Файл: Postovoy_N-V_uchebnik_Munitsipalnoe_pravo.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 3726

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принятие в 988 г. христианства оказало ощутимое влияние на русское общество. С введением христианства к прежним элементам - славянскому и варяжскому - присоединился новый элемент - византийский в лице христианской церкви и духовенства, пришедших на Русь из Византии.

С появлением христианской веры расширяется круг субъектов самоуправления. Наряду с производственными и территориальными общинами у славянских народов появляется монастырское и церковное самоуправление, сочетающее в себе производственно-территориальный принцип построения.

В Пскове, например, духовенство нескольких церквей объединялось при одной какой-либо церкви в собор, который избирал из своей среды двух церковных старост, управляющих делами своего собора <1>.

--------------------------------

<1> Мартысевич И.Д. Псковская судная грамота. М.: Изд-во МГУ, 1951. С. 50, 51.


Старое земское устройство, составлявшее основу жизни русского общества, продолжало существовать по-прежнему, охраняло законную самостоятельность общества от всяких внешних притязаний, способствовало его постепенному и правильному развитию и не допускало погибели русского народа в княжеских междуусобицах и войнах с внешними неприятелями <1>.

--------------------------------

<1> Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1879. С. 158.


Территориальной основой местного общинного самоуправления являлись младшие города, пригороды, селения, волости, погосты.

Городами тогда назывались те главные крупные общины, к которым примыкали мелкие общины. Они делились на старшие города и пригороды и имели внутреннее административно-территориальное деление, обусловленное производственным фактором.

Своеобразным было административное устройство Пскова. В административном отношении город Псков делился на шесть концов, или районов. Концы делились на улицы. Остальная территория Псковской земли делилась на 12 пригородов. Пригороды подчинялись кончанским органам власти. К каждому концу прикреплялось по два пригорода.

Пограничная территория Пскова делилась на так называемые губы, или округа, которые, в свою очередь, делились на волости. Волости делились на несколько сел и деревень <1>.

--------------------------------

<1> Мартысевич И.Д. Указ. соч. С. 60, 61.


Сельские общины Руси делились на села и починки, а несколько сел и починков, состоявших друг с другом в связи, составляли новые центры, подчиненные городам, и назывались волостями.

Очевидно, что административное деление было тесно связано с наличием производственного фактора и внешней торговли <1>. Более того, производственный фактор определял административное деление. С ростом числа производственных общин изменялось административное деление города: все части города, пригороды, погосты, селения находились в вертикальном соподчинении. Несмотря на это, местное самоуправление действовало. Это обусловлено было тем, что оно держалось на собственности, принадлежавшей общинам.


--------------------------------

<1> Ключевский В.О. Указ. соч. С. 34, 35.


Экономическую основу местного самоуправления составляли различные общины по роду занятий. Общины представляли собой, как правило, немногочисленные производственные или торговые коллективы. Общин насчитывалось на территории улицы, части города, в городе большое количество.

Община основывалась в основном на производстве. Она самостоятельно создавала себе материальную основу и, естественно, имела обособленное имущество, которым самостоятельно распоряжалась. Все вопросы, связанные с распределением результатов труда, решались на общем собрании или вече общины. Община защищала состоявших в ней членов во внешних отношениях, несла ответственность за их действия.

В Новгороде в данный период насчитывалось свыше 50 видов ремесел. Мастеровые люди составляли здесь основную массу населения <1>, т.е. община сохранила производственно-территориальный характер. Жители общин занимались земледелием, бортничеством, пчеловодством, рыболовством, ремеслом, строительством, торговлей, извозом, разведением животных и т.д. Люди отдавали предпочтение тому, что давало средства для существования и обеспечения нормальных жизненных условий.

--------------------------------

<1> Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992. С. 123.


В Пскове значительное место занимали ремесло, строительное дело, торговля. Общины имели такие ремесла, как кожевенное, скорняжное, суконное, портняжное, сапожное, горшечное, шапочное и т.д. Здесь общинами выращивались лен, рожь, хмель, выделывалась пенька, производились воск, рыбий жир, осуществлялись рыболовство, охота, пчеловодство.

Общины данного периода представлены в литературе XIX в. и источниках русского права более ясно и определенно. Это проявляется в том, что, например, купеческие общины показаны в качестве органов местного самоуправления, формировавшихся только из числа купцов, имевших свои капиталы и вносивших вклад в общинную казну в виде определенной суммы денег <1>.

--------------------------------

<1> Беляев И.Д. Указ. соч. М., 1879. С. 170.


Особенно отчетливо показана сущность формирования купеческих общин в Новгороде. Грамота Всеволода церкви св. Ивана на Петрятином дворе указывает: "А кто хочет в купечество вложиться в Иваньское и дасть купцам пошлым людям вклада 50 гривен серебра, а тысяцкому сукно ипьское, а не вложится в купечество и не дасть 50 гривен серебра, ино то не пошлый купец".

Общины и сотни "черных людей" составляли люди, которые имели свои дворы на городской общинной земле и были хозяевами, и все лежащие на них земские повинности определялись долею общинной земли, находящейся в их владении. Все же городские жители, не имевшие в своем владении общинной земли, не считались членами общины и не имели голоса в общинном управлении, не несли тягла <1>.


--------------------------------

<1> Там же. С. 173.


Это свидетельствует о том, что в общину могли вступать только те, кто обладал имущественным цензом.

То же самое говорится о земских ремесленниках, т.е. об общинах ремесленников. Земскими ремесленниками назывались те, которые владели определенною долею общинной городской земли и как члены общины несли со своих ремесел земское тягло и через своих выборных старост участвовали в земском управлении <1>.

--------------------------------

<1> Там же.


Об имущественном цензе формирования общин свидетельствует Русская Правда: членом верви (общины) признавался только тот, кто ежегодно вносил определенную сумму.

Таким образом, практика и законодательство того периода закрепили имущественный ценз формирования общины, являвшейся первичным институтом местного самоуправления. Из этого следует, что управлять общественными делами имел право тот, кто владел определенным имуществом и входил в состав производственной, купеческой и иной общины.

Формы осуществления самоуправления оставались теми же, что и в дохристианский период.

Во-первых, сохранили свою значимость вече (собрания) улиц, частей города, погостов, селений, волостей, общин, в которых принимали участие только члены общин. Деятельность вече по-прежнему носила соподчиненный характер. И.Д. Беляев отмечает следующее: "Целый край, тянувший к своему старому городу, одновременно с властью княжеской управлялся вечем старого города, от которого зависели и пригороды; в каждом пригороде было также свое вече, которому повиновались волости, тянувшие к городу; равным образом волости и каждая мелкая община имели свой мир, свое вече, приговору которого должны были повиноваться члены общины" <1>.

--------------------------------

<1> Беляев И.Д. Указ. соч. М., 1888. С. 126.


Местное самоуправление данного периода выступает в роли института управления, с развитием которого связано укрупнение административных единиц путем объединения общин вокруг старших городов и пригородов, создание крупных политических центров.

Во-вторых, местное самоуправление осуществлялось выборными должностными лицами, которых избирало соответствующее вече. Как правило, это были старосты общин, старосты улиц, кончанские старосты (в Новгороде и Пскове), сельские, волостные и губские старосты и т.д. Кроме того, история упоминает о сотских, которые избирались сотнями. Под сотнями понимаются отдельные общины, действовавшие в городах <1>. Сотские упоминаются не только в Новгороде, но и в Киеве, Владимире, Галиче.

--------------------------------

<1> Там же. С. 137, 138.


Старосты и сотские осуществляли исполнительно-распорядительные функции.

Компетенция местного самоуправления в данный период носит более или менее определенный характер. Вече частей города, пригородов, малых городов, волостей, сел выполняло свои функции, избираемые на вече должностные лица - свои.


Например, к компетенции концов города Пскова были отнесены вопросы вооружения определенного количества войск, строительства городских стен, участия при заключении договоров с соседними государствами, управление пригородами, сбор налогов, строительство мостовых в городах, организация производства по различным направлениям.

По Уставу Ярослава черные сотни, являвшиеся единицами местного самоуправления, несли повинности содержать мостовые в городе наравне с прочими классами, а также поддерживать городские укрепления <1>.

--------------------------------

<1> Мартысевич И.Д. Указ. соч. С. 60.


Компетенция, которой обладали части города или иные самоуправляющиеся производственные и территориальные единицы, разделялась на компетенцию вече и компетенцию выборных должностных лиц.

На вече (собраниях) решались наиболее важные вопросы местного значения и внутренней жизни общин, а также имеющие общегородское значение.

Выборные должностные лица (старосты, сотники) обладали компетенцией, производной от компетенции вече. Они выступали в роли исполнителей воли, выраженной на вече, и обязаны были реализовать все его решения. За старостами, сотскими были закреплены функции исполнительно-распорядительного характера. Вече (собрание) принимало решения, старосты и сотники были обязаны организовать их выполнение.

Староста улицы (уличанский староста) в Новгороде организовывал выполнение работ по благоустройству, осуществлял надзор за порядком, вел учет жителей-собственников, разрешал и регистрировал сделки на земельные владения, дворы и дома <1>.

--------------------------------

<1> Мартышин О.В. Указ. соч. С. 249.


Уличанские старосты в Пскове, кроме того, распоряжались денежными средствами уличной общины, вели книги со списками уличан <1>. Относительно старост купеческих общин и сотников И.Д. Беляев замечает: "Эти представители и начальники каждой общины управляли всеми делами и судом: они же собирали и заведовали вкладами, получаемыми ими от всякого нового члена, поступающего в купеческую сотню или общину" <2>.

--------------------------------

<1> Мартысевич И.Д. Указ. соч. С. 60.

<2> Беляев И.Д. Указ. соч. М., 1879. С. 159, 160.


Для осуществления компетенции необходимо было иметь не только производственную базу, но и финансовые ресурсы. По утверждению И.Д. Мартысевича <1> и О.В. Мартышина <2>, концы и улицы городов Новгорода и Пскова обладали своими денежными средствами. Хотя О.В. Мартышин высказывает только предположения.

--------------------------------

<1> Мартысевич И.Д. Указ. соч. С. 60.

<2> Мартышин О.В. Указ. соч. С. 243.


Союзы общин, в роли которых выступали концы и улицы, имели свои сводные финансовые ресурсы для общественных нужд.

В литературе имеются сведения о том, что союзы общин вполне могли организовывать общие фонды распределения выручки. Постепенно начала складываться финансовая система Древней Руси. Основным источником доходов казны старших городов, являвшихся политическими центрами, была дань, которую общины "платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шляху от рала" <1>. Дань взималась двумя способами: "повозом", когда она привозилась в Киев, и "полюдьем", когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею <2>.


--------------------------------

<1> Соловьев С.М. Собр. соч. М.: Мысль, 1988. Кн. II. С. 11.

<2> Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М., 1994. С. 9.


Кроме того, налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Они взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз товаров через реку, за право иметь склады, устраивать рынки, за взвешивание и измерение товаров <1>. В организации сбора дани и пошлин принимали непосредственное участие территориальные органы местного общинного самоуправления. Часть этих налогов оседала на местах, а часть направлялась в центральную казну старшего города. Источниками доходов местного общинного самоуправления были отдельные торговые пошлины: гостиная, уплачиваемая купцами, приезжавшими из иных городов или земель; мост, собираемая за провоз товаров через заставы; провоз, собираемая за переправу через реки; пятно, собираемая за клеймение лошадей <2>. Указанные виды пошлин не всегда передавались в распоряжение местного общинного самоуправления. Иногда эти доходы поступали в центральную княжескую казну. Все зависело от возможностей центральной власти вести сбор таких пошлин.

--------------------------------

<1> Там же. С. 9.

<2> Беляев И.Д. Указ. соч. М., 1879. С. 152 - 155.


Судя по жизненному уровню Новгородской и Псковской земель, а он был самым высоким на Руси, органы местного общинного самоуправления преобладающую часть продукции и доходов оставляли на собственное развитие. Центральная власть способствовала этому и всячески поддерживала местную власть, составлявшую опору центра. Ибо это было главное условие укрепления и развития государства.

Наличие достаточной материально-финансовой базы позволяло местному самоуправлению решать собственные задачи и задачи, вытекающие из решений вышестоящих вече, вплоть до вече старшего города.

Правовую основу местного общинного самоуправления данного периода составляли Русская Правда, княжеские уставы, грамоты. Так, в Русской Правде есть сведения об устройстве Новгорода, о его делении на концы, улицы, сотни, о том, что сотен было всего десять. Это же известие о сотнях подтверждается уставом Всеволода Мстиславича <1>.

--------------------------------

<1> Беляев И.Д. Указ. соч. М., 1888. С. 127.


В Русской Правде имеются сведения о том, что вся русская земля в смысле уплаты вир по уголовным делам была разделена на общины, называвшиеся вервями. В статьях Русской Правды по гражданским делам имеются также указания на общинное устройство русской земли.

Важнейшим историческим памятником русского права является Псковская судная грамота, объединившая в себе ряд статей, регулирующих развитие производственных общин и товарно-денежных отношений. В основном эти статьи посвящены нормам гражданского права. К ним отнесены земельные отношения, договоры найма на работу, договоры хранения, поклажи и т.д. Во всех этих правоотношениях участвовали общины, выступавшие в роли юридического лица.