ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2020
Просмотров: 3778
Скачиваний: 1
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные Федеральным законом.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Депутат является выборным лицом органа местного самоуправления и входит в структуру организационной основы. Его статус в общих чертах закреплен в ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (2003 г.). Срок полномочий определен в Законе - не менее двух лет и не более пяти лет. Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяют этот срок от двух до пяти лет.
Полномочия депутата, члена выборного органа начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - один депутат.
Депутат, как и все должностные лица местного самоуправления, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Его работа состоит в следующем:
а) участие в сессии представительного органа местного самоуправления;
б) работа в одном или двух комитетах или комиссиях представительного органа местного самоуправления;
в) работа в избирательном округе, от которого он избран.
Депутат обязан принимать участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления, выполнять его поручения. Депутат вправе избирать и быть избранным в рабочие органы представительного органа местного самоуправления. Работа депутата в сессиях представительного органа состоит в том, что он имеет право: принимать участие в обсуждении вопросов, предлагать свои вопросы для включения в повестку дня, вносить проекты нормативных правовых актов, программ по вопросам местного значения, вносить поправки к обсуждаемым проектам решений, оглашать на заседаниях обращения граждан, имеющих общественное значение, обращаться с запросом или вопросом к должностным лицам и получать ответ по существу.
Депутат, как правило, состоит в одной или двух комиссиях или комитетах представительного органа. Вхождение в состав двух комиссий обусловлено малочисленностью представительных органов. В составе комиссии или комитета депутат может быть избран и избирать руководителей комиссии, комитета. Депутат обязан присутствовать на заседаниях комиссии, комитета, выполнять поручения руководства комиссии, комитета по вопросам, входящим в компетенцию этих органов. По поручению руководства комиссии, комитета депутат участвует в подготовке вопросов на заседании комиссии, комитета. При подготовке вопросов депутат имеет право проводить проверки соответствующих предприятий, учреждений, организаций, запрашивать у должностных лиц необходимые материалы. По итогам проверки депутат или группа депутатов составляют обобщенный документ и представляют его председателю или секретарю комитета, комиссии. Депутаты принимают непосредственное участие при обсуждении рассматриваемых вопросов на заседаниях комиссии, комитета, вносят свои предложения и замечания по проектам документов, выступают с обоснованием своих предложений.
При составлении и утверждении планов работы комиссий, комитетов депутат вправе внести предложение о включении в план тех или иных вопросов.
Депутат, член комиссии, комитета обладает правом решающего голоса при принятии решений комиссии, комитета.
Работа депутатов в избирательном округе предусмотрена в большинстве своем в уставах муниципальных образований. Деятельность депутата в избирательном округе состоит в том, что он обязан вести прием избирателей в установленное время и по определенному адресу. Кроме того, депутат обязан проводить встречи с избирателями и отчитываться перед ними о той работе, которую он выполняет в представительном органе, в комиссии, комитете и в пределах своего избирательного округа. В городах для наиболее эффективной работы депутаты объединяются в территориальные депутатские группы, в которые входят депутаты от смежных избирательных округов. Работа депутатской группы строится на основе плана работы группы. В план работы депутатской группы включаются, как правило, вопросы насущной жизни граждан данной территории. В большей части это вопросы благоустройства территорий, их санитарного состояния, подготовка жилого фонда к зимним условиям, организация досуга детей и подростков.
Осуществляя свою деятельность в избирательном округе, депутаты рассматривают обращения и заявления граждан по тем или иным вопросам.
В случае необходимости для решения вопросов, поставленных в заявлениях, жалобах граждан, депутат обязан в пределах его полномочий принять все исчерпывающие меры для восстановления справедливости или для наведения соответствующего порядка. Он вправе обратиться с данным вопросом к соответствующим должностным лицам, от которых зависит решение вопроса, а также к должностным лицам местного самоуправления. В случае невыполнения законных требований депутата он вправе обратиться в суд.
Депутат имеет право выступать в средствах массовой информации по любому вопросу общественной жизни как муниципального образования в целом, так и округа, от которого он избран. Такая практика имеет место в работе депутатов Владимирской, Ивановской, Рязанской, Нижегородской, Новгородской, Тверской и других областей.
Депутат представительного органа не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, как в период действия его полномочий, так и по истечении срока полномочий. Вместе с тем в уставах муниципальных образований есть и исключение, которое предостерегает депутатов от возможных злоупотреблений при выражении своего мнения. Оно касается недопустимости высказывания депутатом публичных оскорблений и клеветы.
Таким образом, можно сделать вывод, что депутатский иммунитет складывается из неприкосновенности и ограниченной ответственности. Это позволяет депутату представительного органа местного самоуправления беспрепятственно осуществлять свои полномочия, без боязни возможного преследования за те или иные законные действия или за волеизъявление при голосовании.
Депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, должны быть установлены специальные гарантии.
Депутат, работающий на постоянной основе в представительном органе, получает заработную плату из средств местного бюджета.
Таким образом, депутаты, как и другие выборные должностные лица, в связи с закрепленными за ними функциями и полномочиями осуществляют организационную деятельность в представительном органе и в избирательном округе. Следовательно, депутаты являются "частью" организационной основы местного самоуправления.
Изучение практической деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и возглавляющих их выборных должностных лиц позволило выявить следующие проблемы.
В настоящее время исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему государственных органов и не находятся в их подчинении. Это означает, что "вертикаль" исполнительной власти в России в пределах районов, городов, сел, поселков отсутствует. Следовательно, со стороны государственных органов контроль за деятельностью исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления общей компетенции не осуществляется.
Представительные органы местного самоуправления в связи с их малочисленностью не могут также полноценно осуществлять контрольные функции. Особенно это касается тех представительных органов, которые имеют в своем составе от 5 до 7 депутатов и менее. Кроме того, в составе представительных органов далеко не всегда имеются специалисты, которые в состоянии осуществить профессионально и качественно проверки в исполнительно-распорядительных органах как общей, так и специальной компетенции.
Исполнительно-распорядительные органы сел и деревень, поселков, городов районного значения в соответствии с действующим законодательством не подконтрольны в своей деятельности исполнительно-распорядительным органам районов.
В результате исполнительно-распорядительные органы в указанных населенных пунктах оказались предоставлены сами себе.
Такое положение не обеспечивает единого подхода в проведении реформ в стране, в решении социальных задач, в развитии населенных пунктов, в удовлетворении запросов и нужд населения.
Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления сельских населенных пунктов не всегда в состоянии реализовать закрепленные за ними полномочия. Это связано с тем, что численный состав исполнительно-распорядительных органов весьма ограничен, также отсутствуют собственные бюджетные средства.
Главы администраций районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов неподконтрольны фактически ни по вертикали, ни по горизонтали. В настоящее время сложилась такая ситуация, которая не позволяет оказывать воздействие на должностных лиц местного самоуправления со стороны государственных органов. Это порождает безответственность в решении задач местного значения, приводит к нарушениям прав человека, выражающимся в несвоевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, и т.д.
§ 3. Межмуниципальное сотрудничество
В статье 10 Закона "Об общих принципах..." 1995 г. допускалось создание ассоциаций и союзов в форме союза городов, конгресса местных общин и т.д. Новый Закон "Об общих принципах..." (2003 г.) в ст. 8 предусматривает создание в каждом субъекте РФ советов муниципальных образований. В свою очередь советы субъектов вправе образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Они создаются в целях взаимодействия органов местного самоуправления как в масштабе субъектов РФ, так и в масштабе Российской Федерации для выражения и защиты общих интересов муниципальных образований, представления интересов в федеральных органах, взаимодействия с международными организациями.
Кроме того, органы местного самоуправления вправе образовывать межмуниципальные объединения, учреждать хозяйственные общества, заключать договоры и соглашения. Такие формирования необходимы для объединения финансовых ресурсов по совместному строительству дорог, больниц, школ, поликлиник, водоводов, газопроводов и т.д.
Межмуниципальные объединения согласно Закону не наделены полномочиями органов местного самоуправления. Они в большей степени выполняют представительскую и хозяйственную функции.
Глава X. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В СИСТЕМЕ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В результате освоения данной главы обучающийся должен:
знать:
- формы непосредственной демократии, предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ, критерии их различия, а также их роль и значение в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации;
- правовые основы использования различных форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления;
уметь:
- анализировать институты непосредственной муниципальной демократии, проводить их классификацию;
- толковать и правильно применять правовые нормы, регламентирующие непосредственное осуществление населением местного самоуправления, а также участие граждан в осуществлении местного самоуправления;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам, связанным с организацией и проведением муниципальных выборов, местного референдума, а также с использованием других форм непосредственной муниципальной демократии;
владеть:
- навыками выбора и использования на основе действующего законодательства наиболее оптимальной формы непосредственной муниципальной демократии для решения вопросов местного значения с учетом конкретной фактической ситуации, исторических и иных местных традиций;
- навыками налаживания непосредственно-общественной самоорганизации жителей, а также организации взаимодействия между населением и органами местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
- навыками подготовки, принятия и профессиональной оценки правовых актов, связанных с функционированием институтов муниципальной непосредственной демократии, а также обобщения судебной и иной правоприменительной практики по соответствующим вопросам;
- навыками осуществления мер защиты конституционных и отраслевых прав граждан, связанных с их участием в осуществлении местного самоуправления.
§ 1. Понятие и система форм прямой демократии
Под формами непосредственной демократии в системе местного самоуправления следует понимать группы отношений, складывающихся между жителями муниципального образования, с одной стороны, и органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти, с другой стороны, при проведении выборов, местных референдумов, сходов, собраний, конференций, опросов, публичных слушаний, митингов, демонстраций и т.д.
Все формы непосредственной демократии составляют социальную основу местного самоуправления и являются в этой связи составными элементами институтов муниципального права. Одной из сторон в отношениях прямой демократии в любом случае выступают граждане, жители муниципального образования.
В результате использования обозначенных в законах форм путем волеизъявления граждане осуществляют свои властные полномочия и формируют органы, которые затем также осуществляют властные функции. Следовательно, социальная основа в основном раскрывается с помощью форм непосредственной демократии, о которых речь пойдет дальше.
§ 2. Местный референдум
Впервые в нашей стране термин "местный референдум" как элемент системы местного самоуправления получил законодательное закрепление в ст. 2 Закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". Затем он нашел закрепление в ст. 2 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации".