Файл: Postovoy_N-V_uchebnik_Munitsipalnoe_pravo.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 3773

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перспективное бюджетное планирование позволяет решать следующие задачи:

- обеспечение среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;

- определение приоритетов развития территории и их отражение в перспективном финансовом плане, и через него в бюджетах, с учетом ограничений по доходам;

- формирование обоснованных программ по реализации приоритетов развития территории;

- осуществление мониторинга и анализа степени достижения поставленных целей и качества прогнозов;

- повышение обоснованности стратегических решений;

- повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Процесс годового бюджетного планирования конкретного муниципального образования заключается в детализации по направлениям, механизмам и срокам выполнения расходных обязательств, уточнении графика и особенностей учета поступления доходов, управлении текущей ликвидностью, краткосрочными заимствованиями, оценке и решении проблем, возникающих в результате образования временных кассовых разрывов, установлении четких требований к финансовым аспектам деятельности главных распорядителей бюджетных средств.

Разработка годового бюджета обеспечивается за счет выполнения и детализации отдельных элементов перспективного финансового плана. Принятие бюджета только на очередной финансовый год не дает возможности выработать и осуществить необходимые шаги в направлении желаемых прогнозируемых изменений и при необходимости провести корректировку. Можно отметить следующие недостатки годового планирования:

- неувязанность текущего, среднесрочного и стратегического планирования;

- отсутствие преемственности в бюджетной политике;

- годовой бюджет не согласуется с долгосрочными целями муниципального образования с целевыми показателями дефицита и долга на многолетнюю перспективу;

- отсутствует программный подход в планировании;

- проблема планирования в реализации инвестиционных программ;

- препятствие в заключении долгосрочных контрактов.

Годовой бюджет должен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана. Вместе с тем ввиду возможностей появления объективных факторов, обусловливающих возникновение отличий годовых объемов финансовых ресурсов бюджета муниципального образования, а также принимая во внимание необходимость получения точного плана поступления доходов в течение года, некоторые отличия имеют право на существование <1>. Однако эти исключения справедливы только в отношении доходной части бюджета.

--------------------------------

<1> См.: Региональное финансовое планирование: обзор зарубежного и российского опыта. СПб.: ГП МЦСЭИ "Леонтьевский центр", 2003. С. 22.


Процедуры бюджетного планирования неразрывно связаны практически со всеми сферами деятельности финансовых органов. Так, для процесса бюджетного планирования информация основных структурных подразделений финансовых органов является необходимыми исходными данными (например, реестры расходных обязательств, оценка возможных объемов заимствований). И наоборот, результаты бюджетного планирования являются исходными данными для последующей работы по другим направлениям деятельности финансовых органов (например, для обеспечения сбалансированности финансового плана или проекта бюджета могут быть определены конкретные потребности в заимствованиях) <1>.


--------------------------------

<1> URL: http://geoims.com/ - сайт Управления финансами - управление региональными и муниципальными финансами.


Значительная часть функций, связанных с бюджетным планированием, может быть непосредственно возложена на отраслевые структурные подразделения, непосредственно занимающиеся, например, управлением доходами и расходами. При этом обязательно выделяются структурные подразделения в составе финансового органа, который непосредственно занимается разработкой проекта бюджета и перспективного финансового плана в процессе бюджетного планирования.


3.2. Стадии бюджетного планирования


Ежегодный цикл бюджетного планирования начинается после утверждения представительным органом проекта бюджета, но не позднее начала года, предшествующего прогнозируемому, и заканчивается после принятия указанным органом бюджета на очередной финансовый год <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://geoims.com/ - сайт Управления финансами - управление региональными и муниципальными финансами.


В календарном плане цикла финансового планирования можно выделить следующие этапы (стадии):

а) первая стадия. Процесс формирования на среднесрочный период сценарных условий и основных направлений бюджетной, налоговой, долговой и инвестиционной политики (с программой действий администрации), в котором должны участвовать финансовый орган и орган, отвечающий за развитие экономики (далее - экономический орган). Экономический орган разрабатывает сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития. На основе этих материалов и обобщения результатов исполнения перспективного финансового плана финансовый орган разрабатывает основные параметры финансового плана на очередной период планирования. Стадия заканчивается утверждением (согласованием) на уровне местной администрации основных направлений налоговой и долговой политики, сценарных условий, основных параметров прогноза и перспективного финансового плана;

б) вторая стадия. Финансовый орган вырабатывает перспективный финансовый план и контрольные цифры для проекта бюджета на следующий год;

в) третья стадия. Разработка проекта бюджета муниципального образования на основе утвержденного финансового плана (с участием главных распорядителей бюджетных средств - субъектов бюджетного планирования). Внесение поправок в перспективный финансовый план, учитывающих последние прогнозы развития территории и основные показатели проекта бюджета на очередной год;

г) четвертая стадия. Проект бюджета вместе с программой действий администрации и финансовым планом рассматривается исполнительным органом власти (перед передачей на рассмотрение представительному органу власти).

Составление проектов бюджетов финансовыми органами - важный этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования.


Он состоит из двух стадий: подготовительной (проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы и т.д.) и конкретно-адресный (планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджетных средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации. М.: КноРус, 2009.


Вся дальнейшая организация и методическая работа по составлению проекта бюджета также проводится финансовыми органами. Внутри финансовых органов всех уровней организационно-методическую работу бюджетного планирования ведут соответствующие финансовые подразделения, финансовые отделы управления исполнительных органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность по составлению проектов бюджетов;

д) пятая стадия. С учетом утвержденного бюджета, уточнения показателей прогноза социально-экономического развития и иных факторов осуществляется уточнение перспективного финансового плана.

В результате последовательного выполнения указанных стадий перспективный финансовый план встраивается в бюджетный процесс в качестве самостоятельного звена, выполняя в том числе роль утвержденных на уровне исполнительной власти (после завершения бюджетной реформы - на уровне представительной власти) ориентиров для разработки проектов бюджета.

Таким образом, бюджетное планирование - это элемент управления финансовыми ресурсами.

Под управлением финансовыми ресурсами следует понимать установленную законами и подзаконными актами, постоянную сознательную профессиональную деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, направленную на разработку, принятие, исполнение решений по формированию, обсуждению, утверждению, исполнению местного бюджета в интересах жителей муниципального образования <1>. В свою очередь плановое управление финансовыми ресурсами является составной частью управления муниципальным образованием.

--------------------------------

<1> См.: Управление муниципальным образованием. Организационно-правовой и финансово-экономический аспекты / Под ред. Н.В. Постового. М., 2011. С. 88, 89.


§ 4. Организационное планирование


Организационное планирование является одним из элементов управленческой деятельности, так как обеспечивает наряду с другими составляющими выполнение планов социально-экономического развития, местного бюджета, принимаемых программ и других направлений общественной жизни в пределах границ муниципального образования.

Именно поэтому представительные, исполнительно-распорядительные, контрольные органы местного самоуправления должны формировать планы организационных мероприятий как управленческие решения. Любая деятельность по осуществлению функций и реализации компетенции требует целенаправленности, рациональности и продуктивности <1>.


--------------------------------

<1> См.: Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения. М., 2009. С. 78.


В организационном плане важно определить цель, задачи для ее достижения, формы и методы их решения, сроки исполнения, ответственных за выполнение, виды контроля, информационное обеспечение, гласность, связь с населением и способы ее осуществления. Вот те основные, на наш взгляд, составляющие, которые характерны для таких планов.

Система и порядок формирования планов организационных мероприятий. В систему планов можно включить общий план организационных мероприятий, принимаемый представительным органом; план организационных мероприятий самого представительного органа; план организационных мероприятий исполнительно-распорядительного органа; план организационных мероприятий комитетов, комиссий представительного органа; план функциональных и отраслевых отделов исполнительно-распорядительного органа (департаментов, управлений, служб, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и благоустройства).

В муниципальных образованиях план организационных мероприятий формируется на основе плана социально-экономического развития и бюджета. Глава муниципального образования издает постановление о подготовке такого плана. В постановлении излагается предписание всем должностным лицам о разработке и внесении предложений к общему плану организационных мероприятий по своим направлениям деятельности, а также сроки представления таких предложений.

В подготовке предложений к общему плану организационных мероприятий принимают участие постоянные комиссии представительного органа, аппарат представительного органа, администрация (заместители главы администрации), ее аппарат, отраслевые и функциональные отделы (департаменты, управления), комиссии, создаваемые при администрации (административная, наблюдательная, по жилищным вопросам, по делам несовершеннолетних), контрольный орган; избирательная комиссия района, города, городского округа.

Общий план классифицируется, подстраивается под разделы плана социально-экономического и культурного развития с безусловной привязкой к финансовому плану муниципального образования.

В общих планах целесообразно предусматривать следующие разделы:

I. Осуществление форм непосредственной демократии.

Сюда относятся такие формы, как проведение:

а) местных референдумов;

б) публичных слушаний;

в) выборов и т.д.

Что касается выборов, то такие мероприятия планируются в год проведения выборов в представительные органы и глав муниципальных образований.

Таким по структуре является первый раздел плана. На наш взгляд, он может быть расширен за счет мероприятий, направленных на развитие таких форм, как: собрания, сходы граждан; конференции, которые предусмотрены федеральным, региональным законодательством, а также уставами муниципальных образований.


II. Сессии представительного органа.

В данном разделе планируется проведение пленарных заседаний представительного органа. Здесь формулируются вопросы повестки дня сессии, дата проведения и ответственные за подготовку.

Как правило, тематика сессионных заседаний имеет стратегический характер и нацелена на выполнение плана социально-экономического развития, бюджета, отдельных целевых программ, т.е. на развитие муниципального образования.

Сюда также включаются отчеты руководителей муниципальных служб по разным направлениям деятельности.

Практикуются отчеты глав администраций по итогам полугодия, года. Например, в данных разделах плана предусматриваются отчеты глав администраций "О выполнении работ и освоении бюджетных средств по объектам жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства".

На сессиях систематически, один раз в год, заслушиваются сообщения контрольного органа о состоянии выполнения бюджета и правильности освоения финансовых ресурсов.

На сессиях может быть также заслушан отчет любой постоянной комиссии, комитета о проделанной ими работе в плане социально-экономического развития и бюджета.

III. Организация деятельности постоянных комиссий, комитетов.

В этом разделе планируется работа постоянных комиссий и комитетов. Она сводится к следующему:

а) подготовка вопросов к рассмотрению на сессиях представительного органа;

б) подготовка и проведение собственных заседаний;

в) совместная работа с другими комиссиями;

г) совместная работа с контрольным органом;

д) заслушивание отчетов о проделанной работе заместителей главы администрации, руководителей отделов, управлений функциональных и отраслевых служб муниципального сектора;

е) заслушивание отчета руководителя отдела культуры района "О работе по организации досуга и патриотическому воспитанию молодежи в райцентре и сельских населенных пунктах". Каждая комиссия формулирует свои вопросы по направлениям деятельности.

IV. Организация деятельности исполнительно-распорядительного органа (администрации).

В данном разделе формулируются по блокам вопросы социально-экономического развития; подготовки проектов бюджета и его исполнения; выполнение планов и программ; отчетов служб по направлению деятельности и др.

В муниципальных районах планы должны предусматривать вопросы о подготовке сельхозпредприятий к посевной, а также к уборке урожая. Планы администрации более обширны чем планы других органов местного самоуправления. Они разбиты по направлениям деятельности, которая входит в компетенцию органов местного самоуправления, за исключением вопросов, относящихся к исключительной компетенции представительного органа, а также контрольного.

V. Организация работы контрольного органа.

Контрольный орган организует свою работу также на основании общего плана мероприятий с определенной спецификой.