3. Основные правила оформления договоров об отчуждении недвижимого имущества
§ 4. Исполнение договоров об отчуждении недвижимого имущества
Примерные образцы договоров отчуждения недвижимого имущества
Глава 8. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
§ 1. Общие вопросы регулирования земельных правоотношений
§ 2. Формы собственности на землю
§ 3. Иные вещные права на землю
§ 4. Особенности совершения сделок с земельными участками
§ 5. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения
Примерные образцы договоров отчуждения земельных участков
Глава 9. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ РЕНТЫ И ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ С ИЖДИВЕНИЕМ
§ 1. Удостоверение договоров ренты
§ 2. Договор пожизненного содержания с иждивением
Примерные образцы договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением
Глава 10. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ЗАЛОГА
§ 2. Основание возникновения права залога
§ 3. Участники залогового правоотношения
§ 6. Существенные условия договора залога
§ 8. Пределы обеспечения залогом основного обязательства
§ 9. Права и обязанности участников залогового правоотношения
§ 10. Обращение взыскания на заложенное имущество
Глава 11. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ОБ ИПОТЕКЕ
§ 1. Общие положения об ипотеке
§ 5. Ипотека жилых домов и квартир
Примерные образцы договоров залога
Глава 12. УДОСТОВЕРЕНИЕ СДЕЛОК С АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
§ 2. Основные действия нотариуса при удостоверении договора отчуждения транспортного средства
Примерные образцы договоров об отчуждении автотранспортных средств
Глава 13. УДОСТОВЕРЕНИЕ ЗАВЕЩАНИЙ
§ 1. Понятие и юридические признаки завещания
§ 2. Место удостоверения завещания
§ 3. Круг наследников по завещанию
§ 5. Право на обязательную долю в наследстве
§ 6. Порядок (механизм) совершения завещания
§ 7. Исполнение завещания. Исполнитель завещания
§ 8. Отмена и изменение завещания
Глава 14. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОВЕРЕННОСТЕЙ
§ 1. Доверенность как гражданско-правовая сделка
Примерные образцы некоторых видов доверенностей
Глава 15. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРА ПОРУЧИТЕЛЬСТВА
Примерный образец договора поручительства
Глава 16. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ
§ 1. Договор доверительного управления имуществом
Примерный образец договора доверительного управления имуществом
Глава 17. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ХРАНЕНИЯ
Примерные образцы договоров хранения вещей
Глава 18. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ
Примерные образцы договоров аренды
Глава 19. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
§ 1. Понятие и виды договора найма жилого помещения
§ 2. Договор коммерческого найма жилого помещения
Примерный образец договора коммерческого найма жилого помещения
Глава 20. УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ЗАЙМА
Примерные образцы договоров займа денег и расписок
Глава 21. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Примерные образцы брачных договоров
§ 2. Соглашение об уплате алиментов
Примерный образец соглашения об уплате алиментов
Глава 22. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
§ 1. Общие положения о наследовании
§ 2. Наследование по завещанию
Примерные образцы заявлений о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство
Примерные образцы заявлений об отказе от наследства
Образцы иных заявлений, связанных с оформлением наследственных прав
§ 5. Выдача свидетельств о праве на наследство и раздел наследственного имущества
Примерные образцы свидетельств о праве на наследство
§ 6. Охрана наследственного имущества и управление им
Примерные образцы постановлений о возмещении расходов и об оплате вознаграждения
§ 7. Наследование отдельных видов имущества
Глава 23. ВЫДАЧА СВИДЕТЕЛЬСТВ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ДОЛЮ В ОБЩЕМ ИМУЩЕСТВЕ СУПРУГОВ
§ 1. Условия выдачи свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов
§ 2. Установление факта наличия брачных отношений
§ 3. Установление факта приобретения имущества в период брака
§ 4. Основания приобретения имущества
§ 5. Порядок выдачи свидетельств о праве собственности
Примерные образцы свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов
§ 1. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них
§ 2. Свидетельствование подлинности подписи на документе
Глава 25. УДОСТОВЕРЕНИЕ ФАКТОВ
§ 1. Виды фактов, удостоверяемых нотариусами
§ 2. Удостоверение факта нахождения гражданина в живых
Примерные образцы свидетельств об удостоверении факта нахождения гражданина в живых
§ 3. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте
Примерные образцы свидетельств об удостоверении факта нахождения гражданина в определенном месте
§ 4. Удостоверение тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии
§ 5. Удостоверение времени предъявления документов
Удостоверительная надпись на документе о времени его предъявления
Глава 26. ПЕРЕДАЧА ЗАЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
§ 1. Применение передачи заявлений в гражданско-правовом обороте
§ 2. Порядок передачи заявлений
Примерный образец заявления об отмене доверенности
Глава 27. ПРИНЯТИЕ В ДЕПОЗИТ ДЕНЕЖНЫХ СУММ И ЦЕННЫХ БУМАГ
§ 1. Внесение должником денежных сумм и ценных бумаг в депозит нотариуса
§ 2. Выдача из депозита денежных сумм и ценных бумаг
Глава 28. СОВЕРШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАДПИСЕЙ
§ 1. Общие условия совершения исполнительных надписей
§ 2. Оформление исполнительных надписей на документах, представляемых ломбардами
Примерный образец оформления исполнительной надписи и залогового билета
Глава 29. СОВЕРШЕНИЕ ПРОТЕСТОВ ВЕКСЕЛЕЙ
§ 1. Общая характеристика векселя
Примерные образцы актов о протесте векселей
Глава 30. СОВЕРШЕНИЕ МОРСКИХ ПРОТЕСТОВ
§ 1. Цель совершения морского протеста
§ 2. Порядок передачи заявления о совершении морского протеста
§ 3. Составление акта о морском протесте нотариусом
Глава 31. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
§ 1. Цель принятия мер по обеспечению доказательств
§ 2. Действия нотариуса по обеспечению доказательств
Глава 32. НОТАРИАТ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ
§ 1. Современный нотариат в российском и международном гражданском обороте
§ 2. Особенности совершения нотариальных действий с иностранным элементом
§ 3. Наследование с иностранным элементом
§ 4. Обеспечение доказательств нотариусом в отношениях с участием иностранных лиц
§ 5. Особенности совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений
§ 6. Свидетельствование верности перевода, оформление документов для выезда за границу
Примерные образцы согласия родителей на выезд ребенка за границу
§ 7. Подтверждение юридической силы документов из-за границы
Образец подшивки к удостоверяемому документу отдельного листа с проставленным апостилем
В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено земельным законодательством. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Для приобретения прав на земельный участок указанные граждане или юридические лица совместно обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (в случаях, установленных земельным законодательством) либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
При этом границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка вышеназванным лицам и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Собственник земельного участка имеет право:
– использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с действующим законодательством;
– возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований закона, правил и нормативов;
– проводить мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством специальными требованиями;
– осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом.
Право частной собственности на земельный участок прекращается по следующим основаниям (ст. 44 ЗК):
– при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
– при отказе собственника от права собственности на земельный участок;
– в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Следует иметь в виду, что отказ собственника земельного участка от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращения права собственности этого лица на участок.
При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.
Согласно абз. 1 ст. 236 ГК гражданин может отказаться от права собственности, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Судьба бесхозяйной вещи решается в судебном порядке в соответствии со ст. 225 ГК следующим образом: бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда муниципальной собственностью, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
2. Государственная и муниципальная собственность на землю
Согласно ст. 16 ЗК государственной собственностью на землю являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Указанный Федеральный закон определил правовые основы такого разграничения.
Согласно ст. 2 названного Федерального закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, при этом основанием государственной регистрации права собственности являются:
– акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у перечисленных субъектов возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю;
– вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся земельные участки:
– которые признаны таковыми федеральными законами;
– право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
– которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
Так, согласно ст. 3 названного Федерального закона основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
– земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
– земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
– земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:
– которые признаны таковыми федеральными законами;
– право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
– которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:
– занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;
– предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
– отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;
– занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав (ст. 4 Федерального закона):
– земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;
– земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта РФ, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов РФ; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;
– фонда перераспределения земель;
– земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением земель запаса, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В муниципальной собственности находятся земельные участки:
– которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
– право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
– которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
В субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.
Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав (ст. 5 Федерального закона):
– земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
– земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;