Файл: Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo_Kurs_lektsiy_V_G-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2020

Просмотров: 2808

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Международное публичное право

Лекция 1. Юридическая природа международного публичного права…………5

Лекция 2. Система и источники международного публичного права…………15

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права………………………………………………………………………………...22

Лекция 4. Международная правосубъектность. ……….………………………..29

Лекция 8. Право урегулирования международных споров.….………………....60

Лекция 11. Право международных договоров: ………………….…….………...93

Лекция 12. Право международных организаций………………….…………...103

Лекция 14. Право международной безопасности……………….……………..133

Лекция 20 .Право вооруженных конфликтов………………………….………..200

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 2. Система международного публичного права.

Лекция 3. Основные этапы формирования международного публичного права.

3. Основания международно-правовой ответственности

Уставные цели Совета Европы - защита прав человека и плюралистической демократии; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы; помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Вопросы самоконтроля знаний

1. Агрессия. В соответствии с резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независи­мости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.

2. Геноцид (ст.2 Конвенции 1948 г.) - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, ра­совую или религиозную группу: убийство членов этой группы; причинение серьез­ных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, ко­торые рассчитаны на полное или частничное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде этой группы; насиль­ственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Государства обязываются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида; в отношении вы­дачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

3. Борьба с “отмыванием” доходов, полученных от преступной деятель­ности. В Конвенции Совета Европы об “отмывании”, выявлении, изъятии и кон­фискации доходов от преступной деятельности 1990 г. содержится определение преступлений, входящих в эту категорию. Это совершенные умышленно:

конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их неза­конное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических послед­ствий деяния (напр. конфискации имущества);

утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, раз­мещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;

приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.

Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий пре­ступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или от­чуждение этих ценностей.

4. Борьба с подделкой денежных знаков. Согласно Женевской конвенции 1929 г., преступлениями являются:

все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков;

сбыт поддельных денежных знаков;

действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;

покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях;

обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предме­тов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.


В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответ­ствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании “местных” денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях “международных” фальшивомонетчиков.

5. Борьба против незаконного оборота наркотических и психотропных ве­ществ. Конвенция ООН 1988 г. таким образом определяет преступления в этой области:

преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготов­ление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, распро­дажа, поставка на любых условиях,посредничество, переправка, транзитная пере­правка;

культивирование опиумного мака, кокаинового куста или растения канна­бис в целях производства наркотических средств;

хранение или покупка любого НС или ПС для вышеозначенных целей;

изготовление, транспортировка или распространение оборудования, мате­риалов или веществ, если известно, что они предназначены для пользования в це­лях незаконного культивирования, производства или изготовления НС;

организация, руководство или финансирование любых вышеуказанных дей­ствий;

конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собствен­ность получена в результате участия в вышеназванных правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания ее незаконного источника или оказания помощи лицу, участвующему в совершении указанных преступлений;

сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахожде­ния, способа распоряжения, перемещения, подлинных права в отношении соб­ственности, полученной в результате указанных правонарушений;

приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что она получена в результате указанных правонаруше­ний;

публичное подстрекательство или побуждение других лиц к совершению вышеуказанных действий, а также соучастие и попытки совершения указанных правонарушений.

2. Общий состав международного правонарушения включает в себя следующие элементы: а) объект противоправного деяния; б) противоправное поведение государства, выражающееся в деяниях его органов; в) вред, являющийся следствием противоправного поведения государства; г) причинная связь между противоправным поведением государства и наступившими вредными последствиями.

Каждый из этих элементов присутствует в составе конкретного правонарушения, т. е. лишь наличие этих признаков свидетельствует о том, что в поведении государства имеется состав международного правонарушения.

Реальным объектом международного правонарушения служит нарушенная норма права или, точнее, обязательство государства, установленное этой нормой.

Например, в случае агрессии государство-агрессор реально нарушает обязательство поддержания международного мира и безопасности, мирных отношений, а также обязательство воздержания от применения силы.


Общим объектом международного правонарушения являются регулируемые правом международные отношения, т. к. любое правонарушение наносит определенный вред правовому регулированию международных отношений, международному правопорядку.

Выделение объекта в качестве элемента состава международного правонарушения имеет особое значение в плане выделения из общей категории международных правонарушений наиболее опасных и тяжких деяний – международных преступлений, непосредственным объектом посягательства которых являются международный мир и безопасность, право народов на самоопределение, защита человеческой личности, защита окружающей среды и др.

Противоправное поведение государства может проявляться как в действиях, так и в бездействии его органов, нарушающих международное обязательство этого государства. Противоправность деяния государства состоит в несоответствии его поведения международному обязательству.

Международное обязательство может быть нарушено различными деяниями государства, перечислить которые невозможно. При этом следует подчеркнуть, что если обязательство устанавливает конкретное поведение, то нарушение этого обязательства налицо, когда поведение государства не соответствует поведению, предусмотренному этим обязательством. Когда же обязательство предусматривает обеспечение определенного результата, то поведение государства, не обеспечивающее достижение этого результата, есть его нарушение.

В любом случае государство несет международно-правовую ответственность только за свое деяние, нарушающее международное обязательство

. В случаях, когда речь идет о колониальной зависимости или военной оккупации, колониальная держава или оккупирующее государство несут ответственность не за чужие, а за свои противоправные деяния.

Принцип, согласно которому любое международно-противоправное деяние государства влечет за собой его международную ответственность, не имеет исключений, что также ведет к тому, что в международном праве не существует обстоятельств, которые могли бы оправдать нарушение международного обязательства, составляющее международно-противоправное деяние.

Все международные правонарушения наносят определенный вред международному правопорядку. Наличие в составе международного правонарушения признака противоправности деяния покрывает собой элемент вредности, присутствующий в поведении государства. В совокупности элементов, образующих состав международного правонарушения, вредные последствия противоправного поведения выступают в качестве самостоятельного обязательного объективного элемента состава.  

Вред как элемент международного правонарушения – это ущерб, причиняемый защищенным международным правом законным интересам потерпевших от правонарушения государств или интересам всего международного сообщества в случае совершения международных преступлений.


Наличие ущерба законным интересам государства ставит последнее в положение потерпевшего и дает тем самым ему основание предъявлять требования к государству- правонарушителю, а также применять международно -правовые санкции, т. о субъектами международных правоотношений, возникающих в связи с совершением международного правонарушения могут быть только те государства, законным интересам которых нанесен ущерб. Они являются субъектами международных претензий, или, выражаясь языком Международного суда, "могут рассматриваться как имеющие юридический интерес в защите прав".

Если противоправное деяние не причиняет ущерба, то и самого интереса как такового не возникает. Кроме того, "в зависимости от характера и объема ущерба, причиненного правонарушением, определяют объем, вид и формы ответственности государства- правонарушителя", а также характер и объем международных претензий.

Установление ущерба следует считать необходимым элементом состава международного правонарушения, и состоит оно в установлении того, подлежат ли защите соответствующих норм международного права интересы, которым был причинен ущерб.   

В зависимости от природы ущерба, причиненного международным правонарушением, его подразделяют на два основных вида:   материальный ущерб – различные имущественные потери, начиная от территориальных потерь и кончая упущенной выгодой;   нематериальный ущерб – начиная от различных форм ограничения государственного суверенитета и кончая уроном чести и престижа государства.

    Однако часто ущерб причиняется и в смешанной форме.

В международном праве при делении материального ущерба по характеру утрат выделяются положительный ущерб (действительный материальный ущерб) и упущенная выгода.

Если в результате правонарушения утрачено имущество, налицо положительный ущерб; если утрачена возможность извлечь определенные экономические выгоды в будущем, речь идет об упущенной выгоде.

Упущенная выгода отличается от косвенного ущерба. Критерием деления убытков на прямые и косвенные служит характер причинной связи между неправомерным поведением и причиненным ущербом.

Причинная связь между противоправным поведением государства и наступившими вредными последствиями является необходимым элементом состава международного правонарушения, условием ответственности государства за причинение ущерба законным интересам других государств. Является ли причинная связь прямой или косвенной, необходимой или случайной, типичной или нетипичной и т. п., от этого зависит деление причиненного правонарушением ущерба на прямой и косвенный.

Практические критерии отграничения прямого ущерба от косвенного дать невозможно в связи со сложностью и многообразием самих международных отношений. Необходимо изучать все обстоятельства конкретного случая, учитывая конкретные объективные законы, действующие в тех сферах, которых касается данное деяние, причинившее вред. "Те общие правила, которые могут быть на этот счет установлены при кодификации норм об ответственности, не должны слишком стеснять свободы усмотрения тех международных инстанций (представители государств на переговорах, смешанные комиссии, третейские суды и т. п.), которые будут решать вопрос о возмещении с учетом всех конкретных обстоятельств дела".


Рассмотрение вреда и причинной связи в качестве необходимых элементов международно- противоправного деяния важно и для определения последствий противоправного поведения государства в зависимости от характера и объема причиненного вреда.

Так, тяжкие последствия некоторых наиболее опасных деяний (геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы или морей и др.) дают возможность квалифицировать эти деяния как международные преступления, а также определить субъектов возникающих правоотношений и возможных претензий.

Теперь рассмотрим вину как субъективный элемент международного правонарушения.

Вина государства – это социально-политическое явление, суть которого заключается в осознании государством противоправности своего поведения, в его волевом отношении к результатам этого поведения, выражающемся как в желании их получить, так и в невнимательности к правам других субъектов или пренебрежения этими правами.

Вина, принимаемая в таком смысле, содержится в любом международном правонарушении, однако это не означает, что вина – обязательный составной его элемент, без доказанности наличия которой невозможна международно-правовая ответственность.

3. Ответственность государства-правонарушителя существует в конкретных ее видах и формах.

Виды ответственности, в зависимости от характера возлагаемых на государство лишений, делятся на материальные и нематериальные.

    В доктрине международного права для обозначения нематериальной ответственности используются по крайней мере три термина: моральная, политическая и смешанная, морально- политическая ответственность.

 Поскольку поведение государства, в том числе и международно-противоправное, является поведением политического социального механизма, любой вид ответственности государства в международной публично-правовой сфере имеет политический характер. Только за неимением более подходящего термина нематериальную ответственность в литературе обозначают как политическую.

В реальной жизни виды ответственности взаимосвязаны. Деление ответственности на материальную и нематериальную в принципе условно, но тем не менее необходимо для ее практического осуществления.

Виды ответственности как отражение специфики лишений, претерпеваемых государством- правонарушителем, появляются в формах, обусловленных этой спецификой.

    Форма ответственности, отражая конкретное в лишениях, претерпеваемых государством- правонарушителем, является способом, с помощью которого это государство выполняет обязанности, вытекающие из его ответственности, и тем самым претерпевает соответствующие лишения.

В международно-правовой литературе различно трактуются формы международной ответственности и соответствующая терминология.

Большинство авторов традиционно относят к формам нематериальной ответственности ресторации, сатисфакции и санкции, а к формам материальной ответственностиреституции, субституции и репарации; другие – выносят за рамки форм ответственности санкции, рассматривая их в качестве мер чистого принуждения, которые служат средством, обеспечивающим пресечение международных правонарушений, восстановление международного правопорядка и призванным в конечном счете принудить государство-правонарушитель выполнить обязанности, вытекающие из его ответственности.