Файл: Postovoy_N-V_uchebnik_Munitsipalnoe_pravo.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 3769

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11) взаимодействие с органами государственной власти, общественными организациями, органами местного самоуправления других муниципальных образований по различным смежным задачам;

12) учет мнения жителей муниципального образования для достижения сочетания их интересов с интересами государства и местного самоуправления;

13) ответственность должностных лиц за порученное дело;

14) взаимодействие представительных и исполнительно-распорядительных органов при формировании, обсуждении и выполнении планов и программ;

15) разграничение компетенции по субъектам управления.

Из вышеизложенного следует, что понятия, признаки и принципы управления во многом сходны с понятием, признаками и принципами планирования. Следовательно, планирование является фундаментом управления.


§ 2. Планирование социально-экономического развития

муниципального образования


Планы социально-экономического развития следует разрабатывать согласно стратегии развития по схеме, обусловленной инфраструктурой муниципального образования на данный момент и с учетом его перспективы.

Структура плана должна иметь научно обоснованный характер и соответствовать фактическому положению дел. Для этого важно организовывать аналитическую работу по следующим направлениям:

- изучить численность жителей;

- изучить ежегодную динамику численности населения;

- выявить социальную структуру жителей;

- выявить возраст жителей;

- установить численность трудоспособных граждан с разбивкой по профессиональной принадлежности;

- определить степень занятости граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и количество безработных;

- изучить и зафиксировать степень маятниковой миграции граждан;

- проанализировать уровень доходов граждан, работающих в бюджетной сфере и реальном секторе экономики;

- сопоставить потребности жителей с имеющимися возможностями в сфере здравоохранения, образования, дошкольного образования, физического воспитания, культуры, бытового, транспортного обслуживания граждан, состояния дорожных покрытий, мощностей теплоцентралей и теплосетей, водоводов и водопроводов, газообеспечения и электроснабжения и т.д.

В связи с тем, что на территории многих муниципальных образований имеются предприятия различных форм собственности, необходимо знать их экономическое и техническое состояние, наличие рабочих мест и их замещение, существующие проблемы в кадровом обеспечении, способность участия в формировании средств на развитие объектов социально-культурной сферы, строительство и ремонт дорог, теплосетей, водопроводов и т.д.

Важнейшей составляющей всей предварительной работы является анализ состояния финансовых ресурсов.

Здесь важно дать анализ исполнения бюджета за прошедший год, отметить положительные моменты формирования бюджета, его исполнения и достигнутый результат. Целесообразно придавать особое значение роли объединенных финансовых средств и их освоению на цели социально-культурного развития. Например, сколько школ и детских садов построено в городе (районе) за счет объединенных средств местного бюджета, областного бюджета и предприятий, расположенных на соответствующей территории.


Важно также зафиксировать аналитические данные в динамике трех лет об источнике доходов и перспективе на ближайшие три года.

Далее можно дать анализ оборота розничной торговли в денежном исчислении за три года, чтобы проследить тенденцию, а также прожиточный минимум в рублях.

Целесообразно отразить тенденцию инвестиционной деятельности за три прошедших года в денежном исчислении.

Если на территории имеются природные ресурсы, следует обозначить их состояние и результат от использования.

Для проведения аналитической работы желательно формировать планово-финансовые органы, которые должны умело организовывать работу. Возглавить этот орган может заместитель главы администрации, имеющий экономическое или финансовое образование. Это должен быть хороший знаток своей территории, обладающий теоретическими знаниями и практическими навыками. Численный состав, как правило, определяется главой администрации и утверждается вместе со штатным расписанием представительным органом местного самоуправления. Плановый орган - это организующее звено. При нем можно и нужно создавать на уровне районов, городов научные советы из числа специалистов на общественных началах. Совет может состоять из секций по видам аналитической работы. В городах, районах, внутригородских образованиях, поселках, где есть учебные, научные учреждения, к этой работе можно привлекать ученых-специалистов, преподавателей. Это позволит подготовить добротный аналитический материал, который можно использовать в практической деятельности и в деле развития науки, в приближении ее к реальной действительности. Нужно заметить, что сегодня во многом гуманитарная наука отстает от потребностей времени, отчасти по вине органов власти на местах, отчасти по своей безынициативности. Чтобы вести полезные разработки в области управления, нужно как следует изучить объективную реальность, состояние фактической жизни и соединить ее с научными исследованиями и предложениями. Наука не должна быть самоцелью - наука для науки. Ее эффективность состоит в том, чтобы результаты исследований, выводы и предложения нашли применение в практической жизни. Сегодня важно прививать молодым специалистам, ученым, сотрудникам научных учреждений способность использовать первичные материалы практики. Нужно сопоставлять прошлое с сегодняшним днем и создавать свои конструкции, что крайне редко можно встретить в научной литературе. Да и практикам нечего применять в своей работе. В научном совете можно сформировать секции по:

1) промышленным предприятиям;

2) торговле и общественному питанию;

3) бытовому обслуживанию;

4) жилищно-коммунальному хозяйству;

5) дорожному строительству и благоустройству территории;

6) образованию (дошкольное, школьное);

7) медицинским учреждениям;


8) финансовым ресурсам;

9) природным ресурсам;

10) народонаселению и трудовым ресурсам, занятости и безработице;

11) физической культуре;

12) учреждениям культуры и досуга;

13) делам молодежи и т.д.

Число секций зависит от инфраструктуры города, района. Состав секций не должен быть большим и равнозначным. Некоторые секции могут быть объединены, если объем исследований незначительный. Кураторство над секциями могут осуществлять сотрудники планового, финансового органов администрации или руководители и заместители отраслевых и функциональных органов специальной компетенции. Например, представители от школ, департаментов образования, здравоохранения, физической культуры городов и районов и т.д. То есть в секции включаются специалисты, знающие свое направление деятельности.

По итогам исследования секции составляют отчет в форме аналитической записки, таблицы, а возможно, и диаграммы.

Таблица может быть следующей:


Итоги развития муниципального района


Показатели

2010

2011

2012

Численность населения района




Мужской пол в возрасте от 15 до 18 лет




Женский пол в возрасте от 15 до 18 лет




Мужской пол в возрасте от 18 до 25 лет




Женский пол в возрасте от 18 до 25 лет




Мужской пол в возрасте от 25 до 40 лет




Женский пол в возрасте от 25 до 40 лет




Мужской пол в возрасте от 40 до 60 лет




Женский пол в возрасте от 40 до 55 лет




Число пенсионеров работающих / неработающих




Число учащихся в школах




Число воспитанников детских дошкольных учреждений




Число детей дошкольного возраста, не обеспеченных детскими садами




Число трудоспособных граждан, имеющих работу




Число трудоспособных граждан, не имеющих работу




Количество свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях




Среднемесячная начисленная заработная плата работающего по району по всем предприятиям




Объем промышленной продукции по всем предприятиям в действующих ценах




Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования




Ввод в действие школ




Ввод в действие детских садов




Ввод в действие новых водопроводов/водоводов




Ввод в действие общей площади жилых домов (кв. м)




Оборот розничной торговли в действующих ценах (млн. руб.)




Прожиточный минимум для трудоспособного населения (руб.)




Построено новых дорожных покрытий общей протяженностью (км)




Зарегистрировано юридических лиц на территории района




Зарегистрировано индивидуальных предпринимателей на территории района




Количество юридических лиц, прекративших деятельность




Количество предпринимателей, прекративших деятельность






Если заполнить предложенную таблицу конкретными данными, полученными в ходе изучения положения дел, то можно будет четко представить сложившуюся ситуацию в районе, городе, поселке.

Виды показателей, конечно же, здесь обозначены не все. Их количество зависит от инфраструктуры муниципального образования.

На основе таблицы целесообразно составить аналитический доклад, содержащий сложившуюся ситуацию:

- положительный опыт;

- недостатки;

- выводы;

- конкретные предложения на следующий плановый период.

Такая форма предплановой работы на очередной период дает возможность четко формулировать цели и задачи в новом плане, отследить тенденции развития по направлениям. Здесь в комплексе следует оценивать производственную сферу и сферу обслуживания, прибыльные и убыточные направления, динамику занятости и безработицы, уровень заработной платы и другие показатели, оказывающие влияние на состояние жизни человека.

В составлении плана социально-экономического развития желательно участие тех специалистов, которые проводили предплановые исследования, так как они в большей степени владеют полученными результатами и к тому же имеют более глубокие научно-теоретические познания в области планирования. Они могут оказывать помощь муниципальным служащим в подготовке проекта плана социально-экономического развития, учитывая фактическое положение дел.

Структура плана социально-экономического развития района (города) может быть следующей. Вначале излагается характеристика муниципального образования:

- площадь занимаемой территории (га);

- численность жителей, в том числе трудоспособных и нетрудоспособных;

- число работающих жителей;

- число безработных;

- количество строений жилого фонда различных форм собственности;

- общая площадь жилого фонда (муниципальный, кооперативный, частный);

- общая площадь нежилых помещений;

- число медицинских учреждений (поликлиники для детей и взрослых, стоматологии, больницы);

- учреждения социального обслуживания (детский приют, социальный жилой дом);

- учреждения образования (школы, дошкольные учреждения, вузы, средние специальные учебные учреждения);

- кинотеатры;

- спортивные комплексы;

- предприятия торговли;

- предприятия общественного питания;

- промышленные предприятия (государственные, муниципальные, частные) и т.д.

Этот перечень не что иное, как социально-экономический паспорт муниципального образования, который характеризует его состояние и позволяет вести наблюдение за динамикой инфраструктуры, численностью населения, его приростом за счет рождаемости и миграции, занятостью различных возрастных категорий жителей, соотношением занятых граждан в муниципальном, государственном и частном секторах производства и сферой оказания услуг.

Данные можно изображать в виде таблиц следующего содержания:



Общеобразовательные школы


Наименование

Количество

N

Средняя общеобразовательная школа, в том числе:



С лицейскими классами



С классами углубленного изучения отдельных предметов



Гимназия



Лицей



Кадетская школа




Предприятия бытового обслуживания


Наименование

Форма собственности

Количество

Объем оказываемых услуг в год

1. Парикмахерская

- муниципальные



- частные



2. По ремонту электрооборудования и бытовой техники

- муниципальные



- частные



3. По ремонту одежды

- муниципальные



- частные



4. По ремонту обуви

- муниципальные



- частные




Предприятия торговли


Наименование

Форма собственности

Количество

Объем оказываемых услуг в год

1. Торговые комплексы




2. Павильоны




3. Киоски




4. Рынки




5. Автолавки





Аналогичные таблицы можно составлять по учреждениям здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социально-воспитательной и досуговой работы с жителями, промышленным предприятиям всех форм собственности.

В отдельном разделе следует выделить социальные категории жителей муниципального образования. К ним относятся:

- пенсионеры, в том числе работающие;

- инвалиды;

- участники ВОВ;

- ветераны ВОВ;

- одинокие пенсионеры;

- многодетные семьи;

- дети;

- дети, состоящие на учете комиссии по делам несовершеннолетних;

- неблагополучные родители и т.д.

Такой подход позволяет выявить тенденции в развитии территории, сосредоточить внимание на проблемных вопросах, провести необходимые мероприятия, обеспечивающие устранение имеющихся недостатков. По проблемным направлениям можно разрабатывать комплексные программы, в которых важно предусматривать конкретные действия, финансирование, ответственных исполнителей, форму контроля со стороны муниципальных органов власти.

Например, целесообразнее формировать задание в плане по строительству школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов по такой схеме: название объекта, адрес его нахождения, дата ввода в действие, стоимость в рублях, ответственность за строительство. Такой подход обеспечивает рациональное использование средств и повышает ответственность конкретных лиц за решение задачи. В том случае, если в плане, например, предусмотрено строительство школ без указания их количества, без адреса, без пообъектной разбивки, а также без привязки к каждому объекту денежной суммы, можно полагать, что это размытая форма плана, при которой может произойти хищение денежных средств либо использование их не по назначению.