ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 2232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

споров, которые угрожают поддержанию международного мира и без-
опасности (ст. 33).

Принцип мирного урегулирования споров является императивным,

основным принципом международного права. Студент обязан на кон-

кретных примерах показать процесс становления и развития этого
принципа. Он должен также уяснить содержание понятий «между-
народный спор» и «ситуация», в чем состоит

 «справедли-

вость», каковы виды международных споров Для уяснения понятия
этих терминов необходимо внимательно

 Гаагскую Конвенцию

о мирном разрешении международных столкновений 1907 г., статьи

 Устава ООН, а также соответствующую литературу, в частности:

Курс международного права в 7 томах.

 1989. Т. 2. С.

 должен уметь изложить обязательные процедуры разреше-

ния споров, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву

1982 года, Договором по космосу 1967 г., Конвенцией о международной

ответственности за ущерб, причиненный космической деятельностью,

1972 г. и др.

Далее студенту следует изучить следующие основные средства мир-

ного разрешения споров: переговоры, консультации, добрые услуги
и посредничество, международные следственные и согласительные
комиссии, международную судебную процедуру, механизм между-
народных организаций.

Переговоры являются наиболее доступным, гибким, эффективным

и универсальным средством мирного разрешения споров. В ходе пере-
говоров государства находят самые разные варианты решения спор-
ных вопросов. В современных условиях субъектами непосредственных
переговоров наряду с государствами могут быть международные ор-
ганизации, международные юридические лица и граждане. Следует

на конкретных примерах уметь дать правовой анализ сущности пере-
говоров на различных уровнях.

Консультации

 — это форма урегулирования споров, получившая

широкое развитие лишь в 60 -е годы XX века. В настоящее время

действует большое количество договоров, в которых содержатся поло-

жения об обязательных консультациях в случае возникновения споров

между их участниками. Таковыми, в частности, являются Договор по
космосу 1967 г., Договор о неразмещении на морском дне и в его


background image

 ядерного и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.,

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Студент должен знать, что в международной практике используют

две разновидности консультаций:

 и обязательные.

Последние в доктрине называются договорными.

Добрые услуги и посредничество

 предусматривают оказание содей-

ствия сторонам в споре третьей стороной в целях его разрешения.
Студенту необходимо видеть различия между добрыми услугами и
посредничеством.

Международные следственные и согласительные комиссии

 являются

специальными международными органами, которые способствуют
разрешению споров путем выяснения вопросов факта в случае, когда
споры не затрагивают ни чести, ни существенных интересов сторон.

Комиссии создаются сторонами на основе общего

ключительный доклад комиссии не имеет характера третейского ре-
шения. Стороны сохраняют полную свободу использования по своему
усмотрению выводов комиссии.

Международная судебная процедура

 — важное и эффективное сред-

ство мирного разрешения споров. К судебным учреждениям относятся
международные суды (Международный суд ООН, Европейский суд
по правам человека и др.) и международные арбитражи. Судебная
процедура применяется главным образом в случаях, когда сторонам

не удается урегулировать спор иными средствами. Относительно
процедуры арбитражного разбирательства споров следует знать, что
существуют Образцовые правила арбитражного процесса 1958 г. и
арбитражные регламенты, приложенные к Конвенции ООН по мор-
скому праву 1982 г.

Механизм международных организаций

 весьма разнообразен. Так,

согласно статье 34 Устава ООН, Совет Безопасности ООН уполно-

мочен расследовать любой спор или любую ситуацию, которая мо-

жет вызвать спор. Совет Безопасности может рекомендовать сторонам

спора надлежащую процедуру или методы его разрешения, а статья

37 устанавливает, что государства — стороны спора, не разрешившие

его при помощи мирных средств, указанных в статье 33, передают
спор на рассмотрение Совета Безопасности. Устав ООН определяет

круг органов, которые могут ставить вопрос о рассмотрении спора

92


background image

Советом Безопасности, а именно Генеральную Ассамблею, Совет Без-
опасности,

 Уставы других организаций также

предусматривают процедуру мирного разрешения споров.

Тема 12. Ответственность в международном праве

Международно-правовая ответственность — старейший институт

международного публичного права. Его нормы носят в основном
обычно-правовой характер, хотя некоторые из них подтверждены в
международных договорах (например, в Конвенции о международной
ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами,

1972 г., Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г.).

Студенту необходимо представлять, что в течение последних лет Ко-

миссия международного права ООН проводит работу по кодификации
принципов и норм относительно ответственности субъектов между-
народного права и прежде всего государств. Комиссия подготовила
проект статей об ответственности государств, в котором отмечается,
что деяние государства может быть квалифицировано как междуна-
родно-противоправное лишь на основании международного права.

Нарушение государством международного обязательства налицо в том
случае, когда поведение или деяние этого государства не соответствуют

тому, что требует от него указанное обстоятельство, вне зависимости
от того, носило ли оно обычный или договорный характер.

Студент должен четко представлять, что международно-противо-

правные деяния государств подразделяются на преступления и право-
нарушения. К международным преступлениям относятся такие де-

яния, которые нарушают международные обязательства, например,

агрессия, рабство, преступления против мира и человечности. Другие
международно-противоправные деяния называются правонаруше-
ниями. В случае наличия преступлений субъектом предъявления
претензии к правонарушителю может выступать любое государство

или группа государств, а в случае правонарушения — только непо-

средственно пострадавшее государство.

Существуют два вида международно-правовой ответственности го-

сударств и других субъектов международного права: политическая и
материальная.

93


background image

Политическая ответственность, как правило, сопровождается при-

менением принудительных мер в отношении государства — правона-
рушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее
распространенными формами политической ответственности явля-

ются реторсии, репрессалии, сатисфакции, ресторации, подавление
агрессора силой и т.д.

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государ-

ству — нарушителю. Они могут быть применены международными

 и государствами. Объем и виды санкций зависят от

степени тяжести правонарушения и нанесения ущерба. Студентам
следует на основе анализа международных договоров привести кон-
кретные примеры применения международно-правовых санкций.
Студентам следует усвоить сущность реторсий, репрессалий, сатис-
факций.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения

государством и другими субъектами международного права своих
международных обязательств, когда-то связанных с причинением
материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации,

реституции и субституций. В учебнике «Международное публичное

право» (М., 2005) дается определение этих видов материальной от-
ветственности.

Кроме того, студент должен знать обстоятельства, которые могут

 ответственность государств или смягчать эту ответствен-

ность.

Помимо международно-правовой ответственности государств может

 ответственность и международных межправительствен-

ных организаций — субъектов международного права, которая осно-

вывается на их правосубъектности и непосредственно вытекает из нее.
Объем и пределы ответственности международных организаций не-
одинаковы, они зависят от объема правосубъектности, выраженной в
их учредительных документах, и самой природы этих международных
организаций. В частности, международная организация, осуществля-
ющая запуск

 спутника Земли, несет ответственность

за любой причиненный этим спутником (или его частью) ущерб.

Завершая изучение темы, необходимо иметь в виду, что за совер-

шение международных преступлений, уголовных преступлений

94


background image

международного характера и международных деликтов физические

лица привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с
действующими нормами международного права и национального

законодательства государства, осуществляющего свою уголовную

юрисдикцию над этими физическими лицами.

Тема 13. Право внешних сношений

Право внешних сношений представляет собой отрасль междуна-

родного публичного права, содержащей принципы и нормы, регули-
рующие общественные отношения в области политических сношений

между государствами, их взаимного представительства и сношений

друг с другом, а также с международными организациями.

Внешнеполитическая функция государства реализуется посред-

ством соответствующей деятельности глав государств, правительств,
внешнеполитических ведомств,

 и консульских пред-

ставительств за рубежом. Что касается народов, ведущих борьбу за
свою государственность, то свои внешнеполитические функции они
реализуют через органы, представляющие эти народы на междуна-
родной арене. Международные организации также

 свою

внешнюю функцию посредством дипломатической деятельности.

Источниками права внешних сношений являются такие общеиз-

вестные акты, как Венская конвенция о дипломатических сноше-
ниях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.,

Конвенция о специальных миссиях 1969 г., а также двусторонние со-

глашения государств по вопросам дипломатических и консульских
сношений.

Студент должен отличать классы глав дипломатических предста-

вительств от рангов дипломатов, знать, как происходит назначение
и отозвание послов в зарубежных государствах.

Особый институт права внешних сношений составляют привилегии

и иммунитеты дипломатических представительств, их глав, членов

дипломатического персонала и др.

Консульские представительства выполняют функции по защите

прав собственных граждан и юридических лиц в государстве пребы-
вания.

 четко представлять эти

 а также порядок

95