ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2020
Просмотров: 3769
Скачиваний: 1
11) взаимодействие с органами государственной власти, общественными организациями, органами местного самоуправления других муниципальных образований по различным смежным задачам;
12) учет мнения жителей муниципального образования для достижения сочетания их интересов с интересами государства и местного самоуправления;
13) ответственность должностных лиц за порученное дело;
14) взаимодействие представительных и исполнительно-распорядительных органов при формировании, обсуждении и выполнении планов и программ;
15) разграничение компетенции по субъектам управления.
Из вышеизложенного следует, что понятия, признаки и принципы управления во многом сходны с понятием, признаками и принципами планирования. Следовательно, планирование является фундаментом управления.
§ 2. Планирование социально-экономического развития
муниципального образования
Планы социально-экономического развития следует разрабатывать согласно стратегии развития по схеме, обусловленной инфраструктурой муниципального образования на данный момент и с учетом его перспективы.
Структура плана должна иметь научно обоснованный характер и соответствовать фактическому положению дел. Для этого важно организовывать аналитическую работу по следующим направлениям:
- изучить численность жителей;
- изучить ежегодную динамику численности населения;
- выявить социальную структуру жителей;
- выявить возраст жителей;
- установить численность трудоспособных граждан с разбивкой по профессиональной принадлежности;
- определить степень занятости граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и количество безработных;
- изучить и зафиксировать степень маятниковой миграции граждан;
- проанализировать уровень доходов граждан, работающих в бюджетной сфере и реальном секторе экономики;
- сопоставить потребности жителей с имеющимися возможностями в сфере здравоохранения, образования, дошкольного образования, физического воспитания, культуры, бытового, транспортного обслуживания граждан, состояния дорожных покрытий, мощностей теплоцентралей и теплосетей, водоводов и водопроводов, газообеспечения и электроснабжения и т.д.
В связи с тем, что на территории многих муниципальных образований имеются предприятия различных форм собственности, необходимо знать их экономическое и техническое состояние, наличие рабочих мест и их замещение, существующие проблемы в кадровом обеспечении, способность участия в формировании средств на развитие объектов социально-культурной сферы, строительство и ремонт дорог, теплосетей, водопроводов и т.д.
Важнейшей составляющей всей предварительной работы является анализ состояния финансовых ресурсов.
Здесь важно дать анализ исполнения бюджета за прошедший год, отметить положительные моменты формирования бюджета, его исполнения и достигнутый результат. Целесообразно придавать особое значение роли объединенных финансовых средств и их освоению на цели социально-культурного развития. Например, сколько школ и детских садов построено в городе (районе) за счет объединенных средств местного бюджета, областного бюджета и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
Важно также зафиксировать аналитические данные в динамике трех лет об источнике доходов и перспективе на ближайшие три года.
Далее можно дать анализ оборота розничной торговли в денежном исчислении за три года, чтобы проследить тенденцию, а также прожиточный минимум в рублях.
Целесообразно отразить тенденцию инвестиционной деятельности за три прошедших года в денежном исчислении.
Если на территории имеются природные ресурсы, следует обозначить их состояние и результат от использования.
Для проведения аналитической работы желательно формировать планово-финансовые органы, которые должны умело организовывать работу. Возглавить этот орган может заместитель главы администрации, имеющий экономическое или финансовое образование. Это должен быть хороший знаток своей территории, обладающий теоретическими знаниями и практическими навыками. Численный состав, как правило, определяется главой администрации и утверждается вместе со штатным расписанием представительным органом местного самоуправления. Плановый орган - это организующее звено. При нем можно и нужно создавать на уровне районов, городов научные советы из числа специалистов на общественных началах. Совет может состоять из секций по видам аналитической работы. В городах, районах, внутригородских образованиях, поселках, где есть учебные, научные учреждения, к этой работе можно привлекать ученых-специалистов, преподавателей. Это позволит подготовить добротный аналитический материал, который можно использовать в практической деятельности и в деле развития науки, в приближении ее к реальной действительности. Нужно заметить, что сегодня во многом гуманитарная наука отстает от потребностей времени, отчасти по вине органов власти на местах, отчасти по своей безынициативности. Чтобы вести полезные разработки в области управления, нужно как следует изучить объективную реальность, состояние фактической жизни и соединить ее с научными исследованиями и предложениями. Наука не должна быть самоцелью - наука для науки. Ее эффективность состоит в том, чтобы результаты исследований, выводы и предложения нашли применение в практической жизни. Сегодня важно прививать молодым специалистам, ученым, сотрудникам научных учреждений способность использовать первичные материалы практики. Нужно сопоставлять прошлое с сегодняшним днем и создавать свои конструкции, что крайне редко можно встретить в научной литературе. Да и практикам нечего применять в своей работе. В научном совете можно сформировать секции по:
1) промышленным предприятиям;
2) торговле и общественному питанию;
3) бытовому обслуживанию;
4) жилищно-коммунальному хозяйству;
5) дорожному строительству и благоустройству территории;
6) образованию (дошкольное, школьное);
7) медицинским учреждениям;
8) финансовым ресурсам;
9) природным ресурсам;
10) народонаселению и трудовым ресурсам, занятости и безработице;
11) физической культуре;
12) учреждениям культуры и досуга;
13) делам молодежи и т.д.
Число секций зависит от инфраструктуры города, района. Состав секций не должен быть большим и равнозначным. Некоторые секции могут быть объединены, если объем исследований незначительный. Кураторство над секциями могут осуществлять сотрудники планового, финансового органов администрации или руководители и заместители отраслевых и функциональных органов специальной компетенции. Например, представители от школ, департаментов образования, здравоохранения, физической культуры городов и районов и т.д. То есть в секции включаются специалисты, знающие свое направление деятельности.
По итогам исследования секции составляют отчет в форме аналитической записки, таблицы, а возможно, и диаграммы.
Таблица может быть следующей:
Итоги развития муниципального района
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Численность населения района |
|
|
|
Мужской пол в возрасте от 15 до 18 лет |
|
|
|
Женский пол в возрасте от 15 до 18 лет |
|
|
|
Мужской пол в возрасте от 18 до 25 лет |
|
|
|
Женский пол в возрасте от 18 до 25 лет |
|
|
|
Мужской пол в возрасте от 25 до 40 лет |
|
|
|
Женский пол в возрасте от 25 до 40 лет |
|
|
|
Мужской пол в возрасте от 40 до 60 лет |
|
|
|
Женский пол в возрасте от 40 до 55 лет |
|
|
|
Число пенсионеров работающих / неработающих |
|
|
|
Число учащихся в школах |
|
|
|
Число воспитанников детских дошкольных учреждений |
|
|
|
Число детей дошкольного возраста, не обеспеченных детскими садами |
|
|
|
Число трудоспособных граждан, имеющих работу |
|
|
|
Число трудоспособных граждан, не имеющих работу |
|
|
|
Количество свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях |
|
|
|
Среднемесячная начисленная заработная плата работающего по району по всем предприятиям |
|
|
|
Объем промышленной продукции по всем предприятиям в действующих ценах |
|
|
|
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
|
|
|
Ввод в действие школ |
|
|
|
Ввод в действие детских садов |
|
|
|
Ввод в действие новых водопроводов/водоводов |
|
|
|
Ввод в действие общей площади жилых домов (кв. м) |
|
|
|
Оборот розничной торговли в действующих ценах (млн. руб.) |
|
|
|
Прожиточный минимум для трудоспособного населения (руб.) |
|
|
|
Построено новых дорожных покрытий общей протяженностью (км) |
|
|
|
Зарегистрировано юридических лиц на территории района |
|
|
|
Зарегистрировано индивидуальных предпринимателей на территории района |
|
|
|
Количество юридических лиц, прекративших деятельность |
|
|
|
Количество предпринимателей, прекративших деятельность |
|
|
|
Если заполнить предложенную таблицу конкретными данными, полученными в ходе изучения положения дел, то можно будет четко представить сложившуюся ситуацию в районе, городе, поселке.
Виды показателей, конечно же, здесь обозначены не все. Их количество зависит от инфраструктуры муниципального образования.
На основе таблицы целесообразно составить аналитический доклад, содержащий сложившуюся ситуацию:
- положительный опыт;
- недостатки;
- выводы;
- конкретные предложения на следующий плановый период.
Такая форма предплановой работы на очередной период дает возможность четко формулировать цели и задачи в новом плане, отследить тенденции развития по направлениям. Здесь в комплексе следует оценивать производственную сферу и сферу обслуживания, прибыльные и убыточные направления, динамику занятости и безработицы, уровень заработной платы и другие показатели, оказывающие влияние на состояние жизни человека.
В составлении плана социально-экономического развития желательно участие тех специалистов, которые проводили предплановые исследования, так как они в большей степени владеют полученными результатами и к тому же имеют более глубокие научно-теоретические познания в области планирования. Они могут оказывать помощь муниципальным служащим в подготовке проекта плана социально-экономического развития, учитывая фактическое положение дел.
Структура плана социально-экономического развития района (города) может быть следующей. Вначале излагается характеристика муниципального образования:
- площадь занимаемой территории (га);
- численность жителей, в том числе трудоспособных и нетрудоспособных;
- число работающих жителей;
- число безработных;
- количество строений жилого фонда различных форм собственности;
- общая площадь жилого фонда (муниципальный, кооперативный, частный);
- общая площадь нежилых помещений;
- число медицинских учреждений (поликлиники для детей и взрослых, стоматологии, больницы);
- учреждения социального обслуживания (детский приют, социальный жилой дом);
- учреждения образования (школы, дошкольные учреждения, вузы, средние специальные учебные учреждения);
- кинотеатры;
- спортивные комплексы;
- предприятия торговли;
- предприятия общественного питания;
- промышленные предприятия (государственные, муниципальные, частные) и т.д.
Этот перечень не что иное, как социально-экономический паспорт муниципального образования, который характеризует его состояние и позволяет вести наблюдение за динамикой инфраструктуры, численностью населения, его приростом за счет рождаемости и миграции, занятостью различных возрастных категорий жителей, соотношением занятых граждан в муниципальном, государственном и частном секторах производства и сферой оказания услуг.
Данные можно изображать в виде таблиц следующего содержания:
Общеобразовательные школы
Наименование |
Количество |
N |
Средняя общеобразовательная школа, в том числе: |
|
|
С лицейскими классами |
|
|
С классами углубленного изучения отдельных предметов |
|
|
Гимназия |
|
|
Лицей |
|
|
Кадетская школа |
|
|
Предприятия бытового обслуживания
Наименование |
Форма собственности |
Количество |
Объем оказываемых услуг в год |
1. Парикмахерская |
- муниципальные |
|
|
- частные |
|
|
|
2. По ремонту электрооборудования и бытовой техники |
- муниципальные |
|
|
- частные |
|
|
|
3. По ремонту одежды |
- муниципальные |
|
|
- частные |
|
|
|
4. По ремонту обуви |
- муниципальные |
|
|
- частные |
|
|
Предприятия торговли
Наименование |
Форма собственности |
Количество |
Объем оказываемых услуг в год |
1. Торговые комплексы |
|
|
|
2. Павильоны |
|
|
|
3. Киоски |
|
|
|
4. Рынки |
|
|
|
5. Автолавки |
|
|
|
Аналогичные таблицы можно составлять по учреждениям здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социально-воспитательной и досуговой работы с жителями, промышленным предприятиям всех форм собственности.
В отдельном разделе следует выделить социальные категории жителей муниципального образования. К ним относятся:
- пенсионеры, в том числе работающие;
- инвалиды;
- участники ВОВ;
- ветераны ВОВ;
- одинокие пенсионеры;
- многодетные семьи;
- дети;
- дети, состоящие на учете комиссии по делам несовершеннолетних;
- неблагополучные родители и т.д.
Такой подход позволяет выявить тенденции в развитии территории, сосредоточить внимание на проблемных вопросах, провести необходимые мероприятия, обеспечивающие устранение имеющихся недостатков. По проблемным направлениям можно разрабатывать комплексные программы, в которых важно предусматривать конкретные действия, финансирование, ответственных исполнителей, форму контроля со стороны муниципальных органов власти.
Например, целесообразнее формировать задание в плане по строительству школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов по такой схеме: название объекта, адрес его нахождения, дата ввода в действие, стоимость в рублях, ответственность за строительство. Такой подход обеспечивает рациональное использование средств и повышает ответственность конкретных лиц за решение задачи. В том случае, если в плане, например, предусмотрено строительство школ без указания их количества, без адреса, без пообъектной разбивки, а также без привязки к каждому объекту денежной суммы, можно полагать, что это размытая форма плана, при которой может произойти хищение денежных средств либо использование их не по назначению.